Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 сентября 2019 г. N Ф08-7919/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
28 мая 2019 г. |
дело N А32-44051/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от ООО "Управляющая компания "Доверие" - Арзуманян В.А. по доверенности от 14.01.2019, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Доверие"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.02.2019 по делу N А32-44051/2018, принятое судьей Погореловым И.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Доверие"
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании недействительным предписания от 24.04.2018 N 1496,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Доверие" (далее - заявитель, ООО "УК "Доверие", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - административный орган, инспекция) от 24.04.2018 N 1496.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что собственниками помещений не принималось решение о расчете платы исходя из среднемесячного объема потребленных ресурсов в соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Доверие" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что на основании п. 5.7 договора управления N 54 от 16.05.2016 размер платы за жилое помещение на очередной календарный год подлежит индексации в соответствии с изменением уровня инфляции, уровня потребительских цен и значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей. Таким образом, наличие в договоре N 54 от 16.05.2016, заключенном по результатам открытого конкурса, условия о порядке изменения платы за содержание и текущий ремонт (увеличения размера платы на коэффициент инфляции) не требовало принятия собственниками отдельного решения об утверждении размера указанной платы, следовательно, действия ООО "УК "Доверие" по изменению размера платы на 2017 год, 2018 год являются правомерными.
Апелляционная жалоба также мотивирована тем, что в связи с принятием собственниками помещений д. 66, д. 68 ул. Голубые Дали указанных решений в период с 01.01.2017 года ООО "УК "Доверие" осуществляло начисление платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества в МКД N 66, 68 ул. Голубые Дали исходя из разницы между фактическим объемом потребления электроэнергии, определенного по показаниям общедомового прибора учета и объемом потребления электроэнергии определенного по показаниям индивидуальных приборов учета, полученный объем потребления электроэнергии распределялся между всеми жилыми помещениями пропорционально их площади, что полностью соответствует нормам действующего жилищного законодательства.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Государственной жилищной инспекции Краснодарского края поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Суд протокольным определением удовлетворил ходатайство Государственной жилищной инспекции Краснодарского края о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
В судебном заседании представитель ООО "УК "Доверие" просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 03.04.2018 N 796Л инспекция в период с 03.04.2018 по 24.04.2018 провела внеплановую документарную проверку общества.
В ходе проверки установлено, что заявитель осуществляет управление МКД N 68 по ул. Голубые Дали в г. Сочи на основании договора управления N 54 от 16.05.2016 и в соответствии с лицензией N 58 от 27.04.2015.
Согласно договору управления МКД, размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества составляет 17,80 руб./кв.м.
Согласно пункту 5.7 договора ежегодно, не чаще 1 раза в год, размер платы подлежит индексации на индекс инфляции (роста) потребительских цен Российской Федерации).
С 01.01.2017 размер платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества МКД N 68 в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников увеличен на 5,4 % и составил 18,86 руб./кв.м., а с 01.01.2018 - на 2,51 % и составил 19,23 руб./кв.м. Поскольку односторонняя индексация противоречит статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статье 156 ЖК РФ, инспекция сделала вывод о нарушении действующего законодательства РФ и прав потребителя.
Кроме того, общество осуществляет управление МКД N 66 по ул. Голубые Дали в г. Сочи. Указанный дом, равно как и МКД N 68, оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии.
С 01.01.2017 года в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электроэнергии, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения (части 9.1, 9.2 статьи 156 ЖК РФ), пункт 29 Правила N 491. При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
В соответствии с приказом Региональной энергетической комиссией-департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее - РЭК-департамент) от 31.08.2012 N 2/2012-нп установленный по состоянию на 01.11.2016 норматив на электроэнергию, предоставленный на общедомовые нужды составляет: для 5-ти этажных домов 0,21 кВт.ч./кв.м.
Согласно предоставленной обществом выписки из технического паспорта МКД N 66 площадь мест общего пользования МКД N 66 составляет 1064,3 кв.м, площадь жилых помещений МКД N 66 составляет 2006,25 кв.м. Таким образом, ежемесячный объем коммунального ресурса по электроэнергии, потребляемый при содержании общего имущества в МКД N 66 не может превышать 223, 50 кВт.ч, а размер платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества, и включаемый в состав платы за содержание жилого помещения должен составлять 0,48 руб./м2.
Согласно предоставленной обществом выписки из технического паспорта МКД N 68 площадь мест общего пользования МКД N 68 составляет 1034,28 кв.м, площадь жилых помещений МКД N 68 составляет 1992,52 кв.м. Таким образом, ежемесячный объем коммунального ресурса по электроэнергии, потребляемый при содержании общего имущества в МКД N 68 не может превышать 217,20 кВт.ч, а размер платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества, и включаемый в состав платы за содержание жилого помещения должен составлять 0,47 руб./м2.
