Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 12 сентября 2019 г. N Ф10-3997/19 настоящее постановление оставлено без изменения
23 мая 2019 г. |
Дело N А83-14974/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.05.2019.
В полном объеме постановление изготовлено 23.05.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Голика В.С., судей Градовой О.Г., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сикорской Т.Н.,
при участии представителей: от общества с ограниченной ответственностью "Комфорт-Юг" - Зеркаева А.П., директор, Полякова И.И., доверенность от 12.03.2019 N 2,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г.Алушты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.01.2019 по делу N А83-14974/2018 (судья Чумаченко С.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комфорт-Юг" (298500, Республика Крым, город Алушта, Партизанская улица, дом 9-в, офис 3)
заинтересованное лицо - Администрация г.Алушты Республики Крым (298516, Республика Крым, город Алушта, Советская площадь, дом 1)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Алуштинский городской совет (298516, Республика Крым, город Алушта, Советская площадь, дом 1), общество с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие по строительству и эксплуатации пансионата "Нева" (298517, Республика Крым, город Алушта, Виноградная улица, дом 9), Управление земельных отношений Администрации г.Алушты Республики Крым(298516, Республика Крым, город Алушта, Советская площадь, дом 1), общество с ограниченной ответственностью "Нева-Каскад-2008" (298510, Республика Крым, город Алушта, Перекопская улица, дом 4),
о признании незаконным решение и понуждении заключения договора
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Комфорт-Юг" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, с учетом уточнений, в котором просит: признать отказ, оформленный письмом Администрации города Алушта Республики за N 2176/02-3536 от 29.08.2018 по заявлению ООО "Комфорт - Юг" об отказе в оформлении договора аренды земельного участка незаконными и понудить Администрацию города Алушта Республики заключить договор аренды на земельный участок общей площадью - 0,3399 га, в том, в числе по участку N1, площадью - 2972+/- 11 кв.м., кадастровый номер: 90:15:010101:226, по участку N2, площадью - 426 +/- 4 кв.м., кадастровый номер: 90:15:010101:456, сроком на 49 (сорок девять) лет, расположенный по адресу: Республика Крым, город Алушта, переулок Перекопский, 9, в районе недостроенного объекта пансионата "Нева" на условиях прилагаемого проекта договора аренды земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24.01.2019 по делу N А83-14974/2018 заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Комфорт-Юг", удовлетворены.
Признан отказ Администрации города Алушты Республики Крым оформленный письмом за N 2176/02-3536 от 29 августа 2018 года об отказе в переоформлении договора земельного участка общей площадью - 3399 кв.м., в числе по участку N 1, площадью - 2972 кв.м. кв.м., кадастровый номер: 90:15:010101:226, по участку N 2, площадью - 426 кв.м., кадастровый номер: 90:15:010101:456, общества с ограниченной ответственностью "Комфорт-Юг", незаконным.
На Администрацию города Алушты Республики Крым возложена обязанность осуществить подготовку проекта Договора аренды земельного участка общей площадью - 0,3399 га, в том, в числе по участку N 1, площадью - 2972 кв.м. кв.м., кадастровый номер: 90:15:010101:226, по участку N 2, площадью - 426 кв.м., кадастровый номер: 90:15:010101:456, в 3 (трех) экземплярах и направить его для подписания, в течении 10 календарных дней с момента вступления в законную силу решения по делу, обществу с ограниченной ответственностью "Комфорт-Юг".
Взысканы с Администрации города Алушты Республики Крым в пользу общества с ограниченной ответственностью "Комфорт-Юг" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000,00 руб. Обществу с ограниченной ответственностью "Комфорт-Юг" возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3000 руб.
Не согласившись с указанным решением, Администрация города Алушты Республики Крым обжаловала его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, по основаниям изложенным в апелляционной жалобе.
