Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18 сентября 2019 г. N Ф06-51598/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
13 мая 2019 г. |
Дело N А55-31198/2018 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29 апреля 2019 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2019 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
с участием:
от Министерства экономического развития и инвестиций Самарской области - представителя Волковой А.М. (доверенность от 25.04.2019 N 7-21/172),
индивидуального предпринимателя Лесницкого Александра Николаевича - (паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 апреля 2019 г. в помещении суда апелляционную жалобу Министерства экономического развития и инвестиций Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 февраля 2019 года по делу N А55-31198/2018 (судья Матюхина Т.М.),
по заявлению Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской
области, г. Самара
к индивидуальному предпринимателю Лесницкому Александру Николаевичу, г. Самара
о взыскании в доход бюджета Самарской области в лице главного распорядителя бюджетных средств министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области денежные средства в размере 500 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (далее - Министерство, истец) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика - индивидуального предпринимателя Лесницкого Александра Николаевича в доход бюджета Самарской области в лице главного распорядителя бюджетных средств Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области денежных средств в размере 500 000 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 февраля 2019 г. в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Министерство экономического развития и инвестиций Самарской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Министерство ссылается на то, что несоблюдение индивидуальным предпринимателем Лесницким А.Н. условия предоставления субсидии (непредставление отчетов) является основанием для взыскания с получателя Лесницкого А.Н. суммы субсидии в областной бюджет. Полагает, что выводы суда первой инстанции о том, что пропуск срока на предоставление отчета о деятельности ИП Лесницкого А.Н. за 2017 год сам по себе не влечет обязанности возвратить субсидию, а также о том, что допущенные нарушения по своевременному предоставлению отчета о деятельности ИП Лесницкого А.Н. за 2017 г. не повлияли на выполнение принятых на себя обязательств со стороны ответчика, не соответствуют обстоятельствам дела.
Индивидуальный предприниматель Лесницкий А.Н. представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Министерства экономического развития и инвестиций Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Индивидуальный предприниматель Лесницкий А.Н. возражал против апелляционной жалобы по приведенным в отзыве на жалобу основаниям.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственной программой Самарской области "Развитие предпринимательства, торговли и туризма в Самарской области" на 2014-2019 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 699 (далее - Программа МСП), постановлением Правительства Самарской области от 27.07.2009 N 359 "Об утверждении Порядка предоставления в 2014-2019 годах субсидий (грантов на создание собственного бизнеса) субъектам малого и среднего предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в части расходов на государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, приобретение основных средств и производственного оборудования, обеспечение приобретения права по договору коммерческой концессии (франшизу) (паушальный взнос)" (далее - Порядок).
Как следует из материалов дела, между министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и индивидуальным предпринимателем Лесницким Александром Николаевичем (далее - Получатель) заключен договор от 06.10.2016 N 60 о предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета, формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, субъекту малого и среднего предпринимательства (далее - Договор).
Программа МСП разработана в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" с целью обеспечения благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства на территории Самарской области.
Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) является одной из задач Программы МСП.
Согласно пункту 2.1.1 Договора Министерство перечисляет Получателю субсидию в целях возмещения затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в части расходов на приобретение основных средств и производственного оборудования в сумме 500 000,00 (пятьсот тысяч) рублей 00 копеек из средств областного бюджета (далее -субсидия).
Договор заключен на основании протокола заседания конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора в целях оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства от 18-20.07.2016 N 7 (далее - протокол), согласно которому Получатель признан победителем конкурса по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства - производителей товаров, работ, услуг, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Самарской области, для предоставления из областного бюджета субсидий в целях возмещения затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в части расходов на государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, приобретение основных средств и производственного оборудования, обеспечение приобретения права по договору коммерческой концессии (франшизу) (паушальный взнос) в соответствии с приказом Министерства от 06.08.2009 N 82 "О предоставлении субсидий (грантов на создание собственного бизнеса) субъектам малого и среднего предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг, в целях возмещения затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в части расходов на государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, приобретение основных средств и производственного оборудования, обеспечение приобретения права по договору коммерческой концессии (франшизу) (паушальный взнос)" (Положение о конкурсе).