В ходе проверки установлено, что общество производило начисление платы за коммунальный ресурс по электроэнергии, используемый в целях содержания общего имущества МКД N 66 и N 68, исходя из разницы между фактическим объемом потребления данного коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета и объемом потребления коммунального ресурса определенного по показаниям индивидуальных приборов учета. Весь полученный объем потребления коммунальных ресурсов управляющая организация распределяла между всеми жилыми (нежилыми) помещениями пропорционально их площади.
По итогам проверки составлен акт проверки от 24.04.2018 N 1768, а также выдано предписание от 24.04.2018 N 1496, в соответствии с которым обществу предписано:
- произвести перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества собственникам (пользователям) помещений д.68 ул. Голубые Дали с января 2017 года в размере, утвержденном собственниками помещений на общем собрании (17,80) без применения коэффициента инфляции, исключив дальнейшее начисление платы с учетом повышающего коэффициента;
- произвести перерасчет размера платы за период с января 2017 года по март 2018 года за коммунальный ресурс по электроэнергии, потребленный при содержании общего имущества в МКД N 66, N 68 ул. Голубые Дали Адлерского р-на г. Сочи исходя из норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по электроэнергии.
Полагая, что вынесенное предписание является недействительным, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании его недействительным.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 Постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294 -ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 11 Закона N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Частью 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного надзора, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По смыслу статьи 17 Закона N 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
В соответствии с пунктом 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2012 N 125 должностные лица Государственной жилищной инспекции имеют право выдавать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений. Аналогичные полномочия также вытекают из Положения о государственной жилищной инспекции Краснодарского края, утвержденном постановлением главы администрации Краснодарского края от 05.10.2006 N 861.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором Статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу положений части 1 статьи 4 ЖК РФ отношения по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
В статье 39 ЖК РФ также закреплено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, при этом доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги в числе прочего входит плата за содержание жилого помещения, в свою очередь, включающая в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (пункт 17 Правил N 491).
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование (часть 1 статьи 44 ЖК РФ).
Частью 8 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы отнесены к существенным условиям договора управления многоквартирным домом (пункт 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ).
Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне.
Действующее жилищное законодательство прямо не закрепляет право управляющей организации на одностороннее изменение договора управления, в том числе в части изменения стоимости оказываемых услуг и выполняемых работ.
Исходя из изложенного, размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме и может быть изменен также по решению собрания собственников помещений. Установленный действующим законодательством порядок определения платы (тарифа) за содержание и ремонт жилых помещений многоквартирного дома обязателен для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в качестве управляющих организаций, что исключает произвольное применение указанных тарифов. При этом следует учитывать, что на тот случай, когда собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решение об установлении размера платы, частью 4 статьи 158 ЖК РФ предусмотрена возможность применения тарифа, определенного органом местного самоуправления.
На основании пункта 31 Правил N 491 при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Из материалов дела следует, что общество в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников увеличило размер платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества МКД N 68 с 01.01.2017 на 5,4 % до 18,86 руб./кв.м., а с 01.01.2018 - на 2,51 % до 19,23 руб./кв.м. Указанные действия заявитель обосновывал тем, что в соответствии с пунктом 5.7 договора управления от 16.05.2016 N 54 размер платы за жилое помещение на очередной календарный год подлежит индексации в соответствии с изменением уровня инфляции, уровня потребительских цен и значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей.
Инфляция - социально-экономическое явление, характеризующееся общим повышением уровня цен в результате обесценивания наличных и безналичных денежных средств и снижения их покупательной способности. Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления, при этом определяется он применительно к конкретным потребительским товарам (услугам).
Нормы жилищного законодательства, предусматривающие установление (изменение) размера платы за жилое помещение посредством принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, призваны обеспечить прозрачность определения такой платы и гарантировать права и интересы собственников помещений во взаимоотношениях с управляющей организацией.
Вместе с тем, в рассматриваемом пункте 5.7 договора управления не предусмотрен конкретный механизм индексации, не указано, применительно к уровню какого потребительского товара (услуги) должна быть учтена инфляция, не обозначен тариф, к которому должна быть применена инфляция, не установлены основания применения уровня инфляции, период применения конкретных показателей и значений, не названы конкретные органы, утверждающие такие значения. С учетом изложенного суд полагает, что порядок расчета (изменения) размера платы с использованием уровня инфляции в договоре управления с необходимой степенью конкретности не определен, что исключает возможность применения положения пункт 5.7 договора управления при определении размера тарифа в отсутствие соответствующего волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что само по себе наличие в договоре указанного условия нельзя рассматривать как обстоятельство, свидетельствующее о принятии общим собранием собственников многоквартирного дома решения об изменении ранее определенного размера платы за содержание жилого помещения и установлении нового размера платы.
