Омск |
|
24 мая 2019 г. |
Дело N А46-4130/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2466/2019) акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" на решение Арбитражного суда Омской области от 24.01.2019 по делу N А46-4130/2018 (судья Захарцева С.Г.)
по заявлению акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (ОГРН 1045507036783, ИНН 5504097167)
о признании недействительным решения от 24.11.2017 N 04-11/321ДСП в части
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Волобоев Максим Васильевич по доверенности N 36-09/38 от 10.01.2019 сроком действия 1 год;
от заинтересованного лица: Борисовская Наталья Николаевна по доверенности N 12-01-09/05646 от 07.12.2018 сроком действия по 31.12.2019; Полукеева Елена Владимировна по доверенности N 12-01-09/05654 от 07.12.2018 сроком действия по 31.12.2019; Перевалова Оксана Юрьевна по доверенности N 12-01-09/0083 от 10.01.2019 сроком действия по 31.01.2020;
установил:
Акционерное общество "Территориальной генерирующей компании N 11" (далее - заявитель, АО "ТГК N 11", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (заинтересованное лицо, МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 24.11.2017 г. N 04-11/321 ДСП в части доначислений, указанных в пункте 3.1 налога на имущество организаций 116 647 329 руб.; начисления пени 35 338 023,96 руб.; штрафов в сумме 11 664 732,21 руб.; в части предложенных в пункте. 3.2 к уплате налога на имущество организаций 116 647 329 руб., 35 338 023,96 руб. пени по данному налогу, штрафов в сумме 11 664 732,21 руб.; предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета и уменьшить сумму неиспользованного убытка в уменьшение налоговой базы последующих налоговых периодов в соответствии со статьей 283 Налогового кодекса Российской Федерации на 46 229 681 руб. (за 2013 год в сумме 12 842 953 руб. и за 2014 год в сумме 33 386 728 руб.).
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.01.2019 по делу N А46-4130/2018 суд отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование решения суд указал на то, что для применения заявителем при определении суммы налога на имущество организаций за 2013 - 2014 годы к объектам предприятия пониженной налоговой ставки должно быть доказано, что эти объекты представляют собой либо магистральные трубопроводы, либо линии энергопередачи, либо сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической их частью; с учетом действия принципа равномерного отнесения затрат на произведенную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, установленного Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку налогоплательщик отнес данное имущество в третью амортизационную группу, это автоматически означает, что через три - пять лет данное имущество перестанет приносить экономическую выгоду налогоплательщику и находится в состоянии полного износа, что явно не соответствует фактическим обстоятельствам с учетом оценки доказательств, собранных налоговым органом в ходе проверки и представленных в материалы дела.
АО "ТГК N 11" в апелляционной жалобе просит решение суда 1 инстанции отменить, поскольку судом не дана оценка самого оборудования на предмет его относимости к спорному перечню; судебная экспертиза подтвердила, что началом линии электропередачи являются выводы повышающего трансформатора, которые располагаются на площадке открытого распределительного устройства; стационарные компрессоры в силу прямого указания нормативного акта относятся в третьей амортизационной группе; примененный налоговым органом код объекта основных средств является кодом подкласса и не определяет конкретный вид основного средства.
В представленном отзыве заинтересованное лицо просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение суда 1 инстанции без изменения, поскольку соотнесение налогоплательщиком своего имущества с имуществом, указанным по коду ОКОФ, ссылка на который имеется в перечне, само по себе не свидетельствует о том, что это имущество отвечает признакам имущества, облагаемого по сниженной ставке; в третьему амортизационному классу относятся стационарные компрессоры, а не компрессорные станции.
В заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, представители заинтересованного лица поддержали доводы своего отзыва на апелляционную жалобу, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Также представители налогового органа просили изменить наименование заинтересованного лица на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по Омской области (МИ ФНС N 5 по Омской области) в связи с изданием Управлением Федеральной налоговой службы по Омской области приказа от 01.03.2019 тN 01-06/053 С об изменении наименования с 30.04.2019.
Соответствующее ходатайство удовлетворено судом апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу установил следующие обстоятельства.
МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области на основании решения о проведении проверки от 27.06.2016 N 04-11/321 проведена выездная налоговая проверка АО "ТГК N 11" по вопросам полноты, правильности исчисления, своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период с 01.01.2013 по 31.12.2014.
По окончании проверки инспекцией составлен акт выездной налоговой проверки от 21.08.2017 N 04-11/3363, в соответствии с которым налогоплательщику доначислен налог на имущество организаций в сумме 118 638 210 руб., в том числе за 2013 год - 59 379 426 руб. (39 518 174,3 по Омскому филиалу и 19 861 251,03 по Томскому филиалу); за 2014 год - 59 258 784 руб. (42 941 213,44 руб. по Омскому филиалу и 16 317 571,40 по Томскому филиалу).
Также указанным актом проверки обществу доначислен налог на прибыль в размере 9 245 937 руб. в том числе за 2013 год - 2 568 591 руб. и за 2014 год - 6 677 346 руб.
Налогоплательщик, ознакомившись с Актом проверки (с учетом проведенных мероприятий дополнительного налогового контроля), не согласился с произведенными доначислениями и представил возражения в порядке пункта 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения материалов проверки, поданных возражений инспекцией принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения от 24.11.2017 N 04-11/321 ДСП.
Указанным решением обществу предложено скорректировать убытки (остатки неперенесенного убытка) по налогу на прибыль, а также доначислен налог на имущество организаций в сумме 118 638 206 руб., начислены штраф в сумме 11 863 821 руб. и пени в сумме 35 941 152,44 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области (УФНС по Омской области) с жалобой в апелляционном порядке, предусмотренном пункта 2 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
УФНС по Омской области 27.02.2018 вынесено решение N 16-22/02897@, согласно которому апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Полагая, что названное решение инспекции не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с требованиями о его признании недействительным в названной части.
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.01.2019 по делу N А46-4130/2018 в удовлетворении требований общества отказано. Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его не подлежащим отмене или изменению исходя из следующего.
Основанием для доначислений налога на имущества по решению налогового органа в оспариваемой заявителем части явилось установление налоговым органом факта неправомерного применения пониженной ставки налога на имущество
налогоплательщиком в отношении имущества, не относящегося, по мнению проверяющих, к линиям энергопередач, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.
Согласно пункту 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как указано в пункте 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налог на имущество является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Омской области налог на имущество установлен Законом Омской области от 21.11.2003 N 478-ОЗ "О налоге на имущество организаций".
Статье 380 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%, если иное не предусмотрено данной статьей. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в статье 380 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4%, в 2014 году - 0,7%, в 2015 году - 1,0%, в 2016 году - 1,3%, в 2017 году - 1,6%, в 2018 году - 1,9%.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов" (Перечень N 504).
Налогоплательщиком применена пониженная налоговая ставка по налогу на имущество в размере в 2013 году - 0,4 %, в 2014 году - 0,7% в отношении объектов, которые, как утверждает налогоплательщик, относятся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Согласно Перечню N 504 в разделе "Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью" поименованы, в частности, линия электропередачи воздушная (код ОКОФ 12 4521125); сеть тепловая магистральная (код ОКОФ 12 4521126); комплексы программно-технические для автоматизации управления технологическими процессами (код ОКОФ 14 3313530), к которым согласно примечанию относятся устройства автоматизированной системы управления подстанций, насосно-перекачивающих станций тепловых сетей; по коду ОКОФ 14 3120010 аппаратура электрическая высоковольтная (более 1000 В) (выключатели, контакторы, разъединители, трансформаторы напряжения, конденсаторы, реле, предохранители, токопроводы, преобразователи тиристорные, приборы полупроводниковые силовые, теплоотводы и охладители); линия электропередачи воздушная (код ОКОФ 12 4521125); здания электрических и тепловых сетей (код ОКОФ 11 4521012); системы связи оптоволоконные (код ОКОФ 14 3222040), к которым относятся системы связи оптоволоконные, входящие в состав линии электропередачи и др.
В разделе Перечня N 504 "Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью" поименовано имущество и сооружения линий энергопередачи, относящиеся в равной мере как к объектам электроэнергетики, так и к объектам системы теплоснабжения.
