г. Красноярск |
|
28 мая 2019 г. |
Дело N А33-33853/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "23" мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" мая 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Хабибулиной Ю.В., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретаря судебного заседания Ржихановой Е.Л.,
при участии:
от ответчика (Министерства лесного хозяйства Красноярского края): Черновой Ж.Ю., представителя на основании доверенности от 28.12.2018, паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Процайло Светланы Алексеевны
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "20" февраля 2019 года по делу N А33-33853/2018,
принятое судьей Фроловым Н.Н.,
установил:
индивидуальный предприниматель Процайло Светлана Алексеевна (ИНН 246300655828, ОГРН 312246830500183) (далее - заявитель, предприниматель, ИП Процайло С.А.) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Министерству лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952) (далее - ответчик, министерство) о признании незаконным отказа N МЛХ/2-19237 от 16.11.2018.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 февраля 2019 года по делу N А33-33853/2018 отказано в удовлетворении требования.
Не согласившись с данным судебным актом, ИП Процайло С.А. обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, требования ИП Процайло С.А. удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что Федяинов С.Н. имеет в собственности лесосеки, приобретенные на торгах, но не имеет действующих договоров аренды лесных участков, о чем был уведомлен ответчик; пункт 7.1 Положения обязывает заявителя предоставить сведения о действующих договорах аренды лесных участков при их наличии; отсутствие у нового арендатора (залогодержателя) действующих договоров аренды лесных участков основанием для отказа в выдаче согласия не является.
ИП Процайло С.А., уведомленная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание не явилась, своего уполномоченного представителя не направила. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие заявителя (ее представителя).
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы не признал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между Министерством лесного хозяйства Красноярского края (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Михайловой Светланой Алексеевной (арендатор) подписан договор от 13.12.2016 N 737-з, по условиям которого арендодатель, на основании протокола о результатах аукциона на заключение договора аренды лесного участка от 25.11.2016 N 3, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный пунктом 2 договора.
Согласно пункту 2 договора, лесной участок площадью 11 083 га (уточненная площадь по результатам межевания: 110 834 496 кв.м.) защитных и эксплуатационных лесов, расположен: Красноярский край, Каратузский район, Каратузское лесничество, Червизюльское участковое лесничество в кварталах N N 26, 30, 43, 45-48, 63, 64, 67, является частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:00:0000000:5817, учетный номер части 1, номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-03508-2016-02-3324-1, предназначен для заготовки древесины.
В пункте 3 договора указано, что схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1, 2 (являющихся неотъемлемой частью договора).
Арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению N 3 (пункт 4 договора).
Срок действия договора устанавливается с момента государственной регистрации права аренды и составляет 49 лет (пункт 25 договора).
Договор зарегистрирован Управлением Росреестра по Красноярскому краю 22.12.2016.
13.12.2016 по акту приема-передачи (приложение N 6 к договору) лесной участок передан арендатору.
Согласно подпункту "т" пункта 12 договора арендатор обязан согласовать с арендодателем в письменной форме совершение действий, предусмотренных статьей 5 Федерального закона "О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Согласно свидетельству о заключении брака от 26.08.2017 II-БА N 625567, Михайлова Светлана Алексеевна сменила фамилию на Процайло.
01.11.2018 в порядке подпункту "т" пункта 12 договора ИП Процайло С.А. обратилась в адрес Министерства с заявлением о согласовании сделки по передачи арендных прав по договору от 13.12.2016 N 737-з аренды лесного участка в залог в пользу индивидуального предпринимателя Федяйнова Сергея Николаевича.
16.11.2018 письмом N млх/2-19237 министерство сообщило заявителю, что решением комиссии на основании протокола от 12.11.2018 N 19/2018 отказано в согласовании сделки в связи с несоответствием требований, предусмотренных пунктом 7.1 Положения о порядке выдачи согласия на совершение сделок с арендованными лесными участками или арендными правами, утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 28.04.2017 N 486-од, в том числе отсутствием у нового арендатора (ИП Федяинова СП.) действующих договоров аренды лесных участков. Таким образом, для принятия министерством положительного решения о выдаче согласия на совершение сделки, предложено представить в министерство документы, подтверждающие наличие у нового арендатора действующих договоров аренды лесных участков.