Довод общества о том, что спорный договор заключен по итогам проведения открытого конкурса в порядке статей 161 и 200 ЖК РФ, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку, несмотря на то, что договор заключен с органом местного самоуправления, по условиям договора услуги по содержанию и ремонту общего имущества МКД, по предоставлению коммунальных услуг, начисление платы за данные услуги оказываются обществом собственникам помещений в МКД, поэтому размер платы за содержание жилого помещения следует определять на общем собрании собственников помещений МКД с учетом предложений управляющей организации в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством.
Пункт 5.7 договора управления МКД N 68, которым установлено, что ежегодно, не чаще 1 раза в год, размер платы подлежит индексации на индекс инфляции (роста) потребительских цен Российской Федерации противоречит положениям статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также ст. 156 ЖК РФ.
Таким образом, изменение (увеличение) ООО "УК "Доверие" в одностороннем порядке размера платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД N 68 без соответствующего решения общего собрания собственников помещений противоречит требованиям действующего законодательства РФ и нарушает права потребителя. Следовательно, условие договора управления об индексации в одностороннем порядке является неправомерным.
Аналогичная позиция изложена в определениях Верховного суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 301-КГ18-22044, от 28.03.2016 N 304-КГ16-1509, от 14.04.2017 N 304-ЭС17-2651, от 02.06.2017 N 306-КГ17-6867, от 16.06.2017 N 306-КГ-6962, от 05.07.2017 N 307-КГ17-7723.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 ЖК РФ, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом, (части 4, 5 статьи 161 ЖК РФ).
Из указанной нормы права следует, что орган местного самоуправления выступает "посредником" между собственниками помещений в многоквартирном доме и управляющей организацией по определению способа управления таким домом, но не является прямым участником в последствие возникших правоотношений.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, за обеспечение готовности инженерных систем.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Между ООО "УК "Доверие" и департаментом городского хозяйства администрации муниципального образования город Сочи по результатам открытого конкурса заключен договор управления МКД от 16.05.2016 N 54, согласно которому услуги по содержанию и ремонту общего имущества МКД, по предоставлению коммунальных услуг, начисление платы за данные услуги оказываются ООО "УК "Доверие" собственникам помещений в МКД.
Таким образом, условия договора управления МКД распространяют свое действие на правоотношения с собственниками помещений в МКД, услуги по управлению МКД оказываются именно собственникам, а не департаменту городского хозяйства администрации муниципального образования город Сочи.
В связи с этим, изменять условия договора управления МКД вправе исключительно собственники помещений в МКД, в частности, по вопросу изменения размера платы за содержание общего имущества в МКД.
Учитывая изложенное, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме может изменяться управляющей организацией ежегодно, но исключительно при утверждении такого решения общим собранием собственников помещений в данном доме. В случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении ранее установленного размера платы за жилое помещение, управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять размер такой платы.
Таким образом, содержание предписания инспекции от 24.04.2018 N 1496 в рассматриваемой части соответствует выявленным нарушениям.
Довод общества о том, что в связи с принятием собственниками помещений д. 66, д. 68 ул. Голубые Дали указанных решений в период с 01.01.2017 ООО "УК "Доверие" осуществляло начисление платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества в МКД N 66, 68 ул. Голубые Дали исходя из разницы между фактическим объемом потребления электроэнергии, определенного по показаниям общедомового прибора учета и объемом потребления электроэнергии определенного по показаниям индивидуальных приборов учета, полученный объем потребления электроэнергии распределялся между всеми жилыми помещениями пропорционально их площади, что полностью соответствует нормам действующего жилищного законодательства, не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В результате изучения представленных к проверке копий документов ООО "УК "Доверие" установлено, что МКД N 66, МКД N 68 оборудованы общедомовыми приборами учета электроэнергии.
В ходе проверки установлено, что ООО "УК "Доверие" производило начисление платы за коммунальный ресурс по электроэнергии, используемый в целях содержания общего имущества МКД N 66, МКД N 68 исходя из разницы между фактическим объемом потребления данного коммунального ресурса определенного по показаниям общедомового прибора учета и объемом потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям индивидуальных приборов учета. Весь полученный объем потребления коммунальных ресурсов управляющая организация распределяла между всеми жилыми (нежилыми) помещениями пропорционально их площади, что является нарушением требований пункта 29 Правил N 491, статьи 156 ЖК РФ.
