Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 августа 2019 г. N Ф04-3002/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
06 мая 2019 г. |
Дело N А81-11168/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2982/2019) общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания "Возрождение" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.02.2019 по делу N А81-11168/2018 (судья Садретинова Н.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания "Возрождение" (ИНН 8901034257, ОГРН 1168901055355)
к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа
об оспаривании предписания от 26.09.2018 N 1619
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания "Возрождение" - представитель не явился, общество извещено надлежащим образом;
от Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищная компания "Возрождение" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "ЖК "Возрождение") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту - Департамент, заинтересованное лицо) об оспаривании предписания от 26.09.2018 N 1619.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.02.2019 по делу N А81-11168/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылаясь на положения пункта 4.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), указывает, что принятие решения о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, соответственно, предъявленное обществу требование о проведении ремонтных работ, является необоснованным, поскольку, Общество не имеет законных полномочий на принятие такого рода решений.
Общество указывает, что исходя из площади жилых помещений размер платы за текущий ремонт составляет 4 309 рублей в месяц (4,88 рубля * 883 кв.м) или 51 708 рублей в год, данного финансирования недостаточно для проведения работ по ремонту с приобретением расходных материалов, в связи с чем, вопрос о проведении текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе вопрос о размере дополнительного финансирования и включения его в квитанции об оплате, должен рассматриваться на общем собрании собственников помещений.
Заявитель полагает, что требование о проведении ремонта отмостки здания является незаконным.
Общество заявляет о нарушении части 6 статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно государственным органом к проведению проверки не был привлечен эксперт, обладающий специальными познаниями, что свидетельствует о грубом нарушении заинтересованным лицом требований к проведению проверки, влечет недействительность результатов проверки.
От общества поступили дополнения к апелляционной жалобе, согласно которым заявитель просит приобщить к материалам дела новое доказательство, а именно постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 1 судебного района города окружного значения Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа Евстифеевой Е.Г. по делу N 5-157/2019-1 от 15.02.2019. Так, заявитель ссылается на то, что постановлением и.о. мирового судьи судебного участка N 1 судебного района города окружного значения Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа Евстифеевой Е.Г. по делу N 5-157/2019-1 установлена вина Общества в неисполнении только пунктов 1 и 3 обжалуемого предписания Департамента. Суд пришел к выводу о недоказанности вины общества в неисполнении пункта 2 обжалуемого предписания Департамента, поскольку, факт невыполнения данных требований из акта проверки не следует, должностным лицом Департамента проверка выполнения указанного пункта предписания не проводилась в связи с наличием осадков в виде снега.
Департамент не представил отзыв на апелляционную жалобу.
Судебное заседание апелляционного суда проведено в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу (с учетом дополнений), суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в период с 09.07.2018 по 24.07.2018 Департаментом государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа на основании приказа N 1183-ОД от 07.07.2018 проведена внеплановая проверка Общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания "Возрождение", предметом которой являлось соблюдение лицензионных требований при осуществлении управления многоквартирным домом N 7 по ул.Губкина, г.Салехарда.
По результатам проведенной проверки были выявлены нарушения жилищного законодательства, которые отражены в акте проверки N 1183 от 24.07.2018, а именно:
- в первом и втором подъездах в тамбуре и на стенах, перегородках (сопряжениях стен) наблюдается разрушение штукатурки и обшивки стен, перегородок, наличие трещин в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам, неплотности по периметру стен и перегородок в местах их сопряжения со смежными конструкциями, отслоившаяся на стенах штукатурка не отбита, поверхность перегородок не расчищена, стены лестничных клеток и коридоров с внутренней стороны не отштукатурены в местах отслоения штукатурки, что является нарушением п.п. 3.2.2., 3.2.10, 4.2.2.2., 4.5.3., 4.5.5. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170, п.п. 3, 11 Минимального перечня работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290;
- с левого торца здания частичное разрушение отмостки, просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостке здания, не заделаны материалами, аналогичными покрытию, что является нарушением п. 4.1.7. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170;
- во втором подъезде на втором этаже на потолке перекрытия- визуально наблюдаются сухие следы от протечек, трещины в местах их сопряжения со смежными конструкциями стен; в первом и втором подъездах потолки лестничных клеток и коридоров с внутренней стороны не оштукатурены; визуально наблюдаются зыбкость, частичные прогибы конструктивных элементов перекрытий, что является нарушением п.п. 3.2.2., 3.2.10., 4.3.1., 4.3.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170, а также п.п. 4, 6, 11 Минимального перечня работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
Руководителю общества было выдано предписание N 1183 от 24.07.2018 г. об устранении выявленных нарушений в срок до 07.09.2018 года. Указанное предписание не было оспорено ООО "Жилищная компания "Возрождение".
