Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 27 сентября 2019 г. N Ф10-3998/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
29 мая 2019 г. |
Дело N А09-6196/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.05.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.05.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Большакова Д.В. и Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Овчинниковой И.В., при участии от заявителя - Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областям (г. Калуга, ОГРН 1094027005071, ИНН 4027096522) - Коростелевой М.И. (по доверенности 25.02.2018 N 107-32/КИ), от заинтересованного лица - Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области (г. Брянск ОГРН 1163256057513, ИНН 3257042953) - Кочетовой И.А. (по доверенности от 21.02.2019 N 3), от третьих лиц: от Управления имущественных отношений Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1053244057085, ИНН 3250059309) - Соловьевой О.Б. (по доверенности от 09.01.2019 N 01/17325), от правительства Брянской области (г. Брянск ОГРН 1023202741187, ИНН 3201002525) - Мариной М.Д. (по доверенности от 21.01.2018 N 1-7564и), от государственного унитарного предприятия "Брянсккоммунэнерго" (г. Брянск ОГРН 1043244003582, ИНН 3250054100) - Клиндуховой Е.В. (по доверенности от 19.04.2016 N 57-д), в отсутствие третьих лиц: Министерства культуры Российской Федерации (г. Москва ОГРН 1087746878295, ИНН 7705851331), Брянской городской администрации (г. Брянск ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, апелляционные жалобы Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области и Управление имущественных отношений Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 30.01.2019 по делу N А09-6196/2018 (судья Кулинич Е.И.),
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областям (далее - МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областям, управление, заявитель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области о признании недействительным предостережения от 20.04.2018 N 3-ФО.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), министерство культуры Российской Федерации (далее - министерство), Управление имущественных отношений Брянской области, правительство Брянской области, Брянская городская администрация и государственное унитарное предприятие "Брянсккоммунэнерго" (далее - ГУП Брянской области "Брянсккоммунэнерго").
Решением Арбитражного суда Брянской области от 30.01.2019 по делу N А09-6196/2018 требования МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областям удовлетворены. Признано незаконным и отменено предостережение Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области от 20.04.2018 N 3/ФО об организации проведения инженерно-технического исследования объекта культурного наследия федерального значения "Памятник советским войнам и партизанам ВОВ 1941- 1945 гг.", расположенного по адресу: г. Брянск, пл. Партизан.
Не согласившись с данным решением, Управление по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на то, что в рассматриваемом случае объект культурного наследия федерального значения "Памятник советским войнам и партизанам ВОВ 1941- 1945 гг." находится в собственности Российской Федерации. Считает, что решение Арбитражного суда Брянской области от 29.10.2015 по делу N А09-10577/2015, которое в обоснование своих доводов приводит Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, и на которое ссылается суд первой инстанции в решении от 30.01.2019 года по делу N А09-6196/2018 о признании недействительным предостережения управления по охране и сохранению историко - культурного наследия Брянской области от 20.04.2018 N 3/ФО не касается объекта недвижимости - сооружения с кадастровым номером: 32:28:0032506:555 площадью 436, 6 кв.м, являющегося собственностью Российской Федерации, так как принято в отношении объекта недвижимости площадью застройки - 20 547,9 кв.м.
Управление имущественных отношений Брянской области также направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте об отсутствии права собственности Российской Федерации на имущество, в отношении которого вынесено обжалуемое предостережение в связи с принятым решением суда Арбитражного суда Брянской области от 29.10.2015 по делу N А09-10577/2015 о признании права на Площадь Партизан и Памятник Советским воинам и партизанам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., незаконные и необоснованные.