С 01.01.2017 в связи со вступлением в законную силу части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" изменилась структура оплаты потребителями за жилищные и коммунальные услуги, а именно: в состав платы за содержание жилого помещения включены расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за содержание жилого помещения (так называемая "жилищная услуга") определяется как сумма двух составляющих:
установленного в многоквартирном доме в каждом расчетном периоде, начиная с января 2017 года размера платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
размера платы за коммунальные ресурсы по холодной и горячей воде, электроэнергии, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме при условии, что конструктивные особенности в многоквартирном доме предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, то есть при наличии в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных сетей.
При первоначальном включении (первое полугодие 2017 года) в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодного и горячего водоснабжения, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, их размер определялся исходя из фактического объема потребления данных коммунальных ресурсов но, не превышая норматив, который был установлен региональной энергетической комиссией-департаментом цен и тарифов Краснодарского края (далее - РЭК - департамент) по состоянию на 01.11.2016. Для первоначального включения этих расходов в плату за содержание жилого помещения не требовалось решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, размер платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, определялся исходя из фактического объема потребления данных коммунальных ресурсов, но, не превышая нормативный объем.
В мае 2017 года приказом РЭК - департамента от 18.05.217 N 3/2017-нп "Об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" утверждены нормативы на все виды коммунальных ресурсов.
Таким образом, с июня 2017 года при начислении платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, должны применяться нормативы потребления коммунальных ресурсов, утвержденные данным приказом.
10.08.2017 внесены изменения в статью 156 ЖК РФ, которые определили последующий порядок установления платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
Согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Однако, собственники помещений могут принять решение по определению размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, решения собственников помещений многоквартирных домов N 66, 68 по ул. Голубые Дали в г, Сочи от 28.12.2016 и порядок расчета управляющей организацией ООО "УК "Доверие" с 01.01.2017 начисления платы за коммунальный ресурс по электроэнергии, используемый в целях содержания общего имущества МКД исходя из разницы между фактическим объемом потребления данного коммунального ресурса определенного по показаниям общедомового прибора учета и объемом потребления коммунального ресурса определенного по показаниям индивидуальных приборов учета с распределением всего полученного объема потребления коммунальных ресурсов между всеми жилыми (нежилыми) помещениями пропорционально их площади, является нарушением требований пункта 29 Правил N 491, статьи 156 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельность.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также определение порядка изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354, Правила предоставления коммунальных услуг), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных Правилами N 354, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 Правил N 354, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам N 354.
При этом, распределяемый в соответствии с формулами 11 -14 приложения N 2 к Правилам N 354 между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В соответствии с пунктом 29 Правил N 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 1 января 2017 года в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом, что соответствует части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и не может рассматриваться как нарушающее права управляющей организации.
На территории Краснодарского края расчет платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества до 01.06.2017 осуществлялось исходя из установленных 01.11.2016 РЭК-Департаментом цен и тарифов Краснодарского края нормативов, площади мест общего пользования и тарифов - плата распределялась между всеми собственниками пропорционально занимаемой общей площади.
В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном дом" Приказом РЭК-департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017 N 3/2017-нп установлены и введены в действие с 01.06.2017 нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе электрической энергии (приложение N 1).
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ с 10.08.2017 размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Собственники помещений могут принять решение по определению размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В декабре 2016 года в МКД N 66, N 68 проведены общие собрания собственников помещений данных домов, в форме очно-заочного голосования, по итогам которых принято решение распределять объем коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета между всеми жилыми, нежилыми помещениями дома пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения в полном объеме.
Таким образом, собственниками помещений не принималось решение о расчете платы исходя из среднемесячного объема потребленных ресурсов в соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
Довод общества о том, что размер платы на общедомовые нужды определен разница между фактическим объемом потребления электроэнергии, определенного по показаниям общедомового прибора учета и объемом потребления электроэнергии определенного по показаниям индивидуальных приборов учета, пропорционально распределяемая между всеми собственниками, что зафиксировано в протоколах общих собраний от декабря 2016 года обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку указанный протокол общего собрания утвержден до вступления в законную силу пункта 44 Правил N 354, определяющего размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, вступившего в законную силу 01.01.2017.
Поскольку общество в спорный период произвело начисление платы за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества МКД N 66 и N 68, исходя из разницы между фактическим объемом потребления данных коммунальных ресурсов определенных по показаниям общедомового прибора учета и объемом потребления коммунальных ресурсов определенных по показаниям индивидуальных приборов учета, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что инспекция обоснованно выдала ему предписание о перерасчете платы за поставленные услуги по электроэнергии.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2019 по делу N А32-44051/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.