Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 августа 2019 г. N Ф03-3413/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
21 мая 2019 г. |
Дело N А51-15789/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Т.Васильевой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-2469/2019
на решение от 05.03.2019
судьи В.В.Краснова
по делу N А51-15789/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края (ИНН 2540011280, ОГРН 1072540000180)
к Управлению Федерального казначейства по Приморскому краю (ИНН 2536052276, ОГРН 1022501312041)
третьи лица: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Департамент финансов Приморского края,
о признании незаконными акта камеральной проверки от 15.05.2018 и представления N 20-22-27/5417 от 14.06.2018,
при участии:
от Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края: Еращенко А.С. по доверенности от 13.06.2018 сроком действия на 1 год, служебное удостоверение;
от Управления Федерального казначейства по Приморскому краю - Селюкова Н.В. по доверенности от 13.05.2019 сроком действия до 31.12.2019, служебное удостоверение; Фаузель О.Э. по доверенности от 22.03.2019 сроком действия до 31.12.2019, служебное удостоверение,
от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Департамент сельского хозяйства и продовольствия Приморского края (далее - заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - ответчик, Управление, УФК по Приморскому краю) о признании незаконными акта камеральной проверки от 15.05.2018 и представления N 20-22-27/5417 от 14.06.2018.
Решением от 05.03.2019 в удовлетворении требования о признании незаконным представления N 20-22-27/5417 от 14.06.2018 судом отказано. В части требования о признании незаконным акта камеральной проверки от 15.05.2018 производство по делу прекращено.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 05.03.2019, заявитель просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Департамента.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель, ссылаясь на положения Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), письмо Минсельхоза России от 14.02.2018, а также акты и соглашения, касающиеся предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации, настаивает на том, что средства краевого бюджета, выделенные на софинансирование расходных обязательств Приморского края на реализацию мероприятий, освоены Департаментом в пределах доведенных объемов финансирования и доведены до получателей бюджетных средств в полном объеме.
Полагает недоказанным факт совершения Департаментом нарушения бюджетного законодательства, поскольку в рассматриваемой ситуации, учитывая особенности сферы общественных отношений, в которых реализуются субсидируемые денежные обязательства, ее социальной значимости, расширительное применение норм материального права является оправданным.
Управление Федерального казначейства по Приморскому краю по тексту представленного в материалы дела отзыва на апелляционную жалобу, поступившего через канцелярию суда и в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщенного к материалам дела, выразила несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Департамента - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои требования и возражения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Третьи лица: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Департамент финансов Приморского края, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
УФК по Приморскому краю на основании приказа от 29.01.2018 N 31о/д в соответствии с поручением Федерального казначейства от 13.12.2017 N07- 04-05/17-960 в отношении Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, по результатам которой оформлен акт камеральной проверки от 15.05.2018.
По результатам проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий соглашений о предоставлении средств из бюджета в части несоблюдения условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидия из федерального бюджета), а именно: не обеспечен уровень софинансирования за счёт средств бюджета Приморского края, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в общей сумме 43 871 294 рубля 68 копеек, в том числе по мероприятиям:
- на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства на сумму 8 147 564,18 руб.;
- на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства на сумму 2 094 575,25 руб.;
- на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителей на уплату страховой премии в области растениеводства на сумму 1 631 559,27 руб.; -
на развитие семейных животноводческих ферм на сумму 2 682 371,39 руб.;
- на поддержку экономически значимых региональных программ по развитию мясного скотоводства на сумму 2 816 592,90 руб.;
- на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства на сумму 2 462 055,69 руб.;
- на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства на сумму 7 285 085, 19 руб.;
- на развитие семейных животноводческих ферм на сумму 9 079 620,32 руб.;
- на поддержку экономически значимых региональных программ в области растениеводства на сумму 2 831 566,21 руб.;
- на возмещение части затрат на приобретение элитных семян на сумму 1 888 573,62 руб.;
- на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы на сумму 2 796 678,30 руб.;
- на поддержку племенного крупного рогатого скота молочного направления на сумму 155 052,36 руб.
Указанные нарушения отражены в акте камеральной проверки от 15.05.2018.
По результатам рассмотрения акта камеральной проверки и иных материалов камеральной проверки на заседании контрольной комиссии управления в соответствии с решением, принятым врио руководителя Управления в Департамент направлено представление от 14.06.2018 N 20- 22-27/5417 о нарушении бюджетного законодательства РФ.
Не согласившись с актом камеральной проверки от 15.05.2018 и вынесенным на его основе представлением от 14.06.2018, Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными. Отказывая в удовлетворении требований о признании представления незаконным, суд пришел к выводу о том, что Управлением надлежащим образом установлен факт вмененного Департаменту нарушения бюджетного законодательства РФ, что дает право для выдачи оспариваемого представления и применения к Департаменту бюджетных мер принуждения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе Департамента и в отзыве Управления на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заявителя - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Суд первой инстанции, рассматривая требования о признании недействительными результатов проверки, оформленных в виде акта камеральной проверки от 15.05.2018, правомерно не усмотрел в указанном акте документе признаков ненормативного правового акта, поскольку данный документ предназначен лишь для оформления результатов проверки, проведенной инспекцией, и фактически не является тем актом уполномоченного органа, который нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем сделал вывод, что он не может быть оспорен в порядке главы 24 АПК РФ. Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ прекратил производство по делу в указанной части.
