город Томск |
|
13 мая 2019 г. |
Дело N А27-14618/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Скачковой О. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К. А. рассмотрел апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 11) (N 07АП-3583/2019) на решение от 07.03.2019 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-14618/2018 (судья Горбунова Е. П.) по заявлению Государственного профессионального образовательного учреждения "Кузнецкий техникум сервиса и дизайна" им. Волкова В.А. (654005, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Покрышкина, 36, ОГРН 1024201760175, ИНН 4220007104) к Государственному учреждению - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 10) (654007, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Орджоникидзе, д. 35, ИНН 4207009857, ОГРН 1024200697663) о признании незаконными решений от 4 мая 2018 года N 30 осс/р, от 04.05.2018 N 30 осс/в, заинтересованное лицо: Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 11) (654006, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Орджоникидзе, д. 18).
УСТАНОВИЛ:
Государственное профессиональное образовательное учреждение "Кузнецкий техникум сервиса и дизайна" им. Волкова В.А. (далее - ГПОУ КузТСиД им. Волкова В.А., учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 10), город Новокузнецк (далее - Фонд, отделение ФСС) о признании незаконными решений от 04.05.2018 N 30 осс/р в части не принятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 45 070, 71 рублей, решения от 04.05.2018 N 30 осс/в в части излишне начисленных недоимки в размере 1 307,05 рублей, 444,92 рублей пени и 261,41 рублей штрафа, 23 000 рублей судебных расходов.
К участию в деле в качестве в качестве заинтересованного лица - Государственное учреждение - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 11).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 07.03.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт указывает, что судом не учтено, что все оспариваемые плательщиком страховых взносов листики нетрудоспособности оформлены с нарушением Порядка N 624н; что согласно пункту 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация предприятия в лице руководителя и главного бухгалтера; считает, что Фондом правомерно вынесено решение N 30осс/р от 04.05.2018 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; судом первой инстанции не были приняты во внимание доводы Фонда о том, что расходы на цели обязательного социального страхования, не принятые к зачету в счет уплаты страховых взносов, не являются обязательным страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию, в связи с чем, они не могут быть отнесены к выплатам, уменьшающими базу для начисления страховых взносов, так как к ним не применимы положения пункта 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ; считает, что Фондом правомерно вынесено решение N 30 осс/в от 04.05.2018 о привлечении учреждения к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от ГПОУ КузТСиД им. Волкова В.А. поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании решения о проведении проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 30.03.2018 N 10000030 осс\р отделением ФСС проведена выездная проверка заявителя - ГПОУ КузТСиД им. Волкова В.А. за период с 01.01.2015 по 31.12.2016.
По результатам проверки был составлен акт выездной проверки от 30.03.2018 N 10000030 осс\р, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
На основании указанного акта вынесены решения от 04.05.2018 N 30 осс/р "о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", решение от 04.05.2018 N 30 осс/в "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
ГПОУ КузТСиД им. Волкова В.А., не согласившись с вышеуказанными решениями, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Согласно статье 6 Закона N 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является самостоятельным видом социального страхования.
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает со стороны работодателя возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных Законом N 125-ФЗ случаях, путем предоставления пострадавшему работнику в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Таким образом, основным видом обеспечения по данному виду страхования является выплата пособия по временной нетрудоспособности.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
Согласно статье 12 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона N 125-ФЗ назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности по государственному социальному страхованию.
Пунктом 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ, подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Статьей 4.7 Закона N 255-ФЗ установлено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения. В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В части 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение N 101), установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
С учетом изложенных норм права и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.07.2011 N 282/11, условиями, необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; подтверждение наступления страхового случая листком нетрудоспособности; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу.
В ходе проведенной проверки выявлены переплаты по пособиям по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (акт от 11.05.2018 N 1400007 о.с.с. (расходы).
Фондом к зачету не принимаются расходы ГПОУ КузТСиД им. Волкова В.А. на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением документов, а именно:
-В листке нетрудоспособности Ужан О.Ю. X" 140367012510 в строку "Приступить к работе" внесено исправление (20.12. исправлено на 30.12), что является нарушение пункта 56 Порядка. Сумма выплат в размере 3 211,56 руб. не принята к зачету (пункт 2 Решения). Заявителем предоставлены заключения ВК N 203 от 02.03.2018 и N 204 от 02.03.2018 подтверждена действительность исправленной даты в графе "приступить к работе". Нахождение Ужан О.Ю. на больничном до 30.12,2014. подтверждается табелями учета рабочего времени.
-В листке нетрудоспособности N 220339355503 Габьевой Н.В. в строке "Выдан листок (продолжение) указан номер данного листка, что является нарушением п.57 Порядка. Не принята к зачету сумма выплат в размере 31 737,16 руб. Заявителем представлен дубликат листка нетрудоспособности N 291440671635.
-В листке нетрудоспособности N 190388430966 Валишевской Е.В. неверно указана дата рождения нетрудоспособного (ребенка), что является нарушением п.58 Порядка. К зачету не принята сумма 2 881,13 руб. Заявителем представлен Протокол заключения ВК N 93, подтверждающий факт заболевания именно ребенка Валишевской А.В.
