Рассмотрев вопрос о положении в Вооруженных Силах и военной политике Российской Федерации, Съезд народных депутатов Российской Федерации отмечает, что личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации в сложных социально-экономических условиях проявляет стойкость и мужество, достойно выполняет свои служебные обязанности, самоотверженно решает миротворческие задачи в очагах межнациональных конфликтов.
Решительный переход России к сотрудничеству и партнерству со всеми странами, продолжающиеся процессы изменения международной обстановки и углубления интеграции во всех сферах деятельности государств мирового сообщества существенно снижают уровень непосредственной военной угрозы.
На современном этапе защита суверенитета и территориальной целостности России может быть обеспечена решением Вооруженными Силами двух основных задач:
сдерживания от развязывания войн, направленных против России, за счет наличия стратегических ядерных сил и сил, оснащенных высокоточным оружием и средствами его доставки;
оперативной нейтрализации военных конфликтов высокомобильными силами общего назначения.
Изменившиеся условия выдвигают новые требования к боевому составу и боевой готовности Вооруженных Сил России. Они должны быть способны к немедленному применению, в том числе мобильные силы общего назначения, без проведения мобилизационного развертывания и доукомплектования.
К настоящему времени сформированы Вооруженные Силы и образовано Министерство обороны Российской Федерации, обеспечивается управление войсками. Осуществляется вывод войск на территорию России. Начат процесс сокращения войск и вооружений, в том числе в соответствии с заключенными международными договорами.
Вместе с тем состояние Вооруженных Сил Российской Федерации продолжает оставаться тяжелым.
Реформа Вооруженных Сил проводится медленно. Сохраняется неопределенность статуса ряда финансируемых Россией воинских формирований, расположенных за пределами России на территориях государств - участников СНГ. Затягиваются двусторонние переговоры России с государствами - республиками бывшего СССР по военным вопросам, в том числе о статусе и условиях пребывания стратегических ядерных сил и других российских войск на их территории. В результате сотни тысяч российских военнослужащих и члены их семей, находящиеся за пределами России, не имеют достаточных правовых и социальных гарантий.
Медленно создается правовая база деятельности Вооруженных Сил, не обеспечены достаточными правовыми нормами нахождение и действия войск в зонах конфликтов.
В сложных экономических условиях Министерство обороны Российской Федерации не проявляет достаточной настойчивости в обеспечении боевой готовности войск, социальной защиты военнослужащих и укреплении воинской дисциплины.
Съезд народных депутатов Российской Федерации постановляет:
1. Верховному Совету Российской Федерации:
завершить в 1993 году разработку основных законодательных актов, регламентирующих деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации;
законодательно обеспечить в 1993 году выделение материальных и финансовых ресурсов, обеспечивающих необходимый уровень боевой готовности войск, их укомплектованности, удовлетворения социальных нужд военнослужащих;
совместно с Министерством обороны Российской Федерации уточнить приоритеты развития вооружений и внести соответствующие коррективы в государственный оборонный заказ при утверждении федерального бюджета на 1993 год.
2. Рекомендовать Президенту Российской Федерации:
представить Верховному Совету Российской Федерации в первом квартале 1993 года предложения об основных положениях военной политики как важнейшей составной части системы безопасности государства;
завершить в возможно сжатые сроки переговоры с государствами - республиками бывшего СССР и заключить соглашения о статусе пребывания российских войск в этих государствах и о порядке их вывода;
принять меры по согласованию с руководством государств - республик бывшего СССР по оказанию помощи в создании их национальных армий; с этой целью на основе двусторонних государственных договоров разрешить военнослужащим Российской Федерации прохождение службы по контракту временно, на период до 31 декабря 1999 года, в национальных армиях государств - республик бывшего СССР.
Комплектование воинских формирований, находящихся за пределами России, военнослужащими по призыву с 1 января 1993 года вести только на добровольной основе.
3. Правительству Российской Федерации:
разработать и представить до 31 марта 1993 года для утверждения в Верховный Совет программы военного строительства и конверсии военного производства на период до 1995 года;
определить в течение 1993 года потребный боевой состав в соответствии со стоящими перед Вооруженными Силами России задачами, провести полное укомплектование соединений и боевых частей и вывести в резерв высвободившихся офицеров и боевую технику;
разработать и внедрить в течение 1993-1994 годов новую систему мобилизационного развертывания Вооруженных Сил с содержанием запасов вооружения и военной техники на арсеналах, базах военных округов и с использованием резерва офицерских кадров.
4. Министерству обороны Российской Федерации:
привести в соответствие с новыми задачами Вооруженных Сил структуру и функции аппарата министерства и всех органов управления. Продолжить реформу Вооруженных Сил в направлении создания армии демократического государства, воспитывать личный состав в духе преданности народу, патриотическим идеалам, гордости за свою Родину, добросовестного выполнения воинского долга;
совершенствовать систему управления войсками на основе принципов централизма, единоначалия, крепкой воинской дисциплины, развития демократических начал в деятельности воинских коллективов и инициативы военнослужащих;
повысить требовательность к подготовке и профессиональной деятельности личного состава Вооруженных Сил. Проявлять повседневную заботу об удовлетворении материальных и духовных запросов военнослужащих, об обеспечении эффективно действующей системы социальной защиты военнослужащих, рабочих и служащих армии и флота. Поддерживать тесную связь с органами государственной власти и управления, общественными организациями в целях укрепления престижа воинской службы, устранения негативных явлений в армейской среде;
к началу 1993 года разработать и осуществить мероприятия по обеспечению высокой боевой готовности войск и органов управления, обращая особое внимание на системы боевой, оперативной, мобилизационной подготовки и укрепление воинской дисциплины.
5. Верховному Совету Российской Федерации организовать контроль за выполнением настоящего постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации и рассмотреть ход его выполнения в конце 1993 года.
Председатель Верховного Совета |
Р.И. Хасбулатов |
Москва, Кремль
7 декабря 1992 г.
N 4049-I
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Съезда народных депутатов РФ от 7 декабря 1992 г. N 4049-I "О положении в Вооруженных Силах и военной политике Российской Федерации"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации" от 24 декабря 1992 г. N 51 ст. 3006