Кроме того, отмечает, что судом дана неправомерная оценка действиям управления имущественных отношений Брянской области, как лицом, допустившим злоупотребление правом с намерением причинить вред другому лицу. При этом для констатации сомнительности действий должны быть приведены достаточные аргументы, свидетельствующие о значительном отклонении поведения управления имущественных отношений Брянской области от стандартов разумного и добросовестного осуществления гражданских прав, то есть фактически о злоупотреблении данным государственным органом своими правами во вред иным участникам оборота, в частности, праву федеральной собственности. Право собственности Российской Федерации в отношении "Памятника Советским воинам и партизанам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." управлением имущественных отношений Брянской области не оспаривалось, реестровая ошибка в отношении площади земельного участка, находящегося под памятником федерального значения, устранена во внесудебном порядке. Ущерба в виде убытия из федеральной собственности памятника, имеющего федеральное значение, не произошло.
Также считает несостоятельной ссылку в оспариваемом решении па статью 9.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление следующих полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), поскольку данная норма утратила законную силу. Пунктом 10 вышеуказанного федерального закона предусмотрено, что полномочия федеральных органов исполнительной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В данном случае постановлений Правительства Российской Федерации, связанных с передачей полномочий субъекту Российской Федерации - Брянская область "Памятника Советским воинам и партизанам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.", не издавалось.
Правительство Брянской области в отзыве на апелляционные жалобы поддерживает позиции Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области и Управления имущественных отношений Брянской области, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
ГУП Брянской области "Брянсккоммунэнерго" в отзыве на апелляционные жалобы просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областям в отзыве на апелляционные жалобы возражает против их доводов, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Министерства культуры Российской Федерации в отзыве на апелляционные жалобы просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Управление по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области в дополнениях к письменным пояснениям поддержало свою позицию по делу, указав на то, что в рассматриваемом случае предостережение адресовано исключительно МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областям осуществляющему полномочия собственника в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Памятник советским войнам и партизанам ВОВ 1941-1945 годы", содержит требования обязательные к исполнению последним и предполагает их исполнение в установленный в нем срок.
МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областям в пояснениях по делу поддержало свою позицию по делу.
Управление по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области представило в суд письменные пояснениях относительно доводов, изложенных в отзыве МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областям, а также в апелляционной жалобе Управления имущественных отношений Брянской области, в которых поддержало свою позицию по делу.
Управление имущественных отношений Брянской области отзыв на апелляционную жалобу Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области не направило.
Брянская городская администрация отзывы на апелляционные жалобы не направила.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои позиции по делу.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 16.05.2019 объявлен перерыв до 23.05.2019.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалоб и отзывов на них, суд апелляционной инстанции находит основания для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ТУ ФАУГИ в Брянской области направило в адрес начальника Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области заявление от 13.12.2016 N 03/5835 о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения - "Памятник советским войнам и партизанам ВОВ 1941-1945 годы ".
На основании данного заявления Управлением по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области в адрес ТУ ФАУГИ в Брянской области выдано задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения от 26.01.2017 N 1-6/2/2017, относительно вышеуказанного объекта.
Приказом Управления Росимущества от 19.12.2016 N 471 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области реорганизовано в форме присоединения к нему Территориального управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области и переименовано в Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областям.
Советской районной администрацией города Брянска 03.04.2018 направлены письма в адрес МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областям и Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области о необходимости принять меры и организовать проведение детального инструментального обследования памятника и при необходимости выполнить ремонтные работы.
В связи с бездействием МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областям, как собственника вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 20.04.2018 N 3/90, согласно которому Управление обязано в срок до 20.07.2018 устранить нарушения.
Полагая, что указанное предостережение является незаконным и нарушает его права и законные интересы, МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областям обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что предостережение Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области от 20.04.208 N 3/ФО не соответствует нормам законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя. Ссылаясь на обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области 29.10.2015 по делу N А09-10577/2015, суд первой инстанции пришел к выводу, что в силу данного решения собственником Памятника Советским воинам и партизанам Великой Отечественной войны 1941-1945 годы является субъект Российской Федерации - Брянская область, указав на то, что Управлением имущественных отношений Брянской области решение Арбитражного суда Брянской области от 29.10.2015 по делу N А09-10577/2015 не исполнено в полном объеме, так как зарегистрировано право собственности только на плоскостное сооружение, а также отметив, что в данном случае Управление имущественных отношений Брянской области допустило злоупотребление правом.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами в силу следующего.
