г. Тула |
|
30 мая 2019 г. |
Дело N А62-1168/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.05.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Егураевой Н.В., судей Бычковой Т.В. и Грошева И.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кондратеня Е.В., при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные системы "Жуково" (далее - ООО "Коммунальные системы "Жуково", Смоленская обл., д. Покорное, ИНН 6714028355, ОГРН 1076714002518) - представителей Семенова А.А. (доверенность от 09.01.2019), Ананьева Д.А. (доверенность от 29.03.2019), в отсутствие общества с ограниченной ответственностью "Жуковская энергетическая компания" (далее - ООО "ЖЭК", Смоленская обл., с. Печерск, ИНН 6714035610, ОГРН 1146733019729) и администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЖЭК" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.10.2018 по делу N А62-1168/2018 (судья Савчук Л.А.),
УСТАНОВИЛ:
ООО "Коммунальные системы "Жуково" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, АПК РФ), к ООО "ЖЭК" о взыскании долга за самовольное (бездоговорное) пользование централизованной системой холодного водоснабжения и водоотведения за период с 06.07.2017 по 09.10.2017 в общем размере 401 417 руб. 25 коп., пени в размере 72 255 руб. 10 коп. за период с 13.11.2017 по 20.09.2018 с последующим начислением неустойки по день фактической оплаты долга.
Определением суда от 14.08.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 04.10.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме, распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение Арбитражного суда Смоленской области отменить. В обоснование своей позиции указывает, что истцом в материалы дела не представлены доказательства принадлежности ему на законном основании сетей водоснабжения и водоотведения в спорный период. Ответчик ссылается на то, что в материалах дела отсутствует акт фиксации самовольного пользования системами водоснабжения и водоотведения. Ссылается на период работы бани с 23.09.2017 по 09.10.2017, до этого была стадия заключения договоров, и злоупотребление истцом правом.
В суд от департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике в ответ на запрос поступили тарифные дела по установлению тарифа на холодное водоснабжение и водоотведение для ООО "Коммунальные системы "Жуково" на 2017 год (постановление департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 30.11.2015 N 474 и постановление "О внесении изменений в постановление департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 30.11.2015 N 474" от 20.12.2016 N 483).
От истца в суд поступило дополнение к отзыву на апелляционную жалобу, которое на основании статей 262, 268 АПК РФ приобщено к материалам дела.
Ответчик и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей не направили. Судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Кодекса.
Представители истца в заседании суда возражали против доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, оценив представленные доказательства, заслушав пояснения представителей истца, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение подлежит отмене, а исковые требования оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, муниципальному образованию Стабенское сельское поселение Смоленского района Смоленской области на праве собственности принадлежат объекты коммунальной инфраструктуры - водопроводные и канализационные сети, расположенные на территории Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области. Указанное обстоятельство также подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 08.12.2016 по делу N А62-5918/2016.
01.06.2013 между администрацией (арендодателем) и ООО "Коммунальные системы "Жуково" (арендатором) был заключен договор аренды имущества N 3 на срок до 31.05.2016, по условиям которого администрация передала арендатору во временное владение и пользование объекты коммунальной инфраструктуры для выполнения функций теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, оказания услуг бани.
По истечении срока действия указанного договора аренды имущества новый договор не заключался.
Истец и администрация при рассмотрении настоящего спора поясняли, что фактически ООО "Коммунальные системы "Жуково" продолжало владеть и пользоваться объектами коммунальной инфраструктуры.
По договору аренды недвижимого имущества от 11.11.2014 N 2 администрация Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (арендодатель) предоставила во временное владение и пользование истцу (арендатору) объекты коммунальной инфраструктуры для выполнения функций водоснабжения, в частности, два земельных участка с расположенными на них четырьмя артезианскими скважинами и двумя водонапорными башнями, находящиеся в д. Жуково, Смоленский район Смоленской области. Договор заключен на срок с 01.12.2014 по 30.11.2019.
Постановлением департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 30.11.2015 N 474 (в редакции постановления от 20.12.2016 N 483) для ООО "Коммунальные системы "Жуково" установлены тарифы на холодную питьевую воду и водоотведение с 01.01.2016 по 31.12.2018.
06.07.2017 между администрацией Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (арендодателем) и ООО "ЖЭК" (арендатором) заключен договор аренды нежилого помещения N 2, согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду нежилое помещение, расположенное по адресу: Смоленская обл., Смоленский р-н, д. Жуково.
В соответствии с пунктом 1.2 договора арендуемое помещение (здание) площадью 371,8 кв.м. будет использоваться под баню.