Поскольку Департамент не обжалует решение суда в указанной части, а Управление не заявляет возражений, коллегия не проверяет законность и обоснованность принятого судом решения в части прекращения производства по делу.
Повторно рассмотрев требования Департамента о признании недействительным представления УФК по Приморскому краю от 14.06.2018, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 БК РФ в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, осуществляется государственный (муниципальный) финансовый контроль.
Согласно пункту 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, которое в силу пункта 3 статьи 166.1 названного Кодекса осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 269.2 БК РФ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при осуществлении своих полномочий, в частности, проводят проверки, ревизии и обследования; направляют объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Так, частью 2 статьи 270.2 БК РФ установлено, что под представлением в целях указанного Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Таким образом, оспариваемый акт вынесен уполномоченным органом, и является документом властно-распорядительного характера, содержащим предписания, подлежащие обязательному исполнению.
Невыполнение представления в установленные сроки является основанием для привлечения лица к административной ответственности.
Согласно статье 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 указанного Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Согласно пункту 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, субсидии бюджету Приморского края в 2015 и 2016 годах предоставлялись в соответствии с Федеральными законами от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год, на плановый период 2016 и 2017 годов", от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год", подпрограммой N 1 "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 (в редакции постановления Российской Федерации от 19.12.2014 N 1421) (далее - Государственная программа Российской Федерации от 14.07.2012 N717; подпрограмма N 1 Государственной программы Российской Федерации от 14.07.2012 N 717), Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999, Соглашениями о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключаемыми между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации от 09.02.2015 N 87/17-с (в редакции дополнительных соглашений N 1 от 13.04.2015 N 449/17-с, N 2 от 30.04.2015 N 638/17-с, N 3 от 13.08.2015 N 1222/17-с, N 4 от 07.09.2015 N 1335/17-с, N 5 от 30.10.2015 N 1722/17-с, от 03.02.2016 N 248/17-с (в редакции дополнительных соглашений N 1 от 14.03.2016 N 554/17-с, N 2 от 12.04.2016 N 585/17-с, N 3 от 31.05.2016 N 668/17-с, N 4 от 17.06.2016 N 908/17-с, N 5 от 15.07.2016 N 1074/17-с, N 6 от 22.12.2016 N 1452/17-с (далее - Соглашение от 03.02.2016 N248/17-с).
В силу пункта 3 статьи 132 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Согласно части 1 статьи 130 БК РФ правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - Правила N 999, Правила предоставления субсидии), которое вступило в силу с 01.01.2015.
В силу пункта 2 Правил предоставления субсидий (в редакции, действующей в 2015, 2016 годах) субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления субсидий (в редакции, действовавшей в 2015, 2016 годах) государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) для достижения целей указанных программ. Правила предоставления указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
В пункте 8 Правил предоставления субсидий (в редакции, действующей в 2015-2016 годах) указаны условия предоставления и расходования субсидий, в том числе:
а) перечень мероприятий, подлежащих утверждению правовыми актами субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, на софинансирование которых осуществляется предоставление субсидий;
б) требование о наличии в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, и порядок определения объемов указанных ассигнований, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения (пункт 9 Правил предоставления субсидий в редакции, действовавшей в 2015, 2016 годах).
Согласно пункту 10 Правил предоставления субсидий (в редакции, действовавшей в 2015, 2016 годах) соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, должно содержать:
а) размер предоставляемой субсидии, порядок, условия и сроки ее перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации, а также объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных бюджетов на реализацию соответствующих расходных обязательств;
б) значения показателей результативности использования субсидии, которые должны соответствовать значениям целевых показателей и индикаторов государственных программ Российской Федерации (федеральных целевых программ), и обязательства субъекта Российской Федерации по их достижению;
в) перечень объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества и обязательства субъекта Российской Федерации по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) или приобретению указанных объектов в пределах установленной стоимости строительства (реконструкции) или стоимости приобретения объектов - в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства и (или) приобретение объектов недвижимого имущества.
09.02.2015 между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Администрацией Приморского края заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации N 87/17-с, пунктом 2.2.1 которого на Приморский край возложена обязанность осуществлять финансирование расходов по направленным и в объёмах, предусмотренных в приложениях N 1 и N 2 к Соглашению от 09.02.2015 N 87/17-с, а также неисполненных обязательств прошлого года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1460 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (далее по тексту - Правила N1460) установлен порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах. Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по кредитным договорам (договорам займа) и по инвестиционным кредитным договорам (договорам займа) конкретным получателям на определенные сроки.