Пунктом 4 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) установлено, что в целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора) выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Согласно ч. 5 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ при условии, что иное не установлено федеральным законом, при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований (ч. 6 ст. 8.2 вышеуказанного Федерального закона N 294-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166, решение о направлении предостережения принимает руководитель, заместитель руководителя органа государственного контроля (надзора) или иное уполномоченное приказом органа государственного контроля (надзора) должностное лицо органа государственного контроля (надзора).
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее Закон N 73-ФЗ).
В преамбуле Закона N 73-ФЗ указано, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации, в связи с чем в Российской Федерации гарантируется их сохранность в интересах настоящего и будущего поколений.
В силу пункта 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, а также выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно статье 40 Закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - это есть меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии со статьями 47.2 и 47.3 Закона N 73-ФЗ лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 названного Закона (унитарные предприятия или учреждения, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления), при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обязаны обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном Законом N 73-ФЗ, а при содержании и использовании объекта культурного наследия - также осуществлять расходы на содержание такого объекта и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, и не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживая ее в благоустроенном состоянии.
Так, в силу пункта 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, а передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению таким лицом.
Таким образом, упомянутые нормы не только устанавливают требования к форме охранного обязательства, порядок его утверждения, мероприятия, подлежащие включению в охранное обязательство, но и предусматривают круг лиц, на который оформлением охранного обязательства должны быть возложены соответствующие обязанности.
При этом обязанность по осуществлению охраны возложена законом на лиц, имеющих предусмотренные пунктом 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ права по их владению и использованию (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25.01.2018 по делу N 305-ЭС17-17543, пункт 23 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018.
Требования к содержанию и порядок оформления охранного обязательства регламентирован статьей 47.6 Закона N 73-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия. Охранным обязательством, в том числе устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона и к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 47.6). В случае несогласия собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия с требованиями к объекту культурного наследия, установленными соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия может обжаловать указанные требования в суд (пункт 3 статьи 47.6). Неотъемлемой частью охранного обязательства является паспорт объекта культурного наследия (пункт 4 статьи 47.6).
В соответствии с пунктом 7 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ охранное обязательство утверждается актом Федерального органа охраны объектов культурного наследия или актом регионального органа охраны объектов культурного наследия в зависимости от категории объекта (федерального, регионального или местного значения).
Копия акта с копией утвержденного охранного обязательства вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении собственнику объекта культурного наследия, собственнику или иному владельцу земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, другим лицам, к обязанностям которых относится его исполнение, а также в орган кадастрового учета для регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не позднее трех рабочих дней со дня утверждения охранного обязательства (пункт 12 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ).
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты историко-культурного наследия общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, отнесены исключительно к федеральной собственности.
Как установлено судом, согласно записи регистрации в Едином государственном реестре недвижимости от 30.09.2010 N 32-32-01/063/2010-885 объект культурного наследия федерального значения "Памятник Советским воинам и партизанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны" (сооружение с кадастровым номером: 32:28:0032506:555 площадью 436, 6 кв.м.) находится в собственности Российской Федерации.
Таким образом, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях осуществляет полномочия собственника в отношении вышеназванного объекта культурного наследия.
Указанный памятник является объектом культурного наследия федерального значения, подлежащим государственной охране на основании постановления Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624 "О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР".
Вышеназванный объект культурного наследия включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за регистрационным номером 321510199020006.
Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 29.01.2019 подтверждает, что объект культурного наследия федерального значения "Памятник Советским воинам и партизанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны" (сооружение с кадастровым номером: 32:28:0032506:555, площадью 436, 6 кв.м.) находится в собственности Российской Федерации.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определено, что государственной регистрацией прав на недвижимое имущество является юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 5 статьи 1 вышеназванного закона государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Как усматривается из материалов дела, в связи с ненадлежащим техническим состоянии спорного объекта культуры Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области направило в адрес начальника Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области заявление от 13.12.2016 N 03/5835 о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения "Памятник Советским воинам и партизанам Великой Отечественной войны 1941-1945".
На основании данного заявления Управлением по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области в адрес ТУ ФАУГИ в Брянской области выдано задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения от 26.01.2017 N 1-6/2/2017 относительно вышеуказанного объекта.
Согласно приказу Управления Росимущества от 19.12.2016 N 471 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области реорганизовано в форме присоединения к нему Территориального управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Брянской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области и переименовано в Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областям.
В соответствии с Положением о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 471, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях осуществляет полномочия собственника, в том числе в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором последнее осуществляет свою деятельность.
Таким образом, в силу 47.2 и 47.3, 47.6 Закона N 73 - ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязаны обеспечивать сохранность объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Как следует из материалов дела, приказом управления по охране и сохранению историко - культурного наследия Брянской области от 08.11.2018 N 2-1/083 утверждено охранное обязательство от 07.11.2018 N 454 Межрегионального территориального управления Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях.
В соответствии с письмом Управления Росреестра по Брянской области о проведении государственной регистрации ограничения (обременения) права от 21.11.2018 МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях уведомлено о проведении государственной регистрации ограничения спорного объекта культурного наследия на основании приказа управления по охране и сохранению историко - культурного наследия Брянской области от 08.11.2018 N 2-1/083 и охранного свидетельства собственника.
Поскольку объект находится в собственности Российской Федерации и расположен на территории Брянской области, заявитель осуществляет в отношении него полномочия собственника, следовательно, именно МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областям несет обязанность по выполнению охранного обязательства в отношении объекта.
В адрес МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областям и Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области Советской районной администрацией города Брянска 03.04.2018 направлены письма о необходимости принять меры и организовать проведение детального инструментального обследования памятника и при необходимости выполнить ремонтные работы.
На основании поступившей информации о техническом состоянии спорного объекта культурного наследия в силу статей 8.2, 8.3 Закона N 294-ФЗ в адрес МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областям вынесено предостережение, которым последнему предложено в целях обеспечения сохранности и поддержания указанного объекта в надлежащем техническом состоянии организовать проведение инженерно-технического исследования указанного объекта, являющегося неотъемлемой частью научно-исследовательских работ согласно пункту 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ и в указанный в предостережении срок направить в адрес управления уведомление об исполнении предостережения; в предостережении указано на возможность подачи возражений в случае несогласия с вынесенным предостережением.
Проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными судом доказательствами и положениями вышеуказанных норм, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, оспариваемое предостережение вынесено управлением в соответствии с законодательством и в пределах полномочий, носит предупредительный (профилактический) характер о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства, и не нарушает права заявителя.
При этом судебная коллегия полагает, что вывод суда о том, что, поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области 29.10.2015 по делу N А09-10577/2015 признано права собственности за субъектом Российской Федерации Брянской областью на объект недвижимого имущества - Площадь Партизан и Памятник Советским воинам и партизанам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. площадью застройки 20 547,9 м2, расположенный по адресу: г. Брянск, площадь Партизан, то собственником памятника Советским воинам и партизанам Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. является субъект Российской Федерации - Брянская область, является необоснованным в силу следующего.
Как установлено судом, действительно, 29 октября 2015 года Арбитражным судом Брянской области вынесено решение по делу N А09-10577/2015 о признании права собственности за субъектом Российской Федерации Брянской областью на объект недвижимого имущества - Площадь Партизан и Памятник Советским воинам и партизанам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. площадью застройки 20 547,9 м2, расположенный по адресу: г. Брянск, площадь Партизан.