Факт передачи объекта арендатору подтверждается передаточным актом от 06.07.2017.
Договор заключен на срок с 06.07.2017 по 01.07.2018 (п. 1.4 договора).
В соответствии с соглашением от 09.10.2017 о расторжении договора аренды нежилого помещения N 2 с указанной даты договор между ответчиком и третьим лицом расторгнут. Ответчик по передаточному акту от 09.10.2017 передал администрации здание бани.
Согласно п. 6 передаточного акта показания приборов учета на указанную дату составляет: 102 квт/ч, ГВС - 20 м.куб.
Также в период с 06.07.2017 по 09.10.2017 арендованный объект был подключен к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения, что не оспаривается участвующими в деле лицами и подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию наружных сетей холодного водоснабжения бани д. Жуково Стабенского сельского поселения от 06.07.2017, согласно которому наружная сеть холодного водоснабжения имеет ввод в помещение бани и на ней установлен вводной вентиль. Технические условия на установку счетчика холодной воды у потребителя утверждены ООО "ЖЭК", согласно которым счетчик холодной воды установлен на вводе после входного запорного устройства в приямке внутри здания бани на трубопроводе д 32 мм. Представлена схема водопроводной сети холодного водоснабжения бани, также составленная ответчиком, с указанием ввода внутрь помещения бани с установленным краном д 32 мм в приямке внутри здания (т.1 л.д. 42-45).
Техническое присоединение, являющееся однократным, следует и из того, что с 01.06.2013 минимум по 10.03.2017 (дата вступления в законную силу решения по делу N А62-5918/2016 об обязании ООО "Коммунальные системы "Жуково" возвратить по акту приема-передачи администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области арендованный по договору аренды имущества N 3 от 01.06.2013 объект коммунальной инфраструктуры: баня, общая площадь 371,8 кв.м.) объект недвижимости - здание бани использовался самим истцом.
Несмотря на процесс согласования ООО "Коммунальные системы "Жуково" и ООО "ЖЭК" (потребителем) условий единого договора, договор холодного водоснабжения и водоотведения так и не был заключен, холодная вода и сточные воды ответчиком не оплачивались.
14.07.2017 ответчик заключил договор энергоснабжения с АО "АтомЭнергоСбыт"; 22.09.2017 ООО "ЖЭК" направило в адрес ООО "Коммунальные системы "Жуково" договор горячего водоснабжения, просило подачу горячей воды в баню начать с 22.09.2017 и ввести в эксплуатацию приборы учета холодной и горячей воды по данному объекту (т.1 л.д. 53-63, 100).
Ссылаясь на неоплату ответчиком услуг водоснабжения и водоотведения, полученных в результате бездоговорного потребления, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта бездоговорного потребления ответчиком холодной воды и сброса сточных вод за весь период аренды здания бани и отсутствия доказательств их оплаты, а также из того, что истец правомерно пользовался муниципальным имуществом и оказывал услуги по холодному водоснабжению и водоотведению ответчику.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда области ввиду следующего.
Пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В договоре аренды нежилого помещения от 06.07.2017 N 2 стороны не предусмотрели возложение обязанности по несению расходов на оплату коммунальных ресурсов и заключение договоров на их поставку на арендатора или арендодателя.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, аренда имущества предполагает его использование (эксплуатацию) с учетом его потребительских качеств, как в предпринимательской, так и не связанных с предпринимательской деятельностью целях. Поскольку техническая и коммерческая эксплуатация помещений бани осуществляется арендатором, то связанные с ней расходы возлагаются на арендатора, если стороны в договоре не установили иное распределение расходов.
10.07.2017 ООО "ЖЭК" направило в адрес ООО "Коммунальные системы "Жуково" письмо от 07.07.2017 исх. N 13, которое было получено последним, с просьбой в связи со значительной социальной значимостью для Стабенского сельского поселения вопроса об использовании бани рассмотреть вопрос о заключении договоров и сообщить о своем решении в кратчайшие сроки (т.1 л.д. 82-83).
В ответ на указанное письмо ООО "Коммунальные системы "Жуково" в уведомлении от 14.07.2017 исх. N 179 сообщило, что данная заявка не соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации", в связи с вышеизложенным рассмотрение заявки о заключении договора теплоснабжения приостановлено до 10 рабочих дней, рассмотрение заявки о заключении договора водоснабжения приостановлено до 20 дней (т. 1 л.д. 84).
