город Томск |
|
17 мая 2019 г. |
Дело N А03-6781/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Логачева К.Д., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белозеровой А.А. без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь". (N 07АП-3486/19), на решение от 28.02.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-6781/2018 по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (ИНН 4205049090, ОГРН 1034205040935), г. Кемерово, Кемеровская область к Комитету Администрации Мамонтовского района Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике (ИНН 2257002123, ОГРН 1022202071220), с. Мамонтово, Мамонтовский район, Алтайский край, к председателю Комитета Администрации Мамонтовского района Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике Шуллер М.В. (ИНН 2257002123, ОГРН 1022202071220), с. Мамонтово, Мамонтовский район, Алтайский край, о признании незаконным бездействия Комитета Администрации Мамонтовского района Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, выразившегося в неисполнении исполнительного листа АС N 005144572 от 26.12.2014 по делу N А03-18852/2014 в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа на исполнение, о признании незаконными бездействия председателя Комитета Администрации Мамонтовского района Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике Шуллер Марины Вениаминовны, выразившегося в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования в целях исполнения исполнительного листа АС N 005144572 от 26.12.2014 в установленный законом срок, об обязании Комитета Администрации Мамонтовского района Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", об обязании председателя Комитета Администрации Мамонтовского района Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу внести изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования Мамонтовский район в целях исполнения исполнительного листа АС N 005144572 от 26.12.2014, с привлечением к участию в деле в третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации Мамонтовского района Алтайского края,
В судебном заседании приняли участие:
от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - Общество, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" взыскатель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету Администрации Мамонтовского района Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике (далее - Комитет), к председателю Комитета Администрации Мамонтовского района Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике Шуллер М.В. о признании незаконным бездействия Комитета Администрации Мамонтовского района Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, выразившегося в неисполнении исполнительного листа АС N 005144572 от 26.12.2014 по делу N А03-18852/2014 в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа на исполнение, о признании незаконным бездействия председателя Комитета Администрации Мамонтовского района Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике Шуллер Марины Вениаминовны, выразившееся в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования в целях исполнения исполнительного листа АС N 005144572 от 26.12.2014 в установленный законом срок, об обязании Комитета Администрации Мамонтовского района Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", об обязании председателя Комитета Администрации Мамонтовского района Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу внести изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования Мамонтовский район в целях исполнения исполнительного листа АС N 005144572 от 26.12.2014. Определением от 31.05.2018 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию Мамонтовского района Алтайского края. Определением от 31.05.2018 суд привлек к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрацию Мамонтовского района Алтайского края (далее - Администрация).
Решением от 28.02.2019 (резолютивная часть объявлена судом 21.02.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "УК "Кузбассразрезуголь" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что финансовый орган не выполнил возложенную на него бюджетным законодательством обязанность по исполнению судебного решения; частичное погашение исполнительного листа не является надлежащим.
Комитет и администрация в отзывах, представленных в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонили, просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывах, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-18852/2014 с Администрации Мамонтовского района в пользу Заявителя было взыскано 5 925 666 руб. 48 коп., в том числе 5 579 664 руб. 09 коп. долга и 346 002 руб. 39 коп. законной неустойки, а также 9 020 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
На основании данного решения 26.12.2014 Арбитражным судом Алтайского края выдан исполнительный лист АС N 005144572.
15.08.2017 открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" обратилось в арбитражный суд с заявлением о разъяснении судебного акта о том, за счет каких средств должен быть исполнен исполнительный лист серии АС N 005144572 по делу N А03-18852/2014.
Определением от 22.08.2018 судом разъяснено, что исполнительный лист подлежит исполнению за счет казны муниципального образования Мамонтовский района Алтайского края.
18.10.2017 исполнительный лист серии АС N 005144572 по делу N А03-18852/2014 направлен, по правилам ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в финансовый орган муниципального образования - комитет администрации Мамонтовского района по финансам налоговой и кредитной политике для исполнения. Требования исполнительного документа в срок, установленный статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не исполнены.
Полагая бездействие Комитета и его председателя, выразившееся в неисполнении исполнительного листа в установленный законодательством срок незаконным, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу об отсутствии совокупности условий для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно в порядке главы 34 АПК РФ, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится. Пунктом 3 статьи 239 БК РФ установлено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Предусмотренный главой 24.1 БК РФ порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, является единым для всех случаев передачи гражданам и организациям бюджетных средств.
Согласно положениям пункта 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования (пункт 4 статьи 242.2 БК РФ).
В соответствии с позицией, изложенной в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" согласно пункту 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) за счет средств бюджета должно быть произведено Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) в течение трех месяцев со дня поступления указанному органу исполнительного листа на исполнение.
Судам следует учитывать, что положения статьи 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
Согласно пункту 5 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
По смыслу статьи 217 БК РФ и разъяснения, содержащегося в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О, такие изменения в сводную бюджетную роспись могут быть внесены только в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью, и в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных решением представительного органа об утверждении бюджета именно на указанные цели.
Таким образом, исходя из указанных норм БК РФ исполнение за счет средств бюджета муниципального образования выданного судом исполнительного документа, поступившего на исполнение в течение текущего финансового года, осуществляется администрацией и финансовым органом муниципального образования в пределах ассигнований, предусмотренных на цели исполнения исполнительных документов решением представительного органа данного муниципального образования о бюджете на текущий финансовый год.