То есть, применение пониженной налоговой ставки законодатель связывает с принадлежностью объектов основных средств к линиям энергопередачи (в том числе, передачи электрической и тепловой энергии), а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках).
ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне N 504, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.
Таким образом, право на применение пониженной налоговой ставки возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: имущество относится к одной из категорий, указанных в пункте 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации; имущество поименовано в Перечне N 504; имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Как следует из материалов дела, основное предназначение АО "ТГК-11" - выработка электрической и тепловой энергии. Передачу электроэнергии и тепла к потребителям осуществляют сетевые организации от точек разграничения балансовой принадлежности. Все спорные объекты основных средств заявителя входят в состав структурных подразделений Омского и Томского филиалов и, в свою очередь, являются основной частью имущественного комплекса и означают сложную вещь, состоящую из зданий и сооружений (разнородных вещей), функционально и технологически связанных, образующих единое целое и предназначенных для производства (выработки) электрической и тепловой энергии.
При этом, в решении налогового органа из числа льготируемых были исключены такие объекты как: главный корпус, здание бойлерной, здание главного щита управления, здание электролизной, комплекс измерительных узлов, насосная горячего водоснабжения, кабельные каналы, силовые трансформаторы, системы телемеханики и связи, установки постоянного тока и т.д., которые расценены налоговым органом как объекты, связанные с производством, а не передачей как тепловой, так и электрической энергии.
Оспаривая решение налогового органа, заявитель указывает, что все объекты, указанные в оспариваемом решении, являются неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи и непосредственно участвуют в процессе передачи электрической (тепловой) энергии, а потому в отношении указанных основных средств подлежит применению пониженная налоговая ставка.
Отклоняя данный довод, суд апелляционной инстанции исходит из следующего. Из статей 3 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" к объектам электросетевого хозяйства отнесены линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Согласно пункту 1 ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения", утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27.12.1990 N 3403, электростанция - энергоустановка, предназначенная для производства электрической энергии, содержащая строительную часть, оборудование для преобразования энергии и необходимое вспомогательное оборудование.
В соответствии с пунктом 2 ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения", утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27.12.1990 N 3403, линия электропередачи - электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором по ГОСТ 19431 -84.
Согласно пункту 34 ГОСТ 19431-84 "Энергетика и электрификация. Термины и определения", утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.03.1984 N 1029, линия электропередачи - электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.
На основании пункта 6 ГОСТ 19431-84 "Энергетика и электрификация. Термины и определения", утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.03.1984 N 1029, энергоснабжение (электроснабжение) - это обеспечение потребителей энергией (электрической энергией). Теплоснабжение - обеспечение потребителей теплом (пункт 7 указанного ГОСТ). При этом потребителями электрической энергии (тепла) признаются предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло) (пункт 21 указанного ГОСТ).
В соответствии с пунктом 38 ГОСТ 19431-84 "Энергетика и электрификация. Термины и определения", утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.03.1984 N 1029, электрическая сеть - совокупность подстанций, распределительных устройств и соединяющих их электрических линий, размещенных на территории района, населенного пункта, потребителя электрической энергии.
Согласно пункту 6 ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения", утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27.12.1990 N 3403, электрическая сеть - совокупность подстанций, распределительных устройств и соединяющих их линий электропередачи, предназначенная для передачи и распределения электрической энергии.
На основании пункта 1.2.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 N 204, электрическая сеть - совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории.
В соответствии с пунктом 51 ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения", утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27.12.1990 N 3403, воздушная линия электропередачи - линия электропередачи, провода которой поддерживаются над землей с помощью опор, изоляторов.
Согласно п. 2.5.2 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.05.2003 N 187, воздушная линия электропередачи выше 1 кВ - устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изолирующих конструкций и арматуры к опорам, несущим конструкциям, кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.). За начало и конец воздушной линии принимаются: у закрытого распределительного устройства (ЗРУ) - место выхода провода из аппаратного зажима, присоединяемого к проходному изолятору; у открытого распределительного устройства (ОРУ) с линейными порталами - место выхода провода из зажима натяжной гирлянды изоляторов на линейном портале в сторону воздушной линии.