-В листке нетрудоспособности N 177831055614, Хлудковой Н.В. согласно Приложению N 1 к акту проверки указано на нарушение п.56 Правил Порядка, где в строку приступить к работе внесено исправление. Заявителем представлен ответ Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области, подтверждающий факт выдачи листка нетрудоспособности именно на период с 15.09.2015 по 28.09.2015.
В соответствии с пунктом 56 Порядка N 624н при наличии ошибок в заполнении листков нетрудоспособности они считаются испорченными и взамен них оформляются дубликаты листков нетрудоспособности.
Между тем, указанные нарушения не влекут признание листков нетрудоспособности недействительными, а также не влияют на расчет суммы пособия.
Ошибки в оформлении документов не могут являться безусловной причиной признания наступившей нетрудоспособности не страховым случаем, то есть не обязывающим выплатить страховое обеспечение. Ошибки фактически влекут только отказ в принятии расходов к зачету, а не отказ в выплате пособия по временной нетрудоспособности.
При этом нарушение медицинским учреждением положений указанного выше Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности само по себе не является основанием для непринятия к зачету расходов страхователя на пособия по временной нетрудоспособности, при условии, что Фондом не опровергнуты факты наступления страховых случаев и обязанность страхователя назначить и произвести выплаты пособий застрахованным лицам.
Кроме того, пункт 18 Положения N 101, равно как и статья 11 Закона N 165-ФЗ не определяют, какие нарушения в оформлении листка нетрудоспособности должны в обязательном порядке повлечь отказ в возмещении расходов.
Сам по себе факт представления страхователем документов (листков нетрудоспособности) имеющих недостатки, которые допущены другим лицом (в данном случае медицинским учреждением), при соблюдении всех иных условий принятия расходов к зачету, не является безусловным основанием для отказа в зачете этих расходов.
Законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями требований законодательства о порядке выдачи листков нетрудоспособности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен. (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Не принимая расходы по выплате пособий по листкам нетрудоспособности, Фонд ссылался на то, что листки нетрудоспособности в отношении указанных лиц не могут служить основанием для принятия расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем, поскольку оформлены с нарушением установленного Порядка N 624н.
Вместе с тем, Фондом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено в материалы дела доказательств того, что данные недостатки в оформлении спорных больничных листков влияют на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию.
Учитывая изложенное, арбитражный суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования учреждения. В данном случае начисление страховых взносов на страховые взносы является существенным нарушением норм и принципов действующего законодательства, законных прав и интересов заявителя. Отказ в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет правовой природы пособий по обязательному социальному страхованию, так как выявленные страховщиком ошибки, нарушения не могут являться безусловной причиной признания наступившей нетрудоспособности не страховым случаем.
Факт наступления страхового случая сотрудников учреждения в виде временной нетрудоспособности не оспаривается, доказательств выдачи листков нетрудоспособности при отсутствии заболевания у работников учреждения Фондом не представлено.
Довод апеллянта со ссылкой на пункт 10 Положения о Фонде социального страхования, о том, что обязанность проверки листка нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации учреждения, которое производит выплату пособия, не принимается, поскольку в соответствии с пунктом 68 Порядка N 624н за нарушение установленного порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации несут медицинские организации, а также медицинские работники.
Указанный пункт предусматривает ответственность администрации страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования (а не порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности).
Ответственность за выдачу неправильно оформленного листка нетрудоспособности должно нести лечебное учреждение, в чью обязанность входит правильное и достоверное внесение сведений. Вышеуказанный порядок не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов организацией. Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ N 10605/12 от 11.12.2012.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N N 10605/12, от 26.11.2013 N 9383/13 не все нарушения порядка выдачи листков нетрудоспособности должны приводить к отказу в возмещении (зачете) произведенных расходов на цели социального страхования, а только те, которые не позволяют установить наступление страхового случая. Если Фонд социального страхования Российской Федерации признает, что трудовые отношения с застрахованным лицом есть, страховой случай наступил и есть листок нетрудоспособности, подтверждающий его наступление, а претензии связаны исключительно с неточностями в порядке заполнения медучреждением листка нетрудоспособности, то отказ в зачете расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности по таким листкам неправомерен.
Также из системного толкования пунктов 60, 61 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 81, следует, что орган Фонда социального страхования Российской Федерации принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки в отношении тех нарушений, которые могут поставить под сомнение наступление (продолжительность) страхового случая, по остальным - принимает меры к лечебному учреждению.
Негативные последствия несоблюдения медицинскими организациями требований к оформлению и порядку выдачи листков нетрудоспособности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователей, что не было учтено Фондом при проведении указанной проверки.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о недействительности решений Фонда и о нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
Требование о взыскании судебных расходов в размере 23 000 рублей рассмотрено судом в соответствии со статьями 101, 106, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы в указанной сумме правомерно взысканы. Апелляционная жалоба доводов в указанной части не содержит.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
С учетом того, что Фонд социального страхования освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.03.2019 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-14618/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 11) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.