Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 сентября 2019 г. N Ф05-14574/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
30 апреля 2019 г. |
Дело N А40-157907/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Вигдорчика Д.Г.,
судей: Попова В.И., Мухина С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамедовым Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу В.И. Косярумова на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.10.2018 по делу N А40-157907/18, принятое судьей Ю.Л. Головачевой
по заявлению Косярумова В.И.
к Межрайонной ИФНС N 46 по г.Москве,
третье лицо: ИФНС N 4 по г.Москве
о признании незаконными действий
при участии: от заявителя: Рябов Д.В. по доверенности от 25.06.2018; от заинтересованного лица: не явился, извещен; от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Косярумов Владимир Иванович обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИФНС России N 46 по г. Москве о признании незаконными действий по исключению ЗАО "СТЭН" из ЕГРЮЛ и внесению записи о прекращении деятельности юридического лица; об обязании устранить допущенные нарушения прав.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 11.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм процессуального и материального права.
Информация о принятии апелляционных жалоб вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебное заседание явился, просил суд решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители заинтересованного, третьего лиц в судебное заседание не явились, о дате, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 09 апреля 2018 года ЗАО "СТЭН" (ОГРН 1027700135726) было исключено налоговым органом из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц от 15.12.2017 г. N 172621 принято на основании справки от 08.12.2017 г. N 28856-0 о непредставлении обществом в течение последних 12 месяцев документов отчётности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сбора, и справки от 08.12.2017 г. N 28856-С об отсутствии с течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии открытых банковских счетов.
Решение о предстоящем исключении ЗАО "СТЭН" из Единого государственного реестра юридических лиц опубликовано в "Вестнике государственной регистрации" часть 2 N 50(664) от 20.12.2017 г.
Указанное решение явилось основанием для внесения 09.04.2018 записи об исключении общества из реестра как фактически прекратившего свою деятельность.
Косярумов В.И., являясь учредителем, мажоритарным акционером (85,52% акций) и единоличным исполнительным органом ЗАО "СТЭН", считает, что указанными действиями ответчика были нарушены его права и охраняемые законом интересы, поскольку, хотя на момент внесения записи об исключении общества из реестра ЗАО "СТЭН" формально и отвечало признакам недействующего юридического лица, общество тем не менее осуществляет хозяйственную деятельность и является фактически действующим.
При этом налоговому органу было известно о наличии дочернего некоммерческого учреждения у ЗАО "СТЭН" (Частное учреждение "Музей Дом Пейзажа имени И.И. Левитана", ОГРН 1093300000562), деятельность которого, явствующая из наименования и положений Федерального закона от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", невозможна без использования недвижимого имущества. Кроме того, исключение общества из ЕГРЮЛ причиняет заявителю и иным кредиторам общества ущерб.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ и свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированным до 01.07.2002 года, ЗАО "СТЭН" было учреждено 05 декабря 1991 года, а фактически ведет деятельность с 1989 года.
11 августа 1994 г., на основании договора купли-продажи N 5/94 с МНУ АООТ "СПЭМ", ЗАО "СТЭН" были приобретены объекты недвижимого имущества, кадастровый (условный) номер 33:13:08 02 17:0018:6438/9, 33:13:08 02 17:0018:6437/9.
07 апреля 2003 года, на основании договора купли-продажи земельного участка, заключенного с муниципальным образованием "Петушинский район", ЗАО "СТЭН" был приобретен земельный участок, кадастровый номер 33:13:08 02 17:0018.
20 мая 2003 года произведена государственная регистрация прав на указанные объекты недвижимого имущества, что подтверждается соответствующими свидетельствами, а также выписками из ЕГРН.
В 2009 году ЗАО "СТЭН" принято решение о создании на базе принадлежащих обществу объектов дома-музея имени И.И. Левитана, для чего 18 мая 2009 года было создано Частное учреждение "Музей Дом Пейзажа имени И.И. Левитана" (ОГРН 1093300000562).
Объекты недвижимого имущества в настоящее время эксплуатируются как ЗАО "СТЭН", так и его дочерним частным учреждением. Недвижимое имущество частично закреплено за ЧУ "Музей Дом Пейзажа имени И.И. Левитана" на праве оперативного управления, в связи с чем музей осуществляет уплату налога на имущество, и соответственно сдает необходимую налоговую отчетность. Наличие у музея имущества обусловлено требованиями Федерального Закона от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".
Между ЗАО "СТЭН" и энергоснабжающими организациями имеются продолжительные договорные отношения, по которым до настоящего времени осуществляются расчеты за потребляемые обществом ресурсы (N К-01 -12/4089-18 от 01.09.2017, N 33200221000597 от 01.04.2018).
Поддерживая вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона N 129-ФЗ моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
В силу п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона N 129-ФЗ записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании решения о государственной регистрации, принимаемого регистрирующим органом.
В соответствие с п. 3 ст. 25.6 Закона N 129-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы вышестоящий регистрирующий орган или федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, принимает одно из следующих решений: а) об отмене решения регистрирующего органа; б) об оставлении жалобы без удовлетворения. Решение вышестоящего регистрирующего органа или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в соответствии со статьей 2 данного Федерального закона, по результатам рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, а также направляется в регистрирующий орган не позднее следующего дня со дня принятия этого решения (абзац 4 пункта 4 статьи 25.6 Федерального закона N 129-ФЗ).
