Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 августа 2019 г. N Ф02-3554/19 настоящее постановление изменено
г. Красноярск |
|
06 мая 2019 г. |
Дело N А33-17954/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Парфентьевой О.Ю.,
судей: Петровской О.В., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания Каверзиной Т.П.,
при участии: от ответчика - обществу с ограниченной ответственностью "Кемпинг "Манский плес": Меренкова О.В., представителя по доверенности от 21.06.2016,
от третьего лица - министерства лесного хозяйства Красноярского края: Матюшевой И.И., представителя по доверенности от 28.12.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Краевого государственного бюджетного учреждения "Красноярское Лесничество" (ИНН 2463006451, ОГРН 1022402141398)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 26 декабря 2018 года по делу N А33-17954/2017, принятое судьёй Лесковым Р.В.,
установил:
краевое государственное бюджетное учреждение "Красноярское Лесничество" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Кемпинг "Манский плес", к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю (далее - ответчики) об:
- установлении границы земельного участка КГБУ "Красноярское лесничество" с условным номером 24-0437-2009-11-3328-8 площадью 0,5 га, категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - осуществление рекреационной деятельности, расположенный: Красноярский край, земли муниципального образования г. Дивногорска, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество в квартале N 7 (части выделов 2,3) в соответствии с правоустанавливающими документами на земельный участок с координатами, указанными на странице 4 решения;
- исключить из единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельных участков лесного фонда с кадастровыми номерами 24:46:1203002:66 и 24:46:1203002:52;
- признать недействительными результаты межевания земельных участков с кадастровыми номерами 24:46:1203002:66 и 24:46:1203002:52, указанными в межевых планах земельных участков.
Определением от 25.08.2017 привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, министерство Лесного хозяйства Красноярского края, Российская Федерация в лице Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва.
Определением от 18.10.2017 привлечено к участию в деле в качестве ответчика общество с ограниченной ответственностью "Сибирь".
Определением от 12.02.2018 в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечена к участию в деле в качестве соответчика Российская Федерация в лице Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва.
Определением от 05.04.2018 в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заменен ненадлежащий ответчик надлежащим с общества с ограниченной ответственностью "Сибирь" (ИНН241700281) на общество с ограниченной ответственностью "Сибирь" (ИНН2465094372, привлечено к участию в дело, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26.12.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на неверное применение норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, выражает несогласие с выводами суда первой инстанции, что истец, обратившись с настоящим иском преследует цель пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по делу N А33-22322/2016.
Ответчик и третье лицо - Министерство лесного хозяйства Красноярского края представили отзывы на апелляционную жалобу.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.02.2019 апелляционная жалоба оставлена без движения, поскольку была подана с нарушением требований статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, до 07.03.2019.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.03.2019 апелляционная жалоба принята к производству, поскольку заявителем были устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления апелляционной жалобы без движения, судебное заседание назначено на 24.04.2019.
В судебном заседании представитель ответчика отклонил доводы апелляционной жалобы, согласен с решением суда первой инстанции. Просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица - Министерства лесного хозяйства Красноярского края поддержал доводы апелляционной жалобы. Просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пунктах 14, 15, 16, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" путем размещения определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству суда, выполненного в форме электронного документа, на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет", явку своих представителей не обеспечили.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей ответчика и третьего лица - Министерства лесного хозяйства Красноярского края, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 17.12.2002 между Красноярским лесхозом (Арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Севилья" (арендатор) подписан договор на аренду лесных участков, на основании протокола N 30 о результатах лесного конкурса на право аренды лесных участков от 19.11.2002. В качестве объекта аренды определены (п. 2.1. договора) лесные участки в квартале 7 выделы 3, 7, 45, в Усть-Манском лесничестве, общей площадью 2,5 га, для культурно-оздоровительных целей. Согласно п. 2.2. местоположение объектов определялось схемой, являющейся неотъемлемой частью договора. Как следует из схемы, составленной инженером по л\п Требуш К.В. в масштабе 1:10 000 с привязкой к т.1-т.2 (65-м.). Срок действия договора аренды определен до 16.12.2051.
По акту приема-передачи лесные участки в квартале 7 выд.3 - 0,2 га; выд.7 - 2,2 га; выд.45 -0,1 га переданы в арендное пользование. Согласно акту арендатор в натуре с границами участка ознакомлен и согласен.
14.01.2004 между сторонами по вышеуказанному договору подписано дополнительное соглашение к договору аренды от 17.12.2002, согласно которому, на основании изменений (протокол N 55 от 19.12.2003) в протокол N 30 от 19.11.2002 в качестве объекта аренды определены и переданы лесные участки: в квартале 7, выделы 3, 4, 7, 8, 10, общей площадью 2,5 Га, местоположение которых определено на прилагаемых схемах. К соглашению приложения схема в масштабе 1:10 000 с привязкой испрашиваемого участка к т.0-1 800-м., составленная инженером В.П. Мовнар. По акту лесные участки в квартале 7 выделы 3 - 0,4 га; 4 - 0,9 га; 7 - 0,5 га, 8- 0,2 га,10-0,5 га, общей площадью 2,5 га переданы арендатору.
Как следует из Единого государственного реестра юридических лиц, правопреемником общества с ограниченной ответственностью "Севилья" (ОГРН 1022402297367) с 22.09.2005 стало общество с ограниченной ответственностью "Сибирь" (ОГРН 1052464067512).