Наименование плоскостного сооружения и площадь застройки взяты из технического паспорта от 20.10.2009, изготовленного ГУП "Брянскоблтехинвентаризация".
В соответствии с указанным решением зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации Брянской области на плоскостное сооружение.
На момент обращения в суд с иском о признания права собственности на Площадь Партизан объект культурного наследия федерального значения "Памятник Советским воинам и партизанам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." стоял на кадастровом учете по номером 32:28:0032506:555 с регистрацией права собственности за Российской Федерацией, что отмечено в выписке из реестра федерального имущества от 10.04.2017 N 113/1. Регистрация данного памятника произведена 30.09.2010.
Документом-основанием для регистрации права собственности за Российской Федерацией послужило Постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624, Постановление ВС от 27.12.1991 N 3020-1 в котором пункте 3 указано, что к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности, относятся объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности.
В 2017 году установлено, что в объект недвижимости - Площадь Партизан, площадью застройки 20 547,9 кв.м, ошибочно включена площадь памятника 436,6 кв. м.
При этом ГУП "Брянсккоммунэнерго", как балансодержателем объекта, проведена работа по исправлению технической ошибки по исключению площади объекта недвижимости, находящегося в федеральной собственности: Памятник Советским воинам и партизанам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. площадью застройки 436,6 кв. м. с кадастровым номером 32:28:0032506:555 из площади плоскостного сооружения - площадь Партизан с кадастровым номером 32:28:0032504:92.
Так, из выписки из ЕГРН от 14.09.2017 следует, что наименование: Площадь партизан площадь составила 20 111,3 кв.м., правообладатель: субъект Российской Федерации - Брянская область.
Из выписки из ЕГРН от 26.06.2018 следует, что наименование сооружения: Памятник советским воинам и партизанам Великой Отечественной войны 1941-1942 гг. площадь - 436.6 кв.м., правообладатель: Российская Федерация.
Таким образом, решение Арбитражного суда Брянской области от 29.10.2015 по делу N А09-10577/2015, которое в обоснование своих доводов приводит Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, и на которое ссылается суд первой инстанции не касается объекта недвижимости - сооружения с кадастровым номером: 32:28:0032506:555 площадью 436, 6 кв.м., являющегося собственностью Российской Федерации, так как вынесено в отношении объекта недвижимости площадью застройки - 20 547,9 кв.м.
Следовательно, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о том, что собственником Памятника Советским воинам и партизанам Великой Отечественной войны (площадь - 436,6 кв.м.) является Брянская область, а Управление имущественных отношений Брянской области допустило злоупотребление правом.
Доводы заявителя о неисполнимости предостережения и неверном определением лица, на которое возлагается обязанность по проведению работ, указанных в нем, не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку выполнение требований оспариваемого предостережения, вытекающих из общего бремени содержания собственником своего имущества, в их правовом единстве с нормами статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 40, 48 Закона N 73-ФЗ по своей правовой природе является, не чем иным, как публичной обязанностью собственника, предусмотренной пунктом 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации, ограничивающей в конституционно значимых целях свободу собственника в вопросах распоряжения своим имуществом.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требования МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областям.
Таким образом, поскольку объект находится в собственности Российской Федерации и расположен на территории Брянской области, МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областям (заявитель) осуществляет в отношении него полномочия собственника, а следовательно, именно МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областям несет обязанность по выполнению охранного обязательства в отношении объекта.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены оспариваемого предостережения Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области от 20.04.2018 N 3-ФО, поскольку выдано в порядке и по основаниям, предусмотренным Законом N 73-ФЗ, адресовано надлежащему органу и не нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а в удовлетворении требований МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областям о признании недействительным предостережения Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области о признании недействительным предостережения от 20.04.2018 N 3-ФО следует отказать.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 30.01.2019 по делу N А09-6196/2018 отменить.
В удовлетворении заявленного требования Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областям отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.