Согласно пункту 8 Правил N 1460 уровень финансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации по отношению к консолидированному бюджету должен составлять не менее 5 процентов, за исключением инвестиционных кредитов, полученных на развитие мясного скотоводства.
Приложением N 1 "Направления и объёмы субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации на 2015 г." к Соглашению от 09.02.2015 N 87/17-с (далее - Приложение N 1) определены направления и объёмы субсидий из федерального бюджета в целях софинансиования исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации на 2015 год.
Приложением N 2 "Направления и объёмы средств из консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на 2015 год по Приморскому краю" к Соглашению от 09.02.2015 N 87/17-с (далее - Приложение N 2) определены направления и объёмы средств из консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на 2015 год по Приморскому краю (далее - объём финансового обеспечения на реализацию расходных обязательств Приморского края).
Основной целью предоставления субсидии является софинансирование соответствующих мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации с обеспечением установленного размера расходования собственных средств субъекта Российской Федерации.
Департаменту в полном объеме доведены федеральные средства, предусмотренные вышеуказанными актами Соглашением.
УФК по Приморскому краю установлено, что в проверяемый период за счет средств бюджета Приморского края расходование средств Департаментом на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства, на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителей на уплату страховой премии в области растениеводства, на развитие семейных животноводческих ферм, на поддержку экономически значимых региональных программ по развитию мясного скотоводства, на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства, на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства, на развитие семейных животноводческих ферм, на поддержку экономически значимых региональных программ в области растениеводства, на возмещение части затрат на приобретение элитных семян, на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, на поддержку племенного крупного рогатого скота молочного направления осуществлено в объеме меньшем, чем предусмотрено Соглашением от 09.02.2015 N 87/17-с.
Так, УФК по Приморскому краю установлены и по существу документально Департаментом не опровергнуты следующие нарушения бюджетного законодательства:
1. На мероприятие на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства в 2015 году Соглашением от 09.02.2015 N 87/17-с предусмотрены средства в размере 121 672 200 рублей 00 копеек, в том числе:
- 95 117 200 рублей 00 копеек - объём финансирования Мероприятий на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства за счёт средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;
- 26 555 000 рублей 00 копеек - объём финансирования за счёт средств бюджета Приморского края.
Согласно данным Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 01.01.2016 (ф. 0503127) (далее - Отчёт формы 0503127 на 01.01.2016), Отчета об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом на 01.01.2016 (ф. 0503324) (далее - Отчёт формы 0503324 на 01.01.2016) фактические расходы средств составили в общей сумме 107 886 529 рублей 34 копейки, в том числе:
- 92 487 820 рублей 94 копейки - за счёт средств субсидии;
- в сумме 15 398 708 рублей 40 копеек - за счёт средств бюджета Приморского края.
Исходя из объемов средств субсидии, предусмотренных в приложениях N 1 и N 2 к Соглашению на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства из федерального бюджета и средств бюджета Приморского края уровень софинансирования расходных обязательств Приморского края составляет 78,175% и 21,825% соответственно, то есть уровень финансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации по отношению к консолидированному бюджету составил более 5 %.
Фактический уровень финансового обеспечения за счёт средств субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства из федерального бюджета и средств бюджета Приморского края составил 85,727 % и 14,273 % соответственно.
При общем объёме фактически использованных средств в размере 107 886 529 рублей 34 копейки субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 84 340 256 рублей 76 копеек (107 886 529,34 х 95 117 200,00 / 121 672 200,00). Из изложенного следует, что перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 8 147 564 рублей 18 копеек (92 487 820,94 - 84 340 256,76).
2. На мероприятие на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства в 2015 году Соглашением от 09.02.2015 N 87/17-с предусмотрены средства в размере 24 125 600 рублей 00 копеек, в том числе:
- 17 905 600 рублей - объем финансирования Мероприятий на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;
- 6 220 000 рублей - объем финансирования за счет средств бюджета Приморского края.
Согласно данным Отчёта формы 0503127 на 01.01.2016, Отчёта формы 0503324 на 01.01.2016 фактические расходы средств составили в общей сумме 21 303 416 рублей 74 копейки, в том числе:
- 17 905 600 рублей 00 копеек - за счёт средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;
- 3 397 816 рублей 74 копейки - за счёт средств бюджета Приморского края.
Исходя из объемов средств субсидии, предусмотренных в приложениях N 1 и N 2 к Соглашению на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства из федерального бюджета и средств бюджета Приморского края уровень софинансирования расходных обязательств Приморского края составляет 74,218% и 25,782% соответственно, то есть уровень финансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации по отношению к консолидированному бюджету составил более 5 %.
Фактический уровень финансового обеспечения за счёт средств субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства из федерального бюджета и средств бюджета Приморского края составил 84,050 % и 15,950 % соответственно.
При общем объёме фактически использованных средств в размере 21 303 416 рублей 74 копейки субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 15 811 024 рублей 75 копеек (21 303 416,74 х 17 905 600,00 / 24 125 600,00). Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 2 094 575 рублей 25 копеек (17 905 600,00 - 15 811 024,75).