Не согласившись с вышеуказанным отказом, заявитель обратился в суд с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу, что оспариваемый отказ министерства соответствует положениям действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
Согласно части 5 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации, заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса.
Из части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации закрепляется передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Учитывая положения статей 71, 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, выдача согласий на сделки с арендованными лесными участками или арендными правами отнесена к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений (за исключением случаев, установленных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Положением о министерстве лесного хозяйства Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п, учитывая постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 N 1003 и письмо Федерального агентства лесного хозяйства от 21.04.2009 N МГ-03-54/2471 "О выдаче согласия на сделки с арендованными лесными участками или арендными правами", министерство, являясь арендодателем лесного участка, уполномочено на согласование сделок с арендованными лесными участками или арендными правами.
Согласно части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей.
Согласно пункту 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации Арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. В указанных случаях, за исключением перенайма, ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор.
Как указано в письме Федерального агентства лесного хозяйства от 21.04.2009 N МГ-03-54/2471 "О выдаче согласия на сделки с арендованными лесными участками или арендными правами", учитывая положения статей 71, 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, выдача согласий на сделки с арендованными лесными участками или арендными правами отнесена к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений (за исключением случаев, установленных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
При этом в целях повышения эффективности управления лесами, защиты прав лесопользователей, охраны окружающей среды и соблюдения требований антикоррупционного законодательства при рассмотрении обращений о выдаче указанного согласия Рослесхоз рекомендовал учитывать, что порядок выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками или арендными правами должен быть установлен соответствующим правовым актом.
Оспариваемый отказ Министерства лесного хозяйства Красноярского края основан на том, что заявление и приложенные к нему документы не соответствуют требованиям, предусмотренным пунктом 7.1 Положения о порядке выдачи согласия на совершение сделок с арендованными лесными участками или арендными правами, утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 28.04.2017 N 486-од.
Данное Положение разработано в целях повышения эффективности управления лесами, защиты прав лесопользователей, соблюдения требований антикоррупционного законодательства, для установления правил и последовательности проведения процедуры выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками (арендными правами) и критерия выдачи согласия (отказа в выдаче согласия) на сделки с арендованными лесными участками (арендными правами) в Красноярском крае в пределах земель лесного фонда, осуществления полномочий по предоставлению в аренду, которые переданы органам государственной власти Красноярского края.
Согласно пункту 3 Положения, решение о выдаче согласия (отказе в выдаче согласия) на совершение сделок с арендованными лесными участками или арендными правами принимается комиссией министерства лесного хозяйства Красноярского края (далее - комиссия). Решение комиссии принимается единогласно (пункт 4 Положения).
Основанием для начала процедуры согласования сделки с арендованными лесными участками или арендными правами является представление лесопользователем лично, по почте на бумажном носителе заявления в министерство лесного хозяйства Красноярского края (пункт 5 Положения).
В соответствии с пунктом 6 Положения, в заявлении указываются следующие сведения:
а) для юридического лица: полное и сокращенное наименование и местонахождение (юридический и фактический адрес) арендатора, ИНН, КПП, ОГРН, ОКПО, ОКТМО, а также банковские реквизиты (номер расчетного счета, наименование кредитной организации, в которой открыт расчетный счет, корреспондентский счет, БИК);
б) для физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя: фамилия, имя, отчество арендатора; адрес его места жительства (временного проживания), в том числе почтовый индекс; данные документа, удостоверяющего личность, ИНН, ОГРНИП, ОКПО, ОКТМО, а также банковские реквизиты (номер расчетного счета, наименование кредитной организации, в которой открыт расчетный счет, корреспондентский счет, БИК, если имеются;
в) реквизиты договора аренды лесного участка (номер и дата подписания, номер и дата государственной регистрации договора), сделку с которым или арендными правами по которому предполагается совершить;
г) сведения о лице, с которым арендатор предполагает совершить сделку с арендованным лесным участком или арендными правами (далее - новый арендатор): полное и сокращенное наименование и местонахождение (юридический и фактический адрес) нового арендатора (для юридического лица); номер контактного телефона; электронный адрес, ИНН, КПП, ОГРН (ОГРНИП), ОКПО, ОКТМО, а также банковские реквизиты (номер расчетного счета, наименование кредитной организации, в которой открыт расчетный счет, корреспондентский счет, БИК), если имеются; д) кадастровый номер земельного участка.