Как следует из материалов дела, 18.10.2017 Комитетом получен исполнительный лист АС N 005144572 по делу N А03-18852/2014 (т. 1 л.д. 36).
На 2018 бюджет муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края принят сессией районного Совета 19.12.2017, Комитетом на рассмотрение депутатов был вынесен вопрос по погашению задолженности перед ОАО "УК "Кузбассразрезуголь". Исходя из объемов доходов бюджетов депутатами принято решение предусмотреть средства в сумме 500 тыс. рублей на погашение кредиторской задолженности перед ОАО "УК "Кузбассразрезуголь".
Решением Мамонтовского районного совета народных депутатов Алтайского края от 29.05.2018 N 24 Комитету отказано в выделении дополнительных объемов финансирования расходов в 2018 году на погашение задолженности перед ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" в связи с отсутствием дополнительных поступлений в бюджет муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края в 2018 году и отсутствием возможности сокращения бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края на 2018 год, что также подтверждает то обстоятельство, что Комитет и его председатель информировали Мамонтовского районного совета народных депутатов Алтайского края о имеющейся задолженности перед Обществом.
28.08.2018 Мамонтовским районным советом народных депутатов Алтайского края принято решение N 32 о внесении изменений в решение Мамонтовского районного Совета народных депутатов от 19.12.2017 N 44 "О бюджете муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края на 2018 год".
Мамонтовским районным советом народных депутатов Алтайского края 28.08.2018 N 34 принято решение о выделении дополнительных объемов финансирования расходов бюджета муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края на 2018 год в целях погашения задолженности перед ОАО УК "Кузбассразрезуголь".
В процессе исполнения бюджета Комитетом согласно бюджетному законодательству вносятся изменения в сводную бюджетную роспись. По состоянию на 16.05.2018 изменения внесено в сводную бюджетную роспись в сторону увеличения на 100 тыс. рублей, по состоянию на 01.09.2018 изменения внесено в сводную бюджетную роспись в сторону увеличения на 200 тыс. рублей, по состоянию на 15.11.2018 изменения внесено в сводную бюджетную роспись в сторону увеличения на 346 тыс. рублей.
Таким образом, уточненные плановые ассигнования на 2018 год составили 1146,0 тыс. рублей на погашение задолженности перед ОАО УК "Кузбассразрезуголь".
Таким образом, заинтересованными лицами доказан факт своевременного уведомления главы муниципального образования и его представительного органа о поступлении исполнительного листа и необходимости принятия соответствующих мер, а они, в свою очередь обязаны обеспечить исполнение судебного акта в соответствии с пунктом 2 статьи 83 БК РФ.
В рамках принятого бюджета в 2018 году произведена оплата задолженности по исполнительному листу АС 3 00514457 от 26.12.2014, что подтверждается платежными поручениями.
Так же судом первой инстанции правомерно учтен размер дефицита бюджета Мамонтовского района, который не позволил достичь юридически значимой для общества цели - получение из соответствующего бюджета, присужденного по делу N А03-18852/2014, а не в результате незаконного бездействия Комитета и его руководителя
Средств для полного единовременного погашения задолженности перед кредиторами, в том числе, перед заявителем, недостаточно, в связи с чем, как видно из представленных документов об оплате, оплата производится частями в течение текущего года в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете на эти цели.
Также суд апелляционной инстанции учитывает, что внесение изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения в полном объеме исполнительных документов общества возможно только при соблюдении требований статей 21, 83, 217, 219 БК РФ.
Направление расходов иного вида на исполнение судебных актов невозможно без внесения изменений в решение о бюджете, поскольку сводная бюджетная роспись должна соответствовать основным параметрам бюджета, иное являлось бы вмешательством в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования и создавало бы угрозу сбалансированности бюджета; внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и так далее), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О).
Учитывая отсутствие возможности перераспределения расходов внутри данного вида расходов, на что указывает Комитет и не опровергнуто заявителем, председатель Комитета по финансам не мог по собственной инициативе в пределах полномочий, предоставленных пунктом 5 статьи 242.2 БК РФ внести изменения в сводную бюджетную роспись.
Материалами дела подтверждается, что Комитетом по финансам осуществляются мероприятия по исполнению спорных исполнительных листов за счет казны муниципального образования.
Все возложенные на орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципального учреждения, местного бюджета, приведенными выше нормами ст. 242.5, 242.2 БК РФ обязанности Комитетом финансов исполняются.
При изложенных обстоятельствах, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь положениями статей 242.2, 242.5 БК РФ и учитывая особенности исполнения судебных актов о взыскании денежных средств за счет местного бюджета, определенных указанными статьями БК РФ, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии со стороны Комитета и его председателя незаконного бездействия в смысле приведенных норм бюджетного законодательства и исходя из заявленных Обществом требований.
Оценивая иные доводы заявителя применительно к изложенным выше обстоятельствам, апелляционный суд с учетом перечисленных положений норм права, содержания оспариваемого решения и представленных доказательств, также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов апелляционной жалобы по существу спора обоснованными. Все заявленные доводы приводились заявителем в суде первой инстанции, были им оценены и исследованы в совокупности с представленными доказательствами и обоснованно отклонены.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.02.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-6781/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.