город Томск |
|
29 апреля 2019 г. |
Дело N А45-42959/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Скачковой О.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белозеровой А.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Егорова Евгения Леонидовича (N 07АП-2719/2019) на решение от 29.01.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-42959/2018 по заявлению индивидуального предпринимателя Егорова Евгения Леонидовича (630105, г. Новосибирск, ул. Кавалерийская, д. 2, кв. 108) к Министерству природных ресурсов и экологии Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, пр-кт Красный, 18, ИНН: 5406558540 ОГРН: 1105406000798) о признании незаконным решения о выдаче отрицательного заключения от 23.08.2018 N71 на проект освоения лесного участка
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: Котенев К.С., представитель по доверенности от 17.01.2019, удостоверение;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Егоров Евгений Леонидович (далее - предприниматель, заявитель, ИП Егоров Е.Л.) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Новосибирской области (далее - министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения (заключения) от 23.08.2018 N 71 на проект освоения лесов лесного участка, площадью 0, 1117 га, предоставленного в аренду по договору от 10.12.2009 и обязании заинтересованного лица выдать положительное заключение на проект освоения лесов указанного лесного участка.
Решением суда от 29.01.2019 (резолютивная часть объявлена судом 23.01.2019) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель в апелляционной жалобе и дополнениям к ней просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. Апелляционная жалоба мотивирована несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, неправильным применением норм процессуального и материального права.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в суд в соответствии со статьей 262 АПК РФ, представитель в судебном заседании, доводы апелляционной жалобы отклонил, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без изменения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив доводы апелляционной жалобы, дополнения к жалобе, отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с договором от 10.12.2009 N 8/35-Р предпринимателю предоставлен в аренду лесной участок, площадью 0, 1117 га, расположенный на землях лесного фонда Искитимского лесничества Бердского лесохозяйственного участка в квартале N 12, выделах N N 22, 23, 28 и является частью лесного участка, площадью 324 512 000, 0 кв. м, с кадастровым (условным) номером: 11504401 и номером учетной записи в государственном лесном реестре: 350-2009-09.
Водных объектов на лесном участке нет, однако лесной участок находится в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе Новосибирского водохранилища.
Лесной участок расположен в защитных лесах, относящихся к ценным лесам (нерестоохранные полосы) и представлен лесными землями, покрытыми лесной растительностью, и нелесными землями.
На лесном участке, предоставленном в аренду по договору, размещены объекты: постройка временная, используемая в рекреационных целях (здание "Дом охотника") - двухэтажное здание, год постройки - 1953, имеется фундамент - кирпичные столбы, декорированные диким камнем, размером 20, 5 х 8, 7 м, 3, 3 х 5, 2 м, площадью 196 кв. м; постройка временная, год постройки - 1999, металлический каркас, обшитый профнастилом, без фундамента, одноэтажная, размером 17, 5 х 3, 9 м, площадью 68 кв. м; беседка - некапитальное нестационарное сооружение, деревянное сооружение, без фундамента, год постройки - 1999, размером 3, 05 х 2, 66 м, площадью 8 кв. м; дровница - некапитальное нестационарное сооружение, без фундамента, год постройки - 1999, размером 3, 2 х 1, 93 м, площадью 6 кв. м; площадка для игр, детская, год постройки - 2003, с качелями и детским домиком. Названные объекты возведены на лесном участке ранее заключения договора, разрешительная документация на возведение существующих объектов на лесном участке отсутствует.
Заявитель, в соответствии с требованиями лесного законодательства, неоднократно обращался в министерство с заявлением о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, получая отрицательные заключения.
Предприниматель, разработав "Проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду заявителю для осуществления рекреационной деятельности в квартале N 12 Бердского лесохозяйственного участка Искитимского лесничества департамента лесного хозяйства Новосибирской области", передал его на государственную экспертизу заинтересованному лицу.
После проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов заинтересованным лицом выдано отрицательное заключение на проект освоения лесов N 71 от 23.08.2018.
Не согласившись с данным заключением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных требований. Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, для признания недействительным решения налоговой инспекции необходимо наличие двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение им прав и законных интересов общества.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (пункты 1 и 2). При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (пункт 5). На основании части 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. В силу пунктов 1, 2 статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в Порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 N 496 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.
Пунктами 3, 7 Порядка установлено, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации. Экспертиза проекта освоения лесов проводится в срок до 30 дней с даты поступления материалов. Срок проведения экспертизы может быть продлен в зависимости от содержания проекта освоения лесов, но не более чем на 10 дней.