В дополнение к письму от 07.07.2017 ООО "ЖЭК" направило ООО "Коммунальные системы "Жуково" заявление от 01.08.2017 исх. N 25 с просьбой заключить договор на поставку коммунальных ресурсов (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, отопление) нежилого помещения - здания бани, расположенного по адресу: Смоленская область Смоленский район д. Жуково.
ООО "Коммунальные системы "Жуково", рассмотрев заявку исх. N 13 от 07.07.2017 и дополнение к данной заявке исх. N 25 от 01.08.2017 письмом от 04.08.2017 исх. N 207 повторно сообщило, что для заключения договоров теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения относительно объекта "баня" необходимо предоставить в его адрес три заявки: по договору холодного водоснабжения и водоотведения, договору горячего водоснабжения и договору теплоснабжения отдельно (т. 1 л.д. 87-88).
ООО "ЖЭК" направило в адрес ООО "Коммунальные системы "Жуково" в дополнение к заявлению от 01.08.2017 исх. N 25 заявки от 17.08.2017 на заключение договора горячего водоснабжения исх. N 38 и на заключение договора холодного водоснабжения N 39 (т.1 л.д. 92-95).
ООО "Коммунальные системы "Жуково" письмом от 21.08.2017 исх. N 217 направило ООО "ЖЭК" проект договора горячего водоснабжения по объекту - баня, расположенному по адресу: Смоленская область, Смоленский район, д. Жуково.
Письмом от 05.09.2017 исх. N 52 ООО "ЖЭК" направило в адрес ООО "Коммунальные системы "Жуково" договор горячего водоснабжения совместно с протоколом разногласий (т.1 л.д. 98).
А также 05.09.2019 ООО "ЖЭК" направило в адрес ООО "Коммунальные системы "Жуково" заявки исх. N N 51, 54 на допуск к эксплуатации узлов учета горячего и холодного водоснабжения (т.1 л.д. 104-107).
В связи с получением ответчиком 06.09.2017 от истца единого договора холодного водоснабжения и водоотведения 08.09.2017 ООО "ЖЭК" за исх. N 62 обратилось к главе муниципального образования Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области с просьбой предоставить информацию, находятся ли в пользовании (аренде) ООО "Коммунальные системы "Жуково" какие-либо объекты водоотведения Стабенского сельского поселения (т.1 л.д. 101).
12.09.2017 глава муниципального образования Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области ответил ООО "ЖЭК", что объекты водоотведения Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области не находятся в пользовании (аренде) ООО "Коммунальные системы "Жуково" (т. 1 л.д. 97).
В этот же день письмом от 12.09.2017 N 63 ООО "ЖЭК", ознакомившись с договором холодного водоснабжения и водоотведения здания бани д. Жуково Смоленского района, просило ООО "Коммунальные системы "Жуково" исключить из данного договора положения, касающиеся услуг водоотведения, поскольку объекты водоотведения (канализационные сети, очистные сооружения) Стабенского сельского поселения в собственности или ином законном пользовании у ООО "Коммунальные системы "Жуково" отсутствуют, и направить в ООО "ЖЭК" измененный договор (т. 1 л.д. 102).
ООО "Коммунальные системы "Жуково" письмом от 26.09.2017 исх. N 241 сообщило ООО "ЖЭК", что ООО "Коммунальные системы "Жуково" занимается обслуживанием и эксплуатацией канализационно-насосной станции, принимающей сточные воды от объекта "баня" д. Жуково, а для исключения из договора положений, касающихся услуг водоотведения, ООО "ЖЭК" необходимо представить в адрес ООО "Коммунальные системы "Жуково" надлежащим образом заверенную копию договора на водоотведение, заключенного с собственником или организацией, владеющей на законном основании канализационными сетями, к которым подключен объект "баня" д. Жуково (т. 1 л.д. 103).
Одновременно письмом от 26.09.2017 исх. N 242 ООО "Коммунальные системы "Жуково", рассмотрев заявку от 05.09.2017 исх. N 54 сообщило, что между ООО "ЖЭК" и ООО "Коммунальные системы "Жуково" не заключен договор холодного водоснабжения, в связи с чем узел учета холодного водоснабжения не может быть введен в эксплуатацию, для такого допуска необходимо представить технические условия на установку узла учета холодной воды, выданные организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, и заключить вышеуказанный договор с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение (т.1 л.д. 108).
Как ранее установлено, с 09.10.2017 договор аренды нежилого помещения N 2 от 06.07.2017 между ответчиком и третьим лицом расторгнут, ответчик 09.10.2017 передал администрации здание бани.
