Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 августа 2019 г. N Ф07-9754/19 настоящее постановление изменено
г. Санкт-Петербург |
|
06 мая 2019 г. |
Дело N А56-72721/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Царегородцевым Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): Калинина Е.А. - доверенность от 10.01.2019
от ответчика (должника): Сторублевцев В.В. - доверенность от 10.07.2018
от 3-го лица: 1) Огороднова Л.Л. - паспорт 2) не явился. извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6104/2019) ООО "Вита-Нова" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2019 по делу N А56-72721/2018 (судья Суворов М.Б.), принятое
по иску ФГБУК "Российский национальный музей музыки"
к ООО "Вита-Нова"
3-е лицо: Ковалева-Огородновап Людмила Леонидовна; Министерство культуры Российской Федерации
о взыскании
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Российский национальный музей музыки" (место нахождения: 125047, Москва, ул. Фадеева, 4, ОГРН: 1027739721019, далее - Музей музыки, истец), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Вита-Нова", (место нахождения: 196097, Санкт-Петербург, Огородный пер.,д.23, ОГРН: 1027802770159, далее - ответчик), о взыскании убытков в размере 125 060 руб. за неправомерное использование в коммерческих целях воспроизведений 50 (пятьдесят) музейных предметов в книге "Сергей Рахманинов: Биография", автор Ковалёва-Огороднова Л. (выходные данные издания: "Ковалёва-Огороднова Л. "Сергей Рахманинов: Биография" СПб.: Вита Нова, 2015-В 2т. - Т.1. - 384 с.: 242 ил. + Цв. вклейка XVI с. - ("Жизнеописание") ISBN 978-5-93898-551-3 (т. 1); Ковалёва-Огороднова Л. "Сергей Рахманинов: Биография" СПб.: Вита Нова, 2015-В 2т. - Т.2. - 464 с.: 75 ил. + Цв. вклейки XXXII с. - ("Жизнеописание") ISBN 978-5-93898-552-0 (т. 2).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Ковалева-Огородновап Людмила Леонидовна (адрес: 192171, Санкт-Петербург, Седова д. 80 кв. 14, далее - автор), Министерство культуры Российской Федерации (место нахождения: 125009, Москва, Переулок Гнездниковский М., д.7/6 строение 1,2).
Решением суда первой инстанции от 24.01.2019 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и отказать истцу в удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель истца с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Третьи лица, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции провернны в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела 12.10.2009 между ответчиком (издательство) и Огородновой Л.Л. (автор) заключен авторский договор N 20-2009/АД о передаче исключительных прав, по условиям которого автор принял на себя обязательства создать и предать издательству текст книги, предварительно озаглавленной "Сергей Рахманинов: Жизнеописание", а также передать издательству исключительные права на использование произведения, в том числе право на воспроизведение в форме книги, право на распространение книги, право на передачу произведения в эфир и СМИ в целях рекламы.
Ответчиком в 2015 году издана книга "Сергей Рахманинов: Биография", автор Ковалёва-Огороднова Л., 2 тома, тиражом 800 экз.
В указанном издании использованы изображения музейных предметов (в том числе: графика, автографы, фотографии, негатив и иные документы), входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации и закрепленных за истцом на праве оперативного управления, в том числе:
фотография "Рахманинов Василий Аркадьевич, отец С. В. Рахманинова. Снимок _. Стоит. Фас. Левая рука на спинке стула.", том 1 стр. 18;
фотография "Рахманинова Л.П. мать С.В. с ребенком. Снимок _. Сидит в кресле. На руках ребенок.", том 1 стр. 19;
фотография "Елена Васильевна Рахманинова, старшая сестра композитора, умершая в юности." том 1 стр. 23;
фотография "С.В. Рахманинов в детстве. Сидит на кресле, опершись локтем на пюпитр инструмента." том 1 стр. 44;
фотография "М.А. Трубникова-Рахманинова, любимая тетка композитора с дочерьми: Ольгой Андреевной (налево) и Анной Андреевной (направо)." том 1 стр. 45;
фотография "Зилоти А. И. и Лист. Лист сидит, руки сложены. А.И. стоит - в правой руке книга. Снимок 3/4" том 1 стр. 56;