03.12.2008 между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Сибирь" (арендатор) подписан договор аренды лесного участка N 68/р. Согласно данному договору (п.1.2.3 ч.1 договора) арендатору в арендное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, на срок 43 года, площадью 2,5 га, расположенный в Красноярском крае, КГУ "Красноярское лесничество", Усть-Манское участковое лесничество, квартал 7, выд.3, 4, имеющий учетный номер в лесном реестре 24-03202008-07-3328-8, предназначенный для осуществления рекреационной деятельности. Расположение земельного участка определено согласно схеме - приложению N 1. Схема подписана представителями сторон по договору, и содержит схематическое расположение участка без определения его точных координат, площади, масштаба и привязки к местности. По акту приема-передачи лесной участок передан арендатору в пользование 03.12.2008. Договор прошел процедуру государственной регистрации, что следует из штампа регистрирующего органа на договоре.
03.12.2008 согласно кадастровой выписке о земельном участке от 07.06.2011 N 243У/11-81492 на кадастровый учет поставлен земельный участок, площадью 2,5 га, по адресу: Красноярский край, КГУ Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество, квартал 7, выд.3, 4, согласно дополнительным сведениям данный участок имеет номер учетной записи с государственном лесном реестре 24-032-2008-007-3328-8. В соответствии с вышеуказанной выпиской участок находится в аренде у общества с ограниченной ответственностью "Сибирь".
03.10.2011 между агентством лесной отрасли Красноярского края и обществом с ограниченной ответственностью "Сибирь" подписано дополнительное соглашение N 2 к договору аренды лесного участка от 03.12.2008 N 68\р. Согласно данному соглашению, предмет аренды определен как, лесной участок из земель лесного фонда площадью 2,5 га, расположенный по адресу: Красноярский край, земли муниципального образования г. Дивногорска, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество, в квартале 7 (части выделов 3,4) с кадастровым номером 24:46:1203002:52. К дополнительному соглашению оформлена новая схема, которая содержит схематическое расположение участка без определения его точных координат, площади, масштаба и привязки к местности, а также подписан акт приема-передачи. К дополнительному соглашению оформлен также план лесного участка (уточненный), в соответствии с которым указано схематическое расположение земельного участка с указанием точек, румбов, промеров линий привязки участка и его границ, а также масштаб 1:10 000 и площадь 2,5 га.
03.10.2011 представителем территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае в ФБУ "Кадастровая палата" по Красноярскому краю было подано заявление об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с КН 24:46:1203002:52 в части его адреса. В качестве основания был приложен приказ агентства лесной отрасли Красноярского края от 13.05.2009 N 1207, в соответствии с которым, разделен лесной участок общей площадью 17051 га, отнесенный к защитным лесам, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, расположенный в Красноярском крае, земли муниципального образования г. Дивногорска, Красноярское лесничество в т.ч. в Усть-Манском участковом лесничестве в квартале 7 (выд.1-39) с номером учетной записи в государственном лесном реестре N 24-0198-2009-04-3328-200 на земельные участки, в т.ч. площадью 2,5 га, земли муниципального образования г. Дивногорска, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество, в квартале 7 (части выделов 3,4), с номером учетной записи в государственном лесном реестре 24-032-2008-07-3328-8. Решением кадастрового органа от 11.10.2011 N Ф24/11-2-93278 изменения внесены в государственный кадастровый учет.
22.11.2011 представитель общества с ограниченной ответственностью "Сибирь" обратился с заявлением в ФБУ "Кадастровая палата" по Красноярскому краю с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с КН 24:46:1203002:52 в части уточнения местоположения границ земельного участка, на основании составленного кадастровым инженером С.С. Виссарионовой межевого плана, к заявлению был приложен также договор аренды от 03.12. 2008 N 68р. В соответствии с межевым планом определены характерные точки координат, а также границы земельного участка. Согласно акту согласования местоположения границ земельного участка границы его согласованы КГКУ "Красноярское лесничество" 21.11.2011.
Решением от 08.12.2011 кадастрового органа изменения сведений в отношении земельного участка с КН 24:46:1203002:52 внесены в государственный кадастровый учет.
В материалы дела представлен Проект освоения лесов лесного участка, переданного в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Сибирь" в целях осуществления рекреационной деятельности на территории Красноярского лесничества Красноярского края подписанный обществом с ограниченной ответственностью "Сибирь" и разработчиком проекта Филиалом ФГУП "Рослесинфорг" "Востсиблеспроект". Проект разработан в 2014 на период действия лесохозяйственного регламента Красноярского лесничества до 22.12.2018. В проекте лесов имеется ссылка на кадастровый номер участка - 24:46:1203002:52, а также различные тематические лесные схемы в отношении данного участка. Согласно приложению N 4 к проекту освоения лесов указана кадастровая выписка о земельном участке от 16.07.2014 N 24/14-492003, в соответствии с которой земельный участок с КН24:46:1203002:52 имеет систему координат: СК кадастрового округа, зона 4, приведены описание местоположения границ земельного участка, описание границ поворотных точек.
Приказом от 30.12.2014 Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края утверждено положительное экспертное заключение на вышеуказанный проект освоения лесов.
16.12.2014 между министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края и обществом с ограниченной ответственностью "Сибирь" подписано дополнительное соглашение N 3 к договору аренды лесного участка от 03.12.2008 N 68\р, в соответствии с которым, внесены изменения в наименования арендодателя, реквизиты сторон, а также в п.13 договора.
Министерством лесного хозяйства Красноярского края в дело представлены также изменения и дополнения в проект освоения лесов, переданных в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Сибирь", разработанные обществом с ограниченной ответственностью "ИТЦ "ЗемляЛесПроект" (инв. N 15-2017) подписанные между обществом с ограниченной ответственностью "Сибирь" и разработчиком проекта.