Согласно п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
То есть для заключения договора водоснабжения и водоотведения, оказания соответствующих услуг применительно к спорным правоотношениям энергопринимающие устройства ответчика должны быть присоединены к сетям истца.
Отношения абонентов и организаций водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776).
Согласно пунктам 2, 4 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении водоотведение представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, а водоснабжение - это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Водоснабжение и водоотведение, в частности транспортировка воды и стоков, относятся к регулируемым государством видам деятельности, цена за подобные услуги определяется органом регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (абз. 2 п. 1 ст. 424 ГК РФ, ч.ч. 1, 2, 7, 8, 10 ст. 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Частью 3 статьи 11 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.
Приведенные нормы отражают специфику отношений по передаче ресурса по присоединенной сети, заключающуюся в том, что собственник участка сети по общему правилу не вправе перекрывать, а равно изымать свой участок из общей сети ресурсоснабжения, так как из-за особого свойства сети, заключающегося в последовательности и непрерывности, в таком случае страдают интересы добросовестных потребителей ресурса, получающих его посредством сети, а также владельцев других ее участков, обладающих правом взимания платы за передачу ресурса по установленному государством тарифу, и собственно производителей и продавцов ресурса.
Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Соответственно, собственник участка сети не вправе принудительно взимать плату за переток ресурса через свой участок только лишь на основании норм ГК РФ или заключенного соглашения, так как подобная деятельность регулируется государством посредством установления тарифов на основе анализа совокупности всех отношений, связанных с производством, передачей и потреблением ресурса по конкретной энергосети с соблюдением необходимого баланса интересов всех участников этих отношений.
Иное означало бы возможность получить плату за пользование сетями и компенсировать затраты на их содержание и эксплуатацию в обход действующего законодательства.
С учетом изложенного, применение к требованиям о взыскании долга по оплате услуг водоотведения тарифа, установленного не владельцу сети с нарушением законодательства о тарифном регулировании, законом не предусмотрено.
В соответствии с ч. 6 ст. 13, ч. 6 ст. 14 Закона о водоснабжении и водоотведении оплата горячей, питьевой и (или) технической воды по договору водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду (горячее водоснабжение), питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) техническую воду; оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение.
Истцом не подтверждено документально законное основание владения, пользования объектами недвижимости в спорном периоде, в частности, канализацией и водопроводом в д. Жуково (п.п. 6, 7 приложения N 1 к договору аренды имущества от 01.06.2013 N 3), используемыми для осуществления регулируемой деятельности (т.2 л.д.19-25). Не имеется таких доказательств и в тарифных делах.
Сам по себе факт установления тарифа на холодную питьевую воду и водоотведение для истца на 2017 год не является доказательством наличия законного права на пользование объектами муниципальной собственности, если отсутствует право на них.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия которого определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного ч. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 41.1 данного закона в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Объектами концессионного соглашения являются, в том числе, объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях").
На основании ч. 1.1 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное п. 11 ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4 настоящего Федерального закона. При том, что в силу ч. 1 ст. 13 данного Закона, концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
Доказательства соблюдения истцом процедуры, установленной для заключения концессионного соглашения, равно как и действующий в спорном периоде 2017 года договор аренды в отношении вышеназванных объектов муниципальной собственности для оказания услуг водоснабжения и водоотведения в д. Жуково, в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, истцом нарушены ч.ч. 1, 5 ст. 17.1, ст.ст. 15, 19 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ч.ч. 1, 3 ст. 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы N 67 от 10.02.2010.
Более того, Арбитражным судом Смоленской области при рассмотрении дела N А62-5918/2016 по иску администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области к ООО "Коммунальные системы "Жуково" об обязании вернуть арендованное имущество, переданное по договору аренды имущества N 3 от 01.06.2013, установлены обстоятельства, имеющие в силу ст. 69 АПК РФ преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.
Так, арбитражным судом было установлено, что в ходе рассмотрения дела N А62-5918/2016 администрация представила в суд подписанные обеими сторонами акты приема-передачи имущества N 5, 4, 6 - 11. Номера актов совпадают с порядковыми номерами переданного в аренду имущества согласно перечню передаваемых в аренду объектов коммунальной инфраструктуры, который является приложением N 1 к договору (канализация и водопровод в д. Жуково - п.п. 6, 7 приложения N 1 к договору аренды имущества от 01.06.2013 N 3), прекратившего действие 01.06.2016.
