г. Хабаровск |
|
08 мая 2019 г. |
А73-18510/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 мая 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.
при участии в заседании:
от публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания": Поляков Д.О. по доверенности от 18.06.2018;
от администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края: Щитова Т.П. по доверенности от 12.02.2019;
от акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания": Никончук О.В. по доверенности от 18.06.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края
на решение от 15.02.2019
по делу N А73-18510/2018
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Коваленко Н.Л.
по иску публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края
о взыскании 57 153 руб. 71 коп.,
третьи лица: акционерное общество "Дальневосточная распределительная сетевая компания"; федеральное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы",
установил:
в Арбитражный суд Хабаровского края обратилось публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ПАО "ДЭК", истец) с иском к администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация, ответчик) о взыскании основного долга в размере 53 642 руб. 63 коп. электрическую энергию, потребленную в апреле-августе 2018 года, пени в размере 3 511 руб. 08 коп. за просрочку основного долга с 22.05.2018 по 17.10.2018, пени с 18.10.2018 по день фактического погашения основного долга с учетом положений абзаца 8 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Определением от 01.11.2018 суд принял исковое заявление к рассмотрению в порядке упрощенного производства, возбуждено производство по делу N А73-18510/2018.
До рассмотрения дела ПАО "ДЭК" изменило основание иска о взыскании задолженности, просило взыскать с ответчика стоимость потерь электрической энергии в сетях села Покровка Бикинского муниципального района Хабаровского края в апреле-августе 2018 года.
Определением от 25.12.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением от 22.01.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены акционерное общество "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (далее - АО "ДРСК") и федеральное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (далее - ФГКУ "Росгранстрой").
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковой период по оплате стоимости потерь электрической энергии в сетях: январь - август 2018 года. Также истец заявил отказ от исковых требований края о взыскании с Администрации пени в размере 3 511 руб. 08 коп. за период с 22.05.2018 по 17.10.2018 и пени с 18.10.2018 по день фактической оплаты.
Решением от 15.02.2019 суд принял отказ ПАО "ДЭК" от исковых требований о взыскании пеней в размере 3 511 руб. 08 коп. за период с 22.05.2018 по 17.10.2018 и пеней с 18.10.2018 в размере 1/130 ставки рефинансирования Банка России по день фактической оплаты, прекратил производство по делу в данной части, взыскал с Администрации в пользу ПАО "ДЭК" задолженность по оплате стоимости потерь электрической энергии в сетях за период январь 2018 - август 2018 года в размере 53 642 руб. 63 коп., судебные расходы по государственной пошлине по иску в размере 2 146 руб.
Этим же решению истцу была возвращена из федерального бюджета государственная пошлина в размере 140 руб.
Не согласившись с вышеуказанным решением в части удовлетворенного требования, Администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить.
Заявитель апелляционной жалобы считает решение незаконным и необоснованным, привел следующие доводы:
- применение судом положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) является необоснованным, поскольку снабжение электрической энергии по сетям осуществлялось не для нужд населения муниципального района, а для энергоснабжения пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации "Покровка";
- ответчик не имел возможность проверить расчет искового требования;
- Администрация не является надлежащим ответчиком, поскольку не является сетевой организацией и потребителем услуг;
- оплата потерь электрической энергии в сетях должна производиться потребителями в составе тарифа на услугу по передаче электроэнергии;
- суд не исследовал вопрос о наличии договорных отношений истца с третьим лицом - ФГКУ "Росгранстрой".
Апелляционная жалоба была принята к производству определением от 27.03.2019 Шестого арбитражного апелляционного суда.
Истец в отзыве не согласился с апелляционной жалобой, просил отказать в ее удовлетворении, решение оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал апелляционную жалобу, просил отменить решение в обжалуемой части, отказать в удовлетворении искового требования о взыскании основного долга. Представители истца и АО "ДРСК" не согласились с апелляционной жалобой. ФГКУ "Росгранстрой" не представило отзыв на апелляционную жалобу, не обеспечило явку представителя.