документ (печатная рукопись) "Прошение Н.С. Зверева на имя Директора Московской Консерватории о зачислении Рахманинова в Консерваторию. На обороте: расписка Рахманинова о получении метрического свидетельства.", том 1, стр. 62;
фотография "Класс проф. Зверева в Моск. Консерватории. Сидят (слева направо): А. Скрябин, проф. Зверев, К. Черняев, М. Пресман; стоят: С. Самуэльсон, А. Максимов, С. Рахманинов, Ф. Кенеман. Фото. На белом картон. паспарту с желтоватой подкладкой." том 1 стр. 76;
фотография "Сатины - Варвара Аркадьевна и Александр Александрович (родители жены С.В. Рахманинова)." том 1 стр. 84;
фотография "Сатины Наталья, Софья, Александр, Владимир Александровичи с собакой "Алеко" во дворе дома Погожева. Конец 90-х г.г." том 1 стр. 85;
фотография ""Ивановка". Флигель, в котором жил С. В. Рахманинов. Фото."том 1 стр. 87;
фотография "А. А. Брандуков (1858-19.. г.) виолончелист, друг С. В. Рахманинова. Сидит на стуле с виолончелью в руках, фас, рост." том 1 стр. 102;
музыкальная рукопись (автограф) "1-я Симфония. Ор. 13. Для большого оркестра. 1. Grave. 2. Allegroanimato. 3. Larghetto. 4. Allegroconfuoco. Переложение для ф-п. в 4 руки - автора. Посвящ. А. Л[одыженской]. С пометками и поправками." том 1 стр. 107;
документ (печатная рукопись) "Диплом С.В.Рахманинова (выданный) об окончании Моск. Консерватории по классу свободного сочинения (Аренского) и игре на фортепиано (Зилоти) с большой золотой медалью, за N 150." том 1 стр. 111;
фотография "Беседка (в имении Лысенковых 1893 г.) "Исполняются беспрекословно все мои желания, капризы и т.д. Мне не редкость, если в мою комнату вдруг полетят розы, вообще цветы, букеты и это все она. Как-то я выразил желание писать свои сочинения в саду. И этого было достаточно, чтобы она схватилась за эту мысль и начала строить мне какую-то башню очень больших размеров с разными вензелями, звездами и т.п. (Из письма Рахманинова С.В. к Людмиле Дмитриевне Скалон. 29 июня 1893 г.)." том 1 стр. 115;
фотография с автографом "Рахманинов С.В. Фото 1894 г. Погрудный. Автограф: "Моей любимой, дорогой детке Сонечке от С. Рахманинова 30-е октября. 1894 г." том 1 стр. 129;
фотография "Рахманинов С.В. Фото [1897 г.]. Сидит на диване. В левой руке папироса." том 1 стр. 139;
фотография "Даль Н.В. Портрет в старости, погрудный, поворот _ влево." том 1 стр. 141;
музыкальная рукопись (автограф) "1.MorceaudeFantaisie. "Delmo". Для фортепиано. 2.Черновые наброски." том 1 стр. 142;
фотография "Рахманинов С.В. - стоит на мостике, у ног собака Левко." том 1 стр. 147;
фотография "Шаляпин Ф.И. и Рахманинов С.В. Двойной портрет в молодом возрасте." том 1 стр. 160;
фотография "Рахманинов С. В. с женой Наталией Александровной и дочерью Ириной. Снимок [1904-05 г. ]. Вкварт. на Воздвиженке." том 1 стр. 178;
фотография "Шаляпин Ф., Ф. Литвин, К. Сен-Санс, Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов и др. Группа. На листе картона." том 1 стр. 204;
фотография "С. В. Рахманинов корректирует свой 3-й ф-п. концерт. Снимок сделан летом 1910 г. Большой луг и клумбы роз перед домом в Ивановке, Тамбовской губ. и уезда Степановской волости." том 1 стр. 219;
программа (печатная рукопись) "Сольный ф-п. концерт Рахманинова. В программе: Рахманинов: соната ре-минор ор. 28, Мелодия, Юмореска, Баркаролла, Полишинель, 4 прелюдии. Первое выступление Р-ва в Америке в 1909 г." том 1 стр. 223;
фотография "Альбом фотографии в имении Брасово, где бывал Рахманинов С.В. Среди фотографии неустан. лиц - фотографии С.В. Рахманинова и его жены Рахманиновой Н. А. Альбом в кожаном переплете. Надпись сделана металлическими буквами." том 1 стр. 242;
фотография "С. В. Рахманинов на автомобиле с..." том 1 стр. 256;
фотография "С. В. Рахманинов в Сан-Франциско. Стоит у дерева, фас, рост. Фотокопия с илл. Журн. "Mus. America"." том 1 стр. 324;
фотография "Фоли, Чарльз. Портрет поколенный, 3/4 влево на фоне портрета - "Рахманинов С.В. и Крейслер Ф. играют". Фотокопия на паспарту.", том 1 стр. 327;
фотография "Артисты Моск. Худ. театра и Шаляпин на даче у Рахманинова в Нью-Джерси." том 1 стр., 344;
фотография "Шаляпин, Москвин и Рахманинов на даче последнего в Нью-Джерси." том 1 стр. 345;
фотография "Рахманинов С.В. Рахманинов на даче LocustPointNewJersy. Сидит в гамаке, читает. Фото 1921или 1923 г." том 1 стр. 346;
