г. Вологда |
|
30 апреля 2019 г. |
Дело N А05-14269/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 апреля 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Потеевой А.В., судей Алимовой Е.А., Докшиной А.Ю.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Бушмановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шангальский жилищно-коммунальный сервис" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 декабря 2018 года по делу N А05-14269/2018,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (ОГРН 1042900024562; адрес: г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 14; далее -Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Шангальский жилищно- коммунальный сервис" (ОГРН 1152901009140; адрес: Архангельская обл., Устьянский р-н, с. Шангалы, ул. Розы Шаниной, д. 8, оф. 1; далее - Общество, ООО "Шангальский ЖКС") к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление деятельности по транспортированию и размещению отходов IV класса опасности без лицензии.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 11 декабря 2018 года требования Управления удовлетворены, Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие объективной возможности размещения отходов в соответствии с нормами действующего законодательства. Податель жалобы просит учесть обстоятельства дела и рассмотреть вопрос об освобождении Общества от административной ответственности или о замене административного штрафа на предупреждение.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для её удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по информации, поступившей из государственного казённого учреждения Архангельской области "Устьянское лесничество" (письмо от 20.08.2018 N 5196), на свалке твёрдых бытовых отходов муниципального образования "Шангальское", расположенной на земельном участке с кадастровым номером 29:18:112301:3, происходило возгорание 29.05.2018 в 22 час 17 мин, 24.06.2018 в 11 час 50 мин и 13.08.2018 в 14 час 17 мин. Указанная свалка эксплуатируется Обществом.
Определением от 27.08.2018 N 06-02-149/2018 в отношении Общества возбуждено административное дело по факту несоблюдения экологических требований при обращении с отходами производства и потребления при эксплуатации свалки и проведено расследование по статье 8.2 КоАП РФ, в ходе которого установлено, что Общество осуществляет хозяйственную деятельность по транспортированию и размещению твёрдых бытовых отходов IV класса опасности на свалке (полигоне) твёрдых бытовых отходов муниципального образования "Шангальское".
Управлением в адрес Общества направлено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 27.08.2018 (получено вместе с определением о возбуждении дела об административном правонарушении 04.09.2018).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц к видам деятельности ответчика относится в том числе - сбор отходов и обработка и утилизация отходов.
По уставу, утверждённому решением единственного участника 23.09.2015 N 1, Общество создано в целях получения прибыли от его предпринимательской деятельности.
Общество представило выписку из единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 29:18:112301:3, в соответствии с которой разрешённый вид использования - размещение полигона по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов.
Данный земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, передан ООО "Шангальский ЖКС" по договору аренды от 29.11.2016 N 116 (дата регистрации 31.01.2017), заключённому с муниципальным образованием "Шангальское" Устьянского района Архангельской области.
Предмет договора - земельный участок площадью 40 000 кв.м, категория земель - земли промышленности, энергетики и транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; кадастровый номер 29:18:112301:3; с разрешённым использованием: размещение полигона по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов. Срок договора установлен пунктом 2.1 и составляет 10 лет с 29.11.2016 по 28.11.2026. Участок передан по акту приёма-передачи о 29.11.2016.
Администрация муниципального образования "Устьянский муниципальный район" письмом от 18.09.2018 N 2696 подтвердила, что вывоз твёрдых коммунальных отходов в с. Шангалы, д. Юрятинская и д. Камкинская осуществляет ООО "Шангальский ЖКС" на свалку "Верходворский карьер".
В ходе расследования у юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории с. Шангалы, запрошены документы по передаче отходов в 2017-2018 годах.