Поскольку суд признал переданным арендатором имущество согласно приложению к договору со второго пункта по одиннадцатый, решением от 08.12.2016, вступившим в законную силу 10.03.2017, на ООО "Коммунальные системы "Жуково" была возложена обязанность возвратить администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области арендованный по договору аренды имущества N 3 от 01.06.2013 один объект коммунальной инфраструктуры: баню, общей площадью 371,8 кв.м. (п. 1 приложения к договору).
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела истец и третье лицо указывали, что ООО "Коммунальные системы "Жуково" в период с 01.06.2016 по 22.11.2017 фактически владело, обслуживало и пользовалось объектами коммунальной инфраструктуры в целях выполнения функций теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, несмотря на то, что отсутствовал письменный договор аренды имущества. То есть истец и третье лицо в отношении одного и того же имущества представляют по двум делам прямо противоположные доказательства и пояснения, что является не допустимым процессуальным поведением.
Согласно п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
После прекращения действия договора от 01.06.2013 общество должно было возвратить муниципальное имущество администрации, а администрации надлежало принять меры в соответствии с действующим законодательством по организации водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования.
Принимая во внимание обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 08.12.2016 и постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 по делу N А62-5918/2016, а именно: передачу объектов коммунальной инфраструктуры, за исключением бани, арендодателю, судебная коллегия приходит к выводу, что истец не мог заключить с ответчиком единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, поскольку у него отсутствовали сети, к которым присоединено энергопринимающее устройство объекта, арендуемого ответчиком.
Об отсутствии объектов водоотведения Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в пользовании (аренде) ООО "Коммунальные системы "Жуково" администрация 12.09.2017 также сообщила и ООО "ЖЭК".
Кроме того, истец 20.04.2016 не должен был в составе документов для корректировки долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2017 - 2018 годы департаменту Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике в реестре правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользование и распоряжение в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, ссылаться на наличие такого правоустанавливающего документа, как договор аренды имущества от 01.06.2013 N 3, который прекратил действие 01.06.2016.
Таким образом, действующее нормативное регулирование в указанной сфере деятельности исключает возможность предъявления субъектам экономической деятельности требований об оплате услуг по водоотведению в отсутствие установленного предусмотренном законом порядке тарифа, запрещая при этом собственникам и иным законным владельцам водопроводных и (или) канализационных сетей препятствовать перетоку воды по их водопроводным и (или) канализационным сетям, что предполагает наличие у лица, намеренного осуществлять указанные виды деятельности, заблаговременно обратиться в орган тарифного регулирования с соответствующим экономическим обоснованием для установления ему тарифа для расчетов с контрагентами в соответствующем периоде.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции отклоняет довод истца о том, что он не имел прав прекратить эксплуатацию отдельных объектов (водопроводных и канализационных сетей) централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения д. Жуково до передачи их на обслуживание (эксплуатацию) или аренду иной организации, как не влияющий на отсутствие обязанности у ответчика оплатить водоотведение, более того, в размере бездоговорного.
Указание администрацией на то, что в спорный период времени услуги по водоснабжению и водоотведению оказывал истец, не свидетельствует о добросовестном поведении последнего, действующего в обход законодательства о тарифном регулировании, о водоснабжении и водоотведении и о концессионном соглашении не в чрезвычайной либо аварийной ситуации, а на протяжении длительного времени.
Как указано выше, истец знал, что у него в спорном периоде отсутствуют сети на законном основании, тарифы на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, водоотведения в сложившейся ситуации ему установлены не обоснованные, но приступил к оказанию услуг ответчику. Более того, ссылаясь суду на фактическое владение и пользование сетями, истец при согласовании с ответчиком условий договора на водоснабжение предлагал ООО "ЖЭК" представить в адрес ООО "Коммунальные системы "Жуково" надлежащим образом заверенную копию договора на водоотведение, заключенного с собственником или организацией, владеющей на законном основании канализационными сетями, к которым подключен объект "баня" д. Жуково, и для допуска узла учета - технические условия на установку узла учета холодной воды, выданные организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, и заключить вышеуказанный договор с такой организацией, что явно не соответствует п. 5 ст. 10 ГК РФ.
ООО "Коммунальные системы "Жуково" не является единственным поставщиком услуг, так как имущество для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению могло быть передано собственником любому лицу, отвечающему необходимым критериям; администрация после прекращения действия договора аренды имущества от 01.06.2013 N 3 не передавала имущество истцу, в связи с чем последний не обладал правом для использования такого имущества в предпринимательских целях для извлечения прибыли.