3. На мероприятие на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителей на уплату страховой премии в области растениеводства в 2015 году Соглашением от 09.02.2015 N 87/17-е предусмотрены средства в размере 14 343 502 рубля 00 копеек, в том числе:
- 11 743 502 рубля 00 копеек - объём финансирования Мероприятий на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителей на уплату страховой премии в области растениеводства за счёт средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;
- 2 600 000 рублей 00 копеек - объём финансирования за счёт средств бюджета Приморского края.
Согласно данным Отчёта формы 0503127 на 01.01.2016, Отчёта формы 0503324 на 01.01.2016 фактические расходы средств составили в общей сумме 12 332 838 рублей 59 копеек, в том числе:
- 11 728 864 рубля 28 копеек - за счёт средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета (согласно Отчёту формы 0503127 на 01.01.2016 и Отчёту формы 0503324 на 01.01.2016 кассовый расход составил в общей сумме 11 742 575 рублей 01 копейка, из них: за счёт средств субсидии, предоставленной бюджету Приморского края по Соглашению от 09.02.2015 N 87/17-с в 2015 году, в сумме 11 728 864 рубля 28 копеек; за счёт средств восстановленных остатков межбюджетного трансферта прошлых лет в сумме 13 710 рублей 73 копейки);
- 603 974 рубля 31 копейка - за счёт средств бюджета Приморского края (согласно Отчёту формы 0503127 на 01.01.2016 общая сумма кассового расхода за счёт средств бюджета Приморского края по данному направлению составила 9 126 194 рубля 29 копеек, из которых средства бюджета Приморского края, направленные на софинансирование в рамках Соглашения от 09.02.2015 N 87/17-с, составили 603 974 рубля 31 копейка, что подтверждено реестром заявок на кассовый расход за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 за счёт средств бюджета Приморского края, справкой департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края об осуществлении кассового расхода по субсидии на компенсацию страхового взноса сельскохозяйственным товаропроизводителям при страховании посевов, птицы, техники и животных за счёт средств краевого бюджета в 2015 году от 26.02.2018, Отчётом о расходах бюджета формы ГП-36 по состоянию на 01.01.2016, Информацией формы ГП-46 на декабрь 2015 года).
Исходя из объемов средств субсидии, предусмотренных в приложениях N 1 и N 2 к Соглашению на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства из федерального бюджета и средств бюджета Приморского края уровень софинансирования расходных обязательств Приморского края, составляет 81,873% и 18,127% соответственно, то есть уровень финансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации по отношению к консолидированному бюджету составил более 5 %.
Фактический уровень финансового обеспечения за счёт средств субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства из федерального бюджета и средств бюджета Приморского края, составил 95,103% и 4,897% соответственно.
При общем объёме фактически использованных средств в размере 12 332 838 рублей 59 копеек субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 10 097 305 рублей 01 копейка (12 332 838,59 х 11 743 502,00 / 14 343 502,00). Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 1 631 559 рублей 27 копеек (11 728 864,28 - 10 097 305,01).
4. На мероприятие на развитие семейных животноводческих ферм в 2015 году Соглашением от 09.02.2015 N 87/17-с предусмотрены средства в размере 56 837 000 рублей 00 копеек, в том числе:
- 21 837 000 рублей 00 копеек - объём финансирования Мероприятий на развитие семейных животноводческих ферм за счёт средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;
- 35 000 000 рублей 00 копеек - объём финансирования за счёт средств бюджета Приморского края.
Согласно данным Отчета формы 0503127 на 01.01.2016, Отчета формы 0503324 на 01.01.2016 фактические расходы средств составили в общей сумме 49 855 365 рублей 94 копейки, в том числе: 21 837 000 рублей 00 копеек - за счёт средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета; 28 018 365 рублей 94 копейки - за счёт средств бюджета Приморского края.
Исходя из объемов средств субсидии, предусмотренных в приложениях N 1 и N 2 к Соглашению на развитие семейных животноводческих ферм из федерального бюджета и средств бюджета Приморского края уровень софинансирования расходных обязательств Приморского края, составляет 38,420% и 61,580% соответственно, то есть уровень финансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации по отношению к консолидированному бюджету составил более 5 %.
Фактический уровень финансового обеспечения за счёт средств субсидии на развитие семейных животноводческих ферм из федерального бюджета и средств бюджета Приморского края составил 43,801% и 56,199% соответственно.
При общем объёме фактически использованных средств в размере 49 855 365 рублей 94 копейки субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 19 154 628 рублей 61 копейка (49 855 365,94 х 21 837 000,00 / 56 837 000,00). Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 2 682 371 рубль 39 копеек (21 837 000,00 - 19 154 628,61).
5. На мероприятие на поддержку экономически значимых региональных программ по развитию мясного скотоводства в 2015 году Соглашением от 09.02.2015 N 87/17-с предусмотрены средства в размере 33 206 000 рублей 00 копеек, в том числе:
- 10 206 000 рублей 00 копеек - объём финансирования Мероприятий на поддержку экономически значимых региональных программ по развитию мясного скотоводства за счёт средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;
- 23 000 000 рублей 00 копеек - объём финансирования за счёт средств бюджета Приморского края.