фотография "С. В. Рахманинов с женой Н. А. Рахманиновой." том 2 стр. 10;
фотография "С. В. Рахманинов. Стоит облокотившись на крышку рояля с нотами." том 2 стр. 82;
фотография "С.В. Рахманинов и Чехов М. (слева) стоят на фоне дома, увитого зеленью." том 2 стр. 84;
фотография "Рахманинов С.В. с внуками Софинькой Волконской и Сашей Конюсом. Рахманинов в пожилом возрасте. Наклонился к цветам." том 2 стр. 97;
фотография "Рахманинов С. В. стоит около рояля (фас)." том 2 стр. 122;
фотография "С.В. Рахманинов и Б.Ф. Шаляпин у портрета С. Рахманинова. С автогр. С. Рахманинова. В дер. рамке, под стеклом." том 2 стр. 129;
фотография "С. В. Рахманинов и дирижер Евгений Орманди смотрят партитуру Симфонических танцев." том 2 стр. 131;
программа печатная "Сольный ф-п. концерт Рахманинова. В программе: Моцарт, Бетховен, Шуман, Бах - Рахманинов (Партита), Рахманинов (Сирень), Шуберт - Лист, Шуман-Таузиг, Шопен-Лист, Чайковский-Рахманинов (Колыбельная), Крейслер-Рахманинов (Радость любви)." том 2 стр. 137;
фотография "Рахманинов С.В. и Рахманинова Н.А. сидят в беседке. С.В. Рахманинов держит в руках ноты." том 2 стр. 144;
фотография "Дом С. Рахманинова в Беверли Хилс." том 2 стр. 146;
фотография "С. В. Рахманинов фас, рост, стоит, заложив руки в карманы, на площадке перед своим домом. Последний снимок Р." том 2 стр. 157;
фотография "Руки Рахманинова (на клавиатуре рояля)." том 2 стр. 168;
хромолитография "Герб рода дворян Рахманиновых: шлем с двумя крыльями, усеянными пятиконечными звездами. Под шлемом щит разделенный красками на две половины. В левой половине, на черном фоне три пятиконечные звезды, между которыми на золотистом фоне нарисованы три бомбы с запальниками. На правой стороне на зеленом фоне два перекрещенных копья, на верху шестиконечная звезда, внизу полумесяц. Под щитом лента с надписью "За верность и ревность". Из кн. "Историч. сведения о роде дворян Рахманиновых". Киев, 1895 г." том 1, вклейка лист 1;
негатив "Рахманинов С.В. композитор. Рост, корпус, _ вправо, голова почти фас. Стоит на аллее сада, в руках коса. Фото 1938 г., в усадьбе Сенар, Швейцария." том 2 стр. 61;
рисунок (подлинник) "Рахманинов Сергей Васильевич (1873-1943), композитор. Портрет работы худ. Л. Пастернака. _ влево, коленный. Сидит за роялем, глаза опущены. В правом верхнем углу полустертая надпись: "14 марта 191..г Пастернак", а в левом: "Москва" том 1 стр. 264;
портрет (подлинник) "Рахманинов С.В. (1873-1943) Композитор, пианист, дирижер. Эскизный портрет - _ вправо, художника Ционглинского (1900-й год). От Акимовой-Ершовой С.В." том 1, вклейка лист IX;
портрет (подлинник) "Григорьев Б.Д. Портрет С.В. Рахманинова. 1930 Насине-сером пятнистом фоне крупно голова в профильвправо, с легким наклоном вниз. Черные гладкиекоротко стриженные волосы открывают большоеморщинистое правое ухо. Цвет лица коричнево-охристый. Лоб наморщен - вертикальные складки надтемными щетинистыми бровями у переносицы.Большие веки опущены вниз, под ними "мешки" подглазами. На правой скуле бородавка. Щека иподбородок в крупных глубоких морщинах. Одет в черное, виден белый атласный воротничок. Внизусправа коричневой краской на сером фоне подпись:BorisGrigoriev." том 2, вклейка лист IV;
портрет (подлинник) "Художник Шаляпин Б.Ф. Портрет композитора С.В.Рахманинова. 1940 г. Портрет поколенный. С.В.Рахманинов сидит в профиль влево за пианино. Лицо сосредоточенное, веки опущены, волосы короткоострижены. На нем светлая сорочка, серые брюки,бордовый галстук. Кисти рук лежат на клавишах. Набезымянном пальце его правой руки - кольцо. Фон состоит из досок темно-красного цвета. Справа внизуавторская подпись, надпись и дата: BorisChaliapinHentington 1940 Из старых поступлений." том 2, вклейка лист XVI.
30.06.2016 истец, ссылаясь на положения статьи 36 Федерального закона N 54-ФЗ, направил в адрес ответчика претензию с требованием о возмещении убытков в виде стоимости использования музейных предметов, в сумме 125 060 рублей.
Поскольку требования претензии в добровольном порядке удовлетворены не были, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, признал их обоснованными как по праву, так и по размеру.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению.