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 25.6 Федерального закона N 129-ФЗ в случае отмены решения регистрирующего органа о государственной регистрации регистрирующий орган обязан внести соответствующую запись в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения решения вышестоящего регистрирующего органа или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в соответствии со статьей 2 данного Федерального закона.
Полномочия по отмене решения нижестоящего налогового органа закреплена также в статье 9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943- 1 "О налоговых органах Российской Федерации", согласно которой вышестоящий налоговый орган вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.
При этом Федеральным законом N 129-ФЗ в редакции Федерального закона N 241-ФЗ установлен порядок принятия вышестоящим налоговым органом такого решения в рамках отношений, регулируемых Федеральным законом N 129-ФЗ.
Судебное оспаривание действий (бездействия) регистрирующего органа, связанных с внесением в ЕГРЮЛ конкретной записи, возможно лишь по основаниям, когда такие действия произведены регистрирующим органом в нарушение принятого регистрирующим органом соответствующего решения о государственной регистрации.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что действия Инспекции по исключению ЗАО "СТЭН" произведены регистрирующим органом в нарушение ранее принятого решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, истцом не представлено.
По смыслу п. 1 ст. 64.2 ГК РФ и п. 1 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
В силу п. 1 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
В регистрирующий орган из ИФНС России N 4 по г. Москве поступили Справка N 28856-0 о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, и Справка N 28856-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов в отношении ЗАО "СТЭН" по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации N 32н "Об утверждении формы справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и формы справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов".
15.12.2017 было принято Решение N 172621 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ЗАО "СТЭН" из ЕГРЮЛ. 20.12.2017 сведения о предстоящем исключении ЗАО "СТЭН" были опубликованы в Вестнике государственной регистрации.
В течение трех месяцев после публикации сообщения в Инспекцию, по адресу, указанному в публикации: 125373, г. Москва, Походный пр-д, домовладение 3, стр.2, не поступало заявлений от лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с предстоящим исключением ЗАО "СТЭН". 09.04.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН N 7187747264511B отношении ЗАО "СТЭН" о внесении в ЕГРЮЛ сведений об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
Только наличие одновременно всех признаков указанных в п. 1 ст. 21.1. Закона N 129-ФЗ является исчерпывающим основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. Налоговый орган не вправе проверять и устанавливать иные обстоятельства при рассмотрении вопроса об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Каких-либо доводов, свидетельствующих об отсутствии обстоятельств (непредставление документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету), которые в силу ст.21.1 Закона N 129-ФЗ являются основанием для принятия решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, заявителем не приведено.
Согласно п.8 ст. 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 17 января 2012 г. N 143-0-0, пункты 1 - 3 статьи 21.1 и пункт 8 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
Учитывая открытость данной информации и отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом об исключении юридического лица, Заявитель и иные заинтересованные лица вправе были самостоятельно отслеживать информацию об обществе и принимаемых налоговой инспекцией решениях о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ, представлять возражения в соответствии с ст. 21.1 Закона о государственной регистрации.
Таким образом, заявитель, как лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением ЗАО "СТЭН" из ЕГРЮЛ, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, имел возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ и направить в регистрирующий орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением ЗАО "СТЭН" из ЕГРЮЛ, что воспрепятствовало бы регистрирующему органу исключить его из ЕГРЮЛ. Поскольку заявитель не воспользовался своим правом заявить возражения в установленный срок, оснований полагать, что исключением ЗАО "СТЭН" из ЕГРЮЛ нарушены его права, не имеется.
Таким образом, при отсутствии доказательств нарушения прав заявителя исключением ЗАО "СТЭН" из ЕГРЮЛ, пункт 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ применен быть не может.
Довод заявителя о наличие договорных отношений между ЗАО "СТЭН" и третьими лицами не состоятелен в связи с тем, что исходя из смысла статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ в системе действующего правового регулирования наличие договорных отношений не является препятствием для вынесения решения о предстоящем исключении и для исключения из ЕГРЮЛ.
Таким образом, статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, определены четкие критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), а соответственно, не допускают их произвольного применения. При указанных обстоятельствах заявленные требования к Инспекции не могут быть признаны обоснованными.
В отношении требования об обязании Инспекции восстановить в ЕГРЮЛ запись об ЗАО "СТЭН", как о действующем юридическом лице необходимо отметить следующее. Согласно п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В силу п. 3 ст. 5 Закон N 129-ФЗ в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.
Другого порядка внесения исправлений в ЕГРЮЛ действующее законодательство не предусматривает.
Признание судом незаконными решения влечет внесение в ЕГРЮЛ новой записи, но не создает оснований для исключения (аннулирования) совершенных ранее регистрационных действий.
Таким образом, законодательство не предусматривает возможности аннулирования или исключения записей и сведений реестра.
Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Пропуск заявителем срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для их переоценки.
С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.10.2018 по делу N А40-157907/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Г. Вигдорчик |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.