Исходя из полученной информации, Обществом заключён ряд договоров на оказание услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов:
- с ООО "Волна" от 01.01.2016 N 39/2016. В 2018 году согласно актам приёма-передачи отходов от 30.03.2018 и 29.06.2018 ООО "Волна" передало на захоронение, а Общество приняло к захоронению отходы в количестве 14,819 тонн. Из них 12,6 тонн это отходы (осадки) из выгребных ям, которые относятся к IV классу опасности (в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утверждённым приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242), а 2,219 тонн - отходы V класса опасности;
- с муниципальным бюджетным учреждением культуры "Устьянский центр народного творчества" от 01.06.2017 N 60/2017 и 25.01.2018 N 36/2018;
- с муниципальным бюджетным образовательным учреждением "Устьянская СОШ" от 01.01.2017 N 47/2017, во исполнение которого в 2017 году Обществом оказаны услуги на сумму 31 786,95 руб., а в 2018 году - 27 313,8 руб. По предоставленным данным учёта в 2017 году было передано на захоронение 3,3 тонны отходов IV класса опасности и 18,8 тонн отходов V класса опасности.
Факт оказания услуг подтверждается материалами дела и ответчиком в апелляционной жалобе не оспаривается.
В ходе административного расследования государственным инспектором Управления Николаенко О.А. в присутствии двух понятых, а также законного представителя Общества - генерального директора Есманского А.В. 13.09.2018 произведён осмотр территории - полигона ТБО с. Шангалы Устьянского района Архангельской области, в ходе которого установлено, что на объекте находятся твёрдые коммунальные, жидкие бытовые, древесные отходы. В единичном количестве имеются отработанные шины, холодильник, металлолом. На объекте зафиксированы свежие навалы бытовых отходов и следы протекторов шин. Объект оборудован шлагбаумом, ведётся журнал учёта приёма отходов.
Согласно заключению от 26.09.2018 N 44 на данном объекте размещены отходы IV и V классов опасности (т. 1, л. 21-23).
Таким образом, установлено, что ООО "Шангальский ЖКС" осуществляет размещение твёрдых и жидких бытовых отходов на объекте - полигон (свалка) ТБО МО "Шангальское", расположенном на земельном участке с кадастровым номером 29:18:112301:3 ("Верходворский карьер"). При этом Общество не имеет лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности.
Данные обстоятельства зафиксированы в протоколе от 24.10.2018 N 06-02-226/2018 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
О составлении протокола Общество извещено заблаговременно. Представитель Общества участия в составлении протокола не принял, направил ходатайство о его рассмотрении без его участия.
Управление в соответствии частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц от четырёх тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Статьёй 46 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что отдельным видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок.
Частью 3 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) предусмотрено, что к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность, по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу пункта 1 статьи 9 Закон N 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии Законом N 99-ФЗ с учётом положений настоящего Федерального закона.
Материалами дела подтверждается, что Общество в 2018 году оказывало услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а именно по их сбору, транспортировке и размещению, которые относятся к бытовым отходам IV класса опасности, в отсутствие лицензии на осуществление указанного вида деятельности.
Податель жалобы наличие вины во вменяемом ему правонарушении не отрицает.
Доказательств, обосновывающих невозможность соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказывающих принятие предприятием необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлено.
При таких обстоятельствах в действиях Общества содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения лица к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Срок давности привлечения к ответственности, определённый статьёй 4.5 КоАП РФ, судом первой инстанции не нарушен.
Ссылки заявителя о совершении им правонарушения в состоянии крайней необходимости отклоняются апелляционной инстанцией в силу следующего.
Одним из средств защиты, предусмотренных КоАП РФ, является институт крайней необходимости.
В соответствии со статьей 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причинённый вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Таким образом, лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности, если оно своими действиями пыталось предотвратить опасность, угрожающую общегосударственным интересам или законным интересам субъектов частного права. При этом опасность могла быть устранена только в результате совершения административного правонарушения. В данном случае такие обстоятельства отсутствуют. Общество осуществляет вид деятельности, подлежащий лицензированию, не имея соответствующий лицензии.
С учётом изложенного следует признать, что у суда имелись все основания для привлечения ответчика к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе Общество указывает на возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершённые административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учётом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку из материалов дела не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Размер административного штрафа, назначенного в сумме 40 000 руб., определён судом с учётом характера вменяемого административного правонарушения и составляет минимальный размер административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершённого правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 декабря 2018 года по делу N А05-14269/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шангальский жилищно-коммунальный сервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Потеева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.