В соответствии с пунктом 52 ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения", утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27.12.1990 N 3403, кабельная линия электропередачи - линия электропередачи, выполненная одним или несколькими кабелями, уложенными непосредственно в землю, кабельные каналы, трубы, на кабельные конструкции.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
Из пункта 12 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (следует, что передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона "О теплоснабжении" теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона "О теплоснабжении" теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии.
В силу пункта 35 ГОСТ 26691-85 "Теплоэнергетика. Термины и определения", утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 17.12.1985 N 4071, котельная станция теплоснабжения - станция теплоснабжения, использующаяся для производства тепла в целях теплоснабжения.
Согласно Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденным Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, котельная - комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в т.ч. установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты.
В соответствии с ГОСТ 23172-78 "Котлы стационарные. Термины и определения", утвержденного Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 12.06.1978 N 1576, котел - конструктивно объединенный в одно целое комплекс устройств для получения пара или для нагрева воды под давлением за счет тепловой энергии от сжигания топлива, при протекании технологического процесса или преобразовании электрической энергии в тепловую.
В соответствии с ГОСТ 23172-78 "Котлы стационарные. Термины и определения", утвержденного Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 12.06.1978 N 1576, котельная установка - совокупность котла и вспомогательного оборудования.
В котельную установку могут входить, кроме котла, тягодутьевые машины, устройства очистки поверхностей нагрева, топливоподача и топливоприготовление в пределах установки, оборудование шлако- и золоудаления, золоулавливающие и другие газоочистительные устройства, не входящие в котел газовоздуховоды, трубопроводы воды, пара и топлива, арматура, гарнитура, автоматика, приборы и устройства контроля и защиты, а также относящиеся к котлу водоподготовительное оборудование и дымовая труба (ГОСТ 23172-78).
На основании пункта 39 ГОСТ 19431-84 "Энергетика и электрификация. Термины и определения", утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.03.1984 N 1029, тепловая сеть - совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения тепла к потребителям.
На основании исследования вышеуказанных положений закона и ГОСТ налоговый орган пришел к правильному выводу о четком распределении в данных нормативных актах оборудования на то, которое используется для производства энергии и то, которое используется для ее передачи.
При этом, из анализа положений пункта 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации, Перечня N 504, статьи 2 Федерального закона "О теплоснабжении", статей 3, 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" и отраслевых нормативных правовых актов и стандартов следует, что законодатель предусмотрел применение пониженной налоговой ставки в отношении не всего имущества субъектов теплоэнергетики и электроэнергетики, а только имущества, непосредственно участвующего в процессе передачи тепловой (электрической) энергии потребителям.
Именно тепловая, электрическая сеть участвует в передаче энергии от производителя до потребителя.
В ходе выездной проверки Инспекция установила, что спорные объекты предприятия входят в состав имущества, функциональным назначением которого является участие в технологических процессах производства электрической и тепловой энергии заданного количества и качества с целью последующей передачи потребителям посредством сетевых организаций.
Спорные объекты основных средств предприятия, исходя из их функционального назначения и характеристик, являются оборудованием, обеспечивающим производство (выработку), преобразование и передачу электрической и тепловой энергии до точки разграничения эксплуатационной ответственности.
Материалами проверки подтверждается, что спорные объекты основных средств - это имущество, необходимое для производства (выработки) энергии и доведения её до заданных для передачи параметров, что исключает отнесение этого имущества к линиям энергопередачи, магистральным трубопроводам либо сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.
Данное обстоятельство подтверждается данными технических паспортов на оборудование; производственными инструкциями по его эксплуатации; протоколами осмотров, проведённых налоговым органов в ходе налоговой проверки; показаниями работников, эксплуатирующих это оборудование, содержание и анализ которых подробно даны в оспоренном ненормативном правовом акте.
Заявитель указывает на необоснованное, по его мнению, непринятие судом в качестве доказательства судебной экспертизы (т.124 л.д.4-145).
Действительно, определением от 20.07.2018 по делу по ходатайству заявителя назначалась техническая экспертиза по вопросам определения принадлежности спорного оборудования к перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504, с постановкой следующих вопросов:
- Где фактически начинается и заканчивается (с какого устройства и варианты его наименования) линия электропередачи?
