30 мая 2019 г. |
Дело N А83-7085/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.05.2019.
В полном объеме постановление изготовлено 30.05.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Голика В.С., судей Градовой О.Г., Омельченко В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лесик А.В.,
при участии представителя от общества с ограниченной ответственностью "Красногвардейский элеватор" - Шаповал Н.А., доверенность от 22.08.2018 б/н,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 07 декабря 2018 года по делу N А83-7085/2018 (судья Евдокимова Е.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Красногвардейский Элеватор" (297000, Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Красногвардейское, ул. Элеваторная, д.15А)
заинтересованное лицо - Служба по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым (295001, Республика Крым, г. Симферополь, пер. Тихий, д.6)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Красногвардейский Элеватор" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, в котором просит суд признать незаконным и отменить постановление заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым С.А. Цейко N 78/04.2-05 от 27.04.2018 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Красногвардейский Элеватор" к административной ответственности по статье 10.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 07 декабря 2018 года по делу N А83-7085/2018 заявленные требования удовлетворены.
Пологая, что указанное решение принято судом первой инстанции при неверном применении норм материального и процессуального права Служба по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым обжаловала его в апелляционном порядке, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
От ООО "Красногвардейский Элеватор" в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым от 21.03.2018 N 125/П, в отношении ООО "Красногвардейский элеватор" в период с 27.03.2018 по 02.04.2018, была проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки информации, указанной в полученном Службой Представлении от 19.03.2018 N 362, касающейся фактов вывоза подкарантинной продукции из карантинной фитосанитарной зоны без получения карантинного сертификата.
Проверка проведена административным органом в соответствии с полномочиями, установленными Указом Главы Республики Крым от 16.06.2014 N 51-У "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым", пунктами 2.3, 2.3.3., 4.18. Положения о Службе по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 25.09.2014 N 351.
В ходе проведения проверки установлено, что согласно товаротранспортной накладной от 16.03.2018, ООО "Красногвардейский элеватор" осуществило вывоз подкарантинной продукции, а именно: зерна ячменя урожая 2017 года, в количестве 27,48 тонн, автомобилем Камаз, государственный регистрационной номер Е697АМ82, с прицепом, государственный регистрационной номер которого АВ783082. Поставщиком и грузоотправителем подкарантинной продукции являлся ООО "Красногвардейский элеватор", грузополучателем подкарантинной продукции являлся филиал ГУП РК "КМП" "Феодосийский торговый порт" (в квоту ООО "Красногвардейский элеватор").
Пункт погрузки подкарантинной продукции: Республика Крым, Краногвардейский район, село Миролюбовка.
Согласно пояснений, представленных заместителем директора по производству ООО "Красногвардейский элеватор" от 02.04.2018 N 48, отгрузка ячменя производилась из с. Миролюбовка Красногвардейского района Республики Крым на основании договора купли-продажи от 02.03.2018 N 02/03/18-05.
Вместе с тем, в соответствии с приказом Крымсельхознадзора от 30.09.2016 N 1148/П "О введении карантинного фитосанитарного режима и установлении карантинной фитосанитарной зоны по амброзии полыннолистной", в том числе и на территории села Миролюбовка Петровского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, якобы, была установлена карантинная фитосанитарная зона и введен карантинный фитосанитарный режим.
В акте проверки от 02.04.2018 N 02/04.2-08, Службой было зафиксировано, что документы, подтверждающие фитосанитарное состояние партии перевезенной Обществом продукции (ячмень, в количестве 27,48 тонн), у ООО "Красногвардейский элеватор" на момент проведения проверки отсутствовали, что является нарушением статьи 21 Федерального закона от 21.07.2014 г. N 206-ФЗ "О карантине растений".
02.04.2018 административным органом, ООО "Красногвардейский элеватор" было выдано Предписание N 1/04.2-08, об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации.
По результатам проведенной проверки, 12.04.2018 консультантом, государственным инспектором отдела внутреннего карантина растений управления государственного карантинного фитосанитарного, семенного контроля (надзора), надзора за качеством зерна, Полетаевым А.М., был составлен протокол об административном правонарушении N 71/04.2-09 в отношении ООО "Красногвардейский элеватор" по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)..
Указанный протокол был составлен в присутствии уполномоченного представителя ООО "Красногвардейский элеватор", о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении, извещенного надлежащим образом.
19.04.2018 заместитель начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым, Цейко С.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО "Красногвардейский элеватор", вынес постановление о назначении административного наказания N 78/04.2-09 за совершение административного правонарушения, выразившегося в вывозе из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого, и был введен карантинный фитосанитарный режим, без получения в Службе карантинного сертификата, что несет в себе вероятную угрозу дальнейшего распространения карантинных объектов по территории Республики Крым и других субъектов Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена статьей 10.2 КоАП РФ.