Руководствуясь статьей 156, частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие ФГКУ "Росгранстрой", проверил законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.08.2003 N 1199-р объекты электроснабжения были переданы в собственность Бикинского муниципального района. Администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Бикинский муниципальный район Хабаровского края.
С 01.12.2012 обслуживание трансформаторной подстанции 8101 (далее - ТП 8101) осуществлялось обслуживающей организацией ООО "Бикинские электрические сети" (далее - ООО "БЭС"). Актом N 71 была разграничена балансовая принадлежность электросети и ответственность за эксплуатацию электроустановок между потребителем - ФГКУ "Росгранстрой", сетедержателем - Администрацией и обслуживающей организацией - ООО "БЭС".
01.07.2016 года между сетевой организацией - АО "ДРСК" и сетедержателем (собственником ТП 8101) - Администрацией подписан акт разграничения балансовой принадлежности сторон, которым определены границы балансовой принадлежности и сформированы потери электроэнергии от границы раздела до установки прибора учета, которые относятся на сетедержателя (Администрация), и составляют: нагрузочные 2,24%, холостого хода 681 кВт* ч, при этом акт разграничения балансовой принадлежности между Администрацией и потребителем - ФГКУ "Росгранстрой" подписан не был, так как обслуживание ТП 8101 осуществляло ООО "БЭС", и потери электроэнергии были включены в расчеты по договору компенсации потерь между ПАО "ДЭК" и ООО "БЭС".
Прибор учета потребителя ФГКУ "Росгранстрой", установленный для учета электроэнергии, потребленной объектом - смешанным пунктом пропуска "Покровка", является пригодным для осуществления расчетов за потребленную электрическую энергию, о чем составлен акт проверки N 4217/341 от 05.09.2018.
ООО "БЭС" прекратило обслуживание ряда сетевых объектов, что послужило Администрации поводом для направления в адрес АО "ДРСК" письма от 16.01.2018 года N 01-15-299 с просьбой рассмотреть вопрос о приеме во временное владение сетевых объектов энергетики, в числе которых и трансформаторная подстанция, расположенная по адресу Хабаровский край, Бикинский район, с. Покровка, ул. Новая, д. 1, пом. 12-14, кадастровый номер 27:03:0010702:241 (ТП 8101).
ПАО "ДЭК" направило в адрес Администрации запрос от 21.02.2018 года N 64 о предоставлении документов, подтверждающих факт наличия в собственности Администрации ТП 8101, и договора на обслуживание данной подстанции.
Письмом от 26.02.2018 года N 01-15-1095 Администрация подтвердила, что ТП 8101 является собственностью Бикинского муниципального района и закреплена в муниципальной имущественной казне района, а также что договора на обслуживание данной подстанции не имеется.
Сопроводительным письмом от 06.04.2018 года N 01-17-1771 Администрация направила для подписания акт об осуществлении технологического присоединения в адрес ФГКУ "Росгранстрой", который не был подписан.
Письмом от 25.06.2018 года N 01-16-3063 Администрация уведомила ПАО "ДЭК" о том, что с АО "ДРСК" проводятся переговоры с целью урегулирования сложившейся ситуации и пересмотром параметров потерь по объектам электрохозяйства, расположенным в селе Покровка, в связи с чем, до получения информации от АО "ДРСК", направляемые ПАО "ДЭК" документы на оплату Администрацией рассматриваться не будут.
ПАО "ДЭК" указанные потери предъявило к оплате АО "ДРСК", однако, в связи с тем, что Администрация является собственником ТП 8101, и с учетом акта разграничения балансовой принадлежности сторон от 01.07.2016 года, АО "ДРСК" выставило ПАО "ДЭК" разногласия к актам приема-передачи электроэнергии на компенсацию потерь за январь - март 2018 года, на размер потерь по ТП 8101.