21.04.2017 представителем Министерства лесного хозяйства Красноярского края составлен План лесного участка площадью 2,5 га., расположенного по адресу:
г. Дивногорск, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество, квартал 7 (части выделов 3,4), номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-032-2008-07-3328-8. Схема совершена в масштабе 1:100 000
В материалы дела представлена схема испрашиваемого участка под культурно-оздоровительные цели в кв.7 (3, 7, 45, 46) в Усть-Манском лесничестве общей площадью 9,6 га, в масштабе 1:10 000 с точкой привязки т.с.1 (привязка) - 1180-м. выполненная помощником лесничего без даты составления и номера.
07.04.2003 представителями общества с ограниченной ответственностью "Манская запань" и Красноярского лесхоза составлен акт технического обследования земельных участков, испрашиваемых к отводу из лесного фонда. Согласно данному акту определен земельный участок в лесах 1 группы, в квартале 7, Усть-Манского лесничества общей площадью 9 га, для последующей передачи в аренду.
30.10.2003 между ФГУ Красноярский лесхоз (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Манская запань" (арендатор) подписан договор на аренду участков лесного фонда. Согласно п.2.1., 2.2 данного договора, арендодатель, на основании протокола N 40 о результатах лесного конкурса на право аренды от 03.10.2003 г., передает арендатору в арендное пользование лесной участок площадью 9,6 га, в Усть-Манском лесничестве, в квартале 7, выделы 3, 7, 8, 45, 46, для культурно-оздоровительных целей. Согласно разделу 8 договора, срок аренды определен до 29.10.2052. К договору приложены схема участка, передаваемого в аренду в масштабе 1:10 000 и т.0-1 (привязка) - 1180 м. и схема расположения участка в масштабе 1:100 000 без определения границ, площади, точек координат. По акту приема-передачи лесной участок передан арендатору в арендное пользование.
В дело представлен Планшет 2 на земли муниципального образования г. Дивногорск КГУ "Красноярское лесничество" Усть-Манское участковое лесничество общей площадью 1087 га составленный Филиалом ФГУП "Рослесинфорг" "Востсиблеспроект" по итогам лесоустройства 2006 на основе топокарт 1996.
12.08.2008 Агентством лесной отрасли Красноярского края издан приказ N 1216 о переоформлении договора аренды с обществом с ограниченной ответственностью "Манская запань" на договор аренды лесного участка площадью 9,6 га, расположенного к кв.7 выдел 3, 7, 8, 45, 46 Усть-Манского участкового лесничества, имеющего номер государственного учета в лесном реестре 24-042-200807-3322-8 сроком на 44 года. Согласно измененной редакции данного приказа, с учетом внесенных изменений приказом от 10.10.2008 N 1867, местонахождения лесного участка определено, как: кв.7, выдела 1, 2, 3, 9 Усть-Манского участкового лесничества.
22.10.2008 между обществом с ограниченной ответственностью "Манская запань" (арендатор) и Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) подписан договор аренды лесного участка N 48\р. Согласно данному договору арендодатель передает арендатору в арендное пользование лесной участок площадью 9,6 га, расположенный в кв.7 выдел 1, 2, 3, 9 Усть-Манского участкового лесничества, имеющий номер государственного учета в лесном реестре 24-042-200807-3322-8. Согласно п. 3 договора схема расположения лесного участка и его характеристики приведены в приложениях N 1 и N 2. Срок действия договора определен до 29.10.2052 ( в п.26 договора).
Согласно приложению N 1 к договору аренды определено схематическое расположение земельного участка, без указания масштаба, точек привязки, точек координат и тп. По акту приема-передачи лесного участка от 22.10.2008 арендатор принял его в арендное пользование.
Договор аренды лесного участка от 22.10.2008 прошел процедуру государственной регистрации 16.12.2008.
В дело представлен Проект освоения лесов на лесном участке переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности расположенном на территории Красноярского лесничества Усть-Манское участковое лесничество (договор аренды N 48/р) разработанный обществом с ограниченной ответственностью "НПП "Экоприс" в 2009 г. В проекте освоения лесов определено, что лесной участок имеет номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-042-2008-07-3328-8, схема расположения участка указана на рис.1.1. и в приложении N 10. Приложение N 10 в представленном суду вышеуказанном проекте освоения лесов (прошитом и пронумерованном Министерством лесного хозяйства Красноярского края) отсутствует. Приказом от 28.10.2010 N 3261 Агентства лесной отрасли Красноярского края утверждено экспертное заключение на проект освоение лесов для лесного участка, расположенного на территории Красноярского лесничества, переданного в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Манская запань".
Дополнительным соглашением от 18.07.2014 в договор аренды от 22.10.2008 N 48\р внесены изменения в виде изменения стороны арендодателя на Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края и в связи с изменением наименования арендатора на общество с ограниченной ответственностью Кемпинг "Манский плес".
14.10.2014 в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости 24-001-25/3000/2014-8003 от 14.10.2014 на основании договора аренды лесного участка от 22.10.2008 N 48 и дополнительного соглашения к нему от 18.07.2014 обратилось общество с ограниченной ответственностью Кемпинг "Манский плес". Решением от 23.10.2014 кадастрового органа N Ф24/14-2-153456 в государственный кадастр внесены сведения о ранее учтенном земельном участке.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка N 24/14-746683 земельный участок площадью 96000 м, имеющий местоположение Красноярский край, "КГУ "Красноярское лесничество", Усть-Манское участковое лесничество, квартал 7, выд.1, 2, 3, 9 - 23.10.2014 поставлен на государственный кадастровый учет без установления границ, кадастровой стоимости и категории земель, с присвоением кадастрового номера 24:46:1203002:66.
