Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 5 сентября 2019 г. N Ф06-50682/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
29 апреля 2019 г. |
Дело N А12-961/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "22" апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" апреля 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Акимовой М.А., Веряскиной С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарем судебного заседания Разгильдяевой А.В., после перерыва секретарем судебного заседания Кожокарем А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 декабря 2018 года по делу N А12-961/2018 (судья Л.В. Кострова)
по заявлению коммандитного товарищества "Фролов и компания" (404606, Волгоградская обл., Ленинский район, п. Маяк Октября, ОГРН 1023405169490, ИНН 3415007182)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям (344037, г. Ростов-на-Дону, ул. 20-я линия, д. 43, ОГРН 1056163009957, ИНН 6163072891)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось коммандитное товарищество "Фролов и компания" (далее - КТ "Фролов и компания", заявитель) с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (далее - административный орган, Управление) от 25 декабря 2017 года N 02/4-05-284/2017/06/12/17/200000 о привлечении к административной ответственности по части 8 статье 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15 марта 2018 года, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2018 года, требование КТ "Фролов и компания" оставлено без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 23 октября 2018 года решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15.03.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 по делу N А12-961/2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26 декабря 2018 года с учетом определения об исправлении опечатки от 17 января 2019 года требования коммандитного товарищества "Фролов и К" удовлетворены, постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия от 25.12.2017 N 02/4-05-284/2017/06/12/17/200000 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 8 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей признано незаконным и отменено.
Административный орган, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных КТ "Фролов и компания" требований отказать в полном объеме.
КТ "Фролов и компания" представлены возражения по доводам апелляционной жалобы, а также письменные пояснения, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом объявлен перерыв в судебном заседании до 22.04.2019 до 09 часов 30 минут по местному времени (МСК+1), о чём вынесено протокольное определение. Объявление о перерыве размещено в соответствии с рекомендациями, данными в пунктах 11-13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2013 года N 99 "О процессуальных сроках", на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда. После перерыва судебное заседание продолжено.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 АПК РФ посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 24 января 2019 года.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителя Территориального органа Росздравнадзора по Саратовской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, письменных пояснений, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя Управления от 27 октября 2017 года N ВП-137 проведена внеплановая выездная проверка исполнения КТ "Фролов и К" ранее выданного предписания Управления от 07 августа 2017 года N 56.
Указанным предписанием на КТ "Фролов и К" возложена обязанность в период с 08 августа 2017 года по 26 октября 2017 года устранить нарушения ветеринарно-санитарных требований и правил, а именно: биологические отходы, образовавшиеся в процессе деятельности, уничтожить в соответствии Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утверждёнными Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04 декабря 1995 года N 13-7-2/469 (далее - Правила).
19 октября 2017 года КТ "Фролов и К" сообщило об исполнении требований предписания от 07 августа 2017 года N 56, приложив акт на дезинфекцию от 09.10.2017, акт на уничтожение биоотходов от 09.10.2017, составленные с участием заведующего Маякским ветучастком, главного ветврача КТ "Фролов и К", ветфельдшера КТ "Фролов и К".
В ходе проверки 21 ноября 2017 года административным органом осуществлён выезд на место совершения административного правонарушения.
Управлением выявлено, что предписание от 07 августа 2017 года N 56 выполнено не надлежащим образом, а именно: на всех семи осмотренных животноводческих точках проведено захоронение трупов животных в землю без кремации до зольного остатка; на месте уничтожения биологических отходов сжигание проведено на земле, пепел и останки после сжигания (кости, части трупов) в землю не закапывались, что является нарушением Правил.
Административный орган квалифицировал допущенное нарушение по части 8 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
08 декабря 2017 года в отношении заявителя составлен протокол N 02/4-05-284/2017 об административном правонарушении (т.1 л.д.24). О времени и месте составления протокола заявитель извещён надлежащим образом (т.1 л.д.21-23).
25 декабря 2017 года административным органом вынесено постановление N 02/4-05-284/2017/06/12/17/200000 о привлечении КТ "Фролов и К" к ответственности, предусмотренной частью 8 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде штрафа в размере 200000 руб. (т.1 л.д.30-32). О времени и месте вынесения постановления КТ "Фролов и К" извещено надлежащим образом (т.1 л.д.26-28).
Заявитель с указанным постановлением не согласился и оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что ни протокол об административном правонарушении, ни оспариваемое постановление не содержат указания на то, какие меры, предписанные предписанием от 07.08.2017 N 56, относительно захоронения биологических отходов по конкретным объектам, при повторной проверки товариществом не были устранены, что послужило основанием для привлечения товарищества к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В части 8 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законных требований лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора, регионального государственного ветеринарного надзора, об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил, ветеринарных правил.
Административным органом установлено, что КТ "Фролов и К" требования Правил нарушены, ранее выданное предписание не исполнено.
При этом вывод суда первой инстанции о том, что ни протокол об административном правонарушении, ни оспариваемое постановление не содержат указания на то, какие меры, предписанные предписанием от 07.08.2017 N 56, относительно захоронения биологических отходов по конкретным объектам, при повторной проверки товариществом не были устранены, признается судом не соответствующим обстоятельствам правонарушения и имеющимся в материалах дела доказательствам ввиду следующего.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 23 октября 2018 года решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15.03.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 по делу N А12-961/2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области. В постановлении кассационной инстанции указано, что судебными инстанциями не установлено, какие меры предписанные предписанием от 07.08.2017 N 56, относительно захоронения биологических отходов по конкретным объектам, при повторной проверки товариществом не были устранены, что послужило основанием для привлечения товарищества к административной ответственности.
