г. Чита |
|
14 мая 2018 г. |
Дело N А19-30969/2018 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 февраля 2019 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-30969/2018 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска (ОГРН 1103850018425, ИНН 3808214697) к обществу с ограниченной ответственностью "Байкал Эксклюзив" (ОГРН 1123850040423 ИНН 3811160681) о взыскании 1000 руб.,
(суд первой инстанции - Луньков М.В.),
без вызова сторон в судебное заседание,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска (далее - заявитель, Пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Байкал Эксклюзив" (далее - Общество, страхователь, ООО "Байкал Эксклюзив") финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 1000 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 февраля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 февраля 2019 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-30969/2018 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что срок для обращения в суд за взысканием задолженности не пропущен, поскольку Управление обратилось с исковым заявлением в пределах шестимесячного срока после истечения срока добровольного исполнения требования об уплате налога. Кроме того, суд первой инстанции, указывая на нарушение сроков проведения процедуры взыскания, в частности составления акта об обнаружении правонарушении, не учел, что Закон 27-ФЗ не устанавливает конкретные сроки составления акта камеральной проверки. При этом процедура и сроки ее проведения соблюдены Управлением в полном объеме.
В материалы дела письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы не поступали.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон.
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, по результатам проверочных мероприятий Пенсионным фондом установлен факт непредставления ООО "Байкал Эксклюзив" в Управление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации, по форме СЗВ-М за апрель 2016 года в отношении 2 застрахованных лиц.
На основании акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 01.03.2018 г. N 048S18180003648 Пенсионным фондом принято решение от 20.04.2018 г. N 048S19180006371 о привлечении ООО "Байкал Эксклюзив" к ответственности, предусмотренной абз. 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ) за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона в виде штрафа в сумме 1000 руб.
Требованием от 25.05.2018 г. N 048S01180012295 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, ООО "Байкал Эксклюзив" было предложено уплатить финансовые санкции в срок до 18.06.2018 г.
В связи с неисполнением страхователем требования от 25.05.2018 г. N 048S01180012295 Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением от 28.11.2018 г. N 09/4891 о выдаче судебного приказа на взыскание с должника штрафа в сумме 1000 руб.
Определением от 07.12.2018 г. по делу N А19-29973/2018 УПФР Октябрьском районе г. Иркутска отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа на взыскание с общества с ограниченной ответственностью "Байкал Эксклюзив" штрафных санкций в сумме 1000 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ, за апрель 2016 г. в связи с наличием спора о праве заявителя на принудительное взыскание финансовой санкции.
Неисполнение ООО "Байкал Эксклюзив" в установленный срок требования от 25.05.2018 г. N 048S01180012295 и отказ в принятии заявления о выдаче судебного приказа на взыскание штрафа в размере 1000 руб. явились основанием для обращения Пенсионного фонда в соответствии со ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ в суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Судом первой инстанции верно установлены обстоятельства дела и правильно применены следующие нормы права.
В силу ст.1 Федерального закона Российской Федерации "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ (далее Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ) ООО "Байкал Эксклюзив" является страхователем.
В соответствии с п.2.2 ст.11 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Абзацем 3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п.2.2 ст.11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии с абзацем 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Согласно абзацу 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, отношения, связанные с взысканием штрафов, предусмотренных Федеральным законом N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат взысканию в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Как разъяснил Пленум ВАС РФ в Постановлении от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", принимая во внимание, что в силу статей 88 и 89 НК РФ предметом камеральной или выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, судам надлежит исходить из того, что дела о нарушениях законодательства о налогах и сборах, не связанные с неправильным исчислением и несвоевременной уплатой налогов, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) предусмотрено, что при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ, акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту.
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю). Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций.
Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
Согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В силу пунктов 9, 10 настоящей статьи, положения статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов.
При определении предельного срока обращения в суд с заявлением о взыскании с юридического лица недоимки, пеней, штрафов следует учитывать трехмесячный срок, предусмотренный статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации для направления требования, срок на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанный в требовании, а также шестимесячный срок, установленный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ в п. 3 Определения от 08.02.2007 г. N 381-ОП указал, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов.
Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей. Изменение порядка исчисления срока на принудительное взыскание задолженности по штрафным санкциям в случае нарушения порядка привлечения лица совершившего правонарушение к ответственности, действующим законодательством не предусмотрено.
