Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 3 октября 2019 г. N Ф05-13877/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
20 мая 2019 г. |
Дело N А41-67741/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей: Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Алибековой Д.Э.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя по делу - ООО "ОРМКО" - Савсерис С.В. по доверенности от 27.07.2018, Демидова Т.В. по доверенности от 27.07.2018; Васильев А.Ю. по доверенности от 27.07.2019,
от заинтересованного лица по делу - Шереметьевской таможни - Аксенов Е.В. по доверенности N 04-08/00300 от 11.01.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ОРМКО" на решение Арбитражного суда Московской области от 04.01.2019 по делу N А41-67741/18, принятое судьей Афанасьевой М.В., по заявлению ООО "ОРМКО" к Шереметьевской таможне о признании незаконным бездействие; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ОРМКО" (далее - ООО "ОРМКО", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)) к Шереметьевской таможне (далее - таможенный орган, заинтересованное лиц) о признании незаконным, выраженное в письме Шереметьевской таможни от 17.05.2018 года N 19-23/17913 бездействие, заключающееся в отказе внести изменения в сведения, заявленные в декларациях на товары; за исключением внесения изменений в декларации на товары N 10005023/230416/0025893 (тов. 6 поз. 1, тов. 11), N 10005023/270216/0012011 (тов. 5 поз. 1, тов. 11), N 10005023/270316/0018857 (тов. 3 поз. 1,2, тов. 10), N 10005023/140316/0015464 (тов. 7 поз. 5), N 10005023/101215/0075603 (тов. 5 поз.1, тов. 12), N 10005023/160216/0009579 (тов. 9 поз.7), N 10005023/140316/0015464 (тов. 7), N 10005023/160216/0009579 (тов. 9), N 10005023/180416/0024255 (товар N 1), об обязании возвратить излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в сумме 3 913 944 руб. 23 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04.01.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ОРМКО" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель ООО "ОРМКО" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель Шереметьевской таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 11.05.2018 в Шереметьевскую таможню поступило заявление ООО "ОРМКО" о внесении изменений в таможенные декларации сведения, заявленные в графе 36, 44, 47 и "В".
Письмом от 17.05.2018 N 19-23/17913 Шереметьевская таможня отказала во внесении изменений в указанные ДТ и применении льготного налогообложения.
Не согласившись с решением, общество обратилось с рассматриваемым уточненным заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149, пунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождается от налогообложения НДС ввоз на территорию Российской Федерации важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042.
В силу пункта 2 статьи 150 и подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации ряда медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники.
Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 "Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость" утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень).
Статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" вместо терминов "медицинская техника", "изделия медицинского назначения" введен новый термин "медицинские изделия".
Согласно пункту 4 статьи 38 названного Закона на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий. Данными Правилами предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие".
Согласно подпункту "и" пункта 56 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416, в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается, в частности, код Общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия.
Согласно разъяснениям Министерства здравоохранения Российской Федерации (Письмо от 25.03.2002 N 2510/2698-02-23) и Министерства финансов Российской Федерации (Письмо от 06.03.2002 N 04-03-05/10), принадлежность медицинской техники к Перечню определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП). Принадлежность конкретной продукции к соответствующей группе Перечня определяется на основании принципа построения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93. Перечисленные в Перечне группы медицинской техники, а также входящие в них подгруппы и виды продукции освобождаются от НДС.
Таким образом, при предоставлении льготы по освобождению от налогообложения, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации, необходимо руководствоваться вышеназванным Перечнем, который ориентирован на коды по Общероссийскому классификатору продукции.
Согласно части 1 статьи 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Совет Евразийской экономической комиссии решением от 16.07.2012 N 54 утвердил единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Классификация товаров по кодам ТН ВЭД осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4), исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Классификация по ТН ВЭД производится для целей таможенного декларирования, которое осуществляется при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.
Таможенным органом, осуществляющим таможенные операции в отношении ввозимых товаров, решение об освобождении от уплаты НДС при ввозе медицинских товаров в Российскую Федерацию принимается с учетом примечаний к Перечню, а также при выполнении иных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Осуществляя нормативно-правовое регулирование по установлению перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежат обложению НДС, Правительство Российской Федерации с учетом действующего таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства в сфере охраны здоровья установило наименование товаров по кодам ОКП и ТН ВЭД ЕАЭС, определив, что для целей применения раздела I Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по ОКП ОК 005-93.
Из совокупности приведенных норм следует, что подтверждением права на льготу в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий являются в совокупности: наличие на указанное изделие регистрационного удостоверения; наличие изделия с соответствующим кодом ТН ВЭД и ОКП в Перечне.