Согласно данным Отчета формы 0503127 на 01.01.2016, Отчета формы 0503324 на 01.01.2016 фактические расходы средств составили в общей сумме 24 042 000 рублей 00 копеек, в том числе:
- 10 206 000 рублей 00 копеек - за счёт средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;
- 13 836 000 рублей 00 копейки - за счёт средств бюджета Приморского края (согласно Отчёту формы 0503127 на 01.01.2016 общая сумма кассового расхода за счёт средств бюджета Приморского края по данному направлению составила в сумме 237 576 261 рубль 95 копеек (по виду расходования 242), из которых средства бюджета Приморского края, направленные на софинансирование в рамках Соглашения от 09.02.2015 N 87/17-с, составили 13 836 000 рублей 00 копеек, что подтверждено реестрами заявок на кассовый расход за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 за счёт средств бюджета Приморского края, Отчётом о расходах бюджета формы ГП-66 по состоянию на 01.01.2016, Информацией формы ГП-46 на декабрь 2015 года).
Исходя из объемов средств субсидии, предусмотренных в приложениях N 1 и N 2 к Соглашению на поддержку экономически значимых региональных программ по развитию мясного скотоводства из федерального бюджета и средств бюджета Приморского края уровень софинансирования расходных обязательств Приморского края, составляет 30,735% и 69,265% соответственно, то есть уровень финансирования 17 А51-15789/2018 расходного обязательства субъекта Российской Федерации по отношению к консолидированному бюджету составил более 5 %.
Фактический уровень финансового обеспечения за счёт средств субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ по развитию мясного скотоводства из федерального бюджета и средств бюджета Приморского края составил 42,451% и 57,549% соответственно.
При общем объёме фактически использованных средств в размере 24 047 000 рубля 00 копеек субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 7 389 407 рублей 10 копеек (24 042 000,00 х 10 206 000,00 / 33 206 000,00). Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 2 816 592 рубля 90 копеек (10 206 000,00 - 7 389 407,10).
При указанных обстоятельства коллегия апелляционного суда полагает обоснованным вывод УФК по Приморскому краю, поддержанный судом первой инстанции о невыполнении Департаментом обязательств, принятых Приморским краем в соответствии с пунктом 2.2.1 соглашения от 09.02.2015 N 87/17-с, а именно: на основании порядка предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, и перечня документов, необходимых для получения указанных средств, установленных нормативным актом Высшего исполнительного органа, осуществляет финансирование расходов по направлениям и в объемах, предусмотренных в приложениях N 1 и N 2 к Соглашению, а также неисполненных обязательств прошлого года. Пунктом 2.2.1 Соглашения от 03.02.2016 N 248/17-с на Приморский край возложена обязанность осуществлять финансирование расходов по направлениям и в объёмах, предусмотренных в приложениях N 1 и N 2 к Соглашению от 03.02.2016 N 248/17-с, а также неисполненных обязательств прошлого года.
Приложением N 1 к дополнительному соглашению N6 от 22.12.2016 N1452/17-е к Соглашению от 03.02.2016 N 248/17-с "Перечня мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия" (далее - Приложение N 1) определены направления и объёмы субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации на 2016 год.
Пунктом 8 Правил от 28.12.2012 N 1460 предусмотрено, что уровень финансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации по отношению к консолидированному бюджету должен составлять не менее 5 процентов, за исключением инвестиционных кредитов, полученных на развитие мясного скотоводства.
6. На мероприятие на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства в 2016 году от 03.02.2016 N 248/17-с предусмотрены средства в размере 30 300 000 рублей 00 копеек, в том числе:
- 17 000 000 рублей 00 копеек - объём финансирования Мероприятий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) растениеводства за счёт средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;
- 13 300 000 рублей 00 копеек - объём финансирования за счёт средств бюджета Приморского края.
Согласно данным Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора доходов бюджета на 01.01.2017 (ф. 0503127) (далее - Отчет формы 0503127 на 01.01.2017), Отчета об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом на 01.01.2017 (ф. 0503324) (далее - Отчёт формы 0503324 на 01.01.2017) фактические расходы средств составили в общей сумме 21 476 710 рублей 75 копеек, в том числе:
- 14 511 695 рублей 38 копеек - за счёт средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;
- 6 965 015 рублей 37 копеек - за счёт средств бюджета Приморского края.
Исходя из объемов средств субсидии, предусмотренных в приложениях N 1 и Соглашению от 03.02.2016 N 248/17-с на возмещение части процентной по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства из федерального бюджета и средств бюджета Приморского края уровень софинансирования расходных обязательств Приморского составляет 56,106% и 43,894% соответственно, то есть уровень финансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации по отношению к консолидированному бюджету составил более 5 %.
Фактический уровень финансового обеспечения за счёт средств субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства из федерального бюджета и средств бюджета Приморского края составил 67,569% и 32,431% соответственно.
