Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 августа 2019 г. N Ф01-3758/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
15 мая 2019 г. |
Дело N А43-30973/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.05.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.05.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Цветы" (ИНН 5263099895, ОГРН 1135263003380) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.12.2018 по делу N А43-30973/2018, принятое судьей Мукабеновым И.Ю., по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Цветы" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 05.04.2018 N 515-15-365/2018.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Цветы" - Трофимова А.В. по доверенности от 02.08.2018 N 05, Шипулин П.А. по доверенности от 03.09.2018 N 08;
Государственной жилищной инспекции Нижегородской области - Усякова Н.Т. по доверенности от 09.01.2019 N 515-149/19 сроком действия до 31.12.2019.
Кибин Александр Александрович - надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечил.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании приказа от 05.04.2018 N 515-13-365/2018 должностным лицом Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее по тексту - Инспекция) в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Цветы" (далее - Общество) проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращении собственника жилого помещения N162 дома N115/1 по ул.Академика Сахарова г.Н.Новгорода о нарушении Обществом лицензионных требований.
По результатам проверки составлен акт от 05.04.2018 N 515-15-365/2018 и выдано предписание от 05.04.2018 N 515-15-365/2018.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании его недействительным.
Решением от 11.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
Указывает, что фактически внеплановая документарная проверка проводилась Инспекцией в феврале-марте 2018 года, в то время как распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки было издано лишь 05.04.2018 и направлено в адрес Общества вместе с актом проверки и оспариваемым предписанием. Считает, что Инспекция провела внеплановую документарную проверку в отношении Общества без соответствующего распоряжения руководителя или заместителя руководителя.
Указывает также, что положения, закрепленные в договоре управления от 12.09.2014 N 11П/15, предусматривают возможность изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в связи с изменением уровня инфляции без принятия собственниками дополнительного решения по данному вопросу.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене, по следующим основаниям.
Из оспариваемого предписания усматривается, что на Общество возложена обязанность в срок до 15.08.2018 произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения собственникам (нанимателям) многоквартирного дома N 115/1 по ул.Академика Сахарова г.Н.Новгород в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 12.09.2014 (протокол N 11П/15 в размере 22,48 руб./кв.м) за период с января по апрель 2018 года.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки Инспекция установила, что Общество на основании договора управления от 12.09.2014 N 11П/15 осуществляет управление многоквартирным домом N 115/1 по ул.Академика Сахарова г.Н.Новгород.
В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в вышеуказанном доме от 12.09.2014 N 11П/15 утверждён тариф на содержание жилого помещения в размере 22,48 руб./кв.м. Однако с 01.01.2018 Общество произвело повышение размера платы за содержание жилого помещения на индекс потребительских цен до 26,32 руб./кв.м. При этом протоколов общих собраний собственников помещения, утвердивших такой размер платы, Общество не представило.
Указанные обстоятельства позволили Инспекции прийти к выводу о неправомерности изменения в одностороннем порядке размера платы за содержание общего имущества многоквартирного дома без соответствующего решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил с выводом Инспекции согласился.
Между тем судом не учтено следующее.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плата за коммунальные услуги.
Положениями части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9. 2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (раздел I), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), определен состав общего имущества многоквартирного дома, включающий объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 28 Правил N 491 в многоквартирном доме собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Пунктом 29 Правил N 491 установлено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 491 при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Пунктом 35 вышеназванных Правил установлено, что размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Как следует из материалов, между Обществом и собственниками помещений многоквартирного дома N 115/1 по ул. Академика Сахарова в городе Нижнем Новгорода заключен договор управления от 12.09.2014 N 11П/15.
Указанный договор управления заключен на условиях, принятых общим собранием собственников помещений и отраженных в протоколе от 12.09.2014 N 11П/15.
Вопросом N 4 протокола от 12.09.2014 N 11П/15 собственники помещений многоквартирного дома N 115/1 по ул. Академика Сахарова принято решение об утверждении договора управления со всеми приложениями. Указанный протокол недействительным решением суда не признан.
Согласно пункту 4.4 Договора управления от 12.09.2014 N 11П/15 установлен порядок определения цены договора, а именно - "В случае отсутствия решения Собственников, в период действия данного Договора, по данному вопросу на дату начала следующего года действия договора, расчет по содержанию и ремонту общего имущества осуществляется исходя из ранее установленных тарифов проиндексированных на последний опубликованный на первое число календарного года на сайте Госкомстата РФ www.gks.ru индекс потребительских цен в Российской Федерации на жилищно-коммунальные услуги, рассчитанный на конец периода (с января по отчётный месяц по отношению к аналогичному периоду предыдущего года)".