Из материалов дела следует и обоснованно установлено судом, что в целях таможенного оформления ввозимого товара оформлены ДТ, уплачен НДС 18 % на сумму 4 272 003,95 руб.
Не согласившись с применяемой налоговой ставкой, ООО "ОРМКО" обратилось в Шереметьевскую таможню с заявлением о внесении изменений в вышеуказанные ДТ: "вместо записи "ОООО-ОО", верная запись "ОООО- ХТ".
В подтверждение заявленной льготы обществом представлены таможенному органу регистрационные удостоверения Росздравнадзора от 26.06.2015 года N ФСЗ 2008/02713, выданное на медицинские изделия (ОКП 943750, код ТН ВЭД ЕАЭС 9018499000), N РЗН 2015/2306 от 03.02.2015 выданное на медицинские изделия (ОКП 943830, код ТН ВЭД ЕАЭС 9018499000).
Однако код ОКП - 94 3800 не соответствует коду 9018 по ТН ВЭД ЕАЭС согласно п. 8 раздела 1 Перечня.
Принимая во внимание, что Перечень обуславливает обязательное совпадение кода ТН ВЭД, с одной стороны, и кода по ОКП ОК 005-93, с другой стороны, то есть указанные коды должны находится в рамках одного пункта Перечня, учитывая, что в рассматриваемом случае данное условие Обществом не подтверждено, следовательно, товары, ввезенные по спорным ДТ не подпадают под действие постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 и не освобождаются от уплаты НДС.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что применение льготы в виде ставки НДС в размере 0% в отношении указанных товаров не представляется возможным, обществом не подтверждена заявленная льгота по уплате НДС в отношении ввезенного товара.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 14.03.2019 N 305-КГ18-19119 в ходе рассмотрения вопроса о применении налоговой ставки НДС в размере 10 процентов установлено следующее.
На основании подпункта 4 пункта 2 и пункта 5 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случае реализации или ввоза на территорию Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, включая медицинские изделия, применяется налоговая ставка НДС в размере 10 процентов.
В последнем абзаце пункта 2 статьи 164 НК РФ указано, что Коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКП), а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, для целей применения пониженной ставки НДС в размере 10 процентов имеет значение не только отнесение реализуемых (ввозимых) товаров к группе товаров, указанных в пункте 2 статьи 164 НК РФ, в частности, к медицинским изделиям, но также соответствие товаров конкретным кодам по ТН ВЭД и ОКП, установленным Правительством Российской Федерации.
Утверждение Правительством Российской Федерации отдельного Перечня кодов медицинских товаров в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию, предопределено фактом взимания НДС при ввозе товаров на таможенную территорию и служит цели обеспечения определенности налогообложения, имея в виду, что декларирование налогоплательщиками ввозимых товаров и осуществление таможенными органами контроля за правильностью уплаты налога производятся исходя из той классификации товаров, которая предусмотрена для таможенных целей.
Схожее правовое регулирование предусмотрено и в отношении освобождения от уплаты НДС ввоза на территорию Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149, пунктом 2 статьи 150 НК РФ освобождается от налогообложения НДС ввоз на территорию Российской Федерации важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень).
Таможенным органом, осуществляющим таможенные операции в отношении ввозимых товаров, решение об освобождении от уплаты НДС при ввозе медицинских товаров в Российскую Федерацию принимается с учетом примечаний к Перечню, а также при выполнении иных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Осуществляя нормативно-правовое регулирование по установлению перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежат обложению НДС, Правительство Российской Федерации с учетом действующего таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства в сфере охраны здоровья установило наименование товаров по кодам ОКП и ТН ВЭД ЕАЭС, определив, что для целей применения раздела I Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по ОКП ОК 005-93.
Из совокупности приведенных норм следует, что подтверждением права на льготу в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий являются в совокупности: наличие на указанное изделие регистрационного удостоверения; наличие изделия с соответствующим кодом ТН ВЭД ЕАЭС и ОКП в Перечне.
В соответствии с пунктами 7. 8 раздела I Перечня (в редакции на дату регистрации ДТ) не подлежат обложению НДС: "наборы медицинские 94 3700, из 9018 (ТН ВЭД ЕАЭС)"; "изделия травматологические 94 3800 (изделия для соединения костей; изделия для воздействия на кости; изделия корректирующие), из 9021 (ТН ВЭД ЕАЭС)".
В подтверждении заявленных сведений о применении льготы по уплате НДС Заявителем предоставлено регистрационное удостоверение от 03.02.2015 N РЗН 2015/2306.