Субсидия была перечислена Министерством Получателю 13.10.2016 (платежное поручение от 13.10.2016 N 002245).
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, определяют:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг,
имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий,
установленных при их предоставлении.
Пунктом 2.1.3 Договора предусмотрено осуществление Министерством контроля за условиями предоставления субсидии и исполнением Договора. Согласно пунктам 2.1.5, 2.1.6 Договора Министерство проводит контрольные мероприятия по проверке соответствия данных, указанных в отчетах Получателя, а также осуществляет проверки соблюдения Получателем условий Договора.
В соответствии с пунктом 6 Порядка условием предоставления субсидии является представление получателем субсидии отчетов о деятельности получателя субсидии в порядке и сроки, устанавливаемые Министерством.
Согласно пункту 2.2.1 Договора получатель Субсидии обеспечивает соблюдение условия о своевременном предоставлении отчетов о деятельности получателя Субсидии по форме, утвержденной Министерством, согласно приложению к Договору, с момента перечисления субсидии:
за первое полугодие года, следующего за годом получения субсидии, в срок не позднее 31 июля соответствующего года;
за год получения субсидии и за год, следующий за годом получения субсидии, не позднее 30 марта года, следующего за отчетным годом,
в одном экземпляре, с приложением подтверждающих документов.
Срок предоставления отчета о деятельности ИП Лесницкого А.Н. за 2017 год истек 30 апреля 2018 года, фактически отчет был представлен в департамент развития предпринимательства министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области 13 августа 2018 года после направления Получателю письмом с уведомлением от 03.08.2018 N 7-21/322 (первое письмо было направлено Получателю 03.08.2018, но, по техническим причинам Министерством не было получено почтовое уведомление о вручении адресату письма, второе - 10.08.2018, уведомление о вручении письма датируется 17.08.2018) требования о возврате субсидии в областной бюджет с указанием оснований возврата и реквизитов для перечисления денежных средств в областной бюджет. Письма с требованием о возврате субсидии были направлены по адресу Получателя субсидии ИП Лесницкого А.Н.: г. Самара, Автобусный проезд, д. 9, кв. 1.
Министерство в соответствии с пунктами 2.1.4, 2.2.5, 3.2 Договора требует возврата субсидии, ссылаясь на нарушения Получателем обязательств, предусмотренных пунктом 13 Порядка и пунктом 2.2.1 Договора.
Основанием для взыскания с Получателя средств областного бюджета в судебном порядке явилось нарушение сроков предоставления отчета о деятельности ИП Лесницкого А.Н. за 2017 год.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Ответчик в подтверждении своих возражений представил документы, подтверждающие расходование субсидии: договор купли-продажи оборудования N 5/Е480 от 10.08.2016, платежное поручение N 20624 от 19.08.2016, товарная накладная от 23.08.2016, договор поставки N 26/04/16 от 24.04.2016, товарная накладная N N 275, 273 от 29.08.2016, 09.09.2016, договор поставки N 135/16 от 01.07.2016, товарные накладные N N 2694, 3460 от 24.08.2016, 27.10.2016, договор поставки от 23.06.2016, договора NN104 от 06.09.2016, 02 от 01.09.2016, 009 от 22.10.2016, 015 от 18.11.2016, 16 от 21.11.2016, 014 от 30.12.2016, платежное поручение N20803 от 30.12.2016, N20802 от 30.12.2016, договор аренды нежилого помещения N08 от 03.01.2017, договор поставки N178/2016 от 26.04.2016, договор поставки от 23.06.2016, товарная накладная 5036 от 12.09.2017, договор купли-продажи от 02.02.2017, благодарственные письма.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Положениями статьи 306.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено понятие бюджетного нарушения, согласно которому бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Под нецелевым использованием бюджетных средств, согласно статье 306.4 БК РФ понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Суд первой инстанции верно отметил, что пропуск срока на предоставления отчета о деятельности ИП Лесницкого А.Н. за 2017 год сам по себе не влечет обязанности возвратить субсидию. В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации возврат бюджетных средств предполагается при выдаче субсидии лицу, не имеющему права на ее получение и при нецелевом использовании субсидии.
