Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 2 октября 2019 г. N Ф06-51826/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
21 мая 2019 г. |
Дело N А12-36191/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" мая 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Акимовой М.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Астафьевой В.К.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Прибой" - Исупов А.А. по доверенности от 25.03.2019,
от администрации Волгограда - Казанкова Д.И. по доверенности от 19.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прибой" (400096, г. Волгоград, пр. Столетова, д. 50, ИНН 3461007772, ОГРН 1133443023944)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 февраля 2019 года по делу N А12-36191/2018 (судья Е.С. Пятернина)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прибой" (400096, г. Волгоград, пр. Столетова, д. 50, ИНН 3461007772, ОГРН 1133443023944)
заинтересованные лица: администрация Волгограда (400131, г. Волгоград, ул. Володарского, д. 5, ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822), Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, пр. В.И. Ленина, д. 15, ИНН 3444052045, ОГРН 1023403447374)
о признании недействительным постановления администрации Волгограда от 16.07.2018 N 929 "О признании утратившим силу разрешения на строительство от 29 января 2018 N 34-RU34301000-8206-2018",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Прибой" (далее - ООО "Прибой", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации Волгограда (далее - Администрация) от 16.07.2018 N 929 "О признании утратившим силу разрешения на строительство от 29 января 2018 N 34-RU34301000-8206-2018".
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Волгограда, Департамент по градостроительству и архитектуре администрации г. Волгограда (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07 февраля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Прибой", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель ООО "Прибой" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Администрации просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 12 апреля 2019 года.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассматривает апелляционную жалобу без участия Департамента, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя ООО "Прибой" и Администрации, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 26.01.2018 ООО "Прибой" обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство, приложив к заявлению следующие документы: ГПЗУ RU343010002613, договор аренды земельного участка N 10247 от 19.12.2011, проектную документацию разделы ПЗ, ПЗУ, АР, ПОС.
29.01.2018 Администрацией выдано разрешение на строительство N 34- RU34301000-8206-2018 сроком до 29.01.2021.
16.07.2018 Администрацией принято постановление N 929 "О признании утратившим силу разрешения на строительство от 29 января 2018 N 34-RU34301000-8206-2018".
Не согласившись с данным постановлением Администрации, ООО "Прибой" обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление Администрации соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества.
Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При оценке доводов сторон суд принимает во внимание положения части 5 статьи 200 АПК РФ, согласно которой обязанность доказывания обоснованности принятия оспариваемого акта лежит на органе, принявшем оспариваемый ненормативный акт. Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным, в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (часть 1.1. статьи 51 ГрК РФ).
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).
Согласно пункту 1 части 6 статьи 39 Устава города-героя Волгограда, принятого постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29.06.2005 N 20/362, к полномочиям Администрации относится выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории Волгограда.
В соответствии с пунктом 2.1.10 Решения Волгоградской городской Думы от 11.03.2015 N 26/783 "О переименовании комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда в департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда и об утверждении Положения о департаменте по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда" Департамент обеспечивает подготовку разрешений на строительство, продление срока действия разрешений на строительство, внесение изменений в выданные ранее разрешения на строительство, а также решений об отказе в выдаче указанных документов, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства.
Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство, продление срока действия разрешения на строительство, внесение изменений в разрешение на строительство", утвержденного постановлением Администрации от 29.06.2018 N 824.
До вступления в силу постановления Администрации от 29.06.2018 N 824 действовал административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство", утвержденный постановлением Администрации от 17.04.2012 N 1082, согласно которому выдачу разрешения на строительство осуществляла Администрация. Подготовку разрешений на строительство, а также организацию их выдачи осуществлял Департамент.
Из материалов дела следует, что 26.01.2018 ООО "Прибой" обратилось в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) капитального объекта - пристройки торгово-офисного здания, по адресу: г. Волгоград, б-р Энгельса, 22Б.
К заявлению о выдаче разрешения на строительство были приложены документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 ГрК РФ (в редакции от 31.12.2017, действовавшей на тот момент), в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, проектная документация.
Согласно проектной документации на объект капитального строительства "Торгово-офисное здание, расположенное по адресу: г. Волгоград, ул. б-р Энгельса, д.226", разработанной ООО "ЮгСтройПроект" в 2017 году, проектируемый объект должен быть пристроен к существующему объекту, площадью 118,6 кв.м., с кадастровым N 34:34:080083:881, расположенному на земельном участке с кадастровым N 34:34:080083:29, площадью 2167 кв.м., по адресу: г. Волгоград, бульвар Энгельса 22Б.
Из представленного градостроительного плана земельного участка N RU 343010002613, утвержденного распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда от 15.05.2012 N 163-осн, а также вышеуказанной проектной документации, разработанной ООО "ЮгСтройПроект" следует, что какие-либо объекты, расположенные в месте строительства предполагаемого пристроенного объекта отсутствовали.
