г. Пермь |
|
14 мая 2019 г. |
Дело N А50-33637/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 мая 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Зелениной Т.Л., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
Балдиной А.С.,
при участии представителей заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Тайга", - Гасс А.В., доверенность от 01.03.2019; Антипова А.А., доверенность от 22.04.2019,
иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, представителей не направили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Тайга",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 18 февраля 2019 года
по делу N А50-33637/2018,
принятое судьей Гусельниковой Н.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тайга" (ОГРН 1035901337218, ИНН 5910007448)
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
о признании недействительным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тайга" (далее - ООО "Тайга", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - министерство, заинтересованное лицо) от 05.10.2018 N СЭД-30-01-25.4-7275 об отказе в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Тайга", обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Указывает, что лесной участок находится у арендатора в аренде более 12 лет, что установлено судом и позволяло арендатору требовать заключения нового договора аренды лесных участков без торгов на основании ст. 74 ЛК РФ.
До начала судебного заседания от министерства поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому министерство полагает судебный акт законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители заявителя поддержали свою позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направило своих представителей, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без его участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 07.07.2006 между ФГУ "Яйвинский лесхоз" Агентства лесного хозяйства по Пермской области и Коми -Пермяцкого автономного округа (Пермьлесхоз, арендодатель) и ООО "Тайга" (арендатор) заключен договор аренды участков лесного фонда, на 5 лет (п.2.1 договора).
Предметом договора является лесной участок площадью 3196 га, расположенный: Пермский край, Чикманское участковое лесничество, N кварталов 99, 100, 112-114 ФГУ "Яйвинский лесхоз".
Договор заключен по результатам лесного конкурса от 30.06.2006.
15.07.2008 заявитель обратился в Агентство с заявлением о переоформлении договора аренды от 07.07.2006.
В связи с введением в действие с 01.01.2007 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" было предписано действующие договоры аренды привести в соответствие с ЛК РФ до 01.01.2009.
Решением Агентства по природопользованию Пермского края от 16.10.2008 в порядке переоформления данный договор переоформлен также для заготовки древесины и сроком на 5 лет.
19.11.2008 между Агентством по природопользованию Пермского края (в настоящее время - Министерство) и ООО "Тайга" заключен договор аренды лесного участка N 39, сроком с 19.11.2008 по 07.07.2011 (п.29 договора).
Предметом договора является лесной участок площадью 3196 га, расположенный: Пермский край, Александровский муниципальный район, ГКУ "Яйвинское лесничество" Чикманское участковое лесничество, N кварталов 99, 100, 112-114.
07.04.2011 стороны заключили дополнительное соглашение N 1, которым изменили срок аренды с 19.11.2008 по 18.11.2018 (л.д.58).
22.08.2018 заявитель в адрес Министерства направил заявление о заключении договора аренды на новый срок без проведения торгов.
Министерство письмом от 05.10.2018 N СЭД-30-01-25.4-7275 уведомило общество об отказе в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов, в связи с тем, что ранее договор аренды участков лесного фонда от 07.07.2006 был заключен сроком действия на 5 лет, что не соответствует условию заключения договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 74 Лесного кодекса РФ.
Полагая данное решение министерства не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал на отсутствие у заявителя оснований для получения испрашиваемого лесного участка в аренду без проведения торгов.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1, 2 ст. 71 Лесного кодекса РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
Частью 8 ст. 29 Лесного кодекса РФ установлено, что граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В ч. 4, 5 ст. 71 Лесного кодекса РФ указано, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом. Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии правилами ч. 1 ст. 73.1 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях, поименованных в ч. 2 указанной статьи.
Отказ в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов мотивирован отсутствием оснований, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 74 Лесного кодекса РФ.
Статьей 74 Лесного кодекса РФ предусмотрены условия заключения договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов.
Так в силу ч. 1 данной статьи арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Материалами дела подтверждается предоставление обществу лесного участка в аренду по договору от 07.07.2006, заключенному по результатам торгов - лесного конкурса, сроком на 5 лет, что подтверждается протоколом о результатах лесного конкурса от 30.06.2006.
В последующем этот договор был переоформлен в связи с введением в действие с 01.01.2007 Лесного кодекса Российской Федерации путем подписания 19.11.2008 договора аренды лесного участка N 39 со сроком действия с 19.11.2008 по 07.07.2011 и его продление по 18.11.2018 дополнительным соглашением N 1 от 07.04.2011.
Установив, что договор аренды участка лесного фонда для заготовки древесины от 07.07.2006 заключен по результатам лесного конкурса на срок 5 лет, а последующий договор аренды данного лесного участка 19.11.2008 заключен в порядке переоформления договора аренды участка лесного фонда для заготовки древесины в силу требований о приведении последнего в соответствие с ЛК РФ, суд признал, что отсутствуют условия, необходимые в соответствии с ч. 1 ст. 74 ЛК РФ для возникновения у арендатора права на заключение нового договора аренды лесных участков без проведения торгов, ввиду чего пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого отказа не соответствующим закону.
Доводы апелляционной жалобы о том, что фактически договор аренды был заключен сторонами на длительный срок - более 5 лет, лесной участок находится у арендатора в аренде более 12 лет, в связи с чем добросовестный арендатор вправе требовать заключения нового договора аренды лесных участков без торгов на основании ст. 74 ЛК РФ, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (ред. от 04.06.2018) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.
Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.
Применение закона разъяснено в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 (ред. от 25.12.2013) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды". Согласно указанным разъяснениям а случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Таким образом, в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона N 201-ФЗ арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе требовать заключения договора аренды лесного участка на новый срок даже при наличии у него преимущественного права, предусмотренного пунктом 1 статьи 621 ГК РФ.
Поскольку перезаключение нового договора аренды лесного участка без проведения торгов противоречит требованию о соблюдении публичной процедуры, предусмотренной в статье 74 Лесного кодекса Российской Федерации и призванной обеспечить неопределенному кругу субъектов предпринимательской деятельности равный доступ к участию в аукционе по продаже права на заключение договора аренды, суд апелляционной инстанции признает правомерным отказ в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов.
При названных обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Судебные расходы на оплату государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы относятся на заявителя (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 18 февраля 2019 года по делу N А50-33637/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.В. Скромова |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.