По общему правилу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для взыскания убытков истцу необходимо доказать следующую совокупность обстоятельств: факт их причинения и размер, противоправное поведение причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и действиями указанного лица, а также вину причинителя вреда в произошедшем.
В соответствии со статьей 3 Закона о музейном фонде под музейным фондом понимается совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных настоящим Законом.
Согласно статье 53 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 N 3612-1 организации культуры обладают исключительным правом использовать собственную символику (официальное и другие наименования, товарный знак, эмблема) в рекламных и иных целях, а также разрешать такое использование другим юридическим и физическим лицам на договорной основе.
Предприятия, учреждения и организации могут изготавливать и реализовывать продукцию (в том числе рекламную) с изображением (воспроизведением) объектов культуры и культурного достояния, деятелей культуры при наличии официального разрешения владельцев и изображаемых лиц.
Плата за использование изображения устанавливается на основе договора. При использовании изображения без разрешения применяются нормы законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и Музеях в Российской Федерации" под музейным фондом понимается совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Музейный фонд состоит из государственной и негосударственной частей. В состав государственной части музейного фонда входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности или в собственности субъектов Российской Федерации, независимо от того, в чьем владении они находятся (статьи 3, 7, 13 указанного Закона).
Статьей 36 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (в редакции на 23.02.2011) предусмотрено, что право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, принадлежит музею, за которым закреплены данные музейные предметы и музейные коллекции.
Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций.
Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что опубликование изображений музейных предметов, в качестве иллюстраций, является воспроизведением музейных предметов, учтенных в составе коллекции Музея и закрепленных за ним на праве оперативного управления, которое без разрешения владельца не допускается.
Нормы музейного законодательства Российской Федерации не противоречат доктрине свободного использования произведений, перешедших в общественное достояние, а лишь ограничивают коммерческое использование воспроизведений предметов музейных коллекций и устанавливают специальный правовой режим для таких объектов.
Материалами дела установлено, что в собрании музея находятся включенные в музейный фонд Российской Федерации музейные предметы, что подтверждается выписками из инвентарных книг, актами сдачи-приемки, с указанием номеров и описаний предметов. Данное обстоятельство также подтверждается письмом Министерства культуры Российской Федерации от 22.08.2018 N 1035-05-07, Приказом Минкультуры России от 12.05.2011 N 449.
В силу Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ) Музейный фонд представляет собой совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением определенных ограничений.
Включение музейных предметов и коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации производится федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры после проведения соответствующей экспертизы.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 28.03.1983 N 246 приказом Минкультуры СССР от 27.12.1988 N 483 утверждено Положение о Музейном фонде СССР. Данный приказ является действующим в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Поскольку музейные предметы, находившиеся в музеях и иных организациях до 1996 года, на момент принятия Закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ являлись предметами Музейного фонда СССР и, соответственно, уже относятся к Музейному фонду Российской Федерации, повторное прохождение процедуры включения в состав Музейного фонда Российской Федерации не требуется.
Информация об этих предметах должна быть направлена в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации не для регистрации в составе Музейного фонда Российской Федерации, а для внесения в него сведений об этих предметах, поскольку в соответствии с пункта 2 Положения о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 N 179, он представляет собой электронную базу данных, содержащую основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ музейные предметы поступившие в государственные музеи и иные организации после 1996 года, независимо от источников поступления, подлежат включению в состав Музейного фонда Российской Федерации и считаются включенными в его состав после регистрации соответствующего факта в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.
Судом установлено, что рассматриваемые объекты как музейные предметы, поступили в музей в период с 1941 по 1983 года и на момент принятия Закона N 54-ФЗ уже являлись предметом Музейного фонда СССР.
Таким образом, рассматриваемые объекты относятся к Музейному фонду Российской Федерации и повторное прохождение процедуры включения в состав Музейного фонда Российской Федерации не требуется.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно посчитал доказанным факт вхождения объектов в состав государственной части музейного фонда Российской Федерации и верно указал, что они являются федеральной собственностью Российской Федерацией, владение которой на праве оперативного управления осуществляет истец, следовательно, музей является законным владельцем музейного предмета.
Согласно статье 53 Основ законодательства Российской Федерации о культуре предприятия, учреждения и организации могут изготавливать и реализовывать продукцию (в том числе рекламную) с изображением (воспроизведением) объектов культуры и культурного достояния, деятелей культуры при наличии официального разрешения владельцев и изображаемых лиц. Плата за использование изображения устанавливается на основе договора. При использовании изображения без разрешения применяются нормы законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 36 Закона N 54-ФЗ передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций.
Музей в силу статьи 36 Закона N 54-ФЗ и статьи 53 Основ законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) вправе осуществлять передачу прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов, плата за использование которых устанавливается на основе договора. При использовании изображения без разрешения применяются нормы законодательства Российской Федерации.