29.01.2018 заявителю было выдано разрешение N 34-Ru34301000-8206-2018 на строительство капитального объекта "Торгово-офисное здание, расположенное по адресу: г. Волгоград, бул. Энгельса, 22Б" со следующими характеристиками: общая площадь пристр. - 83,2 кв.м.; строительный объем пристр. - 365 куб.м.; количество этажей - 1эт; высота 4,8 м; площадь застройки - 91,4 кв.м.; площадь участка - 2167 кв.м.
18.05.2018 в Департамент поступило уведомление Комитета правового обеспечения Администрации (от 18.05.2018 N 2084пу/17-2и), из которого следует, что в ходе реализации постановления Администрации Волгограда от 15.06.2016 N 894 "Об утверждении Порядка выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек на территории Волгограда, Положения о комиссиях по вопросам самовольного строительства на территориях районов Волгограда" администрацией Красноармейского района Волгограда совместно с Департаментом муниципального имущества администрации Волгограда 03.05.2017 в ходе обследования земельного участка по адресу: ул. Бульвар Энгельса, 22 Б установлено, что к торгово-офисному зданию N 2 площадью 118,6 кв.м, пристроен самовольный объект, состоящий из двух частей, общим размером 11,9 м х 12,3 м. Первая часть объекта размерами 7,9 м х 12,3 м расположена на земельном участке, предоставленном в аренду ООО "Прибой"; другая часть объекта размером 4,0-м х 12,3 м, верхняя часть которого задрапирована тканью, а нижняя часть состоит из деревянных брусков в виде решетки, расположена за границами арендуемого земельного участка, на территории общего пользования.
Факт наличия спорного самовольного объекта подтверждается также актами от 03.05.2017 N 8/113-17-ДЗР обследования земельного участка по ул. Бульвара Энгельса, 22 "б" установлен.
Кроме того, законность размещения объектов на земельном участке, предоставленном по договору аренды от 19.12.2001 N 10247 для размещения торгово-офисных зданий N 1 (площадь 78,2 кв.м.), N 2 (площадь 118,6 кв.м.), N 3 (площадь 365 кв.м.), а также самовольно установленного объекта размером 7,9 кв.м, на 12,3 кв.м. были предметом исследования судами первой и апелляционной инстанции в рамках дела N А12-21769/2017 по заявлению Администрации к ООО "Прибой" об обязании демонтировать самовольно размещенный нестационарный объект: павильон размером 14,5мх12,5-м, расположенный по адресу: г. Волгоград, Бульвар Энгельса, 22 Б и освободить соответствующий земельный участок.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.11.2017 по делу N А12-21769/2017 установлен факт наличия самовольного объекта на земельном участке по ул.Бульвар Энгельса, 22 "б", и использования спорного объекта ответчиком в предпринимательской деятельности для организации общественного питания (кафе) в летнее время.
Также судом принято во внимание решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.11.2018 по делу N А12-8898/2018, оставленное без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2019 по делу NА12-8898/2018, которым установлено, что по результатам проверки представленных ООО "Прибой" документов Администрацией выдано разрешение на строительство от 29.01.2018 N RU 34301000-8206-2018, однако указанное разрешение было выдано на уже существовавший построенный объект, что нарушает установленный порядок выдачи разрешения на строительство, предусмотренный статьей 51 ГрК РФ, кроме того, самовольный объект, не указанный в проектно-сметной документации при подаче заявления на выдачу разрешения на строительство, используется как объект общепита, а в заявлении на разрешение на строительство ООО "Прибой" указало строительство объекта "торгово-офисное здание".
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что на дату выдачи разрешения на строительство (29.01.2018) спорный объект уже существовал в тех же параметрах и располагался на том же месте, которые были указаны в проектной документации, представленной заявителем для получения разрешения на строительство пристроенного объекта.
В силу подпункта "ж" пункта 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ к заявлению на выдачу разрешения на строительство прилагаются материалы, содержащиеся в проектной документации, в том числе проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей.
Однако в данном случае ООО "Прибой" указанные факты скрыло при подаче заявления на выдачу разрешения на строительство, указав в топографической основе на отсутствие какого-либо объекта, а в проектно-сметной документации, как указывалось выше, отсутствовал раздел - проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии оснований у Администрации отменять разрешение на строительство, судебной коллегией отклоняется ввиду следующего.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ от 06.10.2003 N "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения городское поселения относится выдача разрешений на строительство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ под муниципальным правовым актом понимается решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.
Согласно частям 3 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими издавшими соответствующий муниципальный правовой акт, судом.
Из анализа вышеизложенных правовых норм следует, что Администрация имела право отменить изданный им ненормативный акт в подряде самоконтроля.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что установленные судами в рамках дел N А12-21769/2017 и N А12-8898/2018 обстоятельства не имеют преюдициального значения, так как размещение нестационарного объекта павильона не относится к размещению капитального объекта, аннулирование разрешения на строительство которого обжаловалось, судебной коллегий отклоняется, поскольку основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку выводов суда, установленных вступившим в законную силу судебными актами, что в силу статьи 69 АПК РФ недопустимо.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление Администрации соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Поскольку при принятии апелляционной жалобы ООО "Прибой" была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы с общества в доход Федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 февраля 2019 года по делу N А12-36191/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прибой" без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Прибой" в доход Федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.