В период с 20.09.2018 по 28.09.2018 Департаментом жилищного надзора ЯНАО на основании приказа N 1619-ОД от 18.09.2018 проведена внеплановая проверка общества, предметом которой являлось исполнение ранее выданного предписания N1183 от 24.07.2018.
В ходе проверки выявлены факты неисполнения предписания органа государственного контроля (надзора) N 1183 от 24.07.2018 в части пунктов 1, 2, 3.
Результаты внеплановой проверки зафиксированы в акте проверки N 1619 от 26.09.2018 года.
Руководителю Общества было выдано предписание N 1619 от 26.09.2018 об устранении выявленных нарушений в срок до 23.11.2018 года.
Так, в указанный срок ООО ЖК "Возрождение" предписано:
-устранить выявленные нарушения. Отслоившуюся штукатурку на стенах, а также в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам отбить, расчистить и оштукатурить внутренние поверхности стен в местах отслоения штукатурки.
-выполнить ремонт части разрушенной отмостки здания, заделать материалом, аналогичным покрытию, с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком;
-потолки лестничных клеток с внутренней стороны в местах повреждений расчистить, окрасить или обработать огнезащитным составом. Обеспечить исправное состояние перекрытий, устранение повреждений перекрытий, не допуская дальнейшего развития прогибов, колебаний и трещин.
Не согласившись с выданным предписанием N 1619 от 26.09.2018 общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
05.02.2019 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято обжалуемое обществом в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, соблюдение требований к надежности и безопасности этого дома; безопасность жизни и здоровья граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме.
Как предусмотрено частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пункт 2 статьи 162 ЖК РФ определяет содержание обязанностей управляющей организации как комплекс услуг и работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, оказание коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в доме, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, которым утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень). Данные требования являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и организациями, осуществляющими управление жилищным фондом.
Так, в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках (пункт 3.2.2); в деревянных жилых домах стены и потолки лестничных клеток и коридоров с внутренней стороны следует оштукатурить или обрабатывать огнезащитным составом (п. 3.2.10), не допускается осадка засыпки в каркасных стенах более 5 см, повреждение гидроизоляции, разрушение штукатурки и обшивки, высокая воздухопроницаемость, протекание, переохлаждение, увлажнение древесины и теплоизоляции конденсационной и грунтовой влагой должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (пункт 4.2.2.2), сквозные трещины в перегородках, а также неплотности по периметру перегородок в местах их сопряжения со смежными конструкциями необходимо расчистить и тщательно уплотнить специальными герметизирующими материалами или проконопатить паклей, смоченной в гипсовом растворе, а затем заделать с обеих сторон известково-гипсовым раствором. При повторном появлении трещин в местах сопряжений перегородок со стенами или друг с другом необходимо оштукатурить углы по металлической сетке (пункт 4.5.3), отслоившаяся штукатурка должна быть отбита, поверхность перегородок расчищена и вновь оштукатурена раствором того же состава (пункт 4.5.5 Правил N 170).