Приведенное выше решение собственников помещений многоквартирного дома N 115/1 по ул. Академика Сахарова в городе Нижнем Новгороде, оформленное протоколом от 12.09.2014 N 11П/15, а также положение договора управления, предусматривают, что определение цены договора в названном порядке не требует принятия собственниками дополнительного решения по данному вопросу.
Указанный порядок определения цены договора собственниками помещений многоквартирного дома N 115/1 по ул. Академика Сахарова в городе Нижнем Новгороде изменен не был.
Собственники помещений многоквартирного дома, приняв данные решения и заключив договоры управления, фактически определили порядок дальнейшего изменения (увеличения) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме с учетом ежегодной индексации на индекс потребительских цен в Российской Федерации на жилищно-коммунальные услуги в случае отсутствия решения собственников помещений об утверждении размера платы за содержание жилых помещений многоквартирного дома.
Индекс потребительских цен в Российской Федерации на жилищно-коммунальные услуги, на который управляющая компания применительно к рассматриваемым обстоятельствам увеличивала размер платы за содержание и ремонт официально публикуется в общем доступе на официальном сайте Росстата в порядке, установленном действующем законодательством.
Следовательно, каждый собственник помещений в вышеназванных многоквартирных домах имеет возможность самостоятельно проверить размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД с учетом процента темпа роста инфляции.
В связи с чем с учетом названных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что применяемый управляющей компанией в рассматриваемом случае расчет платы является правильным, четким и ясным.
Увеличение управляющей компанией размера платы за содержание и ремонт на основании пункта 4.4 договора управления при отсутствии решения общего собрания собственников помещений об изменении такой платы не нарушает требований действующего законодательства.
Кроме того, наличие в договоре управления многоквартирным домом условия об увеличении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения не лишает собственников помещений права утвердить размер платы за содержание жилых помещений на последующий период с учетом предложений управляющей организации.
При таких обстоятельствах, у надзорного органа отсутствовали основания для выдачи Обществу предписания, поскольку с его стороны отсутствовало нарушение требований жилищного законодательства.
Кроме того, отклоняя довод Общества о грубом нарушении, предусмотренном пунктом 4 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", суд первой инстанции указал, что превышения установленного срока проведения проверки допущено не было. Между тем Общество заявляло о грубом нарушении пункта 4 части 2 статьи 20 указанного Федерального закона, выразившемся в проведении проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
На основании части 2 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно части 1 статьи 14 указанного закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений (часть 3 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ).
В силу пунктов 3, 8, 9 статьи 18 Федерального закона N 294-ФЗ при применении к юридическим лицам мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений обязательных требований, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о ее проведении в соответствии с ее назначением, не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов проверяемых юридических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 20 данного закона результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В силу пункта 4 части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).
Как следует из материалов дела, 19.02.2018 Инспекция направила Обществу запрос N 515-15/з-500п о предоставлении документов, содержащих информацию об общей площади многоквартирного дома, жилых и нежилых помещений данного дома, площади мест общего пользования (с приложением подтверждающих документов); объяснения, правовые основания и информацию о применяемом тарифе за содержание жилого помещения в размере 28,31 руб./кв.м; правовые основания, в том числе копии решений собственников по утверждению тарифов на содержание жилого помещения на 2017, 2018 годы; историю начислений и оплат, копии платёжных поручений за период с января 2017 года (л.д.19). При этом в данном запросе указано, что он направлен в порядке статей 10,11 Федерального закона N 294-ФЗ.
Между тем, приказ о проведении проверки принят 05.04.2018 (л.д.15).
Довод Инспекции о фактическом проведении проверки 05.04.2018 по документам, имеющимся у Инспекции и без указанного запроса, не может быть принят во внимание, поскольку из акта проверки от 05.04.2018 (л.д.13-14) усматривается, что в ходе проверки изучалось, в том числе, письмо Общества от 15.03.2018 с приложениями.
Изложенное свидетельствует о том, что фактически внеплановая документарная проверка на основании обращения потребителя проводилась Инспекцией в феврале - марте 2018 года, в то время как распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки было издано лишь 05.04.2018 и направлено в адрес Общества вместе с актом проверки от 05.04.2018 и оспариваемым предписанием, следовательно, Инспекция провела внеплановую документарную проверку в отношении Общества без соответствующего распоряжения руководителя или заместителя руководителя.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Инспекция допустило грубое нарушение Федерального закона N 294-ФЗ, влекущее недействительность результатов проверки.
При изложенных обстоятельствах решение суда подлежит отмене ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 268, 269, пунктами 1, 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.12.2018 по делу N А43-30973/2018 отменить.
Предписание Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 05.04.2018 N 515-15-365/2018 признать недействительным.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Нижегородской области в пользу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Цветы" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.