Согласно пункту 7.1 Порядка экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
В рамках экспертизы проводится проверка оформления проекта освоения лесов, которая включает следующее: соответствие структуры документа требованиям к составу проекта освоения лесов; соответствие заголовков разделов, подразделов их содержанию; правильность заполнения табличных форм; наличие необходимых тематических лесных карт и правильность их оформления; правильность употребления и написания терминов и других знаковых средств (терминологическая экспертиза), соответствие текста правилам русского языка.
Указанным Порядком предусмотрено, что экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным (пункт 9). Положительное заключение Экспертизы оформляется при соответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации (пункт 10). Отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также не соответствующие лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 11).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 утверждены Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки (далее - Состав проекта освоения лесов). Данным приказом установлены требования к составу и порядку разработки проекта освоения лесов, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, составляющих проект освоения лесов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Состава проекта освоения лесов установлено, что проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей. Общая часть проекта составляется для всех видов пользования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации. Специальная часть проекта освоения лесов - раздел "Организация использования лесов" включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренные договором аренды лесного участка или условиям предоставления лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Общая часть проекта освоения лесов состоит из следующих разделов: общие сведения; сведения о лесном участке; создание лесной инфраструктуры; строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В разделе "Создание лесной инфраструктуры" должна содержаться характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке (приложение N 8) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта), а также иные сведения (пункт 7 Состава проекта освоения лесов).
В силу статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в Порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи.
Министерство является органом исполнительной власти Новосибирской области, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области лесных отношений на территории Новосибирской области.
Частью 8 пункта 1 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлено, что одним из принципов лесного законодательства является принцип использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека. В соответствии с пунктом 4 статьи 12 ЛК РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Согласно пункту 3 статьи 41 ЛК РФ и пункту 5 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02.2012 N 62 (далее - Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности), на лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов, а также принципа запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В соответствии с пунктом 6 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, леса для осуществления рекреационной деятельности используются способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека. Согласно пункту 9 тех же Правил лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны соблюдать условия договора аренды лесного участка и решения о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование и осуществлять использование лесов способами и технологиями, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие на последующее воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов.
Исследовав представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу о том, что возведение капитальных объектов на спорном лесном участке не предполагается; временные постройки не являются согласно законодательству РФ зданиями или сооружениями (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ), помещениями, так как помещения являются частью здания или иного объекта недвижимости; приложение В к СП 118.13330.2012 "Свод правил. Общественные здания и сооружения", утвержденных приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10 (далее - Свод правил) называется "Перечень основных функционально-типологических групп зданий и сооружений и помещений общественного назначения", а пункт 5 приложения В к Своду правил имеет название "Здания и помещения для временного пребывания", следовательно, действие пункта 5 приложения В к Свод правил) свое действие распространяет на здания и помещения для временного пребывания в учреждениях отдыха, следовательно пункт 5 приложения В к Своду правил не распространяется на временные постройки - сооружения, соответственно, ссылка заинтересованного лица на пункт 5 приложения В к Своду правил является несостоятельной.
Статья 10 ЛК РФ подразделяет леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Исходя из положений статьи 12 ЛК РФ, именно с соблюдением целевого назначения лесов и выполняемых ими полезных функций осуществляется их освоение, а также их использование, являющееся частью освоения лесов. Статья 10 ЛК РФ подразделяет леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Исходя из положений статьи 12 ЛК РФ именно с соблюдением целевого назначения лесов и выполняемых ими полезных функций осуществляется их освоение, а также их использование, являющееся частью освоения лесов. В ЛК РФ предусмотрены различные виды использования лесов, в их числе и такой вид, как использование лесов для осуществления рекреационной деятельности. Кодекс определяет рекреационную деятельность как организацию отдыха и туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (пункт 8 части 1 статьи 25, часть 1 статьи 41). Для осуществления рекреационной деятельности на землях лесного фонда законодатель допускает строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (пункт 6 части 1 статьи 21 ЛК РФ).
Между тем, руководствуясь принципом соблюдения целевого назначения лесов и выполняемых ими полезных функций, Кодекс установил, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным их использованием при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями, определив в статьях 102 - 107 особенности их использования, охраны, защиты и воспроизводства (часть 4 статьи 12, часть 3 статьи 10 ЛК РФ).
С учетом особенностей правового режима к защитным лесам отнесены леса: 1) расположенные на особо охраняемых природных территориях; 2) расположенные в водоохранных зонах; 3) выполняющие функции защиты природных и иных объектов; 4) ценные леса. В свою очередь, леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, подразделяются на: а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; в) зеленые зоны; в.1) лесопарковые зоны; г) городские леса; д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов (часть 2 статьи 102 ЛК РФ).
Из системного толкования приведенных законоположений следует, что, допуская в статьях 21 и 41 Кодекса возможность строительства на землях лесного фонда объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления рекреационной деятельности, законодатель в указанных нормах не конкретизировал перечень этих объектов и то, в каких лесах с учетом их целевого назначения они могут быть созданы, возложив обязанность по утверждению Перечня на Правительство Российской Федерации.