19.02.2015 в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю обратилось с заявлением Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае о внесении в государственный кадастр недвижимости изменений в отношении адреса объекта недвижимого имущества с КН 24:46:1203002:66 на основании принятых 13.05.2009 приказа Агентства лесной отрасли Красноярского края и приказа Министерства природных ресурсов экологии Красноярского кая от 13.02.2015.
30.07.2015 в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю обратилось с заявлением общество с ограниченной ответственностью Кемпинг "Манский плес" о внесении в государственный кадастр недвижимости изменений в отношении площади и изменении описания местоположения границ земельного участка с КН 24:46:1203002:66 на основании межевого плана выполненного 29.07.2015 кадастровым инженером Нашивочниковой О.Ю.
В 2017 между обществом с ограниченной ответственностью Кемпинг "Манский плес" и Филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" "Востсиблеспроект" подписаны изменения и дополнения в проект освоения лесов лесного участка, предоставленного в аренду в целях осуществления рекреационной деятельности на территории Красноярского лесничества Красноярского края. Согласно разделу 2 п.2.7 изменений, договор аренды лесного участка от 22.10.2008 N 48\р. с учетом дополнительного соглашения от 18.07.2012 N 1 является единственным обременением права собственности, других прав на использование предоставленных в аренду лесных участков на момент разработки изменений не установлено.
Истцом в дело представлены планы лесного участка площадью 9,6 га в Красноярском лесничестве участковое лесничество Усть-Манское квартал 7, выделы 1, 2, 3, 9, учетный номер 24-042-2008-07-3328-8, в масштабе 1:100 000 составленные 10.04.2017, 29.05.2017 (в масштабе 1:10 000) и подписанные представителями министерства лесного хозяйства Красноярского края в одностороннем порядке.
В дело также представлены цветные схемы тематических лесных карт в отношении лесного участка площадью 9,6 га предоставленного в аренду обществу с ограниченной ответственностью Кемпинг "Манский плес" в масштабах 1:2500 по:
- классам пожарной опасности, проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству, с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничеств с указанием мест размещения техники, оборудования;
- по пространственному размещению существующих и проектируемых объектов не связанных с созданием лесной инфраструктуры;
- по размещению существующих и проектируемых построек, объектов благоустройства и объектов лесной инфраструктуры;
- по размещению существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры.
Вышеуказанные схемы не имеют ссылки на то, что они являются приложениями какого-либо документа, не имеют указания на исполнителя и даты составления.
Общество с ограниченной ответственностью "Кемпинг "Манский плес" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Министерству лесного хозяйства Красноярского края об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 22.10.2008 N 48/р в части изменения пункта 2 договора с целью идентификации предмета аренды согласно включенных в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующем участке:
"1. Лесной участок из состава земель лесного фонда площадью 9,6 га, расположен: Красноярский край, в границах муниципального образования г. Дивногорск, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество в квартале 7 части выделов 1, 2, 3, 9 с кадастровым номером 24:46:1203002:66, передаваемый для осуществления рекреационной деятельности".
2. Настоящее соглашение является неотъемлемой частью Договора и вступает в силу с даты его государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
3. Настоящее соглашение составлено в трех подлинных экземплярах, по одному для каждой из сторон, третий экземпляр в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
4. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим Соглашением, действуют условия договора".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27.10.2017 по делу N А33-22322/2016 исковые требования удовлетворены. Постановлением Третьего Арбитражного апелляционного суда от 15.01.2018 решение суда первой инстанции оставлено в силе. Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.07.2018 судебные акты первой и второй инстанции оставлены без изменения.
Во исполнение принятых выше судебных актов 21.02.2018 между Министерством лесного хозяйства Красноярского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью Кемпинг "Манский плес" (арендатор) подписано дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 22.10.2008 N 48/р, в соответствии с которым, объектом арендных отношений между сторонами по договору определен лесной участок с КН 24:46:1203002:66.
Как следует из обстоятельств установленных судами при рассмотрении дела N А33-22322/2016:
- с целью проведения государственного кадастрового учета согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ООО "Кемпинг "Манский плес" (заказчик) с ООО "Техническая инвентаризация Красноярского края" (подрядчик) заключен договор подряда от 01.07.2014 N 95/ю, по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя следующие обязательства: выполнение геодезических и кадастровых работ с\в отношении, в том числе объекта N 3 - лесного участка площадью 9,6 га, расположенного: Красноярский край, КГУ "Красноярское лесничество", Усть-Манское участковое лесничество, квартал 7 выд.1, 2, 3, 9 с подготовкой межевого плана и кадастрового паспорта.
По результатам проведения геодезических и кадастровых работ ООО "Техническая инвентаризация Красноярского края" составлен межевой план от 29.07.2015. Лесной участок поставлен на кадастровый учет 23.10.2014 с кадастровым номером 24:46:1203002:66 согласно кадастровому паспорту земельного участка от 20.08.2015 N 24/15-592872.
В материалы дела 22.12.2016 от филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю поступили копии документов кадастрового дела в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:46:1203002:66, из содержания, которых следует, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:46:1203002:66, с местоположением: Красноярский край, в границах муниципального образования г. Дивногорск, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество в квартале N 7 (части выделов 1, 2, 3, 9), площадью 96000 м, категорией: земли лесного фонда, видом разрешенного использования: для осуществления рекреационной деятельности внесены в государственный кадастр недвижимости 23.10.2014 на основании заявления о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, договора аренды лесного участка N 48/р от 22.10.2008, дополнительного соглашения от 18.07.2014.