Из пункта 3 Перечня N 290 следует, что работы, выполняемые для надлежащего содержания стен многоквартирных домов: выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств; выявление следов коррозии, деформаций и трещин в местах расположения арматуры и закладных деталей, наличия трещин в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из несущих и самонесущих панелей, из крупноразмерных блоков; выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней; в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
Согласно пункту 11 Минимального перечня N 290 работы, выполняемые для надлежащего содержания стен многоквартирных домов: выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств; выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней; в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
В ходе проверки установлено, что в первом и втором подъездах в тамбуре и на стенах, перегородках (сопряжениях стен) наблюдается разрушение штукатурки и обшивки стен, перегородок, наличие трещин в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам, неплотности по периметру стен и перегородок в местах их сопряжения со смежными конструкциями, отслоившаяся на стенах штукатурка не отбита, поверхность перегородок не расчищена, стены лестничных клеток и коридоров с внутренней стороны не отштукатурены в местах отслоения штукатурки, что является нарушением п.п. 3.2.2., 3.2.10, 4.2.2.2., 4.5.3., 4.5.5. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170, п.п. 3, 11 Минимального перечня работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
Из пункта 4.1.7. Правил N 170 следует, что просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
В ходе внеплановой проверки выявлено, что с левого торца здания частичное разрушение отмостки, просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостке здания, не заделаны материалами, аналогичными покрытию, что является нарушением п. 4.1.7. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170.
Пунктом 4.3.1 Правил N 170 установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин перекрытий; исправное состояние перекрытий; звукоизоляцию; устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития; восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов.
Местные отслоения штукатурки и трещины перекрытий должны устраняться по мере их обнаружения, не допуская их дальнейшего развития (пункт 4.3.2 Правил N 170).
Пунктом 4 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, установлен перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий многоквартирных домов, который включает в себя в том числе: выявление нарушений условий эксплуатации, несанкционированных изменений конструктивного решения, выявления прогибов, трещин и колебаний; выявление зыбкости перекрытия, наличия, характера и величины трещин в штукатурном слое, целостности несущих деревянных элементов и мест их опирания, следов протечек на потолке, плотности и влажности засыпки, поражения гнилью и жучками-точильщиками деревянных элементов в домах с деревянными перекрытиями и покрытиями; проверка состояния утеплителя, гидроизоляции и звукоизоляции, адгезии отделочных слоев к конструкциям перекрытия (покрытия); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В силу пункта 6 Минимального перечня в целях надлежащего содержания балок (ригелей) перекрытий и покрытий многоквартирных домов выполняются следующие работы: контроль состояния и выявление нарушений условий эксплуатации, несанкционированных изменений конструктивного решения, устойчивости, прогибов, колебаний и трещин; выявление поверхностных отколов и отслоения защитного слоя бетона в растянутой зоне, оголения и коррозии арматуры, крупных выбоин и сколов бетона в сжатой зоне в домах с монолитными и сборными железобетонными балками перекрытий и покрытий; выявление коррозии с уменьшением площади сечения несущих элементов, потери местной устойчивости конструкций (выпучивание стенок и поясов балок), трещин в основном материале элементов в домах со стальными балками перекрытий и покрытий; выявление увлажнения и загнивания деревянных балок, нарушений утепления заделок балок в стены, разрывов или надрывов древесины около сучков и трещин в стыках на плоскости скалывания; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В ходе внеплановой проверки установлено, что во втором подъезде на втором этаже на потолке перекрытия - визуально наблюдаются сухие следы от протечек, трещины в местах их сопряжения со смежными конструкциями стен; в первом и втором подъездах потолки лестничных клеток и коридоров с внутренней стороны не оштукатурены; визуально наблюдаются зыбкость, частичные прогибы конструктивных элементов перекрытий, что является нарушением п.п. 3.2.2., 3.2.10., 4.3.1., 4.3.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170, а также п.п. 4, 6, 11 Минимального перечня работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
Наличие указанных выше нарушений, подтверждается актом проверки и не опровергнуто заявителем.
Заявителем не представлено в материалы дела доказательств, подтверждающих выполнение вышеуказанных требований Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 года N170.
Наличие указанных выше нарушений, подтверждается актом проверки и не опровергнуто заявителем.
Заявителем не представлено в материалы дела доказательств, подтверждающих выполнение вышеуказанных требований Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 года N 170.
Ссылка подателя жалобы на постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 1 судебного района города окружного значения Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа Евстифеевой Е.Г. по делу N 5-157/2019-1 от 15.02.2019 судом апелляционной инстанции отклоняется.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, решение суда общей юрисдикции является обязательным для арбитражного суда в части установления обстоятельств.
В рамках названного постановления мировой суд дает правовую оценку предписанию N 1619 от 26.09.2018.
Следовательно, выводы судебного акта являются правовой оценкой суда, которая осуществляется в каждом конкретном деле судом самостоятельно.