Во исполнение определения Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2019 года по делу А12-961/2018 от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия поступили материалы проверки N ВС-097 от 07.08.2017 года, материалы проверки, послужившие основанием для вынесения предписания от 07.08.2017 N 56.
В соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Согласно абзацу пятому пункта 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции; в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Кодекса, может в силу части 3 статьи 288 Кодекса являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.
Таким образом, закон возлагает на апелляционные суды обязанность повторно рассмотреть дело, проверив и выяснив, все фактические обстоятельства.
На основании изложенного суд приобщил представленные документы к материалам дела, как необходимые для полного и всестороннего рассмотрения спора.
Из представленных административным органом во исполнение определения суда от 28.02.2019 следует, что старшим государственным инспектором отдела ветеринарного контроля и надзора Забугиной Светланой Борисовной, старшим государственным инспектором отдела ветеринарного контроля и надзора Ишмухамбетовой Халитой Вахитовной в период с 12.07.2017 по 08.08.2017 проведена внеплановая выездная проверка в отношении коммандитного товарищества "Фролов и компания" на предмет соблюдения требования законодательства Российской Федерации в области ветеринарии.
18 июля 2017 года старшим государственным инспектором отдела ветеринарного контроля и надзора Забугиной С.Б. составлен акт выезда на место, согласно которому в ходе выезда на место (позиционный район (боевые поля) войсковой части N 15644 ЗАТО Знаменск Волгоградской области, вблизи поселка Маяк Октября, земли Министерства обороны Российской Федерации с кадастровым номером 34:23:210001:1) установлено, что на территории боевых полей находится 7 животноводческих точек, ранее выявленные незаконно возведенные и используемые без правоустанавливающих документов. Животноводческие точки фактически используются для разведения скота. При этом установлено, что скот на этих животноводческих точках в момент проверки был удален (кроме животноводческой точки N 7) за исключением трупов и больных животных. Директор КТ "Фролов и К" Фролов Василий Александрович был заранее извещен о проведении 18.07.2017 ветеринарной проверки старшим государственным инспектором отдела ветеринарного контроля и надзора Забугиной С.Б., при опросе пояснил, что животноводческие точки (в количестве 7 штук), находящиеся на территории ЗАТО г. Знаменска для разведения скота его товариществом не используются, а оформленные в Росреестре здания и строения на КТ "Фролов и К" на животноводческой точке N 7 (находящиеся на территории позиционного района войсковой части N 15644) им проданы, при этом он отказался пояснить кому именно они были проданы, сославшись на коммерческую тайну.
На животноводческой точке N 7 был обнаружен сельскохозяйственный скот (овцы, свиньи, крупный рогатый скот), а на животноводческой точке N 3 также были обнаружены 6 верблюдов.
Факт использования указанных и незаконно находящихся на территории ЗАТО г. Знаменск Астраханской области животноводческих точек подтверждается обнаруженным на этих точках скотом, а также находящихся на них автомобильной и другой техники, а также сельскохозяйственной техники и использующейся в том числе для незаконного выращивания зерновых культур на территории ЗАТО г. Знаменск вблизи поселка Маяк Октября Волгоградской области. Площадь посевов зерновых культур на территории этого ЗАТО г. Знаменск составляет несколько сотен гектаров. Использующаяся для этого сельскохозяйственная техника находится также на территории ЗАТО г. Знаменск - животноводческая точка N 7.
В ходе осмотра обнаружены скотомогильники, стихийные захоронения трупов животных в землю. Места сжигания трупов животных с наличием костных останков. Разбросанные по земле кости, шкуры животных. Места для подворного убоя животных. Трупы и больные сельскохозяйственные животные.
Также в ходе осмотра были обследованы животноводческие точки N 1, 2, 3, 4, 7. Приложением к акту осмотра является фототаблица от 18.07.2017.
07 августа 2017 года по результатам внеплановой выездной проверки КТ "Фролов и К" был составлен акт проверки N ВС-097, согласно которому Коммандитное товарищество "Фролов и Компания" осуществляет деятельность по содержанию и разведению сельскохозяйственных животных с 2002 г. (согласно выписке из ЕГРЮЛ наименование вида деятельности: разведение КРС, МРС\ лошадей и свиней).
С 2006 года между К.Т. "Фролов и Ко" и войсковой частью 29139 (правопреемник в/ч 15644) заключен договор аренды боевых полей для целей содержания и разведения сельхозживотных и выращивания зерновых культур площадью 900 га. Договор аренды от 31.05.2006 не зарегистрирован в Росреестре. Правообладатель земель с кадастровым номером 34:23:210001:1 площадью 5913540000 кв.м. является Российская Федерация в лице Министерства Обороны.
Согласно договору аренды КТ "Фролов и К" были построены 7 животноводческих точек, функционирующих по настоящее время при объезде указанных точек обнаружено: на территории боевых полей находится 7 животноводческих точек, ранее выявленные незаконно возведенные и используемые без правоустанавливающих документов.
