г. Саратов |
|
31 мая 2019 г. |
Дело N А12-44913/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поливановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Галерея магазинов"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 февраля 2019 года по делу N А12-44913/2018 (судья Кострова Л.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Галерея магазинов" (ИНН 3445093407, ОГРН 1083460000414, 400005, г. Волгоград, ул. 13 Гвардейской, д. 13, эт. 2, кабинет 11)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области (ИНН 3446858585, ОГРН 1043400495500, 400062, г. Волгоград, ул. им. Богданова, д. 2),
Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (ИНН 3442075551, ОГРН 1043400221127, 400005, г. Волгоград, пр. им. В.И.Ленина, д. 90)
о признании недействительным решения налогового органа,
при участии в судебном заседании:
представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области - Бондеренко Н.В., действующей на основании доверенности от 16.05.2019, Елисеева А.М., действующего на основании доверенности от 15.03.2019,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Галерея магазинов" (далее - ООО "Галерея магазинов", Общество, налогоплательщик) с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 10 по Волгоградской области, Инспекция, налоговый орган), Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее - УФНС России по Волгоградской области, вышестоящий налоговый орган) о признании недействительным решения от 12.09.2018 N 8133 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 18 февраля 2019 года Арбитражный суд Волгоградской области в удовлетворении заявления отказал.
Кроме того, суд возвратил Обществу с ограниченной ответственностью "Галерея магазинов" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб.
ООО "Галерея магазинов" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый законный судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором Инспекция просит решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 25.04.2019, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей инспекции, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Галерея магазинов" с 01.11.2016 на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 34:34:050039:80, расположенный по адресу: 400074, г.Волгоград, ул. Козловская, д. 58, общей площадью 5 170 кв.м., с видом разрешенного использования - "для эксплуатации здания в составе нежилых помещений".
Из представленной ООО "Галерея магазинов" в Инспекцию налоговой декларации по земельному налогу за 2017 год следует, что заявителем в отношении земельного участка с кадастровым номером 34:34:0050039:80 исчислен налог исходя из кадастровой стоимости равной 1 руб., установленная в соответствии с приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27.10.2015 N 046-Н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" (далее - Приказ N 46-Н) для 16 группы видов разрешенного использования земель, и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 0 руб.
Межрайонная ИФНС России N 10 по Волгоградской области проведена камеральная налоговая проверка представленной 31.01.2018 ООО "Галерея магазинов" налоговой декларации по земельному налогу за период с 01.01.2017 по 31.12.2017.
В ходе проверки установлено использование налогоплательщиком земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования.
Результаты проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 18.05.2018 N 55054.
12 сентября 2018 года Инспекцией принято решение N 8133 о привлечении ООО "Галерея магазинов" к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым на Общество привлечено к ответственности за неуплату земельного налога в виде штрафа в размере 63779,40 руб.
Этим же решением налогоплательщику доначислен и предложен к уплате земельного налога в размере 637 794 руб., и пени в размере 81057,03 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, налогоплательщик обжаловал его в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 22.11.2018 N 1203 решение Инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что решение Межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области от 12.09.2018 N 8133 является обоснованным и соответствует нормам законодательства о налогах и сборах, Инспекцией обоснованно сделан вывод о неправомерном применении налогоплательщиком пониженной кадастровой стоимости в размере 1 рубль.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Налоговым органом по результатам камеральной проверки установлено, что при исчислении земельного налога за 2017 год ООО "Галерея магазинов" неправомерно применена кадастровая стоимость, установленная в соответствии с Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27.10.2015 N 046-Н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" (далее - Приказ N 46-Н) для 16 группы видов разрешенного использования земель.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земли являются земельный налог и арендная плата.
На основании пункта 2 статьи 65 ЗК РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики организации определяют налоговую базу по земельному налогу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения г. Москва, г. Санкт-Петербурга, г. Севастополя).
По положению пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли всех категорий в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного кадастра недвижимости, является одной из его характеристик как объекта недвижимости и определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность собственников земельных участков использовать их в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами. Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и совпадать со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости.
Согласно Приказу от 27.10.2015 N 46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" (далее - Приказ N 46-н) кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена 1 рубль для 16 группы видов разрешенного использования земель. Кадастровая стоимость земельных участков определена с учетом средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель, и среднего уровня кадастровой стоимости 1 кв.м, земель населенных пунктов, установленных в зависимости от групп видов разрешенного использования.
В соответствии с утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические рекомендации N 39), действовавшими в спорный период, кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов равная одному рублю за земельный участок, который соотносится с 16 видом разрешенного использования земель - "Земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные".
Налоговым органом в ходе проведения камеральной проверки установлено, что при исчислении земельного налога за 2017 год обществом применена кадастровая стоимость, установленная в соответствии с Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27.10.2015 NN 46-Н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" (далее - Приказ N 46-Н) для 16 группы видов разрешенного использования земель.
На территории спорного земельного участка находится здание, в котором находятся помещения, принадлежащие на праве собственности заявителю.