Частью 2 статьи 13 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено Законом о водоснабжении и водоотведении, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
На основании ч. 2 ст. 14 указанного Закона к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено Законом о водоснабжении и водоотведении, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ).
Вместе с тем, как верно установлено судом первой инстанции, объект ответчика в период действия договора аренды был подключен к системе водоснабжения и водоотведения, акт об ограничении подачи ресурса не составлен.
Согласно п. 1 статьи 20 Закона о водоснабжении и водоотведении коммерческому учету подлежит количество воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения.
В пункте 10 статьи 20 Закона о водоснабжении и водоотведении, а также в пункте 14 Правил N 776, предусмотрено, что осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается в следующих случаях: 1) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 2) в случае неисправности прибора учета; 3) при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющихся собственностью абонента, организации, которые эксплуатируют водопроводные, канализационные сети, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении потребления воды.
В силу пункта 2 Правил N 644 "самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения" - пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета.
При расчетном способе коммерческого учета воды применяются в числе прочего метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, и метод гарантированного объема подачи воды (подпункты "а" и "в" пункта 15 Правил N 776).
Применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года (п. 16 Правил N 776).
Согласно п. 22 Правил N 776 коммерческий учет сточных вод осуществляется расчетным способом при отсутствии прибора учета, в том числе, в случае самовольного пользования централизованными системами водоснабжения.
В соответствии с п. 23 вышеуказанных Правил при отсутствии у абонента прибора учета или неисправности прибора учета (в том числе при демонтаже прибора учета в связи с его поверкой, ремонтом или заменой), нарушении сроков представления показаний прибора учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом организации, осуществляющей водоотведение, о временном прекращении сброса сточных вод, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения, в том числе определенному расчетным способом в соответствии с разделом III Правил.
Истцом в соответствии с определенной законодательством формулой произведен расчет задолженности за бездоговорное холодное водоснабжение и водоотведение за период фактического нахождения спорного объекта в аренде у ответчика (06.07.2017 - 09.10.2017): водоснабжение - 287 246,90 руб., водоотведение - 114 170,35 руб., всего - 401 417,25 руб.
Как выше установлено судом, требование о взыскании долга по оплате водоотведения не подлежит удовлетворению.
Исходя из конкретных вышеизложенных обстоятельств дела и поведения сторон, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения требований истца по оплате услуг водоснабжения, размер которых определен истцом расчетным способом, как бездоговорное потребление.
Вместе с тем, отсутствие заключенного между сторонами договора не освобождает абонента от обязанности произвести оплату поставленного в спорный период времени ресурса. Поскольку у ответчика имелась фактическая возможность потреблять ресурс в виде холодной питьевой воды, а у истца на основании договора аренды от 11.11.2014 находились в пользовании артезианские скважины и водонапорные башни, принимая во внимание отсутствие прибора учета холодной воды, суд апелляционной инстанции предложил истцу выполнить справочный расчет долга по оплате потребленного ответчиком ресурса, исходя из норматива.
Однако, истец отказался выполнить такой расчет, ссылаясь на отсутствие необходимой информации, возражал против применения судом при расчете исходя из норматива сведений из схемы отбора проб холодной воды бани д. Жуково, представленной ответчиком (т.1 л.д.90), как составленной потребителем в одностороннем порядке.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что риск невозможности определения объема потребленной ответчиком воды лежит на истце как на организации водопроводно-канализационного хозяйства, обладающей полномочиями на проведение, в том числе проверки водопроводных, канализационных сетей, иных устройств и сооружений, присоединенных к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения на основании подп. "е" ст. 147 Правил N 644. При наличии своевременно составленного акта в присутствии абонента истец располагал бы всеми необходимыми сведениями для выполнения расчета потребления исходя из норматива.
Таким образом, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска о взыскании долга.
В связи с чем не имеется оснований и для применения к ООО "ЖЭК" гражданско-правовой ответственности в виде взыскания законной неустойки.
С учетом изложенного, оценки в совокупности имеющихся в материалах дела доказательств и обстоятельств дела, исследованных в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения арбитражного суда области от 04.10.2018 и отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований и удовлетворением апелляционной жалобы ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины следует отнести на истца, возместив за его счет ответчику 3 000 руб. по жалобе и взыскав в доход федерального бюджета 1 052 руб. 19 коп. в связи с увеличением размера исковых требований.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268 - 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.10.2018 по делу N А62-1168/2018 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные системы "Жуково" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 052 руб. 19 коп.;
в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жуковская энергетическая компания" 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Егураева |
Судьи |
Т.В. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.