Согласно регистрационному удостоверению ввезенный Заявителем товар - "Набор элементов фиксации и крепления несъемных ортодонтических изделий для исправления аномалий прикуса "Брекет-система" относится к медицинским изделиям производства компании "Ормко Корпорейшн", США, имеет код ОКП 94 3830. При таможенном декларировании Заявителем заявлен код ТН ВЭД ЕАЭС 9018 499000.
Заявитель утверждал, что задекларированный им товар относится к важнейшим и жизненно необходимым медицинским изделиям, классификационные коды товара (код ОКП 94 3830 и код ТН ВЭД ЕАЭС 9018 499000) указаны в одном разделе Перечня, и настаивал, что спорные товары подпадают под действие постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 и НДС не облагаются, в связи с чем отказ Шереметьевской таможни внести изменения в сведения, заявленные в ДТ, является незаконным и нарушающими права заявителя.
Для применения соответствующей льготы по НДС указанные в пункте 7 Перечня медицинские товары - наборы медицинские с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 9018 должны соответствовать коду ОКП 94 3700, а не коду ОКП 94 3800.
Для применения соответствующей льготы по НДС указанные в пункте 8 Перечня медицинские товары - изделия травматологические с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 9021 должны соответствовать коду ОКП 94 3800, а не коду КП 94 3700.
Код 9018 499000 ТН ВЭД ЕАЭС, которому должен соответствовать код ОКП 94 3700, включен в пункт 7 раздела I Перечня.
Заявителем же ввезен товар, которому присвоен иной код ОКП, и который не указан в пункте 7 Перечня.
Согласно товарной позиции 9018 ТН ВЭД ЕАЭС, к ней отнесены "приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения". Данная товарная позиция включена в разные пункты раздела I Перечня.
Согласно товарной подсубпозиции 9018 499000 ТН ВЭД ЕАЭС, заявленной в декларациях на товар, к ней относятся "приборы и устройства стоматологические, прочие: - прочие: - прочие". Соответственно, товар с таким кодом ТН ВЭД ЕАЭС мог бы быть найден в разных пунктах и даже разделах Перечня. Игнорирование критерия разграничения приводило бы к неоправданному включению в Перечень самого широкого диапазона товаров медицинского назначения.
Из системного анализа Перечня очевидно, что товарная позиция 9018 ТН ВЭД ЕАЭС гораздо шире и включает больший диапазон товаров, чем группа с кодами ОКП 94 3700.
Принимая во внимание, что Перечень обуславливает обязательное совпадение кода ТН ВЭД ЕАЭС, с одной стороны, и кода по ОКП ОК 005-93, с другой стороны, то есть указанные коды должны находится в рамках одного пункта Перечня, учитывая, что в рассматриваемом случае данное условие Заявителем не подтверждено, довод Заявителя, что спорный товар по декларациям на товар подпадает под действие постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 и освобождается от уплаты НДС, является необоснованным.
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19, которым был утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежала обложению НДС, и в соответствии с которым Заявитель был освобожден от уплаты НДС как при ввозе в Российскую Федерацию указанных товаров, так и при их реализации на территории Российской Федерации, утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042. При этом принадлежность медицинской техники к Перечню определялась только кодом по ОКП.
В связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 для целей применения раздела I Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по ОКП ОК 005-93.
Таким образом, отказ Шереметьевской таможни внести изменения в сведения, заявленные в ДТ, является правомерным.
Настоящий спор возник из-за того, что имеется противоречие в классификации товара, допущенное Правительством - коды ОКП и ТНВЭД, относимые к одному и тому же товару, присутствуют в перечне, но указаны в нем в разных пунктах (код 9018, к которому относятся товары, ввезенные ООО "ОРМКО", включен в перечень важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий (п. 8 Раздела 1 Перечня, утверждённого Правительством РФ), равно как и присвоенный им код ОКП 94 3830 (в составе кода подгруппы 94 3800 - п. 7 Перечня)). Это противоречие может быть устранено именно с учетом подхода, сформулированного в п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33. То есть ввезенные Обществом товары должны быть освобождены от налогообложения НДС на таможне, гак как оба кода, присвоенные товарам, включены в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 1042.
В настоящем же деле, как было указано выше, оба кода, присвоенные товарам Общества - и ТНВЭД, и ОКП - присутствуют в Перечне, утверждённом Правительством РФ. Таким образом, результат рассмотрения дела Судебной коллегией дела N 305-КГ18-19119 не может быть применён к настоящему спору, поскольку в этих делах имеются различные фактические обстоятельства.
Апелляционный суд также принимает во внимание, что в материалах дела не представлены доказательства, составленные третьими лицами, свидетельствующие о том, что товарам присвоен код ТН ВЭД, указанный в Перечне.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04.01.2019 по делу N А41-67741/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.