При этом отсутствие установленного порядка передачи музеями прав на использование в коммерческих целях воспроизведений объектов, включенных в состав Музейного фонда РФ, не может исключать действие статьи 36 Закона о Музейном фонде РФ, то есть каким-либо образом ограничивать право музея.
Материалами дела установлено воспроизведение музейных предметов в виде иллюстраций книги "Сергей Рахманинов: Биография", изданной ответчиком.
Между тем доказательств того, что использование музейных предметов осуществляется в соответствии с договором на использование в коммерческих целях воспроизведения музейного предмета, включенного в состав музейного фонда Российской Федерации в дело не представлено.
Согласно статье 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно.
В подтверждение размера причиненных убытков истец представил приказ Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки (со 02.02.2018 г. переименовано в Российский национальный музей музыки) от 11.02.2015 N 41 "Об утверждении расценок на предоставление права на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и коллекций" и расчет упущенной выгоды в виде неполученной стоимости услуг за предоставление права на использование музейных предметов.
В соответствии с расчетом истца упущенная выгода от использования музейных предметов в количестве 50 штук составляет 125 060 рублей.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела считает обоснованным требования истца в части взыскания убытков в сумме 48 100 рублей за использование следующих 11 музейных предметов:
документ (печатная рукопись) "Прошение Н.С. Зверева на имя Директора Московской Консерватории о зачислении Рахманинова в Консерваторию. На обороте: расписка Рахманинова о получении метрического свидетельства.", том 1, стр. 62;
музыкальная рукопись (автограф) "1-я Симфония. Ор. 13. Для большого оркестра. 1. Grave. 2. Allegroanimato. 3. Larghetto. 4. Allegroconfuoco. Переложение для ф-п. в 4 руки - автора. Посвящ. А. Л[одыженской]. С пометками и поправками." том 1 стр. 107;
документ (печатная рукопись) "Диплом С.В.Рахманинова (выданный) об окончании Моск. Консерватории по классу свободного сочинения (Аренского) и игре на фортепиано (Зилоти) с большой золотой медалью, за N 150." том 1 стр. 111;
музыкальная рукопись (автограф) "1.MorceaudeFantaisie. "Delmo". Для фортепиано. 2.Черновые наброски." том 1 стр. 142;
программа (печатная рукопись) "Сольный ф-п. концерт Рахманинова. В программе: Рахманинов: соната ре-минор ор. 28, Мелодия, Юмореска, Баркаролла, Полишинель, 4 прелюдии. Первое выступление Р-ва в Америке в 1909 г." том 1 стр. 223;
программа печатная "Сольный ф-п. концерт Рахманинова. В программе: Моцарт, Бетховен, Шуман, Бах - Рахманинов (Партита), Рахманинов (Сирень), Шуберт - Лист, Шуман-Таузиг, Шопен-Лист, Чайковский-Рахманинов (Колыбельная), Крейслер-Рахманинов (Радость любви)." том 2 стр. 137;
рисунок (подлинник) "Рахманинов Сергей Васильевич (1873-1943), композитор. Портрет работы худ. Л. Пастернака. _ влево, коленный. Сидит за роялем, глаза опущены. В правом верхнем углу полустертая надпись: "14 марта 191..г Пастернак", а в левом: "Москва" том 1 стр. 264;
портрет (подлинник) "Рахманинов С.В. (1873-1943) Композитор, пианист, дирижер. Эскизный портрет - _ вправо, художника Ционглинского (1900-й год). От Акимовой-Ершовой С.В." том 1, вклейка лист IX;
портрет (подлинник) "Григорьев Б.Д. Портрет С.В. Рахманинова. 1930 Насине-сером пятнистом фоне крупно голова в профильвправо, с легким наклоном вниз. Черные гладкиекоротко стриженные волосы открывают большоеморщинистое правое ухо. Цвет лица коричнево-охристый. Лоб наморщен - вертикальные складки надтемными щетинистыми бровями у переносицы.Большие веки опущены вниз, под ними "мешки" подглазами. На правой скуле бородавка. Щека иподбородок в крупных глубоких морщинах. Одет в черное, виден белый атласный воротничок. Внизусправа коричневой краской на сером фоне подпись:BorisGrigoriev." том 2, вклейка лист IV;
портрет (подлинник) "Художник Шаляпин Б.Ф. Портрет композитора С.В.Рахманинова. 1940 г. Портрет поколенный. С.В.Рахманинов сидит в профиль влево за пианино. Лицо сосредоточенное, веки опущены, волосы короткоострижены. На нем светлая сорочка, серые брюки,бордовый галстук. Кисти рук лежат на клавишах. Набезымянном пальце его правой руки - кольцо. Фон состоит из досок темно-красного цвета. Справа внизуавторская подпись, надпись и дата: BorisChaliapinHentington 1940 Из старых поступлений." том 2, вклейка лист XV;.
фотография с автографом "Рахманинов С.В. Фото 1894 г. Погрудный. Автограф: "Моей любимой, дорогой детке Сонечке от С. Рахманинова 30-е октября. 1894 г." том 1 стр. 129.