Как следует из материалов дела, ООО "Байкал Эксклюзив" не исполнило обязанность по представлению сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета, не представило сведения формы СЗВ-М за апрель 2016 года.
Из положений абз.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ следует, что днем совершения правонарушения в виде непредставления страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных п.2.2 ст.11 данного Федерального закона, то есть днем, когда бездействие страхователя образует состав налогового правонарушения, является день, следующий за последним днем срока, установленного для представления таких документов (сведений). Этот же день является и днем выявления совершенного страхователем правонарушения.
С учетом изложенных норм права, судом первой инстанции правомерно указано на то, что индивидуальные сведения о застрахованных лицах за апрель 2016 года должны были быть представлены страхователем в Пенсионный фонд не позднее 10.05.2016 г., следовательно, правонарушение ответственность за которое предусмотрена абз.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ должно было быть выявлено Управлением 11.05.2016 г., а акт об обнаружении правонарушения должен был быть составлен Управлением не позднее 24.05.2016 года.
С указанной даты следовало производить исчисление всех последующих процессуальных сроков, установленных в статье 101.4 Кодекса, в частности срока для вручения акта (либо направления посредством почтовой связи), представления ответчиком возражений, принятия решения и его направления ответчику, предъявление к исполнению решения посредством оформления и направления требования (4 - 6, 10 указанной статьи).
Так, решение о привлечении ООО "Байкал Эксклюзив" к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе пенсионного страхования, в рассматриваемом случае должно было быть принято до 06.07.2016 г., а требование об уплате финансовой санкции должно было быть направлено страхователю до 11.08.2016 г.
Принимая во внимание, определенный абз. 15 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ срок получения требования, направленного по почте заказным письмом, по истечении шести дней с даты отправления заказного письма, требование со сроком исполнения в течение 10 календарных дней со дня его получения страхователь должен был получить 18.08.2016 г. и исполнить до 29 августа 2016 г.
Таким образом, обоснован вывод суда первой инстанции о том, что с заявлением о взыскании задолженности по указанному требованию в порядке статьи 46 Налогового кодекса РФ Пенсионный фонд мог обратиться в суд не позднее 01.03.2017 г.
Совокупность сроков, определенных статьей 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, и их окончание является одним из основных моментов для исчисления срока давности взыскания санкции, установленного статьей 115 названного Кодекса.
С учетом положений статей 101.4, 45, 46, 47, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ срок для обращения в суд за взысканием задолженности по финансовым санкциям за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации, по форме СЗВ-М за апрель 2016 года в размере 1000 руб., истек в марте 2017 года.
Как следует из материалов дела, согласно отметке канцелярии суда Пенсионный фонд обратился в суд с заявлением о взыскании с ООО "Байкал Эксклюзив" финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 1000 руб. 17.12.2018 г.
Учитывая, что фонд обратился в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций с нарушением совокупного срока взыскания, судом первой инстанции правомерно было отказано в восстановлении срока на взыскание штрафа в общеустановленном порядке.
В связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что срок для обращения в суд за взысканием задолженности не пропущен, подлежат отклонению.
При этом апелляционный суд отмечает, что в рассматриваемом случае оснований для применения срока, установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ, не имеется, поскольку, во-первых, он касается ситуации, когда фонд обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа в установленный срок, а, во-вторых, он касается ситуации, когда судебный приказ выдавался, но был отменен, чего в настоящем случае не имеется.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что срок оформления акта о выявленных нарушениях при представлении сведений, указанных в пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, законодательством не установлен, основан на неправильном толковании положений указанных выше положений законодательства. Необходимость правовой регламентации порядка проведения камеральных проверок пенсионным фондом и их сроков обусловлена принципом соблюдения баланса интересов сторон, а также в целях предупреждения злоупотребления правами со стороны органов контроля.
Принимая во внимание факт пропуска заявителем совокупного срока на судебное взыскание штрафа, апелляционный суд полагает обоснованным решение суда первой инстанции, отказавшего заявителю в удовлетворении заявленных требований.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 февраля 2019 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-30969/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде кассационной инстанции в силу отсутствия оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, могут быть обжалованы в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.