Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 16 сентября 2019 г. N Ф09-4972/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
06 мая 2019 г. |
Дело N А50-33258/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 мая 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Муравьевой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Пермь" (ОГРН 1035900103997, ИНН 5902201970): Ивлев С.В. по доверенности от 01.01.2017, Власов М.С. по доверенности от 01.01.2017;
от заинтересованного лица Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5902293298): Тищенко И.М. по доверенности от 01.01.2017;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 16 января 2019 года по делу N А50-33258/2018,
принятое судьей Цыреновой Е.Б.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Пермь"
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Пермь" (далее - заявитель, ООО "Лукойл-Пермь") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - заинтересованное лицо) в приеме лесной декларации, выраженного в письме от 17.09.2018 N СЭД-30-01-25.4-6851.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 16.01.2019 заявленные требования удовлетворены: признан незаконным отказ в приеме лесной декларации, изложенный в письме Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 17.09.2018 N СЭД-30-01-25.4-6851; на заинтересованное лицо возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе указывает, что на момент рассмотрения лесной декларации срок проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу по указанному договору аренды лесного участка, истек, отказ в приеме лесной декларации соответствует требованиям лесного законодательства. Присутствовавший в судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал данные доводы апелляционной жалобы.
ООО "Лукойл-Пермь" с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя поддержали позицию, содержащуюся в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края и ООО "Лукойл-Пермь" заключен договор от 30.12.2014 N 329/15z0180 о передаче в аренду лесного участка под строительство нефтепромыслового трубопровода Березовского нефтяного месторождения ЦДНГ-7 на срок с 01.01.2015 по 30.12.2015.
Приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 23.03.2015 N СЭД-30-01-02-319 утверждены заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, установлен срок действия положительных заключений, в том числе N 13-2015/144 в отношении указанного лесного участка, на срок действия проектов освоения лесов.
Дополнительным соглашением N 1 от 26.11.2015 срок договора аренды от 30.12.2014 N 329/15z0180 продлен до 26.12.2016.
ООО "Лукойл-Пермь" письмом от 29.08.2018 N И-21959 представило в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края лесную декларацию N 3.
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в письме от 17.09.2018 N СЭД-30-01-25.4-6851 сообщило об отказе в приеме лесной декларации на том основании, что истек срок проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу.
ООО "Лукойл-Пермь", не согласившись с данным отказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконным оспариваемого ненормативного правового акта.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме (далее - Порядок) утвержден Приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17.
В ч. 1, ч. 2 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
Срок действия положительного заключения экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов (п. 13 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 N 496).
Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 утвержден Состав проекта освоения лесов и порядка его разработки.
Согласно п. 28 Состава проекта освоения лесов проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Разделы проекта освоения лесов (из указанных в главе II настоящего документа), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка или решению о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, не разрабатываются (п. 29 Состава проекта освоения лесов).
В соответствии с п. 30 Состава проекта освоения лесов проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных ст.ст. 43-45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Для видов использования лесов, определенных ст.ст. 43-45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.
Статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрен вид использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Таким образом, срок действия проекта освоения лесов в отношении линейных объектов определяется сроком действия договора аренды.
В силу ч. 4 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Согласно п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Как следует из материалов дела, между Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края и ООО "Лукойл-Пермь" заключен договор от 30.12.2014 N 329/15z0180 о передаче в аренду лесного участка под строительство нефтепромыслового трубопровода Березовского нефтяного месторождения ЦДНГ-7 на срок с 01.01.2015 по 30.12.2015.
Во исполнение требований Лесного кодекса Российской Федерации и условий договора аренды обществом разработан проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду, срок действия проекта определен сроком действия договора аренды. На указанный проект получено положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 23.03.2015 N СЭД-30-01-02-319).
Срок действия договора аренды от 30.12.2014 N 329/15z0180 был продлен до 26.12.2016; по истечении срока действия договора аренды ООО "Лукойл-Пермь" продолжило использование лесного участка при отсутствии возражений арендодателя, ежеквартально оплачивает арендную плату, что заинтересованным лицом не оспаривается, в связи с чем указанный договор аренды на основании п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации считается возобновленным на тех же условиях.
Принимая во внимание, что вышеуказанный договор аренды лесного участка был возобновлен на тех же условиях, то срок действия проекта освоения лесов, который производен от срока действия указанного договора аренды, не является истекшим, состав проекта освоения лесов определяется на весь период использования лесов для строительства объекта и возобновление договора аренды этих лесов на неопределенный срок не является основанием для разработки нового проекта освоения лесов.
Доказательств несоответствия представленной заявителем лесной декларации установленным требованиям, заинтересованным лицом не представлено. Соответствующие доводы заинтересованного лица судом отклоняются на основании вышеизложенного.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае отказ в принятии лесной декларации не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 января 2019 года по делу N А50-33258/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.