Данным постановлением обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Красногвардейский элеватор" оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции верно руководствовался следующем.
В силу частей 6, 7 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании, в числе прочего, обязан проверить законность и обоснованность оспариваемого решения, установить, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности. При этом, арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 4 статьи 210 АПК РФ установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 10.2 КоАП РФ нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоза с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 21, пункта 5 части 3 статьи 18 Федерального закона "О карантине растений" от 21.07.2014 N 206-ФЗ (далее Закон N 206-ФЗ) запрещен вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим, без карантинного сертификата.
Для целей настоящего Федерального закона используются основные понятия (в том числе) под партией подкарантинной продукции понимается количество однородной подкарантинной продукции, предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю, что предусмотрено пунктом 28 части 1 статьи 2 Закона N 206-ФЗ.
Оформление карантинного сертификата на каждую партию подкарантинной продукции также установлено пунктом 37 части 1 статьи 2 и частью 1 статьи 29 Закона N 206-ФЗ. Такой документ удостоверяет соответствие партии подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям и выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, при перемещении подкарантинной продукции по территории Российской Федерации.
В соответствии с решением комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318, был утвержден Перечень подкарантинной продукции, согласно которому ячмень (код ТН ВЭД ТС 1003) подлежит фитосанитарному контролю (надзору).
Таким образом, в случае вывоза зерна ячменя с территории, на которой введен карантинный фитосанитарный режим, такая подкарантинная продукция должна была обязательно сопровождаться карантинным сертификатом, получаемым в Службе и, подтверждающим отсутствие факта заражения карантинными сорняками.
Вместе с тем, действующим законодательством Российской Федерации установлено, что в соответствии с п. 11 ст. 19 Закона N 206-ФЗ, в течение одного рабочего дня со дня принятия решения об установлении карантинной фитосанитарной зоны и о введении карантинного фитосанитарного режима федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, или его территориальный орган, информирует граждан, юридических лиц, которые осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность в карантинной фитосанитарной зоне, о границах карантинной фитосанитарной зоны, об установленных требованиях, о временных ограничениях, об ответственности за их нарушение и об иных условиях введения карантинного фитосанитарного режима путем размещения на своем официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" и опубликования в средствах массовой информации указанной информации.
Как указывалось выше, 30.09.2016 Крымсельхознадзором был издан приказ N 1148/П "О введении карантинного фитосанитарного режима и установлении карантинной фитосанитарной зоны по амброзии полыннолистной", который был размещен лишь в новостной ленте.
Однако, доказательств, подтверждающих факт публикации информации о введении карантинного фитосанитарного режима и установлении карантинной фитосанитарной зоны по амброзии полыннолистной" в средствах массовой информации (печатных СМИ) и на официальном сайте Службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" материалы дела не содержат.
При этом судебная коллегия соглашается с доводами Общества о том, что информация, размещенная Службой в новостной ленте, не является легко доступной и легко находимой; информация, размещенная в новостной ленте не позволяет установить, какая именно территория села Миролюбовки входит в карантинную зону; информация, размещенная в новостной ленте не содержит в себе указание на границы территории карантинной фитосанитарной зоны; информация, размещенная в новостной ленте не содержит в себе указание на административную ответственность, предусмотренную статьей 10.2 КоАП РФ, к которой привлечено общество, поскольку не является надлежащим уведомлением о введении карантинного фитосанитарного режима, в том числе не представляет возможным установить границы территории, на которой установлен карантинный фитосанитарный режим.
Учитывая изложенное, допущенное Службой нарушение требований вышеуказанного Федерального закона Российской Федерации "О карантине растений", выразившееся в не размещении на своем официальном сайте информации о введении карантинного режима, границах карантинной фитосанитарной зоны, об установленных требованиях, о временных ограничениях, об ответственности за их нарушение и об иных условиях введения картинного фитосанитарного режима, не позволяет установить доказанность Службой наличия обязанности общества в оформлении карантинного фитосанитарного сертификата на вывозимую с указанной территории продукцию.
Таким образом, административным органом не представлено бесспорных и достаточных доказательств наличия в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 10.2 КоАП РФ.
Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Исходя из приведенных обстоятельств и указанных положений законодательства, суд первой инстанции, установив, что в рассматриваемом случае отсутствует событие вменяемого обществу административного правонарушения, обоснованно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции также не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается, поскольку, в силу положений статьи 208 АПК РФ, заявления по данной категории дел государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 07.12.2018 по делу N А83-7085/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.С. Голик |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.