Аналогичная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу абзаца 3 пункта 2 этой статьи порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 части 3 статьи 78 БК РФ определено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Данное положение не может быть применено для произвольного установления уполномоченным органом условий возврата предоставленной субсидии по формальным основаниям. В соответствии с Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 года), являющимся неотъемлемой частью Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ-1994), которое имеет обязательную силу для всех членов ВТО, в том числе и для России, субсидирующие органы устанавливают объективные критерии или условия, определяющие право на получение и размер субсидий.
По смыслу статьи 78 БК РФ возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии). Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ).
Таким образом, при разрешении споров, связанных с возвратом субсидии, суд должен выяснять нарушены ли условия предоставления субсидии, которые имелись на момент ее предоставления и отвечало ли лицо, получившее субсидию, условиям ее предоставления.
Включение в Порядок предоставления субсидий различных условий, регулирующих поведение получателя субсидии, после ее получения непосредственно связаны с контролем за использованием уже предоставленных денежных средств. Возложение на получателя субсидии каких-либо обязанностей преследует цель контроля за использованием предоставленных денежных средств, неисполнение которых в установленный срок является основанием для проведения контрольных мероприятий, а также может явиться основанием для взыскания санкции (штрафа) за ненадлежащее исполнение соглашения, если такие санкции предусмотрены, но не для возврата всего полученного в порядке предоставления субсидии.
Выводы суда первой инстанции согласуются с позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.01.2015 N 308-ЭС14-7323, Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.05.2014 по делу N А55-17841/2013.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что допущенные нарушения по своевременному предоставлению отчета о деятельности ИП Лесницкого А.Н. за 2017 год не повлияли на выполнение принятых на себя обязательств со стороны ответчика.
Согласно требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, условиям договора о предоставлении субсидии средства субсидии должны быть израсходованы в соответствии с условиями их выделения.
Из представленных документов следует, что средства субсидии использованы ответчиком по целевому назначению.
Существо субсидии - безвозмездное безвозвратное предоставление средств с целью поощрения, развития значимого направления деятельности.
Само по себе несвоевременное либо не полное предоставление финансовых отчетов, с приложением подтверждающих документов, нарушение сроков их представления, в случае отсутствия доказательств нецелевого использования средств субсидии, не может служить основанием для возвращения выделенных денежных средств. Соглашение о предоставлении гранта является действующим.
Суд первой инстанции правильно указал, что формальный подход при рассмотрении данного дела не применим, поскольку не соответствует целям и задачам государственной программы Самарской области "Развитие предпринимательства, торговли и туризма в Самарской области" на 2014-2019 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 699.
Согласно областной Программе - малое и среднее предпринимательство несет в себе потенциал экономического роста, и уровень его развития напрямую влияет на экономический прогресс и социальную стабильность региона, на устойчивость экономики региона к циклическим и общемировым кризисам.
Взыскание субсидии с предпринимателя, при том, что в настоящее время созданы условия и материальная база для его развития, окажет негативное воздействие на его деятельность. Ведение предпринимателем деятельности в настоящее время подтверждено материалами дела.
В нарушение ст. 65 АПК РФ документов, подтверждающих обоснованность заявленного иска о возврате предоставленной субсидии в материалы дела не представлено, как и не представлено достаточных и достоверных доказательств неиспользования ответчиком субсидируемого оборудования.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что обстоятельства нецелевого использования субсидии не подтверждены материалами дела, денежные средства получены правомерно в соответствии с установленным Правительством Самарской области Порядком.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных министерством требований о возврате суммы субсидии.
Доводы апелляционной жалобы Министерства сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта. Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 февраля 2019 года по делу N А55-31198/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.