- Где фактически начинается и заканчивается (с какого устройства и варианты его наименования) магистральная тепловая сеть?
- Обеспечивает ли приведенное в Перечне по Приложению N 1 оборудование/объекты основных средств процесс передачи электрической и тепловой электроэнергии только до границы балансовой принадлежности?
- Обеспечивает ли приведенное в Перечне по Приложению N 1 оборудование/объекты средств процесс передачи электрической и тепловой электроэнергии, в том числе на значительное расстояние от границы балансовой принадлежности?
- Относятся ли приведенное в Перечне по Приложению N 1 оборудование/объекты основных средств к неотъемлемой технологической части линии энергопередачи (линий электропередачи и (или) магистральных тепловых сетей) с учетом установленных границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности?
- Относятся ли объекты основных средств, указанные в Перечне по Приложению N 1, к имуществу по смыслу Перечня имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов"?
- Относятся ли объекты в Перечне по Приложению N 1, к линиям энергопередачи и (или) являются их неотъемлемой технологической частью в соответствии с Перечнем N 504?
- Относятся ли объекты основных средств, указанные в Перечне по Приложению N 1, к магистральным трубопроводам и (или) являются их неотъемлемой технологической частью в Перечнем N 504?
- Соответствует ли каждый из объектов основных средств, указанных в Перечне по Приложению N 1, по своим признакам "Наименованию" либо "Примечанию" Перечня N 504, учитывая функциональное предназначение объектов основных средств?
- Если объекты основных средств, указанные в Перечне по Приложению N 1, по своему функциональному назначению не соответствуют признакам "Наименование" либо "Примечание" Перечня N 504, то имеют ли указанные объекты основных средств технологическую принадлежность к элементам, указанным в Примечании Перечня N 504?
- Участвуют ли объекты основных средств, указанные в Перечне по Приложению N 1, в процессе производства, преобразования энергии или используются в процессе передачи энергии?
29.10.2018 от некоммерческого партнёрства "Федерация судебных экспертов" Автономная некоммерческая организация "Центр Технических Экспертиз" поступило заключение эксперта.
Суд первой инстанции обоснованно отклонив выводы данной экспертизы, поскольку они не опровергают выше указанные выводы о том, что спорные объекты - это имущество, необходимое для производства (выработки) энергии и доведения её до заданных для передачи параметров, а не имущества, являющееся неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи.
Как верно указал суд в решении, эксперт, отвечая на вопрос N 1, началом линии электропередач обозначил вводы блочных повышающих трансформаторов ТЭЦ (ГРЭС) исходя из необходимости повышения напряжения в целях уменьшения потерь электроэнергии.
При этом, в соответствии с ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети" настоящий стандарт должен применяться совместно с ГОСТ 19431 и ГОСТ 21027.
Под линией электропередачи (ЛЭП) ГОСТ 24291-90 понимает электроустановку, состоящую из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенных для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором по ГОСТ 19431. Данным термином определена конструктивная совокупность элементов, входящих в ЛЭП, но без указания на ее границы. Как раз ГОСТом 19431-84 "Энергетика и электрификация" определена граница ЛЭП по отношению к электростанции: ЛЭП - это электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.
Таким образом, не оспаривая сам факт подключения электрической линии к генерирующему оборудованию, собственно линией энергопередачи является только та ее часть, которая выходит (то есть, находится) за пределами электростанции.
В остальном выводы эксперта сводятся к выявлению в отношении каждого из объектов ОС наличия (отсутствия) признаков устройства, передающего энергию. Однако, в самом экспертном заключении в отношении ряда объектов содержатся выводы о том, что указанные передающие устройства предназначены, в том числе, и для обеспечения работы устройств самого налогоплательщика, вырабатывающих такую энергию.
Таким образом, суд апелляционной инстанции на основании анализа всех имеющихся в деле документов сделал вывод, что доказательств того, что спорное имущество входит в состав линий энергопередач, является их технологической частью, в материалах дела не имеется.