19.08.2015 местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 24:46:1203002:66 было уточнено на основании заявления и межевого плана от 29.07.2015, подготовленного ООО "Техническая инвентаризация Красноярского края" в форме электронного документа в формате XML, в соответствии с ч. 11 ст. 38 Закона о кадастре, отвечающего требованиям к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412.
27.01.2009 КГУ "Красноярское лесничество", со ссылкой на ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации, составлен проект лесного участка предполагаемого для предоставления в аренду в целях рекреационной деятельности КГУ "Красноярское лесничество" Усть-Манское участковое лесничество площадью 0,5 га, расположенного в квартале 7 части выделов 2 и 3. К проекту приложен план лесного участка предполагаемого для предоставление в постоянное (бессрочное) пользование для осуществления рекреационной деятельности КГУ "Красноярское лесничество" Усть-Манское участковое лесничество квартал 7. Схема подписана руководителем КГУ "Красноярское лесничество" и содержит в себе указание на номера точек (1-5), дирекционные углы, линии промеров и границы участка. Площадь участка определена в 0,5 га.
Согласно разделу 4 проекта лесного участка, участок расположен на правом берегу реки Мана, в районе пос. Усть-Мана, в части выделов 2,3 квартале 7 Усть-Манского участкового лесничества КГУ "Красноярское лесничество". Участок предполагается использовать для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха с проектированием возведением временных построек (домиков, пунктов хранения инвентаря и др.). Согласно проекту неотъемлемой его частью является план лесного участка.
Представленный план лесного участка, также составлен самим КГУ "Красноярское лесничество" в масштабе 1:10 000 и содержит в себе номера точек, дирекционные углы, промер линий, привязку участка и его границы.
10.07.2009 согласно представленного в дело свидетельства о государственной регистрации права 24 ЕИ N 170232 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: осуществление рекреационной деятельности, общей площадью 9,6 га, с местоположением Красноярский край, земли муниципального образования г. Дивногорск, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество, кварталы 7, выделы 1 ч.,2 ч,3 ч.,9 ч.), условный номер 24-24-07/007/2009-328.
13.11.2009 Агентством лесной отрасли Красноярского края издан приказ N 3332, в соответствии с которым, принято решение разделить лесной участок общей площадь. 3 029,2699 га, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, расположенный Красноярский край, земли муниципального образования г. Дивногорска, Красноярское лесничество, Овсянское участковое лесничество в кварталах: NN 1 (выделы 1, 2, 4-12, 14-59, 61-82, части выделов 3, 13, 22, 60), 2 (выделы 1-22), 3 (выделы 1, 2, 4-9,11, 14-35, часть выдела 10,12,13), 4 (выделы 1-38), 5 (выделы 1-20), 6 (выделы 1-7), 7 (выделы: 1-6, 8-42, части выделов 7), 8 (выделы 1-28), 9 (выделы 1-43), 10 (выделы 1-39), 11 (выделы 1-26), 12 (выделы 1-34), 13 (выделы 1-38), 14 (выделы 1-7,10-19, 21-26, 29-31, 33-35, 37, 42), 19 (выделы 1-23), 20 (выделы 1-26), 26 (выделы 1-35). Усть-Манское участковое лесничество в кварталах: NN 1 (выделы 1-20), 2 (выделы 1-14), 3 (выделы 1-18, 20-22, части выделов 19, 21), 4 (выделы 1-6, 10, части выделов 7, 8,9), 5 (выделы 1-5, 7, 8), 6 (выделы 1-3, 7, 8), 7 (выделы 17-27, 29, 30, 33-36, 38, 39, части выделов 1-10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 28, 31, 32, 37), 8 (выделы 1-37), 10 (выделы 1,2), 13 (выделы 1, 2), 14 (выделы 1, 4-6,10-15, части выделов 2, 3, 7-9), 15 (выделы 1-26), 22 (выделы 1-18, 24, 28, 30, 31, части выделов 19, 22, 23, 25-27, 29), с номером учетной записи в государственном лесном реестре N 24-0792-2009-10-3328-200, на следующие лесные участки:
- площадью 3 028,6699 га, отнесенный к защитным лесам, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, расположенный: Красноярский край, земли муниципального образования г. Дивногорска, Красноярское лесничество, Овсянское участковое лесничество в кварталах: N N 1 (выделы 1, 2., 4-12,14-59, 61-82, части выделов 3, 13, 22, 60), 2 (выделы 1-22), 3 (выделы 1, 2, 4-9,11, 14-35, часть выдела 10,12,13), 4 (выделы 1-38), 5 (выделы 1-20), 6 (выделы 1-7), 7 (выделы 1-6, 8-42, части выделов 7, 8 (выделы 1-28), 9 (выделы 1-43), 10 (выделы 1-39), И (выделы 1-26), 12 (выделы 1-34), 13 (выделы 1-38), 14 (выделы 1-7, 10-19, 21-26, 29-31, 33-35, 37, 42), 19 (выделы 1-23), 20 (выделы 1-26), 26 (выделы 1-35). Усть-Манское участковое лесничество в кварталах:
N N 1 (выделы 1-20), 2 (выделы 1-14), 3 (выделы 1-18, 20-22, части выделов 19, 21), 4 (выделы 1-6, 10, части выделов 7, 8,9), 5 (выделы 1-5, 7, 8), 6 (выделы 1-3, 7, 8), 7 (выделы 17-27, 29, 30, 33-36, 38, 39, части выделов 1-10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 28, 31, 32, 37), 8 (выделы 1-37), 10 (выделы 1, 2), 1В (выделы 1, 2), 14 (выделы 1, 4-6, 10-15, части выделов 2, 3, 7-9), 15 (выделы 1-26), 22 (выделы 1-18, 24, 28, 30, 31, части выделов 19, 22, 23, 25-27, 29), с номером учетной записи в государственном лесном реестре N 24-0816-2009-11-3328-200, предназначенный для использования лесов в соответствии с видами, разрешенными лесохозяйственным регламентом Красноярского лесничества, утвержденным приказом министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 22.12.2008 N 145-о;
- площадью 0,6 га, отнесенный к защитным лесам, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, расположенный: Красноярский край, земли муниципального образования г. Дивногорска, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество в квартале N 7 (части выделов 2, 3, 4), с номером учетной записи в государственном лесном реестре N 24-0437-2009-11-3328-8, предназначенный для осуществления рекреационной деятельности.