При общем объёме фактически использованных средств в размере 21 476 710 рублей 75 копеек субсидия из федерального бюджета могла быть использована Российской Федерации в размере не более 12 049 639 рублей 69 копеек (21 476 710,75 х 17 000 000,00 / 30 300 000,00). Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 2 462 055 рублей 69 копеек (14 511 695,38 - 12 049 639,69).
7. На мероприятие на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства в 2016 году Соглашением от 03.02.2016 N 248/17-с предусмотрены средства в размере 441 611 500 рублей 00 копеек, в том числе:
- 262 061 500 рублей 00 копеек - объём финансирования Мероприятий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства за счёт средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;
- 179 550 000 рублей 00 копеек - объём финансирования за счёт средств бюджета Приморского края.
Согласно данным Отчета формы 0503127 на 01.01.2017, Отчета формы 0503324 на 01.01.2017 фактические расходы средств составили в общей сумме 358 383 072 рубля 95 копеек, в том числе:
- 219 957 095 рублей 93 копеек - за счёт средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;
- 138 425 977 рублей 02 копейки - за счёт средств бюджета Приморского края.
Исходя из объемов средств субсидии, предусмотренных в приложениях N 1 и N 2 к Соглашению от 03.02.2016 N 248/17-с на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства из федерального бюджета и средств бюджета Приморского края уровень софинансирования расходных обязательств Приморского края составляет 59,342% и 40,658% соответственно.
Фактический уровень финансового обеспечения за счёт средств субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства из федерального бюджета и средств бюджета Приморского края составил 61,375% и 38,625% соответственно.
При общем объёме фактически использованных средств в размере 358 383 072 рубля 95 копеек субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 212 672 010 рублей 74 копеек (358 383 072,95 х 262 061 500,00 / 441 611 500,00). Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 7 285 085 рублей 19 копеек (219 957 095,93 - 212 672 010,74).
8. Мероприятие на развитие семейных животноводческих ферм в 2016 году Соглашением от 03.02.2016 N 248/17-с предусмотрены средства в размере 103 705 000 рублей 00 копеек, в том числе:
- 68 705 000 рублей 00 копеек - объём финансирования Мероприятий на развитие семейных животноводческих ферм за счёт средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;
- 35 000 000 рублей 00 копеек - объём финансирования за счёт средств бюджета Приморского края. Согласно данным Отчета формы 0503127 на 01.01.2017, Отчета формы 0503324 на 01.01.2017 фактические расходы средств составили в общей сумме 90 000 000 рублей 00 копеек, в том числе:
- 68 705 000 рублей 00 копеек - за счёт средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;
- 21 295 000 рублей 00 копейки - за счёт средств бюджета Приморского края. Исходя из объемов средств субсидии, предусмотренных в приложениях N 1 к Соглашению от 03.02.2016 N 248/17-с на развитие семейных животноводческих ферм из федерального бюджета и средств бюджета Приморского края уровень софинансирования расходных обязательств Приморского края составляет 66,251% и 33,749% соответственно, то есть уровень финансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации по отношению к консолидированному бюджету составил более 5 %.
Фактический уровень финансового обеспечения за счёт средств субсидии на развитие семейных животноводческих ферм из федерального бюджета и средств бюджета Приморского края составил 76,339% и 23,661% соответственно.
При общем объёме фактически использованных средств в размере 90 000 000 рублей 00 копеек субсидия из федерального бюджета могла 22 А51-15789/2018 быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 59 625 379 рублей 68 копеек (90 000 000,00 х 68 705 000,00 / 103 705 000,00). Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 9 079 620 рублей 32 копейки (68 705 000,00 - 59 625 379,68).
9. Мероприятие на поддержку экономически значимых региональных программ в области растениеводства в 2016 году Соглашением от 03.02.2016 N 248/17-с предусмотрены средства в размере 119 065 000 рублей 00 копеек, в том числе:
- 49 065 000 рублей 00 копеек - объём финансирования Мероприятий на поддержку экономически значимых региональных программ в области растениеводства, предоставленной из федерального бюджета;
- 70 000 000 рублей 00 копеек - объём финансирования за счёт средств бюджета Приморского края.