В январе-августе 2018 года в селе Покровка Бикинского муниципального района Хабаровского края отсутствовала территориальная сетевая организация, осуществляющая обслуживание электрических сетей.
ПАО "ДЭК", ссылаясь на то, что Администрация, как собственник электрических сетей, является обязанным лицом по оплате стоимость потерь, возникающих в электрических сетях села Покровка, произвело расчет объема потерь электроэнергии в электрических сетях за исковой период в общем размере 10 934 КВт/ч на сумму 53 642 руб. 63 коп., направило в адрес Администрации для оплаты потерь счета-фактуры от 20.04.2018, от 31.05.2018, от 30.06.2018, от 31.07.2018, от 31.08.2018.
Счета не были оплачены, что послужило ПАО "ДЭК" поводом для предъявления ответчику претензии от 21.09.2018 N 288 с требованием оплаты рассчитанных потерь в течение 3-х дней с момента получения претензии, а в последующем - для предъявления иска по настоящему делу.
Правильно изложив в решении обстоятельства, предшествовавшие подаче иска, суд прекратил производство по делу в части требования о взыскании пени, удовлетворил требование о взыскании основного долга, при этом посчитал доказанным количество (объем потерь) электрической энергии, руководствовался положениями Закона об электроэнергетике, Закона N 131-ФЗ, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Суд апелляционной инстанции считает решение в обжалуемой части законным и обоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствии с абзацем 3 пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 51 Закона N 131-ФЗ муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
В силу вышеприведенных норм права, учитывая, что электрические сети принадлежат муниципальному образованию, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Администрация должна была обеспечить передачу электрических сетей, расположенных в поселке Покровка, специализированной организации, которая бы осуществляла их эксплуатацию.
В соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец электросетевого хозяйства обязаны в установленном порядке по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
В пункте 50 Правил N 861 предусмотрено, что размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке (пункт 51 Правил N 861).
В силу пункта 4 Основных положений N 442 иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.
Иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности). При этом определение объема фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, осуществляется в порядке, установленном разделом X настоящего документа для сетевых организаций (пункт 129 Основных положений N 442).
Согласно пункту 130 Основных положений N 442 при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
Довод апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права подлежит отклонению как необоснованный.
Передача сетей специализированной сетевой организации не состоялась, с января 2018 года отсутствует сетевая организация, обслуживающая электрические сети в указанном населенном пункте, владельцем сетей в спорный период являлось муниципальное образование Бикинский муниципальный район Хабаровского края в лице Администрации, следовательно, Администрация как владелец объектов электросетевого хозяйства в силу вышеуказанных правовых норм обязана оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в находящихся у нее в собственности таких объектах.
Таким образом, является необоснованным довод апелляционной жалобы о предъявлении иска к ненадлежащему ответчику.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив по правилам ст. 71 АПК РФ представленные истцом доказательства (первичные документы по учету поставляемой и потребляемой электрической энергии: акты, ведомости, расчеты), суд пришел к выводу о том, что за спорный период размер потерь электрической энергии в сетях составил 10 934 КВт/ч на сумму 53 642 руб. 63 коп.
Ответчик при рассмотрении дела в суде первой инстанции не представил контррасчет и доказательств, свидетельствующих об ином размере потерь электрической энергии в ТП 8101, принадлежащей ему на праве собственности.
Довод апелляционной жалобы о недоказанности размера искового требования не подтверждается материалами дела.
Администрация является собственником ТП 8101, договор со специализированной организацией на её обслуживание до настоящего времени Администрация не заключила, обязанность по оплате стоимости потерь не была возложена на потребителей, которые технологически подключены к ТП 8101, следовательно, решение об удовлетворении искового требования является правильным.
Судебные расходы по делу распределены в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
С учетом изложенного, при совокупности указанных выше обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы ответчика несостоятельными в полном объеме, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 15.02.2019 по делу N А73-18510/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.