Следовательно, имущество, используемое в производстве электрической и тепловой энергии, несмотря на связь этого процесса с процессом передачи энергии, не может быть отнесено к подлежащему налогообложению по льготным ставкам, предусмотренным пунктом 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы АО "ТГК N 11" в части налога на имущество не имеется.
Заявитель оспаривает доначисление налога на прибыль, повлекшее уменьшение АО "ТГК N 11" начисленного убытка в связи с неверным определением амортизационной группы по имуществу дожимная компрессорная станция и, как следствие, излишним отнесением на расходы начисленной амортизации этого имущества.
Материалами дела подтверждается, что письмом от 22.11.2016 N 19-01/10668 обществом представлен Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) по форме N ОС-1 от 30.06.2013 N 20000000045 на объект основных средств "Дожимная компрессорная станция в составе 2-х ДКА и системы электроснабжения и управления" (далее - ДКС), в котором отражен код ОКОФ 14 2912131, третья амортизационная группа, дата принятия к бухгалтерскому учету - 30.06.2013, первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету - 356 776 994,25 руб., срок полезного использования по бухгалтерскому учету - 240 месяцев, способ начисления амортизации - линейный (т.15 л.д.35-37). При этом в качестве организации-сдатчика указано ООО "Кварц - Новые Технологии".
Таким образом, объект основных средств "Дожимная компрессорная станция в составе 2-х ДКА и системы электроснабжения и управления" принят в эксплуатацию СП "ТЭЦ-3" Омского филиала АО "ТГК-11".
К письму представлен Протокол заседания комиссии по приему основного средства от 30.06.2013, в котором указано, что комиссия по приему основных средств, назначенная Приказом от 14.02.2013 N 21ахд, осмотрела и постановила принять на баланс общества объект "Дожимная компрессорная станция в составе 2-х ДКА и системы электроснабжения и управления" (т.15 л.д. 115-116). При этом код ОКОФ -142 912 131, срок полезного использования для бухгалтерского учета - 240 месяцев, срок полезного использования для налогового учета - 37 месяцев, группа по налоговому учету - третья, объект отнесен комиссией к недвижимому имуществу.
По результатам проведения налоговой проверки установлено, что налогоплательщиком завышены прямые расходы в результате завышения амортизационных отчислений в связи с неверным определением амортизационной группы в отношении объекта основных средств "Дожимная компрессорная станция в составе 2-х ДКА и системы электроснабжения и управления" СП "ТЭЦ-3" Омского филиала АО "ТГК-11" (инв. N 2000Щ0000648) в сумме 123 226 664 руб.. в том числе за 2013 год в сумме 41 085 245 руб. и за 2014 год в сумме 82 141 419 руб.
АО ТГК-11, присвоив оборудованию код ОКОФ 14 2912131, определило его, как стационарные компрессоры. Налоговый орган определил спорные основные средства не как стационарный компрессор, а как стационарную компрессорную станцию, изменив амортизационную группу на 6.
Общество также введена в эксплуатацию ДКС Томского филиала. На основании проектной документации, первичных документов объект представляет собой две блочно-модульные газодожимные станции (контейнерный тип), которые приобретались как оборудование, что следует из товарной накладной ТОРГ - 12 от 23.05.2012 N 0523-01, акта о приеме (поступлении) оборудования от 24.05.2012 г. N 2 по форме N КС-14, согласно которым приобретено два комплекта оборудования в общей стоимостью 59 326 708,14 руб. (без НДС).
При этом, обществом в бухгалтерском учете срок эксплуатации определен в соответствии с технической документацией и правилами учета как 240 месяцев (20 лет). В налоговом учете, срок полезного использования был определен исходя из классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы также с присвоением кода ОКОФ 14 2912131 "компрессоры стационарные", код ОКОФ отнесен к третьей амортизационной группе, в связи с чем, общество установило срок полезного использования равный 37 месяцам.
По результатам проведения налоговой проверки установлено, что налогоплательщиком завышены прямые расходы в результате завышения амортизационных отчислений в связи с неверным определением амортизационной группы в отношении объекта основных средств "Дожимная компрессорная станция" СП "ТЭЦ-1" ГТУ-16 Томского филиала АО "ТГК-11" (инв. N 300400019263) в сумме 41 641 227 руб., в том числе за 2013 год в сумме 31 137 134 руб. и за 2014 год в сумме 10 504 093 руб.
