Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 июля 2019 г. N Ф08-5914/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
17 мая 2019 г. |
Дело N А61-7711/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А., судей: Параскевовой С.А., Семенова М.У.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коковым М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по РСО-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 04.03.2019 по делу N А61-7711/2018 (судья С.А. Акимцева)
по заявлению публичного акционерного общества "МРСК Северного Кавказа" (ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по РСОАлания (ИНН 1501004390, ОГРН 1021500584148)
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Дзуцевой С.Р.
о признании незаконным и отмене постановления от 04.12.2018 по делу N 23-11/К-18 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ
при участии в судебном заседании:
от ПАО "МРСК Северного Кавказа" - "Севкавказэнерго" - Сикоев М. М. по доверенности N 55 от 01.01.2019, Рагимова Л. Э. по доверенности N 65 от 07.05.2019; представитель УФАС РФ по РСО-Алания - Бацазова З. Р. по доверенности от 18.02.2019,
в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (далее - заявитель, общество, ПАО "МРСК СК", сетевая организация) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 04.12.2018 по делу N 23-11/К-18, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания (далее - УФАС по РСО-Алания, антимонопольный орган), о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Определением от 29.01.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена гражданка Дзуцева Светлана Ростиковна.
Решением от 04.03.2019 в заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе УФАС по РСО-Алания просит отменить решение суда от 04.03.2019 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда от 04.03.2019 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель УФАС по РСО-Алания поддержал доводы изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствии иных лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
В период с 08.08.2018 по 03.10.2018 УФАС по РСО-Алания провело в отношении ПАО "МРСК Северного Кавказа" (филиал "Севкавказэнерго") плановое контрольное мероприятие по проверке соблюдения обществом требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила N 861) в период с 2016-2018 гг.
По результатам проверки антимонопольным органом 08.10.2018 был составлен акт N 8, врученный обществу 09.10.2018.
При проведении проверки антимонопольным органом было установлено, что ПАО "МРСК Северного Кавказа", являющееся сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории РСО-Алания, нарушило Правила N 861, а также права Дзуцевой С.Р., обратившейся с заявкой на технологическое присоединение жилого дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, Пригородный район, с.Кобан, ул.Кобанская, 16.
Считая, что ПАО "МРСК Северного Кавказа" нарушило сроки заключения договора и, соответственно, сроки, установленные для исполнения обязательств по технологическому присоединению, антимонопольный орган направил обществу уведомление, указав в нем место, дату и время составления в отношении него протокола об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении указано на событие административного правонарушения (нарушение сроков направления договора технологического присоединения к электрическим сетям по заявке Дзуцевой С.Р. N 121 от 25.01.2018, и технологического присоединения к электрическим сетям); время совершения административного правонарушения (12.02.2017 - по действиям, предусмотренным пунктом 15 Правил N 861, и 08.07.2018 - дата фактического присоединения к электрическим сетям согласно договору); наличие у ПАО "МРСК Северного Кавказа" возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (с учетом повторного совершения обществом административного правонарушения) (т.1, л.д.86-90).
Постановлением от 04.12.2018 ПАО "МРСК Северного Кавказа" привлечено административным органом к ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ПАО "МРСК Сверенного Кавказа" обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
За повторное совершение такого административного правонарушения ответственность установлена частью 2 статьи 9.21 Кодекса.
Отношения в сфере электроэнергетики регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Правилами N 861.
Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер (пункт 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике).
Под однократностью технологического присоединения, упомянутого в пункте 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, в объеме максимальной мощности таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства.
В силу пункта 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке является необходимым условием для заключения договора энергоснабжения.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N 861).
На основании пункта 2 Правил N 861 действие данных Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
В пункте 3 Правил N 861 указано, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих Согласно пункту 14 Правил в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны: а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) место жительства заявителя; в) сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 настоящих Правил; г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
Согласно абзацу 1 пункта 17 Правил плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных абзацем 2 пункта 8 настоящих Правил. Согласно абзацу 2 пункта 8 Правил для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.
Пункт 7 Правил N 861 устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
Судом установлено, что гражданка Дзуцева С.Р. 25.01.2018 направила в сетевую организацию заявку N 121 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям максимальной мощностью энергопринимающих устройств 7 кВт при напряжении 0,23кВ объекта, расположенного в РСО-Алания, Пригородный район, с.Кобан, ул.Кобанская, 16 (т.1, л.д.105-106).
Согласно пункту 15 Правил N 861 сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной, в том числе, посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям 02.02.2018 был передан Дзуцевой С.Р., что подтверждается выпиской из журнала выдачи договоров техприсоединения (лист журнала - 000011) и подтверждается объяснениями Дзуцевой С.Р. (т.1, л.д.147, т.2, л.д.1).
Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает ошибочным довод антимонопольного органа о нарушении сетевой организацией 15-дневного срока для направления проекта договора лицу, подавшему заявку на технологическое присоединение.