16.03.2011 КГБУ "Красноярское лесничество" обратилось к Агентству лесной отрасли Красноярского края с просьбой (исх.N 92) предоставить в постоянное (бессрочное) пользование участок лесного фонда, расположенный на территории МО г. Дивногорск в защитных лесах Усть-Манского участкового лесничества в квартале 7 часты выделов 2,3, площадь. 0,5 га.
11.04.2011 Агентством лесной отрасли издан приказ о внесении изменений в приказ N 3332 от 13.11.2009, в котором второй земельный участок определен уже следующим образом:
- площадью 0,5 га, отнесенный к защитным лесам, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, расположенный: Красноярский край, земли муниципального образования г. Дивногорска, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество в квартале N 7 (части выделов 2, 3, 4), с номером учетной записи в государственном лесном реестре N 24-0437-2009-11-3328-8, предназначенный для осуществления рекреационной деятельности.
19.05.2011 Агентством лесной отрасли Красноярского края издан приказ N 1672 в соответствии с которым, КГБУ "Красноярское лесничество" в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен лесной участок из состава земель лесного фонда площадью 0,5 га, расположенный в квартале 7 части выделов 2,3 Усть-Манского лесничества, имеющий номер в государственном лесном реестре 24-0437-2009-11-3328-8.
20.05.2011 между агентством лесной отрасли Красноярского края и истцом по делу составлен акт приема-передачи лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование. К акту приложен план лесного участка, площадь 0,5 га, в масштабе 1:25 000, без определения границ, точек координат и другой информации, позволяющей определить точное местонахождение земельного участка в квартале 7 (части выделов 2,3).
21.06.2011 на основании приказа Агентства лесной отрасли Красноярского края от 19.05.2011 N 1672 произведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования истца на лесной участок площадью 0,5 га, расположенный в квартале 7 части выделов 2,3 Усть-Манского лесничества, имеющий условный номер 24-24-07/011/2009-801 (свидетельство 24 ЕИ N 923844).
21.04.2017 министерством природных ресурсов и экологи Красноярского края составлен план лесного участка площадью 0,5 га, в масштабе 1:25 000, без определения границ, точек координат и другой информации, не позволяющий определить точное местонахождение земельного участка в квартале 7 (части выделов 2,3). Усть-Манского лесничества, имеющий номер учетной записи в лесном реестре 24-0437-2009-11-3328-8.
29.05.2017 министерством оформлен аналогичный план-схема расположения вышеуказанного лесного участка, но уже в виде информации из государственного лесного реестра.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу, судом, по ходатайству истца, определением от 16.05.2018, была назначена комплексная лесоустроительная экспертиза, проведение которой, было поручено обществу с ограниченной ответственностью "Инсайт-проект", в составе экспертов: кадастровый инженер Асауленко Алена Валерьевна, инженер лесоустроитель Зыкова Елена Владимировна.
В материалы дела представлено экспертное заключение.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, обоснованно исходил из того, что спорные правоотношения, вытекают из договора аренды и регулируются нормами параграфа 1 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нормами Лесного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 611 и пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества, а арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В силу пункта 2 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Из содержания договоров аренды лесного участка от 22.10.2008 N 48/р от 03.12.2008 N 68/р и материалов дела следует, что на момент заключения договора аренды спорные лесные участки не поставлены на кадастровый учет.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Пунктом 1 статьи 4.1 Федерального закона Российской Федерации от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату заключения договоров аренды) установлено, что до 01.01.2010 допускалось предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.
В связи с принятием Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ, статья 4.1 признана утратившей силу.
Таким образом, действующее на момент заключения договора аренды законодательство предусматривало возможность передачи в аренду лесных участков, не прошедших кадастровый учет.
В силу пункта 1 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 5 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации).
Приказом Рослесхоза от 21.02.2012 N 62 утверждены Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (зарегистрированы в Минюсте Российской Федерации 28.03.2012 N 23634).
Согласно п.7 указанных Правил, лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право в т.ч. осуществлять использование лесов в соответствии с документами о предоставлении лесного участка, в том числе договором аренды лесного участка, решением о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с п.9 Правил, лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны:
- составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации;
- осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов;
- соблюдать условия договора аренды лесного участка и решения о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
Пунктом 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации).
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69.
Согласно абзацу 4 пункта 5 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 в разделе "Общие сведения" проекта освоения лесов содержится, в том числе, выписка из государственного кадастра недвижимости с описанием границ лесного участка.
Из содержания вышеперечисленных норм следует, что не допускается эксплуатация, в том числе в целях рекреационной деятельности, лесных участков, не прошедших кадастровый учет.