Налоговым органом сделан вывод о том, что обществом неверно определена амортизационная группа (вместо пятой определена третья), так как в третьей амортизационной группе код ОКОФ 14 2912131 ("Компрессорные станции") отсутствует.
В результате вышеописанных нарушений по двум ДКС налоговым органом в оспариваемом решении предложено уменьшить сумму неиспользованного убытка в соответствии со статьей 283 Налогового кодекса Российской Федерации на 46 229 681 руб. (за 2013 год в сумме 12 842 953 руб. и за 2014 год в сумме 33 386 728 руб.).
Суд апелляционной инстанции находит обоснованными выводы материалов проверки и отклоняет в данной части апелляционную жалобу исходя из следующего.
В спорных периодах АО "ТГК N 11" в соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации являлся плательщиком налога на прибыль организаций.
Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 253 Налогового кодекса Российской Федерации суммы начисленной амортизации относятся к расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемым имуществом в целях исчисления налога на прибыль признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.
Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями упомянутой статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Амортизируемое имущество объединяется в следующие амортизационные группы: первая группа - все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно; вторая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно; третья группа - имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно; четвертая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно; пятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно; шестая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно; седьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно; восьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно; девятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно; десятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет. Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей.
Таким образом, анализ изложенных норм позволяет сделать вывод о том, что для целей исчисления налога на прибыль налогоплательщик обязан установить срок полезного использования имущества с учетом классификации основных средств, а при отсутствии имущества в амортизационных группах - в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей.
Постановлением Правительства Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" утверждена Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы.
В указанной классификации под кодом 14 2912131 значатся в разделе "Машины и оборудование" основные средства "Компрессоры стационарные", которые относятся к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно).
Однако, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами налогового органа в части того, что спорное имущество (ДКС, установленная в Омском и Томском филиалах общества) не может быть отнесено к стационарным компрессорам.
В ходе выездной налоговой проверки была проведена экспертиза. В Заключении эксперта от 28.04.2017 N 724/3-6 (т.12 л.д.74-97) указано, что исследуемый объект относится не к стационарным компрессорам, а к стационарной компрессорной станции, то есть станцией местоположение которой при эксплуатации не меняется.
При этом, эксперт исходил из того, что компрессорная станция - комплекс, включающий в себя одну или более компрессорных установок, здание, в котором они размещены, шасси, кузов, платформу, навес, систему управления и необходимое вспомогательное оборудование. Стационарная компрессорная станция - станция, местоположение которой при эксплуатации не меняется. В отличие от Станции, компрессор - это лишь устройство для сжатия и подачи газа.
Стационарная компрессорная станция включает в себя не только компрессоры, но и другие элементы (трубопроводы, электродвигатель, маслосистема, система автоматического управления, фильтры, система газопроводов и др.). Следовательно, понятие "стационарная компрессорная станция" намного шире, чем "компрессоры стационарные".
Материалами дел подтверждается и лицами участвующими в деле не оспаривается, что поставщик ДКС ООО "Сфера" в своем ответе (т.25 л.д.51-90) представило описание, фотографии и комплектацию поставленной дожимной компрессорной станции, а также указало последовательность установки дожимной компрессорной станции на Омской ТЭЦ-3 ОАО "ТГК-11".
Каждая компрессорная установка размещена в отдельном отапливаемом шумозащитном кожухе, представляющем собой быстровозводимую металлоконструкцию из сэндвич-панелей, устанавливаемую на единой с оборудованием фундаментной плите. Служит для защиты оборудования от воздействия метеоусловий и снижения уровня звукового давления до 85 дБ(А) на расстоянии 1 м. В комплект поставки каждого шумозащитного кожуха входит система отопления, позволяющая поддерживать температуру внутри него не ниже 5°С.
Кожух пригоден для наружной установки без дополнительного навеса. Изготовление сборочных элементов шумозащитных кожухов дожимных компрессорных установок выполнено на заводе-изготовителе, сборка осуществлена на площадке строительства Омской ТЭЦ-3 ОАО "ТГК-11". Внутри шумопоглощающего кожуха смонтированы осветительные лампы с выключателями. Система освещения соответствует требованиям применения во взрывопожароопасных производственных зонах. Шумозащитные кожухи компрессорных установок входили в комплект поставки ДКС.