В силу пункта 7 Положения, к заявлению прилагаются следующие документы:
а) проект договора о передаче прав (перенаем, залог), проект договора субаренды;
б) нотариально заверенные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление о выдаче согласия на совершение сделки с арендованным лесным участком или арендными правами, в случае, если от имени лесопользователя заявление подписано лицом, которое не уполномочено в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами действовать без доверенности;
в) копия документа, удостоверяющего личность арендатора (в случае, если арендатором является индивидуальный предприниматель);
г) копия документа, удостоверяющего личность нового арендатора (в случае, если новым арендатором является индивидуальный предприниматель);
д) документ, подтверждающий постановку на налоговый учет;
е) документ, подтверждающий постановку на налоговый учет нового арендатора;
ж) копия решения общего собрания участников общества об одобрении сделки по передаче прав (субаренда, залог) в случае, если договор передачи прав и обязанностей (перенаем) является крупной сделкой (для юридических лиц).
Согласно пункту 7.1 Положения, в случае если сделка с арендованными лесными участками или арендными правами планируется в отношении лесных участков, предоставленных для заготовки древесины, арендатор предоставляет следующую информацию в отношении нового арендатора:
о наличии действующих договоров аренды лесных участков, предоставленных для заготовки древесины, с указанием ежегодного объема использования лесов, факта заготовки древесины за последние 3 года, процента освоения расчетной лесосеки;
о наличии производственных мощностей по переработке заготовленной древесины;
о ежегодной потребности в древесине для полной загрузки имеющихся производственных мощностей по ее переработке, в случае ее осуществления.
Согласно пунктам 2, 4 договора аренды лесного участка, подписанного между Министерством лесного хозяйства Красноярского края (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Михайловой Светланой Алексеевной (арендатор), лесной участок площадью 11 083 га (уточненная площадь по результатам межевания: 110 834 496 кв.м.) защитных и эксплуатационных лесов, расположен: Красноярский край, Каратузский район, Каратузское лесничество, Червизюльское участковое лесничество в кварталах N N 26, 30, 43, 45-48, 63, 64, 67, является частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:00:0000000:5817, учетный номер части 1, номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-03508-2016-02-3324-1, и предназначен для заготовки древесины.
Таким образом, судом первой инстанции вделан верный вывод о том, что соблюдение пункта 7.1 Положения является обязательным для заявителя.
В связи с изложенным, исходя из буквального толкования пункта 7.1 Положения, доводы апелляционной жалобы о том, что пункт 7.1 Положения обязывает заявителя предоставить сведения о действующих договорах аренды лесных участков при их наличии; отсутствие у нового арендатора (залогодержателя) действующих договоров аренды лесных участков основанием для отказа в выдаче согласия не является, подлежит отклонению как основанный на неверном толковании указанной нормы права. Иное токование положений данного пункта приведет к тому, что договор смогут заключать лица, которые не принимали участие в аукционах.
Доказательств предоставления заявителем документов, указанных в пункте 7.1. Положения (действующих договоров аренды), в материалы дела не предоставлено.
Довод заявителя о том, что Федяинов С.Н. имеет в собственности лесосеки, приобретенные на торгах, отклоняется судом апелляционной инстанции как не имеющий правового значения и документально не подтвержденный.
Согласно подпункту "а" пункта 11 Положения, согласие на совершение сделки с арендованным лесным участком или арендными правами не выдается в случае, если арендатором не соблюдены требования пунктов 5, 6, 7.1 настоящего Положения, в том числе, если необходимые сведения указаны не в полном объеме или арендатором представлены недостоверные сведения.
Поскольку доказательств соблюдения пункта 7.1 Положения заявителем не представлено, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый отказ министерства соответствует положениям действующего законодательства.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "20" февраля 2019 года по делу N А33-33853/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
Ю.В. Хабибулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.