Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 5 сентября 2019 г. N Ф06-50688/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
31 мая 2019 г. |
дело N А72-20510/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Морозова В.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калякиной К.А.,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 2 апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 марта 2019 года по делу N А72-20510/2018 (судья Кнышевский Д.Л.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Агат" (ОГРН 1147327002811, ИНН 7327073507) к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301162822, ИНН 7303006082), Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301160886, ИНН 7325037133) о взыскании
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агат" (далее - истец, ООО "Агат") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска (далее - первый ответчик) о взыскании 37 470, 58 руб.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска (далее - второй ответчик).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.03.2019 с Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска за счет казны Муниципального образования "город Ульяновск" в пользу общества с ограниченной ответственностью "АГАТ" взыскано 34 497,34 руб. долга, 2973,24 руб. неустойки за период с 27.02.2018 по 26.11.2018, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере ключевой ставки Банка России за каждый день просрочки, со дня вступления решения в законную силу и до момента фактического исполнения денежного обязательства по уплате долга, расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. Исковые требования, заявленные к Муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска оставлены без удовлетворения.
Второй ответчик не согласился с принятым судебным актом и обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение изменить: исковые требования в отношении муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Ульяновской области, в области жилищно-коммунального хозяйства, защиты населения и территории муниципального образования "город Ульяновск" от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в области организации благоустройства территории муниципального образования "город Ульяновск".
Управление ЖКХ и благоустройства не является собственником жилых и нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности и не осуществляет полномочия собственника в отношении движимого и недвижимого имущества, составляющего казну муниципального образования "город Ульяновск" (согласно приложению 13 к решению Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 N 90).
Управление ЖКХ и благоустройства не обладает сведениями о площади жилых и нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности. Не ведёт реестр муниципального имущества. К тому же бесплатная приватизация жилых помещений действующим законодательством продлена бессрочно и муниципальная площадь в многоквартирных домах постоянно меняется.
Правовые основания для взыскания взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за жилые и нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности с Управления ЖКХ и благоустройства отсутствуют.
Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Истец представил отзыв в котором отклонил доводы жалобы как необоснованные.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Истец является управляющей организаций многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр-т Хо Ши Мина, 23 на основании договора, заключенного с собственниками указанного дома.
Муниципальному образованию "город Ульяновск" принадлежит на праве собственности нежилое помещение площадью 370,7 кв.м, расположенное в указанном доме.
Протоколом N 1 от 27.11.2016 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 23 по проспекту Хо Ши Мина города Ульяновск путем совместного присутствия собственников помещений (очное голосования) принято решение прекратить формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора Фонда модернизации ЖКК Ульяновской области, формировать фонд капитального ремонта на специальном банковском счете с перечислением денежных средств со счета регионального оператора на специальный банковский счет и перечислением взносов на капитальный ремонт на специальный банковский счет в целях формирования фонда капитального ремонта. Утвержден размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества МКД с 1 кв.м. общей площади помещения в доме, принадлежащего собственнику такого помещения, равным установленному минимальному размеру ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества МКД нормативным правовым актом. Общим собранием постановлено: определить управляющую организацию ООО "АГАТ" владельцем специального банковского счета и лицом, уполномоченным на открытие специального банковского счета; на совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном банковском счете, в том числе подписания необходимых документов, касающихся заключения договора на открытие специального банковского счета и совершения расчетно-кассовых операций с денежными средствами, находящихся на специальном банковском счете.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.04.2016 N 168-П "Об утверждении минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД, расположенных на территории Ульяновской области" установлен на территории Ульяновской области с 1 июня 2016 года минимальный взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в размере 5,40 руб. за квадратный метр площади помещения в многоквартирных домах выше девяти этажей.
По расчету истца, за период с 22.04.2017 по 30.09.2018 задолженность ответчика по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр-т Хо Ши Мина, 23, составляет 34 497,34 руб., что послужило основанием для обращения истца в суд вышеуказанным иском.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался статьями 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, 153, 154, 155, 158,175, Жилищного кодекса Российской Федерации, правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10 согласно которым собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (пункты 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ). Управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Согласно статье 175 Жилищного кодекса Российской Федерации владельцем специального счета может быть, в том числе, управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.
Первый ответчик возражая против удовлетворения исковых требований, указал, является ненадлежащим ответчиком.