Данный вывод подтвержден постановлением кассационной инстанции по делу N А33-22322/2016.
Как следует из материалов дела, спорные лесные участки поставлены на кадастровый учет:
- 23.10.2014 с кадастровым номером 24:46:1203002:66, на основании заявления о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и договора аренды лесного участка от 22.10.2008 N 48/р, дополнительного соглашения от 18.07.2014. 19.08.2015 местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 24:46:1203002:66 было уточнено на основании заявления и межевого плана от 29.07.2015, подготовленного ООО "Техническая инвентаризация Красноярского края" в форме электронного документа в формате ХМL, в соответствии с частью 11 статьи 38 Закона о кадастре, отвечающего требованиям к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412. При постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 24:46:1203002:66 в ГКН отсутствовали сведения о пересечении границ указанного земельного участка с границами других земельных участков.
- 03.12.2008 с кадастровым номером 24:46:1203002:52, согласно кадастровой выписке о земельном участке от 07.06.2011 N 243У/11-81492 данный участок имел номер учетной записи с государственном лесном реестре 24-032-2008-007-3328-8. 03.10.2011 на основании заявления территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае были внесены изменения в кадастровый учет данного лесного участка в части его адреса. Решением кадастрового органа от 08.12.2011 осуществлен государственный кадастровый учет изменений земельного участка с КН 24:46:1203002:52 в части уточнения местоположения границ земельного участка. Согласно акту согласования местоположения границ земельного участка границы его согласованы истцом по делу - КГКУ "Красноярское лесничество" (21.11.2011).
В связи с приведением предмета договора аренды лесного участка от 22.10.2008 N 48/р в соответствие с данными, содержащимися в государственном кадастре недвижимости, письмом от 29.08.2016 ООО "Кемпинг "Манский плес" обратилось с заявлением в министерство о внесении соответствующих изменений в договор аренды лесного участка от 22.10.2008 N 48/р путем подготовки дополнительного соглашения с указанием кадастрового номера арендуемого лесного участка.
Решением суда первой инстанции по делу N А33-22322/2016 от 27.10.2017 исковые требований общества с ограниченной ответственностью Кемпинг "Манский плес" о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 22.10.2008 N 48/р удовлетворены, постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.01.2018 и постановлением кассационной инстанции от 03.07.2018 по тому же делу, подтверждена законность принятых судебных актов.
Во исполнение принятых выше судебных актов 21.02.2018 между Министерством лесного хозяйства Красноярского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью Кемпинг "Манский плес" (арендатор) подписано дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 22.10.2008 N 48/р, в соответствии с которым, объектом арендных отношений между сторонами по договору определен лесной участок с КН 24:46:1203002:66.
Повторно исследовав материалы настоящего дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что истец, заявляя исковые требования по настоящему делу об установлении границ земельного участка КГБУ "Красноярское лесничество" с условным номером 24-0437-2009-11-3328-8 площадью 0,5 га, категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - осуществление рекреационной деятельности, расположенный: Красноярский край, земли муниципального образования г. Дивногорска, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество в квартале N 7 (части выделов 2,3), исключении из единого государственного реестра недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельных участка лесного фонда с кадастровым номером 24:46:1203002:66 и признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 24:46:1203002:66, указанными в межевом плане данного земельного участка, преследует цель пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по делу N А33-22322/2016, в котором он принимал участие.
Предметом доказывания по делу N А33-22322/2016 являлась в т.ч. проверка законности осуществления ООО Кемпинг "Манский плес" изменений в кадастровый учет лесного участка с КН 24:46:1203002:66 в части установления его границ. Ответчиком по вышеуказанному делу (Министерство лесного хозяйства Красноярского края) и истцом по настоящему делу (третье лицо по делу А33-22322/2016) были представлены суду тот же объем доказательств, что и по настоящему делу.
Судами, при рассмотрении требований общества с ограниченной ответственностью Кемпинг "Манский плес", не было установлено факта нарушений осуществления кадастрового учета лесного участка. Оценка доводов ответчиков была осуществлена с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе".
Согласно статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации
Обязательность судебных актов не лишает лиц, не участвовавших в деле, возможности обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных этими актами их прав и законных интересов путем обжалования указанных актов.
Таким образом, опровергнуть фактические обстоятельства дела, установленные в судебных актах, а также их обязательность, возможно только посредством обжалования их в установленном порядке, либо путем пересмотра по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.
К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста (постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 22).
Как следует из материалов дела ответчики (общество с ограниченной ответственностью Кемпинг "Манский плес" и общество с ограниченной ответственностью "Сибирь") приобрели право аренды на лесные участки в 2008, в соответствии с договорами аренды лесных участков от 22.10.2008 N 48/р от 03.12.2008 N 68/р. Данные договоры являются действующими, ни кем не оспорены.
Пунктом 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации).
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69.
Согласно абзацу 4 пункта 5 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 в разделе "Общие сведения" проекта освоения лесов содержится, в том числе, выписка из государственного кадастра недвижимости с описанием границ лесного участка.
Из содержания вышеперечисленных норм следует, что не допускается эксплуатация, в том числе в целях рекреационной деятельности, лесных участков, не прошедших кадастровый учет.
В материалы дела представлены подписанные ответчиками проекты освоения лесных участков предоставленных им в аренду (Проект освоения лесов на лесном участке переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности расположенном на территории Красноярского лесничества Усть-Манское участковое лесничество (договор аренды N 48/р) разработанный обществом с ограниченной ответственностью "НПП "Экоприс" в 2009 году и Проект освоения лесов лесного участка, переданного в аренду общество с ограниченной ответственностью "Сибирь" в целях осуществления рекреационной деятельности на территории Красноярского лесничества Красноярского края подписанный общество с ограниченной ответственностью "Сибирь" и разработчиком проекта Филиалом ФГУП "Рослесинфорг" "Востсиблеспроект").
