Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 18 сентября 2019 г. N Ф09-5476/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
23 мая 2019 г. |
Дело N А71-18765/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Поляковой М.А., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Муравьевой Е.С.,
при участии представителя заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Леспромхоз Лынгинский", - Бажайкина А.Л., по доверенности от 09.01.2019,
представителя заинтересованного лица, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, - Скачкова А.Н., по доверенности от 09.01.2019.
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, представителей не направили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Леспромхоз Лынгинский",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19 февраля 2019
по делу N А71-18765/2018,
принятое судьей Коньковой Е.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Леспромхоз Лынгинский" (ОГРН 1111809000511, ИНН 1809008799)
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики
о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов и возложении обязанности заключить договор,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Леспромхоз Лынгинский" (далее - ООО "Леспромхоз Лынгинский", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее - ответчик, министерство), изложенного в письме N 01/1-18/10403 от 02.10.2018 об отказе в удовлетворении заявления общества о заключении нового договора аренды лесного участка, имеющего местоположение: Удмуртская Республика, Якшур-Бодьинское лесничество (Кекоранское участковое лесничество, Мукшинское участковое лесничество, Чуровское участковое лесничество, Селыченское участковое лесничество), без проведения торгов; возложении на министерство обязанности принять решение об удовлетворении заявления общества о заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов и заключить новый договор аренды лесного участка без проведения торгов сроком на 10 лет.
Решением суда от 19.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Леспромхоз Лынгинский" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Указывает, что лесной участок ранее был предоставлен в аренду без проведения торгов, на основании распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 7.07.2003 N 535-р, а также ссылаясь на то, что арендатор лесного участка надлежащим образом исполнял обязательства по договору аренды, ввиду чего в силу п. 1 ч. 1 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) имеет право на заключение договора аренды без торгов.
До начала судебного заседания от министерства поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому министерство полагает судебный акт законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители заявителя поддержали свою позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в суде апелляционной инстанции с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, выражает согласие с выводами суда первой инстанции и просит решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 07.07.2003 N 535-р, 23.10.2003 между Якшур-Больинский лесхоз ГУПР по УР (арендодатель) и ОАО "Ижмебель" (арендатор) заключен договор аренды участков лесного фонда N 82.
Предметом договора являются участки лесного фонда для заготовки древесины от рубок главного пользования, на 5 лет, имеющего местоположение: Удмуртская Республика, Старо-Зятцинское лесничество, Лынгинское лесничество, Мукшинское участковое лесничество, Кекоранское участковое лесничество,Якшур-Бодьинское лесничество: Чуровское лесничество; Селыченское лесничество, общей площадью 21072 га, N кварталов лесничеств указаны в 1 договора.
Государственная регистрация договора произведена 3.12.2003.
Срок действия договора установлен с 1 января 2004 года по 1 января 2009 года (пункт 8 договора аренды N 82 от 23 октября 2003 года).
Пунктом 2.3.5. договора аренды N 82 от 23.10.2003 предусмотрено, что арендатор, надлежащим образом выполняющий обязательства по договору, по истечении срока аренды, имеет преимущественное право на заключение такого договора на новый срок.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", на основании Приказа Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики N 96/1 от 4.04.2008 "О переоформлении договора аренды участка лесного фонда", между Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики (правопредшественником Министерства) и обществом "Ижмебель" без проведения торгов заключен договор аренды N 01/215/87 от 29.04.2008 лесного участка площадью 21072 га.
Срок действия договора установлен на 10 (десять) лет с момента его государственной регистрации (пункт 22 договора аренды лесного участка N 01/215/87 от 29.04.2008).Государственная регистрация договора произведена 22.12.2009.
09.02.2012 по договору перенайма N 22/001/2012-301 общество "Ижмебель" передало обществу "Леспромхоз Лынгинский" права и обязанности по договору аренды лесного участка N 01/2-15/87 от 29.04.2008.
Государственная регистрация осуществлена 16.02.2012.
26.09.2018 ООО "Леспромхоз Лынгинский" обратилось в министерство с заявлением о заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов сроком на 10 лет, в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 74 ЛК РФ.
Министерство письмом N 01/1-18/10403 от 2.10.2018 уведомило общество об отказе в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов, в связи с тем, что ранее договор аренды лесного участка был заключен на срок до 10 лет.
Полагая данное решение министерства не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал на отсутствие у заявителя прав на получение испрашиваемого лесного участка в аренду без проведения торгов.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1, 2 ст. 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
Частью 8 ст. 29 ЛК РФ установлено, что граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В ч. 4, 5 ст. 71 ЛК РФ указано, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом. Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу ч. 1 ст. 74 ЛК РФ арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Согласно ч. 2 этой же статьи гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;
2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом;
4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;
5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка;
6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее;
7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
При этом само по себе первоначальное предоставление участка без торгов, не свидетельствует о безусловном праве арендатора получить его без торгов на новый срок. Арендатор должен соответствовать условиям, предъявляемым ч. 2 ст. 74 ЛК РФ.
Согласно ч. 3 ст. 71.1 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса;
4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Материалами дела подтверждается предоставление обществу лесного участка в аренду без торгов в 2003 году сроком на 5 лет, а в дальнейшем договор аренды был переоформлен с целью приведения его в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года на 10 лет.
Однако соответствие арендатора требованиям, предъявляемым подп. 7 ч. 2 ст. 74 ЛК РФ, а именно наличие предусмотренных ч. 3 ст. 73.1 настоящего Кодекса оснований для предоставления без проведения торгов лесного участка, отсутствует.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для заключения соответствующего договора аренды лесного участка в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в совокупности с пунктом 7 части 2 названной статьи, являются верными.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что фактически участок предоставлен для переработки древесины, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку соответствующими доказательствами не подтверждены.
При названных обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Судебные расходы на оплату государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы относятся на заявителя (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19 февраля 2019 года по делу N А71-18765/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Ю.В. Скромова |
Судьи |
М.А. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.