Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27 августа 2019 г. N Ф09-6472/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
28 мая 2019 г. |
Дело N А60-69668/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Васильевой Е.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Игитовой А.В.,
при участии:
от заявителя, Федерального государственного унитарного предприятия "Комбинат "Электрохимприбор" - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Свердловской области - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел апелляционную жалобу заинтересованного лица, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Свердловской области,
на определение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 марта 2019 года
о распределении судебных расходов
по делу N А60-69668/2017
принятое судьёй Калашником С.Е.
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Комбинат "Электрохимприбор" (ИНН 6630002336, ОГРН 1026601766950)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Свердловской области (ИНН 6681000016, ОГРН 1126615000016)
третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области (ИНН 6608002549, ОГРН 1046603571740)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Комбинат "Электрохимприбор" (далее - заявитель, налогоплательщик, предприятие, ФГУП "Комбинат "Электрохимприбор") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) от 07.09.2017 г. N 1331.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.04.2018 г., оставленным без изменения постановлениями Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2018 г., Арбитражного суда Уральского округа от 23.10.2018 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ФГУП "Комбинат "Электрохимприбор" судебных расходов, понесенных при рассмотрении дела в апелляционной инстанции, в сумме 9 145,40 руб.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 11 марта 2019 года в удовлетворении требований налогового органа о взыскании с предприятия судебных расходов на участие представителя в суде апелляционной инстанции отказано.
В тоже время, указанным определением взыскано с налогового органа в пользу ФГУП "Комбинат "Электрохимприбор" в возмещение судебных расходов, понесенных в связи с участием представителя налогоплательщика в судебных заседаниях при рассмотрении заявления о взыскании судебных расходов, денежные средства в сумме 7 130,00 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит определение суда отменить.
По мнению налогового органа, судом первой инстанции не учтено, что участие в судебном разбирательстве сотрудника вышестоящего органа определено централизованным характером системы налоговых органов, а также положением Приказа ФНС России от 14.10.2016 г. N ММВ-7-18/560@ "Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах", в связи с чем отказ во взыскании судебных расходов на представителя Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области (далее - управление) не обоснован; отмечает, что инспекция и управление финансируются из одного бюджета и являются подразделениями единой налоговой системы; участие государственного налогового служащего управления в судебном заседании в апелляционной инстанции суда в качестве представителя по доверенности стороны инспекции явилось следствием надлежащего исполнения установленной вышестоящим налоговым органом обязанности.
До начала судебного заседания от налогового органа также поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании 20.05.2019 г. судом апелляционной инстанции был объявлен перерыв до 27.05.2019 г., поскольку материалы настоящего дела, ранее направленные в Верховный суд Российской Федерации, к дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции не поступили.
После перерыва заседание суда апелляционной инстанции продолжено при том же составе судей.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, отзывы на апелляционную жалобу не представили, что в силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность определения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, инспекцией понесены судебные расходы в связи с поездкой представителя управления Володиной Ю.Н. на заседание суда апелляционной инстанции.
Инспекцией представлены авансовый отчет от 26.07.2018 г. N 200 (суточные составили 200 руб.), электронный железнодорожный билет по маршруту Екатеринбург-Пермь от 24.07.2018 г. N 75132584641323 на сумму 3 741,00 руб., электронный железнодорожный билет по маршруту Пермь-Екатеринбург от 25.07.2017 г. N 75182593778386 на сумму 1 854,40 руб., квитанция к приходному кассовому ордеру от 24.07.2018 г. N 1387, кассовый чек на оплату проживания в гостинице на сумму 3 350,00 руб., акт от 25.07.2018 г. N 1732., общей суммой 9 145,40 руб.
Полагая, что указанные расходы подлежат отнесению на налогоплательщика, как на сторону, не в чью пользу принят судебный акт, налоговый орган обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований налогового органа указал, что предъявленные ко взысканию расходы на проезд и проживание Володиной Ю.Н. фактически понесены не инспекцией, а управлением, которое лицом, участвующим в деле, не является, факт несения расходов именно инспекцией, как стороной по настоящему делу, документально не подтвержден.
В тоже время, поскольку по итогам инициированного налоговым органом судебного разбирательства налоговому органу было отказано в удовлетворении заявленных требований, расходы налогоплательщика, связанные с участием его представителя при рассмотрении заявления, отнесены на налоговый орган, как на сторону, не в чью пользу принят судебный акт.
Налоговый орган по доводам жалобы настаивает на том, что определение суда подлежит отмене.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде. При этом указанный перечень не является исчерпывающим (статья 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - Кодекс) судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 10 Постановления Пленума от 21.01.2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - Постановление N 1) лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.
Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов (статья 2 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации").
Согласно пункту 5.14 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. N 506, она осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы и реализацию возложенных на нее функций. В силу пункта 10 данного Положения, финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о взыскании судебных расходов в пользу налогового органа, чьи интересы в суде представляли специалисты Управления Федеральной налоговой службы соответствующего субъекта Российской Федерации в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы России от 14.11.2016 г. N ММБ-7-18/560@ "Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах", следует исходить из того, что налоговая инспекция и ее вышестоящий орган входят в единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства, финансируемую из средств федерального бюджета.
Соответственно судебные расходы в виде оплаты командировочных расходов, проезда, проживания сотрудников Управления Федеральной налоговой службы соответствующего субъекта Российской Федерации подлежат взысканию с проигравшего дело налогоплательщика по заявлению налогового органа либо вышестоящего налогового органа в порядке главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку в настоящем случае факт несения таких расходов, а равно их взаимосвязь с рассмотрением настоящего дела, документально подтверждены и налогоплательщиком не оспорены, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявления налогового органа.
При таких обстоятельствах требования о взыскании судебных расходов в виде затрат на оплату суточных, железнодорожных билетов, проживание в гостинице в сумме 9 145,40 руб. с целью участия представителя налогового органа (управления) в судебном заседании суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В связи с удовлетворением требований налогового органа в полном объёме, расходы налогоплательщика, связанные с участием его представителя в судебном заседании, подлежат оставлению на налогоплательщике.
При указанных обстоятельствах, определение Арбитражного суда Свердловской области от 11 марта 2019 года о распределении судебных расходов по делу N А60-69668/2017 подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 часть 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а требование налогового органа о взыскании судебных расходов удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Свердловской области от 11 марта 2019 года по делу N А60-69668/2017 отменить.
Требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Свердловской области о взыскании судебных расходов удовлетворить.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия "Комбинат "Электрохимприбор" (ИНН 6630002336, ОГРН 1026601766950) в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Свердловской области (ИНН 6681000016, ОГРН 1126615000016) 9 145 (Девять тысяч сто сорок пять) рублей 40 копеек.
В удовлетворении заявления Федерального государственного унитарного предприятия "Комбинат "Электрохимприбор" о взыскании судебных расходов отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.