На животноводческой точке N 7 был обнаружен сельскохозяйственный скот (овцы-свиньи, крупный рогатый скот), а на животноводческой точке N 3 также были обнаружены шесть верблюдов.
Факт использования указанных и незаконно находящихся на территории ЗАТО г. Знаменск Волгоградской области животноводческих точек подтверждается обнаруженным на этих точках скотом, а также находящихся на них автомобильной и другой техники, а также сельскохозяйственной техники и использующейся в т.ч. для незаконного выращивания зерновых культур на территории ЗАТО г. Знаменск вблизи нос. Маяк Октября Волгоградской области. Площадь посевов зерновых культур на территории ЗАТО г. Знаменск составляет несколько сотен гектаров. Использующаяся для этого сельскохозяйственная техника находится также на территории ЗАТО г. Знаменск - животноводческая точка N 7.
В ходе осмотра обнаружены скотомогильники, стихийные захоронения трупов животных в землю. Места сжигания трупов животных с наличием костных остатков. Разбросанные по земле кости, шкуры животных. Места для подворного убоя животных. Мертвые и имеющие признаки заболеваний сельскохозяйственные животные.
В ходе осмотра были обследованы следующие животноводческие точки:
Животноводческая точка N 1 (зем. участок - кад. номер N 34:23:210001:1. координаты: В=49°13'24", L=45°48'09") находящаяся на удалении 11 км. восточнее нос. Маяк-Октября Волгоградской области, 32,5 км, севернее измерительного пункта - 4 (ИП-4) и 72.5 км севернее от ЗАТО г. Знаменск Волгоградской области. На кошаре имеются возведенные строения, действующие загоны для скота и оборудованные места для его водопоя с пробуренной скважиной. Скот на момент осмотра на данной животноводческой точке отсутствовал. На животноводческой точке обнаружены следующие постройки (строения):
1. Кирпичное 1-этажное строение, использующееся для проживания чабанов (пастухов) и смежное с загоном для содержания скота с бетонным забором, координаты: 49° 13'24.5" с.ш. 45°48'09.5" в.д., размеры: длина - 7 м, ширина - 4 м;
2. Загон для содержания скота с бетонным забором прилегающее (смежное) к кирпичному 1-этажному строению (использующимся для проживания чабанов (пастухов)), координаты: 49° 13'26.0" с.ш., 45"48'09.5" в.д.), размеры: длина - 78 м., ширина -50 м.
На удалении 20 метров от бетонного забора с противоположной стороны кирпичного 1-этажного строения, обнаружен свежезакопанный могильник сельскохозяйственного скота с находящимися на его поверхности скелетированными останками и разлагающимся трупом овцы. При нахождении возле могильника чувствуется трупный запах разложения.
Животноводческая точка N 2 (зем. участок - кад. номер N 34:23:21 ООО 1:1, координаты: 49°15'04" с.ш., 45°50'13" в.д.), находящаяся на удалении 14 км. восточнее нос. Маяк Октября Волгоградской области, 36 км. севернее измерительного пункта - 4 (ИП-4) и 76 км севернее от ЗАТО г. Знаменск Астраханской области. На кошаре имеются возведенные строения, действующие загоны для скота и оборудованные места для его водопоя с пробуренной скважиной. Сельскохозяйственный скот на момент осмотра на данной животноводческой точке отсутствовал, за исключением 4 баранов имеющих внешние признаки заболеваний (нарушения целостности волосяного покрова, истощенность, хромота (перемотанные тряпками копыта), также в загоне для содержания мелкого рогатого скота обнаружен труп барана без признаков разложения. Скот не идентифицирован. Бирки, выщипы отсутствуют. На животноводческой точке обнаружены следующие постройки (строения): кирпичное 1-этажное строение, координаты: 49°15'04,7" с.ш. 45°50'13.5""в.д.. размеры: длина - 7 м., ширина - 6 м.; загон для содержания скота, координаты: 49°15'05,5" с.ш., 45°50'12,6" в.д., размеры: длина - 85 м., ширина - 60 м. Имеются значительные запасы кормов (Солома, сено).
Животноводческая точка N 3 (зем. участок - кад. помер А:" 34:23:210001:1, координаты: 49"16'36"с.ш., 45"50'46"в.д.) находящаяся на удалении 15 км. восточнее нос. Маяк Октября Волгоградской области, 39 км. севернее измерительного пункта - 4 (ИП-4) и 79 км севернее от ЗАТО г. Знаменск Волгоградской области.
На кошаре имеются возведенные строения, действующие загоны для скота и оборудованные места для его водопоя с пробуренной скважиной. Сельскохозяйственный скот на момент осмотра на данной животноводческой точке отсутствовал, за исключением 1 овцы и находящихся вблизи кошары 6 (шести) верблюдов. Скот не идентифицирован. Бирки, выщипы отсутствуют, имеется тавро с буквой "Ф" на крупе. На животноводческой точке обнаружены следующие постройки (строения): Кирпичное 1-этажное строение, координаты: 49°16'35,8" с.ш., 45"50'48,4" в.д., размеры: длина - 8 м., ширина - 6 м.; Загон N 1, для содержания КРС, координаты: 49"16'35,8" с.ш., 45°50"47,1" в.д.. размеры: длина-60 м., ширина - 30 м.; Загон N 2, для содержания овец, координаты: 49°16'37,0" с.ш., 45°50'48,011 в.д. размеры: длина-55 м., ширина - 35 м.