В тоже время суду не представлено утвержденного проекта освоения лесного участка предоставленного истцу 20.05.2011 по акту от агентства лесной отрасли Красноярского края в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно пункту 4 статье 41 Лесного кодекса Российской Федерации, для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.
В соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации, право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 70 Лесного кодекса Российской Федерации, при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей. В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
При предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса), безвозмездное пользование выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом.
Проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Суду не представлены доказательства утверждения представленного в дело Проекта лесного участка от 27.01.2009 в отношении лесного участка площадью 0,5 га в квартале 7, части выделов 2, 3 Усть-Манского участкового лесничества КГУ "Красноярское лесничество".
Как следует из самого проекта, он оформлен для передачи лесного участка в аренду, а не на праве постоянного бессрочного пользования.
В соответствии с пунктом 48 Приказа Рослесхоза от 12.12.2001 N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" (действующей в редакции в период передачи истцу лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, проектирование лесных участков для осуществления рекреационной деятельности производится в соответствии с Правилами использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24.04.2007 N 108 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22.05.2007, регистрационный N 9515, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, N 27).
Согласно п.3 вышеуказанных Правил (утв. Приказом МПР Российской Федерации от 24.04.2007 N 108), при определении размеров лесных участков, выделяемых для осуществления рекреационной деятельности, необходимо руководствоваться оптимальной рекреационной нагрузкой на лесные экосистемы при соблюдении условий не нанесения ущерба лесным насаждениям и окружающей среде.
Следовательно, на дату оформления за истцом права постоянного (бессрочного) пользования лесного участка площадью 0,5 га в квартале 7, части выделов 2, 3 Усть-Манского участкового лесничества КГУ "Красноярское лесничество", должно быть учтено, что в квартале 7 (части выделов 3,4 на площади 2,5 га., на выделах 1,2,3,9 площадью 9,6 Га уже осуществляется рекреационная деятельность на основе ранее заключенных договоров аренды обществом с ограниченной ответственностью "Сибирь" и обществом с ограниченной ответственностью Кемпинг "Манский плес".
Как следует из вывода экспертного заключения:
- по данным государственного лесного реестра, проекту лесного участка, на момент предоставления КГБУ "Красноярское лесничество" по акту приема-передачи от 20.05.2011 земельного участка площадью 0,5 га с условным номером в государственном лесном реестре 24-0437-2009-11-3328-8 (далее - Участок): - имеется частичное наложение (пересечение) Участка с земельным участком с условным номером в государственном лесном реестре 24-042-2008-07-3328-8 площадью 9,6 га, предоставленным ООО "Кемпинг "Манский плес" по договору аренды лесного участка от 22.10.2008 N 48/р. Площадь наложения - 320 м (0,032 га);
- отсутствует наложение (пересечение) Участка с земельным участком с условным номером в государственном лесном реестре 24-032-2008-07-3328-8 площадью 2,5 га, предоставленным ООО "Сибирь" по договору аренды лесного участка от 03.12.2008 N 68/р.
Таким образом, учитывая, что на момент предоставления истцу по акту приема-передачи от 20.05.2011 лесной участок был сформирован с нарушением вышеуказанных судом нормативных актов, что повлекло выявленное экспертом частичное наложение (пересечение) участка с участком, который уже находился у общества с ограниченной ответственностью Кемпинг "Манский плес" на праве аренды, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у истца не возникло право постоянного (бессрочного) пользования на лесной участок площадью 0,5 га с условным номером в государственном лесном реестре 24-0437-2009-11-3328-8 на праве постоянного (бессрочного) пользования.
При этом факт произведенной 21.06.2011 государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования истца, на основании приказа Агентства лесной отрасли Красноярского края от 19.05.2011 N 1672 на лесной участок площадью 0,5 га, расположенный в квартале 7 части выделов 2,3 Усть-Манского лесничества, имеющий условный номер 24-24-07/011/2009-801, не имеет каких-либо правовых последствий, в виду нарушения процедуры образования самого объекта права.
Учитывая данный вывод, последующее уточнение обществом с ограниченной ответственностью Кемпинг "Манский плес" и обществом с ограниченной ответственностью "Сибирь" границ переданных им в аренду лесных участков, во исполнение абзаца 4 пункта 5 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69, не могло повлечь нарушения прав и законных интересов истца, в виду отсутствия у него прав на лесной участок, пересечение (наложение) с которым, выявлено в ходе проведения экспертизы.
На основании вышеизложенного у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных истцом исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью Кемпинг "Манский плес" и обществу с ограниченной ответственностью "Сибирь".
В качестве ответчика истцом определена также - Российская Федерация в лице Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва.
В соответствии со статьями 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Разделом 2 "Полномочия" п. 4 Положения О межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (утв. Приказом Росимущества от 16.12.2016 N 455 "О реорганизации территориальных управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом), территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Истцом не представлено доказательств, что межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва по определенному истцом предмету иска и его основаниям является органом Российской Федерации имеющим соответствующие полномочия представлять в данных отношениях Российскую Федерацию. Истцом также не определено, какие его права и законные интересы нарушает Российской Федерации в лице определенного истцом органа.
Судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба, по изложенным в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 декабря 2018 года по делу N А33-17954/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Ю. Парфентьева |
Судьи |
О.В. Петровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.