Согласно данным Отчета формы 0503127 на 01.01.2017, Отчета формы 0503324 на 01.01.2017 фактические расходы средств составили в общей сумме 71 354 660 рублей 96 копеек, в том числе:
- 32 235 811 рублей 29 копеек - за счёт средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;
- 39 118 849 рублей 67 копейки - за счёт средств бюджета Приморского края (согласно Отчёту формы 0503127 на 01.01.2017 общая сумма кассового расхода за счёт средств бюджета Приморского края по данному направлению составила 307 407 456 рублей 53 копейки, в том числе: в сумме 1 031 000 рублей 00 копеек, направленные на возмещение затрат, связанных с повышением плодородия почв в области растениеводства - средства бюджета Приморского края, направленные на софинансирование в рамках Соглашения от 03.02.2016 N 248/17-с, и в сумме 306 376 456 рублей 53 копейки, направленные на возмещение затрат, связанных с приобретением сельскохозяйственной техники, оборудования и скота, в том числе на условиях лизинга, из которых средства бюджета Приморского края в сумме 38 087 849 рублей 67 копеек, 23 А51-15789/2018 направлены на софинансирование в рамках Соглашения от 03.02.2016 N248/17-с, что подтверждено реестрами заявок на кассовый расход за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 за счёт средств бюджета Приморского края, отчётом о расходах бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета по Приморскому краю по состоянию на 01.01.2017 формы ГП-66 (далее - Отчёт о расходах бюджета формы ГП-66 по состоянию на 01.01.2017), Информацией о расходах бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых является субсидия по Приморскому краю на декабрь 2016 года формы ГП-46 (далее - Информация формы ГП-46 на декабрь 2016 года)).
Исходя из объемов средств субсидии, предусмотренных в приложениях N 1 и N 2 к Соглашению от 03.02.2016 N 248/17-с на поддержку экономически значимых региональных программ в области растениеводства из федерального бюджета и средств бюджета Приморского края уровень софинансирования расходных обязательств Приморского края составляет 41,209% и 58,791% соответственно, то есть уровень финансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации по отношению к консолидированному бюджету составил более 5 %.
Фактический уровень финансового обеспечения за счёт средств субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ в области растениеводства из федерального бюджета и средств бюджета Приморского края составил 45,177% и 54,823% соответственно.
При общем объёме фактически использованных средств в размере 71 354 660 рублей 96 копеек субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 24 А51-15789/2018 29 404 245 рублей 08 копеек (71 354 660,96 х 49 065 000,00 / 119 065 000,00). Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 2 831 566 рублей 21 копейка (32 235 811,29-29 404 245,08).
10. Мероприятие на возмещение части затрат на приобретение элитных семян в 2016 году Соглашением от 03.02.2016 N 248/17-с предусмотрены средства в размере 27 663 900 рублей 00 копеек, в том числе:
- 14 163 900 рублей 00 копеек - объём финансирования Мероприятий на возмещении части затрат на приобретение элитных семян, предоставленной из федерального бюджета;
- 13 500 000 рублей 00 копеек - объём финансирования за счёт средств бюджета Приморского края.
Согласно данным Отчета формы 0503127 на 01.01.2017, Отчета формы 0503324 на 01.01.2017 фактические расходы средств составили в общей сумме 15 606 319 рублей 93 копейки, в том числе:
- 9 878 999 рублей 95 копеек - за счёт средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;
- 5 727 319 рублей 98 копеек - за счёт средств бюджета Приморского края.
Исходя из объемов средств субсидии, предусмотренных в приложениях N 1 и N 2 к Соглашению от 03.02.2016 N 248/17-с на возмещение части затрат, на приобретение элитных семян из федерального бюджета и средств бюджета Приморского края уровень софинансирования расходных обязательств Приморского края составляет 51,200% и 48,800 % соответственно, то есть уровень финансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации по отношению к консолидированному бюджету составил более 5 %.
Фактический уровень финансового обеспечения за счёт средств субсидии на возмещение затрат, связанных с поддержкой элитного семеноводства из федерального бюджета и средств бюджета Приморского края составил 63,301 % и 36,699 % соответственно.
При общем объёме фактически использованных средств в размере 15 606 319 рублей 93 копейки субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 7 990 426 рублей 33 копейки (15 606 319,93 х 14 163 900,00 / 27 663 900,00). Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 1 888 573 рубля 62 копейки (9 878 999,95 - 7 990 426,33).
11. Мероприятие на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы в 2016 году Соглашением от 03.02.2016 N 248/17-с предусмотрены средства в размере 29 793 000 рублей 00 копеек, в том числе:
- 11 793 000 рублей 00 копеек - объём финансирования Мероприятий на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, предоставленной из федерального бюджета;
- 18 000 000 рублей 00 копеек - объём финансирования за счёт средств бюджета Приморского края. Согласно данным Отчета формы 0503127 на 01.01.2017, Отчета формы 0503324 на 01.01.2017 фактические расходы средств составили в общей сумме 22 727 670 рублей 00 копеек, в том числе:
- 11 793 000 рублей 00 копеек - за счёт средств субсидии, предоставленной из федерального бюджет
- 10 934 670 рублей 00 копейки - за счёт средств бюджета Приморского края. Исходя из объемов средств субсидии, предусмотренных в приложениях N 1 и N 2 1С Соглашению от 03.02.2016 N 248/17-с на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы из федерального бюджета и средств бюджета Приморского края уровень софинансирования расходных обязательств Приморского края составляет 39,583% и 60,417%) соответственно, то есть уровень финансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации по отношению к консолидированному бюджету составил более 5 %.
Фактический уровень финансового обеспечения за счёт средств субсидии на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развитая материально-технической базы из федерального бюджета и средств бюджета Приморского края составил 51,888% и 48,112% соответственно.