В ходе осмотра обнаружен свежекопанный могильник сельскохозяйственного скота с находящимися его поверхности останками. При нахождении возле могильника чувствуется трупный запах разложения.
Имеются значительные запасы кормов (Солома, сено).
Животноводческая точка N 4 (зем. участок - кад. номер N 34:23:210001:1, координаты: 49° 16'35"с.ш. и 45°54'34"в.д.) находящаяся на удалении 20 км. восточнее нос. Маяк Октября Волгоградской области, 39,5 км. севернее измерительного пункта - 4 (ИП-4) и 79.5 км севернее от ЗАТО г. Знаменск Волгоградской области.
На кошаре имеются возведенные строения, действующие загоны для скота, в том числе лошадей и оборудованные места для его водопоя с пробуренной скважиной. Сельскохозяйственный скот на момент осмотра на данной животноводческой точке отсутствовал. Вблизи кошары (около 150 метров) обнаружены овцы в количестве 20 шт. и, не менее 15 лошадей (на удалении около 700 м.). Скот не идентифицирован. Бирки, выщипы отсутствуют, имеется тавро с буквой "Ф" на крупе. На животноводческой точке обнаружены следующие постройки (строения): Кирпичное 1-этажное строение, координаты 49°16'34.2"с.ш., 45°54'33,7" в.д., размеры: длина -10 м., ширина - 7 м.; Загон для содержания скота N 1, координаты: 49"16'35,8" с.ш., 45°50'47.1" в.д.. размеры: длина - 64 м.. ширина- 34 м. Баня деревянная, координаты: 49°16'34.5" с.ш., 45°54'34.3" в.д. размеры: длина - 3 м.; ширина -2 м. Загон для содержания скота N 2, координаты: 49°16'35,7"с.ш., 45"54'33,8" в.д., размер; длина -110 м., ширина - 37 м. Коровник, координаты: 49°16'36,2" с.ш., 45°54'34,0" в.д.. размеры: длина - 10 м.. ширина -5 м. Коровник также может быть использован для содержания лошадей.
Наличие на животноводческой точке большого количества заготовленного сена показывает на ее настоящее использование для скота, в т.ч. для содержания лошадей.
Животноводческая точка N 7 (зем. участок - кадастровый номер N 34:23:210001:1, координаты 49°14'07,3" с.ш. и 45°40'45.9" в.д.), находящаяся на удалении 2 км. восточнее п. Маяк-Октября Волгоградской области, 35 км. севернее измерительного пункта - 4 (ИП-4) и 75 км. севернее от ЗАТО г. Знаменск Астраханской области.
На часть имеющихся строений этой овцеводческой точки директором КТ "Фролов и К" Фролов В.А. ранее были представлены копии правоустанавливающих документов: "Свидетельство о гос. регистрации права собственности на помещение для скота (сарай N 7 (литер А) серии 34 АА N 108036. Площадь 424.9 кв.м., инв.номер: 001799. Литер А. Этажность: 1; Свидетельство о гос. регистрации права собственности на помещение для скота (сарай N 3 (литер Б)) серии 34 АА N 108035. Площадь: общая 331,4 кв.м., инв. номер: 001799. Литер: К. Этажность: 1; Свидетельство о гос. регистрации права собственности на Дом отдыха животноводов, назначение: нежилое, (дом N2 (литер В)) серии 34 АА N 108034. Площадь: общая 89,8 кв.м.. инв. номер: 001799. Литер В. Этажность: 1; Свидетельство о гос. регистрации права собственности на Дом отдыха животноводов. назначение: нежилое, (дом N1 (литер Г)) серии 34 АА N 108034. Площадь: общая 89.8 кв.м., инв. номер: 001799. Литер Г. Этажн.: 1; Копия технического паспорта на объект - Овцеводческая точка, инвентарный номер: 001799.
На кошаре был обнаружен мелкий рогатый скот (около 400 голов) и крупный рогатый скот (около 150 голов), а также свободно гуляющие по двору индюки, гуси и свиньи (место содержания оборудовано в загонах и сараях литер А и литер Б) в количестве не менее 100 голов. Животные не идентифицированы, бирки, выщипы отсутствуют. У КРС и лошадей имеется тавро на крупе с буквой "Ф".
Ни на одной из посещаемых животноводческих точек не установлены дезбарьеры и дезковрики. Свободный доступ транспорта к загонам для скота.
Животноводческие точки N 5 и N 6 не были осмотрены 18.07.2017 по причине большого количества этих точек (кошар), удаленности их между собой, а также от ЗАТО г. Знаменска Волгоградской области (более 80 км.).