Администрация г.Алушты Республики Крым, Алуштинский городской совет, общество с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие по строительству и эксплуатации пансионата "Нева", Управление земельных отношений Администрации г.Алушты Республики Крым, общество с ограниченной ответственностью "Нева-Каскад-2008", явку своих уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств их надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы жалобы и отзывы на нее, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей заявителя, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании решений: 35 и 36 сессий 5 созыва N 35/34 от 17 декабря 2008 и N 36/50 между ООО "Комфорт-Юг и Алуштинским городским советом был заключён договор аренды земли от 15.04.2009 на земельный участок общей площадью - 0,3399 га, в том числе по участку N 1 площадью - 0,2973 га и участку N 2 площадью -0,0426 га, расположенный по адресу: Республика Крым, город Алушта, переулок Перекопский, 9, в районе недостроенного объекта пансионата "Нева".
Согласно п.3 Договора:
на земельном участке имеется недвижимое имущество: нет;
а также объекты инфраструктуры:
- санитарно-защитная зона инженерно - технических сооружений и коммуникаций (водовод) площадью 0,0106 га;
- санитарно-защитная зона инженерно - технических сооружений и коммуникаций (0,4кВ) площадью 0,0032;
- санитарно-защитная зона инженерно- технических сооружений и коммуникаций (0,4 кВ) площадью 0,0200 га.
Согласно п.6 Договора, договор аренды земельного участка заключен на 49 лет.
27.07.2010 года за N 0410001 00088 договор прошёл государственную регистрацию, о чём свидетельствует запись в книге записей государственной регистрации договоров аренда земли N7 Алуштинского городского совета.
Согласно акту приёма-передачи земельного участка от 26.07.2010, арендатор принял земельный участок общей площадью 0,3399 га, расположенный в г. Алуште, ул. Октябрьская, в районе недостроенного объекта пансиона "Нева", без каких-либо зданий и сооружений.
В связи с принятием Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6 - ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38 - ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", ООО "Комфорт-Юг" 27.07.2018 обратилось к главе Администрации г. Алушты Огневой Г.И. с заявлением о переоформлении прав на земельный участок.
29.08.2018 Администрацией г. Алушты Республики Крым письмом за N 2176/02-19-3536 ООО "Комфорт-Юг" было отказано в переоформлении договора аренды земельного участка общей площадью - 0,3399 га, в том числе по участку N 1 площадью - 0,2973 га и участку N 2 площадью -0,0426 га, расположенного по адресу: Республика Крым, город Алушта, переулок Перекопский, 9, в районе недостроенного объекта пансионата "Нева".
Не согласившись с данным отказом, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия закону оспариваемого решения, действий (бездействия), наличия у органа или лица соответствующих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действие (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым.
Частью 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ установлено, что до 1 января 2019 года на территории Республики Крым особенности регулирования земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Таким правовым актом в области регулирования особенностей земельных отношений на территории Республики Крым является Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
Пунктом 9 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (ред. от 28.12.2017, далее - Закон N 38-ЗРК) определено, что право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. В силу пункта 13 статьи 3 Закона N 38-ЗРК стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 01.01.2019 внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
В случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка (пункт 14 статьи 3 Закона N 38-ЗРК).
Согласно пункту 17 статьи 3 Закона N 38-ЗРК порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды или договора об установлении сервитута на земельные участки в соответствии с частью 14 настоящей статьи устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Порядок переоформления прав на земельные участки регламентирован Постановлением Совета министров республики Крым от 02.09.2014 N 313 "Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым" (далее по тексту - Порядок N 313).
Пунктом 2 названного Порядка установлено, что переоформление прав осуществляется в отношении прав на земельные участки, которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - подлежащие переоформлению права).
Согласно абзацу второму пункта 5 Порядка возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее по тексту - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган: в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктами 6 и 7 Порядка N 313 установлены требования к оформлению заявления и перечень документов, необходимых при подаче соответствующего заявления в уполномоченный орган.
