г. Пермь |
|
28 мая 2019 г. |
Дело N А50-40596/2018 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.А.,
без вызова лиц, участвующих в деле, и без проведения судебного заседания
рассмотрев апелляционную жалобу
ответчика, ООО "Управляющая компания "ЖКХ Кировский",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 07.03.2019,
принятое судьей Овчинниковой С.А. путем подписания резолютивной части,
по делу N А50-40596/2018,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (ОГРН 1075904022644, ИНН 5904176536)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖКХ Кировский" (ОГРН 1165958104036, ИНН 5948052190)
о взыскании денежных средств за установку общедомового прибора учета, процентов за предоставление рассрочки,
установил:
ООО "ПСК" (истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ООО "Управляющая компания "ЖКХ Кировский" (ответчик) о взыскании 41 488 руб. 78 коп. расходов, понесенных на установку общедомового прибора учета, а также 6 705 руб. 09 коп. процентов за предоставление рассрочки.
Иск принят к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции от 07.03.2019, принятым путем подписания резолютивной части, иск удовлетворен.
Ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование своих доводов указывает, что пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии не истек, обстоятельства, указывающие на то, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, отсутствуют, следовательно, у арбитражного суда не имелось оснований для вывода о том, что срок исполнения обязательств по компенсации всей суммы затрат наступил, и, как следствие, удовлетворения иска в полном объеме.
Ответчик также ссылается на то, что им не получено исковое заявление по настоящему иску, что свидетельствует о нарушении истцом части 3 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, находя приведенные в ней доводы несостоятельными.
Приложенные к апелляционной жалобе и отзыву на апелляционную жалобу дополнительные доказательства (претензия от 22.11.2018 и ответ на нее от 03.12.2018) не приняты апелляционным судом на основании части 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта суда первой инстанции проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "ПСК", являясь ресурсоснабжающей организацией, на основании пункта 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" за свой счет установило общедомовой прибор учета тепловой энергии (ОДПУ) в многоквартирном жилом доме по адресу: город Пермь, улица Охотников, 19, что подтверждается актами допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя по указанному адресу.
Общая стоимость затрат ООО "ПСК" на приобретение и установку ОДПУ в упомянутом МКД составила 144 689 руб. 33 коп., что подтверждается актами о приемке выполненных работ, справками формы КС-3.
В указанном многоквартирном доме собственниками помещений выбран способ управления - управление управляющей компанией. Согласно сведениям с официального сайта ИГЖН управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО "Управляющая компания "ЖКХ Кировский".
По расчету истца задолженность ответчика по компенсации расходов на установку ОДПУ составляет 41 488 руб. 78 коп.
Отказ ответчика от возмещения понесенных истцом расходов в указанном размере послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по оплате понесенных ресурсоснабжающей организацией расходов по установке приборов учета в жилых домах, собственниками которых избран способ управления - управляющей организацией, лежит на ответчике с последующим возмещением ему расходов собственниками помещений, а также пришел к выводу о подтверждении истцом размера таких расходов.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Согласно части 1 статьи 13 закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к сетям централизованного водоснабжения.
Частью 5 статьи 13 закона об энергосбережении предусмотрено, что до 01.07.2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В силу части 9 указанной статьи с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
На основании части 12 статьи 13 закона об энергосбережении до 01.07.2013 организации, указанные в части 9 данной статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 указанной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Согласно пункту 12 статьи 13 Закона об энергосбережении граждане - собственники помещений в многоквартирных домах оплачивают расходы по установке общедомовых приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки (если ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки).
Таким образом, нормами закона об энергосбережении обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовыми приборами учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома.
Кроме того предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые им услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями.
Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Таким образом, после вступления в силу закона об энергосбережении работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2015 N 302-КГ15-9608 по делу N А33-19118/2014.
Как установлено судом и ответчиком не оспаривается, ответчик является управляющей организацией в отношении спорных многоквартирных домов (в том числе, на момент установки ОДПУ). Следовательно, именно ответчик как управляющая организация имеет право предъявить соответствующие расходы по установке ОДПУ собственникам помещений в доме и должен оплатить понесенные расходы по установке ОДПУ ресурсоснабжающей организации.
Обстоятельств, подтверждающих совершение собственниками помещений в многоквартирных домах или управляющей организацией действий, направленных на самостоятельное установление ОДПУ либо оплату понесенных ресурсоснабжающей организацией расходов, исходя из материалов дела не установлено, соответствующих доказательств ответчиком не представлено.
Расчет задолженности произведен истцом исходя из фактически понесенных расходов на установку ОДПУ с учетом доли муниципального образования в праве общей собственности имущества домов, определенной в соответствии со сведениями, предоставленными самим собственником жилых помещений. Данный расчет истца судом проверен и признан обоснованным. Контррасчет ответчик не представил.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в заявленном размере.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе о том, что пятилетний срок с момента установки прибора учета истекает 05.09.2019, отклонены, поскольку из расчета иска следует, что истцом размер задолженности определен с учетом положений ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении и права собственников помещений на рассрочку платежей, ко взысканию предъявлена не вся оставшаяся на период рассрочки сумма невыплаченных расходов, а лишь за период с мая 2017 года по сентябрь 2018 года, что не противоречит приведенным нормам права.
Поскольку обязательство по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета в сумме 41 488 руб. 78 коп. ответчиком не исполнено, суд первой инстанции правомерно удовлетворил и требование ООО "ПСК" о взыскании 6 705 руб. 09 коп. процентов за предоставление рассрочки, начисленных в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы факт направления ответчику искового заявления подтвержден приложенным истцом к иску почтовым реестром.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 07 марта 2019 года по делу N А50-40596/2018 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.