Довод заявителя о том, что ООО "ЖК "Возрождение" не имеет возможности по своей инициативе выполнить спорные работы, поскольку принятие решения о текущем и капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, судом отклоняется. Не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора факт принятия общим собранием собственников помещений в доме решения о проведении спорных работ.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2010 N ВАС-6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности, в связи с чем определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Следовательно, сам по себе факт выполнения работ (услуг), входящих в обязанность управляющей организацией, не может быть поставлен в зависимость от наличия либо отсутствия решения собственника о проведении и соответствующей оплате таких работ (услуг).
Принимая на себя функции по управлению многоквартирным домом, общество знало о его техническом состоянии и объемах поступающих в его распоряжение денежных средств для выполнения принятых на себя обязательств, в связи с чем доводы ООО "ЖК "Возрождение" о недостаточности финансирования не принимаются апелляционной коллегией во внимание.
Отсутствие достаточного финансирования на проведение всех необходимых работ по ремонту само по себе не освобождает управляющую компанию от обязанности исполнения требований закона и иных подзаконных актов в сфере жилищных правоотношений, а, следовательно, не является основанием для признания предписания в оспариваемой части незаконным и не свидетельствует о его неисполнимости.
Как верно отмечено судом первой инстанции, оспариваемое предписание, устанавливая обязанность по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства, не определяет источник финансирования работ по устранению нарушений, а, следовательно, не возлагает обязанность заявителя по несению необоснованных расходов.
Довод заявителя о том, что в нарушение части 6 статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" государственным органом к проведению проверки не был привлечен эксперт, обладающий специальными познаниями, что свидетельствует о грубом нарушении заинтересованным лицом требований к проведению проверки, влечет недействительность результатов проверки, является несостоятельным.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Закона N 294-ФЗ органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.
Данной нормой установлен запрет на привлечение органами контроля к проверке экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемыми лицами.
Данной нормой закона не установлена обязанность контролирующего органа по привлечению экспертов.
Доводы ООО "ЖК "Возрождение" о том, что проведение ремонта отмостки здания входит в перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества, также подлежат отклонению.
В силу пункта 1 приложения N 7 к Правилам N 170 к перечню работ, относящихся к текущему ремонту, относятся работы по устранению местных деформаций, усилению, восстановлению поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостков и входов в подвалы.
В приложении N 8 к Правилам N 170 содержится примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда.
Из приложений к Правилам N 170 не следует, что работы по ремонту отмостки многоквартирного дома представляют собой работы по капитальному ремонту жилого дома. Из предписания обязанность по проведению капитального ремонта также не следует.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Из раздела II Правил N 170 следует, что техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и так далее
Работы по ремонту отмостки многоквартирного дома N 7 по ул. Губкина г. Салехард, должны быть выполнены Обществом в рамках принятых по договору управления обязательств независимо от наличия волеизъявления жильцов дома в целом или владельца отдельного помещения в частности, для того, чтобы обеспечить содержание и техническое обслуживание дома на таком уровне, который гарантирует безопасность проживающих и сохранность жилого дома.
Нормативными актами не предусмотрено, что устранение выявленных при проверке нарушений должно осуществляться только путем проведения капитального ремонта. Общество, являясь управляющей организацией, обязано оказывать услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества.
Доказательства нарушения оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности в материалах дела отсутствуют, суду не представлены.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют доводы поданного в суд первой инстанции заявления, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
В этой связи арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 АПК РФ, относятся на ООО "ЖК "Возрождение".
При изготовлении постановления в полном объеме судом апелляционной инстанции обнаружена техническая ошибка (опечатка), допущенная в резолютивной части постановления, объявленной 30.04.2019, которая выразилась в неверном указании даты обжалуемого судебного акта, а именно: вместо "05.02.2019" апелляционным судом ошибочно указано "06.02.2019".
По правилам части 3 статьи 179 АПК РФ арбитражный суд, принявший решение, по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.
Допущенная опечатка при объявлении резолютивной части постановления подлежит исправлению в порядке статьи 179 АПК РФ при изготовлении постановления в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания "Возрождение" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.02.2019 по делу N А81-11168/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.