25 июля 2017 года был совершен повторный выезд на животноводческую точку N 7 по причине поступления информации о падеже свинопоголовья, с целью исключения подозрений на африканскую чуму свиней. При осмотре животноводческой точки обнаружено: труп свиньи и 3-х поросят был сожжен на расстоянии не менее 2 км от точки, ветеринарная служба в известность не была поставлена. Кроме того обнаружено, что от 100 голов свинопоголовья осталось 10 свиноматок и 15 поросят. Со слов проживающих на точке чабанов весь скот в том числе и свиньи были в течении недели вывезены с этой точки, а также с 6 остальных точек. Гр. Кумаров А.Д. и Кумарова проживают на данной точке 7 лет и работают в К.Т. "Фролов и Ко" чабанами. Оставшийся скот в количестве 10 свиноматок и 15 поросят их личный скот, а остальное поголовье принадлежало К.Т. "Фролов и Ко". Куда вывозился скот не пояснили. В связи с чтим на гр. Кумарова были наложены административные взыскания за ненадлежащую утилизацию трупов животных и сокрытие информации о падеже животных.
Исходя из представленных документов, а именно: объяснений чабанов, работающих на данных животноводческих точках (гр. Курманалиева М.А, Дисимбаева А.А, Зубкова А.В. Джумаситова Т.Р. Кумарова А.Д, Курманалиева Б.М, Капизова С.С, Сивко В.В, Бозова К.А) указанные лица работают на животноводческих точках, принадлежащих К.Т. "Фролов и Ко", а также скот, содержащийся на указанных животноводческих точках также принадлежит КТ "Фролов и К". Из письма Прокуратуры Волгоградской области от 27.10.2016 N 7/2-1785-2016 следует, что проверкой, проведенной Прокуратурой Волгоградской области с привлечением специалистов Государственной инспекции труда в Волгоградской области установлено, что указанные лица действительно осуществляют трудовую деятельность на основании трудовых договоров с К.Т. "Фролов и Ко" (гр. Кумаров А.Д, Сивко В.В, Капизов С.С, Бозов К.А). Остальные лица также осуществляют трудовую деятельность в К.Т. "Фролов и Ко" но без заключения трудовых договоров, за что КТ "Фролов и Ко" было привлечено к административной ответственности.
Кроме того Прокуратурой ЗАТО Знаменск Волгоградской области проведена проверка КТ "Фролов и Ко" по факту нарушений Земельного Законодательства, в части самовольного занятия земельного участка, без правоустанавливающих документов, в результате которой товарищество было привлечено к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ.
В процессе деятельности этих животноводческих точек образовались биологические отходы. Информация о падеже животных в ветеринарную службу на сообщалась, ветеринарный врач трупы не осматривал и утилизация данных трупов проводилась без указаний и контроля ветеринарной службы. Трупы животных находятся на крышах сараев, сброшены в выкопанные земляные ямы. Имеются места сжигания трупов на поверхности земли с разбросанными несгоревшими остатками. Сжигание трупов проводилось несоответствующим правилам способом, зола и остатки не закапывались в землю (фототаблица приложена). Нарушены: ст. 18 ФЗ РФ "О ветеринарии" N 4979-1 от 14.05.93г; п. 4.2; 7.4 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. 1. Общие положения. Санитарные правила. СП 3.1.084-96. Ветеринарные правила. ВЦ 13.3.4.1100-96" (утв. Госкомсанэпиднадзором РФ 31.05.1996 N 11, Минсельхозпродом РФ 18.06.1996 N 23' ст. 1.1; 1.3; 1.4; 1.5: 1.7; 1.8; 2.1; 2.6; 2.7: 4.3 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации, и уничтожения биологических отходов Утв. Главным госветинспектором РФ В.М. Авиловым 04.12.1995 г. N 13-7-2/469 и. 3, 4. 9. 11, 12, 13, 17, 18 Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации Приказ Минсельхоза РФ N 114 от 29.03.2017 г.; 1.1; 1.5; 1.7; 2.2 Ветеринарно-санитарных правил по организации и проведению дератизационных мероприятий Утв. Заместителем Руководителя Департамента ветеринарии Е.А. Непоклоновым 14.03.2001 г. N 13-5-02/0043, П. 2.4.1; 3.2; 3.14; 6.8 Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора Утв. Минсельхозом РФ 15.07.2002 г. N 13-5-2/0525, Приказа Минсельхоза РФ N 161 от 22.04.2016 г. "Об утверждении перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету", П. 5.4; 5.5 Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Чума. ВП 13.4.1370-96, П. 5 ст. 3 Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических-ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 31 мая 2016 г. N 213.
КТ "Фролов и К" 07.08.2017 выдано предписание N 56 об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил к акту от 07.08.2017 N ВС-097, которым на товарищество возложена обязанность в период с 08.08.2017 по 20.10.2017 устранить нарушения ветеринарно-санитарных требований и правил, а именно: биологические отходы, образовавшиеся в процессе деятельности, уничтожить в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. главным госветинспектором РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469. Таким образом, неотъемлемой частью указанного предписания является акт проверки 07.08.2017 N ВС-097.
С актом проверки 07.08.2017 N ВС-097 директор товарищества ознакомлен и акт с приложением получил, о чем свидетельствует подпись в акте.
Кроме того, согласно постановлению Ахтубинского районного суда Астраханской области от 06.10.2017 года, оставленным в силе решением Астраханского областного суда от 22.12.2017 дело N 7-411/2017, коммандитное товарищество "Фролов и компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Правила, в результате неисполнения которых заявителю выдано предписание от 07 августа 2017 года N 56, определяют условия:
сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в животноводческих комплексах (фермах), фермерских, личных, подсобных хозяйствах, населённых пунктах, местах скопления, кочевий (прогона) животных;
при транспортировке животных и животноводческой продукции;
нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных;
предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями;
охраны окружающей среды от загрязнения.