Согласно пп. 2 п. 13 Порядка N 313, подготовку и подписание со своей стороны договора купли-продажи земельного участка (в случае если осуществляется продажа земельного участка), договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, соглашения об установлении сервитута (при приобретении соответствующего права).
Сроки договора аренды и договора об установлении сервитута, заключенных в порядке переоформления прав, определяются сроком окончания действия ранее заключенных договоров (аренды, эмфитевзиса, суперфиция, сервитута) (п. 14 Порядка N 313).
В силу п. 15 Порядка N 313, решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка либо проект соответствующего договора (соглашения), а также подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, отмеченного печатью о погашении (при наличии), направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка.
Проект соответствующего договора (соглашения) направляется подписанным уполномоченным органом в трех экземплярах.
Передача земельного участка по возмездному договору (купля-продажа или аренда) осуществляется на основании акта о передаче земельного участка, который составляется в течение десяти дней со дня поступления платежа (очередного платежа - в случае передачи земельного участка по договору аренды) (п. 18 Порядка N 313).
Пунктом 12 Порядка определено, что основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона N 38-ЗРК.
Частью 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей:
- предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;
- несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Таким образом, исходя из названных законоположений, следует, что уполномоченный орган, не установив указанных частью 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК оснований для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка, несет обязанность по заключению договора аренды в отношении соответствующего земельного участка по заявлению лица, с которым ранее заключен договор аренды земельного участка, на срок, определенный условиями такого договора.
Как следует из материалов дела, договор аренды земельного участка от 15.04.2009,общей площадью - 0,3399 га, в том числе по участку N 1 площадью - 0,2973 га и участку N 2 площадью -0,0426 га, заключенный между ООО "Комфорт-Юг" и Администрацией города Алушты Республики Крым никем не признан недействительным не расторгнут, является действующим. Обратного в материалы дела не представлено.
Испрашиваемые земельные участки были поставлены на кадастровый учет и присвоены кадастровые номера 90:15:010101:226 и 90:15:010101:456.
22.04.2015 и 24.07.2015 года на основании заявления заказчика кадастровых работ ООО "Комфорт-Юг" кадастровым инженером Полуэктовой Т.П. были подготовлены межевые планы, в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельных участков с кадастровыми номерами: 90:15:010101:226 и 90:15:010101:456 расположенных по адресу: Республика Крым, город Алушта, в районе недостроенного объекта пансионата "Нева".
Исходя из положений планов, здания, объекты, сооружения незавершенного строительства, на земельных участках отсутствуют. Так же, на момент формирования межевого плана, предельные минимальный и максимальный размер, соответствующие виду разрешения использования земельных участков муниципальным органом не определены.
Как указывалось выше, письмом N 2176/02-19-3536 ООО "Комфорт-ЮГ" отказано в переоформлении договора аренды земельного участка, в связи с не предоставлением документов, подтверждающих право собственности, пользования, оперативного управления на недвижимое имущество, в частности на часть подпорной стены.
Вместе с тем, спорное сооружение не подпадает под определение недвижимости и выполняет функции подпорной стены.
Так, статьей 130 ГК РФ установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
Из содержания вышеуказанных норм следует, что для признания имущества недвижимым необходимо подтверждение того, что такой объект гражданских прав создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке.
Таким образом, учитывая, что действующее законодательство устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельных участков в пользование, следует признать факт того, что Администрация, безосновательно отказала обществу в переоформлении права аренды спорного земельного участка.
Поскольку Администрация, как уполномоченный орган, несет обязанность по заключению договора аренды земельного участка в порядке переоформления существующих прав, не требующую издания соответствующего распорядительного акта, суд первой инстанции, правомерно признал надлежащим способом восстановления прав и законных интересов заявителя возложение на Администрацию обязанности подготовить, проект договор аренды земельного участка и направить его в адрес общества.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, и не могут явиться основанием для отмены принятого по делу решения.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.01.2019 по делу N А83-14974/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.Алушты Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.С. Голик |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.