Спорные объекты изначально планировались и возводились именно для эксплуатации в составе сложных единых объектов - "Дожимная компрессорная станция в составе 2-х ДКА и системы электроснабжения и управления" (Омский филиал). Оборудование и сооружение являются совокупностью объединенных единым назначением вещей, неразрывно связанных между собой единым проектным назначением и технологическим режимом эксплуатации, расположенных на одном земельном участке, право собственности на которые зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество в целом как одну недвижимую вещь.
Аналогичные признаки имеет и объект "Дожимная компрессорная станция" (Томский филиал). Единственным отличием является то, что данный объект, в отличии от основного средства в Омском филиале, не зарегистрирован АО "ТГК-11" в качестве объекта недвижимости, но обладает теми же признаками, как и ДКС Омского филиала.
Характеристика спорных основных средств также подтверждаются договором поставки ООО "КВАРЦ-Новые Технологии" 2 центробежных компрессора и 2 шумозащитных кожуха с системами отопления, вентиляции, освещения и т.д., генератора азота и воздуха КИП с воздушными компрессорами (т.31 л.д.17-27). В предмет договора поставки входило оказание услуг по обучению, шеф-монтажу и шеф-наладке оборудования.
Кроме того, установлено, что ООО "СЕРКОНС" выдало сертификат соответствия на продукцию "Дожимная компрессорная станция 4R3MSGPB-3RC3G/30" с описанием в приложении состава изделия, в том числе, шумозащитного корпуса (т.24 л.д.132-133), а не только на оборудования, как указывает в жалобе заявитель.
Таким образом, налоговым органом верно определено, что ДКС является сложных объектом, установленным на фундаменте, имеющим защитные кожухи и дополнительное электрооборудование кожухов, что не позволяет отнести их к стационарным компрессорам как имуществу третьей амортизационной группы.
Следовательно, в такой ситуации, подлежит применению пункт 6 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации, в котором предусмотрено, что для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах классификатора, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей.
В ходе выездной налоговой проверки экспертами в заключениях от 28.04.2017 N 724/3-6 (по Омской ДКС) (т.12 л.д. 74-97) и от 06.06.2017 N 1307/3-6 (т.100 л.д. 74-97) на основании анализа технических документов на объекты были сделаны следующие выводы:
- Срок эксплуатации объекта "Дожимная компрессорная станция в составе 2-х ДКА и системы электроснабжения и управления" (Омский филиал) в соответствии с нормативным сроком эксплуатации основного оборудования составляет 20 лет, объекта "Дожимная компрессорная станция" (Томский филиал) в соответствии с нормативным сроком эксплуатации основного оборудования составляет 20 лет (без учета степени агрессивности среды эксплуатации).
- Срок полезного использования объекта "Дожимная компрессорная станция в составе 2-х ДКА и системы электроснабжения и управления" (Омский филиал), установленный в соответствии с нормативно-технической документацией, составляет 15 лет, "Дожимная компрессорная станция" (Томский филиал) - 10 лет (с учетом эксплуатации объекта в агрессивной среде).
- Срок полезного использования объекта "Дожимная компрессорная станция в составе 2-х ДКА и системы электроснабжения и управления", согласно классификации основных средств, составляет 15 лет, "Дожимная компрессорная станция" (Томский филиал) (без учета степени агрессивности среды эксплуатации) - 15 лет.
Соответственно, объекту "Дожимная компрессорная станция в составе 2-х ДКА и системы электроснабжения и управления" (Омский филиал) присвоена шестая амортизационная группа (срок полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно), а объекту "Дожимная компрессорная станция" (Томский филиал) -пятая амортизационная группа (срок полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно) вместо заявленной налогоплательщиком третьей амортизационной группы (срок полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности доначисления налоговым органом налога на прибыль.
Таким образом, отказав в удовлетворении заявленных АО "ТГК N 11" требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы заявителя согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 24.01.2019 по делу N А46-4130/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.