Согласно пункту 1.7. Правил с введением названных Правил уничтожение биологических отходов путём захоронения в землю категорически запрещается.
В пункте 4.3.1 Правил указано, что сжигание биологических отходов проводят под контролем ветеринарного специалиста в специальных печах или земляных траншеях (ямах) до образования негорючего неорганического остатка.
В пункте 4.3.2 Правил регламентированы способы устройства земляных траншей (ям) для сжигания трупов:
выкапывают две траншеи, расположенные крестообразно, длиной 2,6 м, шириной 0,6 м и глубиной 0,5 м. На дно траншеи кладут слой соломы, затем дрова до верхнего края ямы. Вместо дров можно использовать резиновые отходы или другие твёрдые горючие материалы. В середине на стыке траншей (крестовина) накладывают перекладины из сырых бревен или металлических балок и на них помещают труп животного. По бокам и сверху труп обкладывают дровами и покрывают листами металла. Дрова в яме обливают керосином или другой горючей жидкостью и поджигают (подпункт 4.3.2.1 Правил);
роют яму (траншею) размером 2,5 x 1,5 м и глубиной 0,7 м, причём вынутую землю укладывают параллельно продольным краям ямы в виде гряды. Яму заполняют сухими дровами, сложенными в клетку, до верхнего края ямы и поперёк над ним. На земляную насыпь кладут три-четыре металлические балки или сырых бревна, на которых затем размещают труп. После этого поджигают дрова (подпункт 4.3.2.2 Правил);
выкапывают яму размером 2,0 x 2,0 м и глубиной 0,75 м, на дне её вырывают вторую яму размером 2,0 x 1,0 м и глубиной 0,75 м. На дно нижней ямы кладут слой соломы и её заполняют сухими дровами. Дрова обливают керосином или другой горючей жидкостью. На обоих концах ямы, между поленницей дров и земляной стенкой, оставляют пустое пространство размером 15-20 см для лучшей тяги воздуха. Нижнюю яму закрывают перекладинами из сырых брёвен, на которых размещают труп животного. По бокам и сверху труп обкладывают дровами, затем слоем торфа (кизяка) и поджигают дрова в нижней яме (подпункт 4.3.2.3 Правил).
Траншеи (ямы) указанных размеров предназначены для сжигания трупов крупных животных. При сжигании трупов мелких животных размеры соответственно уменьшают (пункт 4.3.3 Правил).
Золу и другие несгоревшие неорганические остатки закапывают в той же яме, где проводилось сжигание (пункт 4.3.4 Правил).
19 октября 2017 года КТ "Фролов и К" сообщило об исполнении требований предписания от 07 августа 2017 года N 56, приложив акт на дезинфекцию от 09.10.2017, акт на уничтожение биоотходов от 09.10.2017, составленные с участием заведующего Маякским ветучастком, главного ветврача КТ "Фролов и К", ветфельдшера КТ "Фролов и К".
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Законом N 294-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является, в том числе выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Таким образом, процедура проведения проверки общества на предмет исполнения данным юридическим лицом требований ранее выданного предписания должна осуществляться в порядке, предусмотренном нормами Закона N 294-ФЗ.
Основания для проведения внеплановой проверки определены в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ и имеют исчерпывающий перечень.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ одним из оснований для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Должностные лица органа государственного контроля (надзора) обязаны проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о ее проведении в соответствии с ее назначением (пункт 3 статьи 18 Закона N 294-ФЗ).
Частью 21 статьи 10 Закон N 294-ФЗ установлено, что в случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания.
Согласно статьи 12 Закона N 294-ФЗ предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
В соответствии со статьей 14 указанного закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются в том числе:
- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;
- сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки.
Согласно распоряжению от 27.10.2017 N ВП-137 назначено проведение внеплановой выездной проверки с целью проверки исполнения ранее выданного предписания N 56 от 07.08.2017 года к акту проверки N ВС-097 от 07.08.2017 года. Фактический адрес осуществления деятельности указан: Астраханская область, ЗАО г. Знаменск, позиционный район (боевые поля) войсковой части 15644 с кадастровым номером 34:23:210001:1, вблизи поселка Маяк Октября. Срок проведения проверки с 13.11.2017 по 08.12.2017 года. Также указано, что в процессе проверки провести следующие мероприятия по контролю: проверить наличие биологических отходов на указанной территории, способы утилизации обнаруженных при проверке биологических отходов; рассмотрение представленных документов.
Данное распоряжение направлено в адрес проверяемого лица, что подтверждается почтовой квитанцией N 41650004834902 (л.д. 30 т.1) и согласно сайту Почты России "Отслеживание корреспонденции" получено адресатом 09.11.2017 года.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда, что в предписание от 07.08.2017 N 56 отсутствовало указание на места выявления отходов, т.к. указывалось выше в предписание имеется ссылка на акт проверки от 07.08.2017 года N 56, где отражены места выявление отходов с указанием координат точек и данный акт получен директором товарищества.