При общем объёме фактически использованных средств в размере 22 727 670 рублей 00 копеек субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 8 996 321 рубля 70 копеек (22 727 670,00х 11 793 000,00 / 29 793 000,00). Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 2 796 678 рублей 30 копеек (11 793 000,00 - 8 996 321,70).
12. Мероприятие на поддержку племенного крупного рогатого скота молочного направления в 2016 году Соглашением от 03.02.2016 N 248/17-с предусмотрены средства в размере 12 845 500 рублей 00 копеек, в том числе:
- 9 390 500 рублей 00 копеек - объём финансирования Мероприятий на поддержку племенного крупного рогатого скота молочного направления, предоставленной из федерального бюджет
- 3 455 000 рублей 00 копеек - объём финансирования за счёт средств бюджета Приморского края.
Согласно данным Отчета формы 0503127 на 01.01.2017, Отчета формы 0503324 на 01.01.2017 фактические расходы средств составили в общей сумме 12 633 400 рублей 00 копеек, в том числе:
- 9 390 500 рублей 00 копеек - за счёт средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;
- 3 242 900 рублей 00 копейки - за счёт средств бюджета Приморского края.
Исходя из объемов средств субсидии, предусмотренных в приложениях N 1 и N 2 к Соглашению от 03.02.2016 N 248/17-с на поддержку племенного крупного рогатого скота молочного направления из федерального бюджета и средств бюджета Приморского края уровень софинансирования расходных обязательств Приморского края составляет 73,103% и 26,897% соответственно, то есть уровень финансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации по отношению к консолидированному бюджету составил более 5 %.
Фактический уровень финансового обеспечения за счёт средств Субсидии на поддержку племенного крупного рогатого скота молочного направления из федерального бюджета и средств бюджета Приморского края составил 74,331% и 25,669% соответственно.
При общем объёме фактически использованных средств в размере 12 633 400 рублей 00 копеек субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 9 235 447 рублей 64 копейки (12 633 400,00х 9 390 500,00 / 12 845 500,00). Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 155 052 рубля 36 копеек (9 390 500,00 - 9 235 447,64)
По указанным эпизодам коллегия апелляционного суда также соглашается с выводами суда первой инстанции и Управления, что Департаментом не выполнено обязательство, принятое Приморским краем в соответствии с пунктом 2.2.1 Соглашения от 03.02.2016 N 248/17-с, а именно: на основании порядка предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, и перечня документов, необходимых для получения указанных средств, установленных нормативным актом высшего исполнительного органа, Департамент осуществляет финансирование расходов по направлениям и в объемах, предусмотренных в приложениях N 1 и N 2 к Соглашению, а также неисполненных обязательств прошлого года.
Коллегия также отмечает, что содержащиеся во всех указанных выше нормативных правовых актах Правительства РФ условия предоставления и расходования субсидий, а также условия заключенных Департаментом соглашений являются обязательными к исполнению.
В рассматриваемом случае, как обоснованно установлено судом первой инстанции, Департамент, не соблюдая условия предоставления межбюджетных трансфертов (субсидий из федерального бюджета), не обеспечил условие софинансирования за счет бюджета Приморского края, что повлекло перерасход средств федерального бюджета, что является, вопреки доводам апелляционной жалобы, бюджетным нарушением, за которое предусмотрено применение бюджетной меры принуждения в соответствии со статьей 306.8 БК РФ (нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов).
Одним из условий предоставления субсидии бюджету субъекта является наличие в законе субъекта РФ о бюджете бюджетных ассигнований на исполнение в очередном финансовом году и плановом периоде расходных обязательств субъекта, связанных с реализацией мероприятий.
Доля расходов бюджета РФ в финансировании расходного обязательства субъекта РФ, определена законодателем в размере не менее 30% (за исключением высокодотационных субъектов РФ) и не менее 5% для высокодотационных субъектов РФ.
Как было указано выше, субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете.
Перечисление Департаментом большей суммы получателю субсидий из федерального бюджета, является неправомерной выплатой субсидии, поскольку экономическая суть принципов бюджетной системы РФ основана на возмещении реальных затрат получателям и недопустимости получения дополнительного дохода за счет бюджетных средств.
Указанные обстоятельства подтверждаются результатами проверки, проведенной УФК по Приморскому краю.
Учитывая вышеизложенное, коллегия признает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что представление вынесено в соответствии с действующим законодательством в пределах компетенции с законным требованием, о необходимости устранения причин и условий выявленных нарушений, а также принятия мер по недопущению в аналогичных нарушений в дальнейшем.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно отказал Департаменту в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным представления Управления Федерального казначейства по Приморскому краю от 14.06.2018 N 20-22-27/5417.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы сведены к иной оценке установленных обстоятельств, вместе с тем несогласие с выводами суда не может являться основанием для отмены принятого им судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Коллегия не относит расходы по государственной пошлине ни на одну из сторон с учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы и освобождения подателя жалобы от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 05.03.2019 по делу N А51-15789/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.