г. Владимир |
|
27 мая 2019 г. |
Дело N А11-17374/2018 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В.,
рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Муроме Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 13.03.2019 по делу N А11-17374/2018, принятое судьей Васильевым И.В., в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Муроме Владимирской области о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Экопартнер полигон" (ИНН 5259112374, ОГРН 1145259003240) штрафа в сумме 1500 рублей.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Муроме Владимирской области (далее - Управление) провело камеральную проверку представленных обществом с ограниченной ответственностью "Экопартнер полигон" (далее - Общество) сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель, представленных 16.05.2016, за май 2016 года, представленных 21.06.2016 и 07.07.2016.
По результатам проверки Управлением составлены акты от 06.06.2018 N 043S18180005329, N 043S18180005330 и приняты решения от 12.07.2018 N 043S19180005649, N 043S19180005650, которыми Общество привлечено к ответственности на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" (далее - Закон N27-ФЗ) в виде штрафа в сумме 500 рублей и 1000 рублей за несвоевременное представление сведений.
Управлением в адрес Общества направлены требования от 10.08.2018 N 043S01180012020, N 043S01180012021 об уплате штрафа в срок до 04.09.2018.
Неисполнение указанных требований послужило основанием для обращения Управления в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о взыскании с Общества указанной суммы штрафа.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением от 13.03.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Считает, что суд первой инстанции ошибочно применил нормы, регулирующие правоотношения, связанные с контролем за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионной страхование, на которое распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Сроки и порядок привлечения к ответственности, предусмотренные Федеральным законом N 27-ФЗ, а также срок исковой давности взыскания санкции Управлением не нарушены.
Общество отзыв на апелляционную жалобу в установленном законом порядке не представило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о его страховом номере индивидуального лицевого счета; фамилии, имени и отчестве; идентификационном номере налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несёт ответственность в соответствии со статьёй 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (абзац 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), действующей с 19.02.2017.
Согласно пункту 37 Инструкции N 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передаётся в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В силу пункта 39 Инструкции N 766н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Ранее действовавшей Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, также было предусмотрено представление корректирующих сведений (пункты 34, 41).
За непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
При этом ни статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ, ни Инструкцией N 766н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить достоверные сведения.
Как следует из материалов дела, сведения по форме N СЗВ-М с типом "исходная" за апрель 2016 года направлены Обществом 21.04.2016 в Учреждение на 1 застрахованное лицо. Общество 16.05.2016 представило сведения по форме N СЗВ-М с типом "дополняющая" за апрель 2016 года на 1 застрахованное лицо, ранее не указанное в исходной форме. Кроме того, сведения по форме N СЗВ-М с типом "исходная" за май 2016 года направлены Обществом 06.06.2016 в Учреждение на 1 застрахованное лицо. Кроме того, Общество 21.06.2016 и 07.07.2016 представило сведения по форме N СЗВ-М с типом "дополняющая" за май 2016 года на 2 застрахованных лиц, ранее не указанных в исходной форме.
В данном случае Общество устранило несоответствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и представило сведения по форме N СЗВ-М (дополняющая) за апрель, май 2016 года в отношении застрахованных лиц, не указанных в исходной форме.
Таким образом, сведения о застрахованных лицах по форме N СЗВ-М за апрель, май 2016 года с типом формы "исходная" представлены Обществом в установленный законом срок.
Доказательств выявления Учреждением неполноты сведений за апрель, май 2016 года, а также доказательств направления Обществу уведомлений о необходимости их устранения не представлено.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Управлением, Общество реализовало свое право на уточнение (дополнение) представленных сведений за указанные периоды, откорректировав их путем представления дополнительных сведений, что допускает не применять к Товариществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного Фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Приведенная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99.
В рассматриваемом случае у Управления отсутствовали основания для применения к Обществу финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Одновременно суд апелляционной инстанции отмечает, что положениями Федерального закона N 27-ФЗ не предусмотрены ни порядок, ни срок взыскания задолженности.
В то же время статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит положения Федерального закона N 27-ФЗ к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и в качестве общего правила устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Исходя из принципа равенства всех перед законом и судом, следует признать допустимым применение судом первой инстанции к данной ситуации пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 2 статьи 48, статьи 88, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации по аналогии закона. На этом основании вывод суда первой инстанции о пропуске срока для обращения в суд за взысканием санкции является правильным.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал Управлению в удовлетворении требования о взыскании с Общества штрафа в сумме 1500 рублей.
Таким образом, Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 13.03.2019 по делу N А11-17374/2018 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Муроме Владимирской области Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.