Указанные музейные предметы составляют музейный фонд, являются оригиналами, имеющимися в единственном экземпляре, в связи с чем использование данных объектов нарушают права и законные интересы истца, в том числе в части получения доходы от предоставления права на использование в коммерческих целях, в том числе при издании печатных изданий.
В отношении остальных рассматриваемых объектов апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Сергей Васильевич Рахманинов родился 20.03.1873, умер 28.03.1943.
Рахманинов С.В., ещё учась в Московской консерватории, приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр.
На протяжении своей жизни Рахманинов С.В. активно фотографировался. Фотографии изготавливались в нескольких экземплярах и использовались владельцем, как для создания собственного архива, так и распространялись (дарились и т.д.).
Учитывая активное развитие фотографии в период жизни Рахманинова С.В., непродолжительный период, прошедший с даты его смерти, наличие фотографий с его изображением не предусматривает исключительность (единственный экземпляр) фотографий, являющихся музейными предметами.
Согласно пояснений автора книги Ковалевой-Огородновой Л.Л. при подготовке рукописи книги ей в качестве иллюстраций использованы фотографии, полученные от различных исследователей жизни и творчества Рахманинова С.В., в том числе постоянно проживающих в странах Европы, Америке. При подготовке книги автор не получал доступа к музейным предметам и музейным коллекциям истца, не использовал музейные предметы.
Использованные в качестве иллюстраций книги фотографии фактически имеются в обороте в нескольких экземплярах, в связи с чем наличие в музейном фонде аналогичных фотографий не свидетельствует, об использовании предметов музейного фонда.
В рассматриваемом случае убытки в виде упущенной выгоды могут быть взысканы при условии, что музейный предмет обладает признаками исключительности (единственного экземпляра).
Поскольку материалами дела не подтверждено, что ответчик или автор, получал доступ к музейным предметам (фотографиям), а аналогичные фотографии с изображением Рахманинова С.В., его семьи, его дома, дачи и т.д. имеются в обороте в нескольких экземпляров, апелляционный суд считает, что истцом не доказана противоправность поведения ответчика и причинно-следственная связь между действиями ответчика по изданию книги и наличием убытков в виде упущенной выгоды.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца в части взыскания убытков в сумме 74 000 рублей в отношении следующих объектов:
фотография "Рахманинов Василий Аркадьевич, отец С. В. Рахманинова. Снимок _. Стоит. Фас. Левая рука на спинке стула.", том 1 стр. 18;
фотография "Рахманинова Л.П. мать С.В. с ребенком. Снимок _. Сидит в кресле. На руках ребенок.", том 1 стр. 19;
фотография "Елена Васильевна Рахманинова, старшая сестра композитора, умершая в юности." том 1 стр. 23;
фотография "С.В. Рахманинов в детстве. Сидит на кресле, опершись локтем на пюпитр инструмента." том 1 стр. 44;
фотография "М.А. Трубникова-Рахманинова, любимая тетка композитора с дочерьми: Ольгой Андреевной (налево) и Анной Андреевной (направо)." том 1 стр. 45;
фотография "Зилоти А. И. и Лист. Лист сидит, руки сложены. А.И. стоит - в правой руке книга. Снимок 3/4" том 1 стр. 56;
фотография "Класс проф. Зверева в Моск. Консерватории. Сидят (слева направо): А. Скрябин, проф. Зверев, К. Черняев, М. Пресман; стоят: С. Самуэльсон, А. Максимов, С. Рахманинов, Ф. Кенеман. Фото. На белом картон. паспарту с желтоватой подкладкой." том 1 стр. 76;
фотография "Сатины - Варвара Аркадьевна и Александр Александрович (родители жены С.В. Рахманинова)." том 1 стр. 84;
фотография "Сатины Наталья, Софья, Александр, Владимир Александровичи с собакой "Алеко" во дворе дома Погожева. Конец 90-х г.г." том 1 стр. 85;
фотография ""Ивановка". Флигель, в котором жил С. В. Рахманинов. Фото."том 1 стр. 87;
фотография "А. А. Брандуков (1858-19.. г.) виолончелист, друг С. В. Рахманинова. Сидит на стуле с виолончелью в руках, фас, рост." том 1 стр. 102;
фотография "Беседка (в имении Лысенковых 1893 г.) "Исполняются беспрекословно все мои желания, капризы и т.д. Мне не редкость, если в мою комнату вдруг полетят розы, вообще цветы, букеты и это все она. Как-то я выразил желание писать свои сочинения в саду. И этого было достаточно, чтобы она схватилась за эту мысль и начала строить мне какую-то башню очень больших размеров с разными вензелями, звездами и т.п. (Из письма Рахманинова С.В. к Людмиле Дмитриевне Скалон. 29 июня 1893 г.)." том 1 стр. 115;