В пункте 6 указанного Перечня перечислены объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления рекреационной деятельности в защитных лесах, относящихся к категориям лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, за исключением лесопарковых зон, в лесах, расположенных в водоохранных зонах, в ценных лесах, за исключением особо защитных участков лесов: линия связи; линия электропередачи воздушная, постройка временная, используемая в рекреационных целях.
Из содержания норм, регулирующих правовой режим защитных лесов, следует, что в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья (пункт 5 части 1 статьи 104 ЛК РФ).
В части 4 статьи 12 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. В соответствии с частью 3 статьи 41 Лесного кодекса РФ на лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.
Как следует из материалов дела - лесной участок относится к категории защитных лесов, относящихся к ценным лесам, в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе Новосибирского водохранилища. Категория защитных лесов: ценные леса - нерестоохранные полосы лесов.
Если на участках лесного фонда предусматривается строительство капитального типа, то для этого требуется предварительное изъятие (перевод) участков из состава лесного фонда по правилам лесного и земельного законодательства, поскольку такое пользование (и владение) к лесным относиться не будет. Аналогичные положения содержатся и в Правилах использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Рослесхоза от 21.02.2012 N 62.
В данном случае апелляционный суд считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что в той части, где заявителю вменялось в качестве нарушения возведение на лесном участке капитальных объектов недвижимости, что не допускается на данной категории лесных участков, в том числе нарушение пункта 6 Правил использования лесов в целях осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Рослесхоза от 21.02.2012 N 62, выводы министерства являются предположительными, т.к. соответствующих доказательств в порядке части 5 статьи 200, статьи 65 АПК РФ не представлено, при этом, в той части, где обществу вменялось превышение рекреационной нагрузки, которая вытекает из высокой плотности застройки (покрытие объектами благоустройства) лесного участка, выводы заинтересованного лица являются обоснованными и не опровергнуты заявителем.
Разработчик проекта освоения лесов при проектировании должен использовать все возможные методы и способы для расчетов, которые позволят сохранить и оздоровить окружающую среду, ландшафты и растительный мир на лесном участке. Освоение лесов должно соответствовать их целевому назначению, предусмотренному статьями 12, 41 и 106 Лесного кодекса РФ.
Согласно подразделу 2.8 лесохозяйственного регламента Искитимского лесничества средняя допустимая рекреационная нагрузка составляет 7-10 чел. на 1 га в день. С учетом указанной нагрузки, площади арендованного лесного участка - 0,45 га, средняя допустимая рекреационная емкость для лесного участка составляет 3-4 чел./день. В соответствии с подразделом 7.4 проекта освоения лесов допустимая рекреационная нагрузка лесного участка с учетом коэффициента, характеризующего степень благоустройства территории, этот коэффициент равен 1 (для неблагоустроенных лесов), составляет 5-8 чел./га в день, рекреационная емкость лесного участка составляет 1 чел в день. Учитывая положения вышеназванного лесохозяйственного регламента коэффициент благоустройства территории равен 1. Таким образом, рекреационная емкость арендуемого лесного участка составляет 1 чел в день.
Исходя из количества существующих временных построек ("Дом охотника", двухэтажное здание с двумя выходами; временная постройка - одноэтажное здание; беседка, площадка для игр (детская); скамейка; пешеходная дорожка с мягким покрытием; два мостика) на лесном участке могут одновременно находиться более 1 человека, следовательно, проектируется использование лесного участка с превышением допустимой рекреационной нагрузки, т.е. способами, наносящими вред окружающей среде, в нарушение пункта 6 Правил от 21.02.2012 N 62, статей 12, 41 и 102 ЛК РФ. Доказательств иного предпринимателем в обоснование заявленной позиции в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено. При указанных обстоятельствах оспариваемое отрицательное заключение экспертной комиссии соответствуют упомянутым нормам лесного законодательства, в связи с чем, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания их недействительными.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, положенных в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Учитывая, что министерством в порядке статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ, представлены доказательства правомерности и обоснованности вынесения оспариваемого отрицательного заключения на проект освоения лесов, апелляционный суд считает, что вышеуказанный ненормативный правовой акты соответствуют действующему законодательству.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Заявителем не опровергнуты обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого заключения.
Апелляционный суд отклоняет ссылку на судебную практику (дело А45-34744/2018), поскольку названный судебный акт принят судом по конкретному делу, фактические обстоятельства которого отличны от фактических обстоятельств настоящего дела и касается несколько иных правоотношений, что не свидетельствуют о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что отказав в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 АПК РФ, относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.01.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-42959/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Егорова Евгения Леонидовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.