В ходе обследования, проведенного Администрацией Ворошиловского района г. Волгограда установлено, что на территории спорного земельного участка находится торгово-офисное здание (акт обследования земельного участка от 03.07.2017).
Согласно акту обследования от 03.07.2017 и фотоснимков к данному акту, установлено, что на спорном земельном участке расположено здание, на фасаде которого имеются следующие вывески: "Магазин для Мастера" (запасные части к бытовой технике), Квест "Бойся темноты", "Мир текстиля" (ткани, трикотаж, готовые изделия), Рестель, ООО "Elegance" 1 этаж (нижнее белье, колготки).
Налоговым органом установлено, что на основании договоров, заключенных с ООО "Ол-Тексстиль", ИП Москалевой В.А., ООО "ХимПромСервис", заявитель сдает в аренду нежилые помещения. Согласно сведениям по расчетному счету, Общество регулярно получает арендную плату от различных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разные виды деятельности, в том числе торговую.
Таким образом, заявитель занимается коммерческой деятельностью по сдаче в аренду нежилых помещений.
Как указано выше, в соответствии с Методическими рекомендациями N 39 кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов равная одному рублю за земельный участок, который соотносится с 16 видом разрешенного использования земель - "Земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные".
Как правильно указано судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым N 34:34:050039:80 не относится ни к одной категории вышеперечисленных пунктов.
Следовательно, вывод суда о неверном исчислении налогоплательщиком земельного налога за 2017 год в сумме 0 руб. является правомерным.
В ходе проведения проверки Инспекцией сделан вывод о том, что спорный земельный участок с видом разрешенного использования - "для эксплуатации здания в составе нежилых помещений" относится к 7 группе видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого характера".
Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, в соответствии с Методическими рекомендациями N 39 соответствуют 7 группе видов разрешенного использования. Средняя стоимость 1 кв. м земли по 7 виду разрешенного использования в соответствии с Приказом N 46-Н составляет 13 714 руб. 25 коп.
Инспекцией также произведен расчет кадастровой стоимости спорного земельного участка - 76 191 014 руб., налоговая ставка составляет 1.5%, с учетом доли заявителя сумма начисленного налога за 2017 год составила 637 794 руб.
Суд первой инстанции со ссылкой на статью 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" пришел к выводу, что общество, занижая налоговую базу по земельному налогу, имело возможность изменить вид разрешенного использования земельного участка, однако фактически использовало участок в иных целях и не обращалось за изменением вида разрешенного использования.
Согласно статье 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона N 221-ФЗ), в редакции действующей до 01.01.2017, осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
Также в соответствии с частью 3 статьи 20 данного закона с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции обращает внимание, что в данном случае признание утратившими силу положений статьи 16 статьи 16 Закона N 221-ФЗ не отменяет обязанность заявителя использовать земельный участок, принадлежащий ему на праве собственности, в соответствии с его целевым назначение, а в случаях, если его целевое назначение изменилось вправе обратится в уполномоченный орган с заявлением об изменении вида использования земельного участка.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом.
Согласно статье 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" изменение вида разрешенного использования носит заявительный характер.
В силу пунктов 1, 5 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" переход земельных участков из одной категории в другую осуществляется путем подачи соответствующего ходатайства самим заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства, либо может происходить по инициативе исполнительных органов власти или органов местного самоуправления без согласия правообладателей земельных участков в целях создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Поскольку изменение целевого назначения земельного участка влечет изменение кадастровой стоимости, судебная коллегия признает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что неосуществление правообладателем земельного участка мер по приведению в соответствие вида разрешенного использования фактически осуществляемой им деятельности противоречит требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и является недобросовестным поведением, преследует получение необоснованной налоговой выгоды.
Доводы заявителя, ссылающегося на исчисление земельного налога на основании сведений о кадастровой стоимости, отраженной в Государственном кадастре недвижимости, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку наличие сведений не соответствующих фактическому виду разрешенного использования, не свидетельствует о том, что фактически вид разрешенного использования не был установлен для этого периода.
При этом судом правомерно учтены разъяснения, данные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2010 N 5743/10, согласно которым вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, но не устанавливается этим документом.
Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Принимая во внимание то, что ООО "Галерея магазинов" фактически использовало в 2017 году спорный земельный участок не в соответствии с видом разрешенного использования, судом первой инстанции правомерно отказано заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы налогоплательщика о наличии решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, поскольку указанные решения о правомерном расчете Обществом земельного налога в спорный период не свидетельствуют.
Таким образом, выводы инспекции о том, что Обществом допущено занижение земельного налога, обоснованы.
Апелляционная коллегия полагает, что, преследуя цель получить необоснованную налоговую выгоду в виде уменьшения налоговой базы по земельному налогу, налогоплательщик действовал в рассматриваемом случае недобросовестно, намеренно не обращаясь в уполномоченные органы с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельных участков.
На основании вышеизложенного, оспариваемое решение налоговой инспекции является законным, соответствующим нормам налогового законодательства.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 февраля 2019 года по делу N А12-44913/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.