Второй ответчик также возражая против удовлетворения заявленных требований, указал, что не является собственником жилых и нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности и не осуществляет полномочия собственника в отношении движимого и недвижимого имущества, составляющего казну муниципального образования "город Ульяновск" (согласно приложению 13 к решению Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 N 90).
Кроме того, второй ответчик указал, что из расчета истца не усматривается из площади каких жилых помещений (квартир) складывается общая площадь помещений, находящихся в муниципальной собственности и не имеется доказательств, подтверждающих эту площадь.
Отклоняя указанные доводы, суд первой инстанции исходил из того, что в материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации права от 19.05.2006.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.07.2018 по делу N А72-7604/2018 установлено, что согласно представленной в материалы дела ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования "город Ульяновск" на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной решением Ульяновской Городской Думы от 29.11.2017 N 130, получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за площади помещений, находящихся в 5 муниципальной собственности, является Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы N 90 от 24.05.2006, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска является органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий. От имени муниципального образования "город Ульяновск" по специальному поручению администрации города Ульяновска: представляет интересы собственника муниципального жилищного фонда на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, заключает договоры управления многоквартирными жилыми домами с управляющими организациями от имени собственника муниципальных жилых помещений. Кроме того, к функциям данного Управления относятся вопросы подготовки решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, согласование администрацией города Ульяновска акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что надлежащим ответчиком по иску является муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска, так как именно на данный орган администрации города в соответствии с приведенным решением Ульяновской Городской Думы будет возложена обязанность по исполнению судебного акта по настоящему делу.
При таких обстоятельствах, исковые требования заявленные к Муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска обоснованно оставлены без удовлетворения.
Частью 1 статьи 126, статьи 215 ГК РФ предусмотрено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим муниципальную казну.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 года N 23 (ред. от 26.02.2009) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при удовлетворении исков в отношении указанных субъектов в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Следовательно, плата за содержание и ремонт общего имущества в отношении муниципальных нежилых помещения должна быть возложены на казну муниципального образования "город Ульяновск".
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки в размере 2973,24 руб. за период с 27.02.2018 по 26.11.2018, а также процентов за пользование чужими денежными средствами с момента вступления решения суда в законную силу по день фактического исполнения решения суда.
В соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Представленный истцом расчет ответчиком не оспорен, проверен судом первой инстанции и признан правильным.
При таких обстоятельствах требование истца в части взыскания неустойки в размере 2973,24 руб. за период с 27.02.2018 по 26.11.2018, а также процентов за пользование чужими денежными средствами с момента вступления решения суда в законную силу по день фактического исполнения решения судом первой инстанции также правомерно признано обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу приводился в суде первой инстанции был исследован и обоснованно отклонен.
Судом установлено, что согласно ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования город Ульяновска на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденный решением Ульяновской Городской Думы от 29.11.2017 N 130 "Об утверждении бюджета муниципального образования "город Ульяновск" на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за площади помещений, находящиеся в муниципальной собственности, является Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска.
Довод заявителя жалобы о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, со ссылкой на судебную практику, основанием для отмены обжалуемого решения не является. Согласно решения суда исковые требования удовлетворены в отношении собственника муниципальных нежилых помещений Муниципального образования "город Ульяновск" за счет муниципальной казны.
Согласно пункту 4 статьи 214 ГК РФ в казну входит все имущество публично-правового образования, в том числе средства, отраженные в бюджете, кроме закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями. Аналогичное правило о казне муниципального образования содержится в пункте 3 статьи 215 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Устава Муниципального образования "город Ульяновск" главным распорядителем средств местного бюджета является администрация города Ульяновска. Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска и Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска являются органами администрации города Ульяновска, которые осуществляют свою деятельность на основании Положений, утвержденных Ульяновской Городской Думой в пределах своей компетенции.
В связи с этим, указание в решении суда на взыскание денежных средств с муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска или Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства не является препятствием для исполнения решения суда и не изменяет порядок его исполнения, предусмотренный статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку средства муниципального бюджета являются частью муниципальной казны.
Других доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы не приведено. Обжалуемое решение является законным и обоснованным, выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
От уплаты государственной пошлины заявитель жалобы освобожден на основании части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 марта 2019 года по делу N А72-20510/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.