В ходе проверки 21 ноября 2017 года административным органом осуществлён выезд на место совершения административного правонарушения, оформленный актом выезда на место. В ходе выезда на место осуществлялась фото и видеосъемка с участием представителя в/ч 15644, в результате которой установлено:
1. Животноводческая точка N 1 (зем. участок - кад. номер N 34:23:210001:1. координаты: В=49°13'24", L=45°48'09"). На удалении 20 метров от бетонного забора с противоположной стороны кирпичного 1-этажного строения, обнаружен свежезакопанный могильник сельскохозяйственного скота с находящимися его поверхностями бытовым мусором и останками от скотомогильника (кости). Следов сжигания не обнаружено, захоронение произвелось в земляную яму.
2. Животноводческая точка N 2 (зем. участок - кад. номер N 34:23:21 ООО 1:1, координаты: 49°15'04" с.ш., 45°50'13" в.д.). Скотомогильника не обнаружено. Обнаружен участок сжигания биологических отходов. Сжигание проводилась на земле, пепел не закопан. Имеются не сгоревшие останки и кости животных.
3. Животноводческая точка N 3 (зем. участок - кад. помер А:" 34:23:210001:1, координаты: 49"16'36"с.ш., 45"50'46"в.д.). В ходе осмотра обнаружен свежекопанный могильник сельскохозяйственного скота с находящимися его поверхности останками. Территория захламлена отходами ведения животноводческой деятельности (шерсть, кости животных, куски шкур, навоз), 10 метров от дома животновода обнаружена землянная яма размером 1*2-м с бытовыми отходами, а также с несгоревшими отходами животноводства, присыпанные землей. Стены и края ямы имеют черный цвет от копоти Сжигание производилось в казанной яме.
4. Животноводческая точка N 4 (зем. участок - кад. номер N 34:23:210001:1, координаты: 49° 16'35"с.ш. и 45°54'34"в.д.). На точке имеется сакман. Внутри не мене 10 МРС с явными признаками заболеваний. Обнаружен полуразложившийся труа МРС. На удалении не менее 200 м. имеются следы закопанного скотомогильника с разбросанными по поверхности земли останками животных (кости, шерсть), а также свежевыкапанная прямоугольная яма. В яме находится труп МРС.
5. На животноводческих точках N 5 и 6 обнаружены следы закопанных скотомогильников, захламление земель навозом, бытовым мусором останками животных, не собранных в скотомогильник. При закапывании ям снят верхний слой земли.
6. Животноводческая точка N 7 (зем. участок - кадастровый номер N 34:23:210001:1, координаты 49°14'07,3" с.ш. и 45°40'45.9" в.д.). На данной точке скотомогильника не обнаружено.
Определение координат животноводческих точек производилось с использованием навигационной аппаратуры потребителей глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS "БРИЗ-КМ".
Управлением выявлено, что предписание от 07 августа 2017 года N 56 выполнено не надлежащим образом, а именно: на всех семи осмотренных животноводческих точках проведено захоронение трупов животных в землю без кремации до зольного остатка; на месте уничтожения биологических отходов сжигание проведено на земле, пепел и останки после сжигания (кости, части трупов) в землю не закапывались, что является нарушением Правил.
Суд апелляционной инстанции считает, что не правомерно вменяется не исполнение предписания в части животноводческих точках N 5 и 6, т.к. согласно акту проверки от 07.08.2017 N ВС-097 в отношении указанных мест нарушения не устанавливались, не были осмотрены по причине большого количества этих точек (кошар), удаленности их между собой, а также от ЗАТО г. Знаменска Волгоградской области (более 80 км.).
Товарищество указывает на невозможность акта выезда на место в качестве допустимого доказательства, полученным с нарушением закона.
Суд апелляционной инстанции считает указанные доводы несостоятельными в силу следующего.
Имеющийся в материалах дела акт выезда на место от 21.11.2017 года не является протоколом осмотра в смысле статьи 27.8 КоАП РФ. Положения указанной статьи к нему не применимы. Кроме того, его исключение из числа доказательств не может послужить основанием для отмены оспариваемого постановления.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда, что правоустанавливающие документы на право пользования товариществом в период проведения проверки земельным участком территории позиционного района (боевых полей) войсковой части 15644 с кадастровым номером 34:23:210001:1 суду не представлены.
Не представление указанных документов, не свидетельствует о том, что в момент проверки товариществом не использовался земельный участок.
Кроме того, решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.11.2018 года N А12-34043/2017, оставленным в силе постановлением 12 ААС от 14.02.2019 года, удовлетворены требования Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и обязал коммандитное товарищество "Фролов и компания" устранить препятствия в пользовании земельным участком с кадастровым номером 34:23:210001:1, расположенного по адресу: Волгоградская область, Палласовский район, воинская часть N 2, войсковая часть 15644 (01475), и освободить земельный участок от самовольно возведенных строений и загонов для скота некапитального характера путем демонтажа:
- на животноводческой точке N 1 (49°13'25,6 с.ш., 45°48'07,0 в.д.);
- на животноводческой точке N 2 (49°15'04,4 с.ш., 45°50'14,3 в.д.);
- на животноводческой точке N 3 (49° 16'35,3 с.ш., 45°50'48,3 в.д.);
- на животноводческой точке N 4 (49°16'33,8 с.ш., 45°54'34,1 в.д.);
- на животноводческой точке N 5 (49° 15'07,7 с.ш., 45°57'44,7 в.д.);
- на животноводческой точке N 6 (49°15'56,3 с.ш., 45°56'34,1 в.д.);
- на животноводческой точке N 7 (49°14'06,7 с.ш., 45°40'44,8 в.д.).