фотография "Рахманинов С.В. Фото [1897 г.]. Сидит на диване. В левой руке папироса." том 1 стр. 139;
фотография "Даль Н.В. Портрет в старости, погрудный, поворот _ влево." том 1 стр. 141;
фотография "Рахманинов С.В. - стоит на мостике, у ног собака Левко." том 1 стр. 147;
фотография "Шаляпин Ф.И. и Рахманинов С.В. Двойной портрет в молодом возрасте." том 1 стр. 160;
фотография "Рахманинов С. В. с женой Наталией Александровной и дочерью Ириной. Снимок [1904-05 г. ]. Вкварт. на Воздвиженке." том 1 стр. 178;
фотография "Шаляпин Ф., Ф. Литвин, К. Сен-Санс, Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов и др. Группа. На листе картона." том 1 стр. 204;
фотография "С. В. Рахманинов корректирует свой 3-й ф-п. концерт. Снимок сделан летом 1910 г. Большой луг и клумбы роз перед домом в Ивановке, Тамбовской губ. и уезда Степановской волости." том 1 стр. 219;
фотография "Альбом фотографии в имении Брасово, где бывал Рахманинов С.В. Среди фотографии неустан. лиц - фотографии С.В. Рахманинова и его жены Рахманиновой Н. А. Альбом в кожаном переплете. Надпись сделана металлическими буквами." том 1 стр. 242;
фотография "С. В. Рахманинов на автомобиле с..." том 1 стр. 256;
фотография "С. В. Рахманинов в Сан-Франциско. Стоит у дерева, фас, рост. Фотокопия с илл. Журн. "Mus. America"." том 1 стр. 324;
фотография "Фоли, Чарльз. Портрет поколенный, 3/4 влево на фоне портрета - "Рахманинов С.В. и Крейслер Ф. играют". Фотокопия на паспарту.", том 1 стр. 327;
фотография "Артисты Моск. Худ. театра и Шаляпин на даче у Рахманинова в Нью-Джерси." том 1 стр., 344;
фотография "Шаляпин, Москвин и Рахманинов на даче последнего в Нью-Джерси." том 1 стр. 345;
фотография "Рахманинов С.В. Рахманинов на даче LocustPointNewJersy. Сидит в гамаке, читает. Фото 1921или 1923 г." том 1 стр. 346;
фотография "С. В. Рахманинов с женой Н. А. Рахманиновой." том 2 стр. 10;
фотография "С. В. Рахманинов. Стоит облокотившись на крышку рояля с нотами." том 2 стр. 82;
фотография "С.В. Рахманинов и Чехов М. (слева) стоят на фоне дома, увитого зеленью." том 2 стр. 84;
фотография "Рахманинов С.В. с внуками Софинькой Волконской и Сашей Конюсом. Рахманинов в пожилом возрасте. Наклонился к цветам." том 2 стр. 97;
фотография "Рахманинов С. В. стоит около рояля (фас)." том 2 стр. 122;
фотография "С.В. Рахманинов и Б.Ф. Шаляпин у портрета С. Рахманинова. С автогр. С. Рахманинова. В дер. рамке, под стеклом." том 2 стр. 129;
фотография "С. В. Рахманинов и дирижер Евгений Орманди смотрят партитуру Симфонических танцев." том 2 стр. 131;
фотография "Рахманинов С.В. и Рахманинова Н.А. сидят в беседке. С.В. Рахманинов держит в руках ноты." том 2 стр. 144;
фотография "Дом С. Рахманинова в Беверли Хилс." том 2 стр. 146;
фотография "С. В. Рахманинов фас, рост, стоит, заложив руки в карманы, на площадке перед своим домом. Последний снимок Р." том 2 стр. 157;
фотография "Руки Рахманинова (на клавиатуре рояля)." том 2 стр. 168.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика убытков в сумме 960 рублей в отношении незаконного использования музейного предмета: негатив "Рахманинов С.В. композитор. Рост, корпус, _ вправо, голова почти фас. Стоит на аллее сада, в руках коса. Фото 1938 г., в усадьбе Сенар, Швейцария." том 2 стр. 61.
Апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части.
Материалами дела установлено, что в качестве музейного предмета в музейном фонде истца находится негатив "Рахманинов С.В. композитор. Рост, корпус, _ вправо, голова почти фас. Стоит на аллее сада, в руках коса. Фото 1938 г., в усадьбе Сенар, Швейцария.".
В рассматриваемом печатном издании в качестве иллюстрации в томе 2 на странице 61 опубликована фотография Рахманинов С.В. композитор. Рост, корпус, _ вправо, голова почти фас. Стоит на аллее сада, в руках коса. Фото 1938 г., в усадьбе Сенар, Швейцария.
Поскольку указанная фотография не является музейным предметом, ответчик вправе использовать ее без получения разрешения истца и взимания оплаты. Истцом в материалы дела не предоставлено доказательств, подтверждающих предоставление музеем ответчику или автору негатива для изготовления фотографии.