Суд первой инстанции верно счел достаточным доказательством факта своевременного направления в адрес Дзуцевой С.Р. проекта договора письменные пояснения Дзуцевой С.Р., подтвержденные данными журнала выдачи договоров техприсоединения.
Таким образом вывод антимонопольного органа о несоблюдении обществом установленного законом срока направления в адрес лица, подавшего заявку на технологическое присоединение, проекта договора, является ошибочным.
Согласно абзацу 19 пункта 15 Правил N 861 договор считается заключенным в момент поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
Договор технологического присоединения был заключен сторонами 07.03.2018, что подтверждается Дзуцевой С.Р. и журналом выдачи договоров технического присоединения.
Согласно условиям договора и технических условий (п.11) заявитель, со своей стороны, должен осуществить следующие действия:
- установка ВРУ-0,23кВ с электроаппаратурой в соответствии с ПУЭ;
- монтаж ввода 0,23кВ от точки присоединения до ВРУ-0,23кВ жилого дома;
- установку на границе раздела эл.сети по балансовой принадлежности прибора учета расхода электрической энергии класса точности не ниже 2.0 и автоматического выключателя с номинальным током теплового расцепителя 32 Ампер;
- установку устройства защитного отключения (УЗО) со встроенной защитой от сверхтоков;
- защиту от сверхтоков, учет электроэнергии, все электромонтажные работы выполнить в соответствии с ПУЭ (т.1, л.д.101).
В технических условиях также указано - после выполнения мероприятий по ТУ от 30.10.2017 N 1676 Гадзаов З.Т.
В оспариваемом постановлении о привлечении общества к административной ответственности антимонопольный орган, оценив приведенную запись в ТУ, указал, что в соответствии с подпунктом "г" пункта 25.1 Правил N 861 только сетевая организация должна урегулировать отношения с иными лицами; действия сетевой организации свидетельствуют об ее уклонении от надлежащего исполнения обязательства, так как пункт 19 Правил N 861 запрещает навязывать потребителю дополнительные обязательства.
Судом установлено, что Дзуцева С.Р. и Гадзаов З.Т. пользуются соседними земельными участками (сады-огороды), в связи с чем, сетевой организации технически удобнее было осуществить технологическое присоединение объекта Дзуцевой С.Р. после подключения Гадзаова З.Т.; эти действия относились исключительно к действиям сетевой организации, а не к действиям Дзуцевой С.Р.; на сегодняшний день договор с Гадзаовым З.Т. исполнен, тогда как Дзуцева С.Р. свою часть технических условий не выполнила.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 5 договора установлено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца со дня заключения договора.
В соответствии с пунктами 7 и 8 договора заявитель должен уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий, а сетевая организация должна в 5-дневный срок осуществить проверку выполнения технических условий, провести осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя. Указанные условия договора соответствуют требованиям пункта 18 Правил N 861.
Правила N 861 устанавливают, что одним из этапов подключения к электрическим сетям является выполнение заявителем выданных ему технических условий, невыполнение которые делает невозможным исполнение технических условий со стороны сетевой организации, в обязанности которой входит проверка выполнения заявителем технических условий о присоединении после направления лицом, подавшим заявку, соответствующего уведомления с подтверждающими тому документами.
Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта об осуществлении технологического присоединения.
Таким образом, прописанные в Порядке N 861 условия подключения к электрическим сетям являются обязательными для обеих сторон, как для исполнителя, так и для заявителя, и мероприятия, необходимые для подключения, описаны именно в выдаваемых технических условиях.
Материалы дела свидетельствуют о неисполнении Дзуцевой С.Р. мероприятий, возложенных на нее техническими условиями к договору. Представленное в материалы дела дополнительное соглашение от 11.02.2019 к договору технологического присоединения от 02.02.2018 N 121, касающееся срока выполнения мероприятий, подписанного Дзуцевой С.Р. и сетевой организацией на основании заявления Дзуцевой С.Р. от 07.02.2019, подтверждает доводы ПАО "МРСК Северного Кавказа" о невозможности своевременного исполнения своей части условий договора в отсутствие каких-либо действий со стороны Дзуцевой С.Р. по выполнению ее части (первичной) технических условий.
Объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение порядка обеспечения недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Вместе с тем, УФАС по РСО-Алания при рассмотрении административного дела не установило, имелась ли возможность со стороны сетевой организации выполнить свою часть технических условий и, соответственно, договор о технологическом присоединении.
ПАО "МРСК Северного Кавказа" представило доказательства, свидетельствующие о невозможности своевременного исполнения обязательств перед Дзуцевой С.Р. с соблюдением требований Правил N 861 в связи с нарушением последней условий договора от 02.02.2018 N 121.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования ПАО "МРСК СеверногоКавказа" о признании незаконным и отмене постановления УФАС по РСО-Алания от 04.12.2018 по делу N 23-11/К-18.
Доводы апелляционной жалобы подтвердились.
Апелляционная жалоба не содержит сведений о фактах, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 04.03.2019 по делу N А61-7711/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.