Как следует из указанного судебного акта земельный участок с кадастровым номером N 34:23:210001:0001 по адресу: Волгоградская область, Палласовский район, войсковая часть N 2, войсковая часть 15644 (01475) принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России. Категория земель: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; Виды разрешенного использования: под объекты обороны, безопасности и космического обеспечения; Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В рамках указанного дела во исполнение определения Арбитражного суда Волгоградской области от 14.12.2017 лицами, участвующими в деле, проведено совместное обследование спорного земельного участка с составлением соответствующего акта. Согласно акту осмотра 7 животноводческих точек расположенных на земельном участке с кадастровым номером 34:23:210001:1 от 10.01.2018 на земельном участке с кадастровым номером 34:23:210001:1 расположены 7 животноводческих точек с возведенными строениями, загонами для скота и оборудованными местами для его водопоя, которые используются КТ "Фролов и компания".
Факт неисполнения предписания Управления от 07.08.2017 N56 подтвержден в совокупности актом проверки от 07.08.2017 N ВС-097, актом проверки от 21.11.2017 NВП-137, актом выезда на место от 21.11.2017 и протоколом об административном правонарушении от 08.12.2017, то есть предусмотренными законом средствами доказывания.
Таким образом, поскольку предписание от 07.08.2017 N 56 об устранении об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил к акту от 07.08.2017 N ВС-097, который содержит подробное описание допущенных нарушений КТ "Фролов и К" надлежащим образом исполнено не было, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в действиях товарищества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 19.5 КоАП РФ. Вина КТ "Фролов и К" в совершении вменённого административного правонарушения административным органом доказана.
КТ "Фролов и К" не приняло всех зависящих от него мер по исполнению предписания уполномоченного органа от 07 августа 2017 года N 56.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено. С учётом требований статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обоснованно привлёк заявителя к ответственности.
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судом апелляционной инстанции. Существенных нарушений не допущено.
Заявитель указывает о пропуске двухмесячного срока привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод общества о том, что оспариваемое постановление вынесено с истечением двухмесячного срока давности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации области охраны здоровья граждан и в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных (статья 1 данного закона). Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных (статья 2 названного закона). В силу пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" задачей Государственной ветеринарной службы Российской Федерации является, помимо прочего, защита населения от болезней, общих для человека и животных.
Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные Минсельхозпродом Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2/469), нарушение которых вменяется обществу согласно протоколу об административном правонарушении и материалам дела, в пункте 1.11 определяют условия, в частности, предупреждения заболеваний людей зооантропонозными (общими для человека и животных) болезнями и охраны окружающей среды от загрязнения.
Анализ вышеприведенных правовых норм в совокупности с приобщенными в материалы дела доказательствами позволяет прийти к выводу о том, что в рассматриваемом случае совершенное обществом деяние посягает, в числе прочего, на установленный нормативно-правовыми актами порядок защиты населения от болезней, общих для человека и животных, следовательно, подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, посягающего на общественные отношения, складывающиеся в области охраны здоровья граждан и в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Данная позиция отражена в Постановление ВС РФ от 10.08.2017 N 9-АД17-15.
Как следует из материалов дела, срок исполнения предписания от 07.08.2017 N 56, выданного административным органом в связи с нарушениями, допущенными обществом, установленных ветеринарным законодательством Российской Федерации, истек 23.10.2017, соответственно днем совершения правонарушения является 24.10.2017, и, следовательно, срок давности привлечения общества к административной ответственности истекает 24.10.2018.
Таким образом, на момент вынесения оспариваемого постановления годичный срок давности привлечения общества к административной ответственности на основании части 5 статьи 19.5 КоАП РФ, исчисляемым со следующего дня после наступления срока исполнения предписания, не истек.
Административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершённому деянию.
Довод управления о неподведомственности спора суд апелляционной инстанции находит несостоятельными.
В соответствии со статьей 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25, пункте 4 части 1 статьи 227 настоящего
Кодекса - административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными
в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
Поскольку заявитель является юридическим лицом, осуществляет хозяйственную деятельность, правонарушение им допущено в этой сфере, принимая во внимание требования арбитражного процессуального закона и федерального закона об административных правонарушениях, а также многочисленную судебную практику, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о подведомственности данного спора арбитражному суду.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований коммандитного товарищества "Фролов и компания".
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 декабря 2018 года по делу N А12-961/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований коммандитного товарищества "Фролов и К" отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-961/2018
Истец: Коммандитное товарищество "Фролов и К", КТ "Фролов и К"
Ответчик: Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО РОСТОВСКОЙ, ВОЛГОГРАДСКОЙ И АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТЯМ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ
Хронология рассмотрения дела:
05.09.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-50682/19
29.04.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1029/19
26.12.2018 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-961/18
23.10.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-38613/18
26.06.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6064/18
27.04.2018 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5254/18
15.03.2018 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-961/18