При указанных обстоятельствах со стороны ответчика отсутствует противоправность поведения и причинно следственная связи между убытками истца и действиями по опубликованию фотографии.
Наличие состава деликтной ответственности в рассматриваемом случае не доказано, что является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Истцом заявлено требование о взыскании убытков в виде упущенной выгоды в сумме 2000 рублей от неправомерного использования ответчиком музейного предмета: хромолитографии "Герб рода дворян Рахманиновых: шлем с двумя крыльями, усеянными пятиконечными звездами. Под шлемом щит разделенный красками на две половины. В левой половине, на черном фоне три пятиконечные звезды, между которыми на золотистом фоне нарисованы три бомбы с запальниками. На правой стороне на зеленом фоне два перекрещенных копья, на верху шестиконечная звезда, внизу полумесяц. Под щитом лента с надписью "За верность и ревность". Из кн. "Историч. сведения о роде дворян Рахманиновых". Киев, 1895 г." том 1, вклейка лист 1.
Из материалов дела следует, что музейным предметом является хромолитография "Герб рода дворян Рахманиновых". Оригинал герба в музейном фонде истца отсутствует. До наших дней не сохранился.
При опубликовании во втором томе печатного издания Герба Рахманиновых имеется ссылка "Иллюстрация из книги "Исторические сведения о роде дворян Рахманиновых" (1895 год).
Таким образом, музейный предмет, внесенный в музейный фонд, и иллюстрация в книге, изданной ответчиком, имеет ссылку на один и тот же источник, а именно книга "Исторические сведения о роде дворян Рахманиновых" (Киев, 1895 год).
При этом материалами дела установлено, что в Российской национальной библиотеке хранится книга "Исторические сведения о роде дворян Рахманиновых" (Киев, 1895 год). В качестве иллюстрации в указанной книге изображен Герб рода дворян Рахманиновых.
При рассмотрении дела в апелляционном суде автором представлено доказательства предоставления Российской национальной библиотекой изображения герба, в том числе черно белое изображение с отметкой на оборотной стороне "Российская национальная библиотека Отдел внешнего обслуживания 191069 Санкт-Петербург, Садовая, 18 телефон 310-98-86 расчетный счет N 19000601961 в Куйбышевском отделении АО "Банк Санкт-Петербург", а также на электронном носителе цветное изображение Герба.
Таким образом, изображение Герба в соответствии с требованиями действующего законодательства получено ответчиком (автором) из того же источника, что и музейный предмет.
Кроме того, при визуальном исследовании фотографии музейного предмета хромолитографии "Герб рода дворян Рахманиновых", иллюстрации из книги "Исторические сведения о роде дворян Рахманиновых" (1895 год), и изображении, опубликованном в издании ответчика, апелляционным судом установлено наличие несоответствий.
Так музейный предмет визуально не соответствует изображению Герба в книге "Исторические сведения о роде дворян Рахманиновых" и издании ответчика, в то время как между собой последние совпадают. Несоответствие выражается в том, что музейный предмет представляет собой вырезку из иллюстрации к книге 1895 года, наклеенной на лист. При этом при изготовлении утрачены отдельные вензеля Герба.
Оценив установленные по делу обстоятельства, апелляционный суд приходит к выводу о том, что изображение Герба дворян Романовых получено автором в Российской Национальной библиотеке в соответствии с требованиями действующего законодательства. При издании книги музейный предмет "хромолитографии "Герб рода дворян Рахманиновых: шлем с двумя крыльями, усеянными пятиконечными звездами. Под шлемом щит разделенный красками на две половины. В левой половине, на черном фоне три пятиконечные звезды, между которыми на золотистом фоне нарисованы три бомбы с запальниками. На правой стороне на зеленом фоне два перекрещенных копья, на верху шестиконечная звезда, внизу полумесяц. Под щитом лента с надписью "За верность и ревность". Из кн. "Историч. сведения о роде дворян Рахманиновых". Киев, 1895 г." ответчиком не использовался.
С учетом указанных обстоятельств, со стороны ответчика отсутствует противоправность поведения и не доказано наличие причинно следственной связи между убытками истца и действиями ответчика.
При отсутствии состава деликтной ответственности правовые основания для взыскании убытков в сумме 2000 рублей отсутствуют.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит изменению, а апелляционная жалобы ответчика - частичному удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются между сторонами в соответствии с положениями ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2019 по делу N А56-72721/2018 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Вита-Нова" (ОГРН: 1027802770159) в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Российский национальный музей музыки" (ОГРН: 1027739721019) убытки в размере 48 100 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 828 рублей.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-72721/2018
Истец: ФГБУ КУЛЬТУРЫ "Российский национальный музей музыки"
Ответчик: ООО "Вита-Нова"
Третье лицо: Ковалева-Огородновап Людмила Леонидовна, Министерство культуры Российской Федерации