г. Челябинск |
|
31 мая 2019 г. |
Дело N А07-24772/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Карпачевой М.И., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.03.2019 по делу N А07-24772/2018 (судья Абдуллина Э.Р.).
Индивидуальный предприниматель Харисов Артур Талхаевич (далее - ИП Харисов, заявитель, предприниматель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - УЗИО, управление, заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным решения N 1018рз от 17.05.2018 и обязании отменить решение N 1018рз от 17.05.2018, направив документ об отмене решения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Росреестр, регистрирующий орган, УФРС), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ ФКП Росреестр, палата).
Решением суда от 12.03.2019 (резолютивная часть объявлена 04.03.2019) заявленные требования удовлетворены - суд признал незаконным решение управления от 17.05.2018 N 1018рз "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка", которым изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:55:010812:255 "для размещения производственной базы" на "предпринимательство".
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо и обжаловало его в апелляционном порядке - в жалобе УЗИО (далее также - податели жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе её податель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права. Доводов в апелляционной жалобе не приводит.
Отзывом на апелляционную жалобу заявитель отклонил ее доводы.
Третьи лица отзывы на жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет" - в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 31.01.2010 заключен договор N М103-10 аренды земельного участка между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Башкирским открытым акционерным обществом энергетики и электрификации "Башкирэнерго" в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:010812:255, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, инд. 450000, г. Уфа, р-н Кировский, ул. Рабкоров, д. 1, корп. "А" (местоположение установлено относительно ориентира, в границах участка), для эксплуатации производственной базы, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору и являющемся его неотъемлемой частью, общей площадью 11 406 кв. м (далее - договор аренды, л.д. 27).
Срок договора аренды земельного участка установлен с 12.05.2010 по 12.05.2020 (п. 3.1 договора).
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 31.08.2010 (л.д. 28).
В соответствии с дополнительным соглашениями о внесении изменений N 1 и N 2 в договор аренды земельного участка N М103-10 от 31.08.2010, права и обязанности арендатора по договору аренды последовательно перешли - сначала к открытому акционерному обществу "ИНТЕР РАО ЕЭС", затем к обществу с ограниченной ответственностью "Лечебно-оздоровительный центр "Энергетик" (далее - ООО "ЛОЦ "Энергетик") (л.д. 28).
В дальнейшем, 13.12.2016 заключено дополнительное соглашение о внесении изменений N 3 в договор N М103-10 от 31.08.2010 аренды земельного участка, согласно которому права и обязанности арендатора по договору аренды перешли к заявителю ИП Харисову (оборотная сторона л.д. 28).
Таким образом, в настоящее время арендатором земельного участка с кадастровым номером 02:55:010812:255 является заявитель.
Основанием для переуступки прав и обязанностей арендатора земельного участка от ООО "ЛОЦ "Энергетик" к ИП Харисову явился тот факт, что Харисовым в соответствии с договором купли-продажи (л.д. 30-34) приобретена производственная база, расположенная на данном участке.
В соответствии с договором купли-продажи объекта нежилой недвижимости с использованием кредитных средств от 02.11.2016, заключенным между ООО "ЛОЦ "Энергетик" и ИП Харисовым, последний приобрел нежилое недвижимое имущество в составе:
- УЗРЗ-лабораторный корпус бокс-3, назначение: нежилое, адрес объекта: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский р-н, ул. Рабкоров, д. 1 А, кадастровый номер 02:55:010812:995;
- склад УСРЗ Бокс-2, назначение: нежилое, адрес объекта: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский р-н, ул. Рабкоров, д. 1 А, кадастровый номер 02:55:010830:861;
- здание ремонтной мастерской, назначение: нежилое, адрес объекта: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский р-н, ул. Рабкоров, д. 1 А, кадастровый номер 02:55:010812:993;
- здание УСРЗ, назначение: нежилое, адрес объекта: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский р-н, ул. Рабкоров, д. 1 А, кадастровый номер 02:55:010812:994.
В совокупности указанные нежилые здания образуют производственную базу, как это следует из документации ООО "ЛОЦ "Энергетик", составленной в ходе процедуры продажи недвижимого имущества путем запроса предложений.
В частности, из копии протокола подведения итогов запроса предложений от 18.05.2016 следует, что объектом продажи является производственная база (лот N 1) состоящая из зданий: УЗРЗ-лабораторный корпус бокс-3, склад УСРЗ Бокс-2, здание УСРЗ, здание ремонтной мастерской.
Право собственности заявителя на перечисленные нежилые здания подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
УЗИО в одностороннем порядке составлен акт осмотра земельного участка, в котором зафиксировано нецелевое использование земельного участка и наличие на земельном участке шиномонтажной мастерской, автомастерской, гаража, склада, гостиницы.
УЗИО принято решение N 789рз от 17.04.2018 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка", согласно которого вид разрешенного использования спорного земельного участка изменен с "производственная база" на "объекты придорожного сервиса".
На основании указанного решения Росреестром по 28.05.2018 в ЕГРН внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "для размещения производственной базы" на "предпринимательство", что подтверждается уведомлением о внесении сведений в ЕГРН от 28.05.2018 N У/18-33596.
О данном факте УЗИО уведомило заявителя в письме от 17.07.2018 N Х-8357, 8778 (л.д. 39).
Также заявителю УЗИО направило уведомление от 28.05.2018 N У/18-33596 (л.д. 59) о внесении изменений в ЕГРН об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с условиями договора аренды земельного участка, вид разрешенного использования земельного участка установлен как "для эксплуатации производственной базы", аналогичный вид разрешенного использования - "для размещения производственной базы" до 28.05.2018 указан и в записях ЕГРН в отношении земельного участка.
Аналогичный вид разрешенного использования указан в кадастровой паспорте земельного участка от 27.05.2010 N 02/10/1-367172, который приложен к договору аренды и является его неотъемлемой частью (п. 1.1 договора аренды).
Полагая, что решение УЗИО от 17.05.2018 N 1018рз принято с нарушением действующего законодательства, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Из анализа норм ст. 198, 200 АПК РФ следует, что для удовлетворения требований заявителей необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения заинтересованного лица и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со ст. 65 АПК РФ, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеется совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, подлежат регулированию Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (здесь и далее - в редакции, действовавшей на дату судебного разбирательства в суде первой инстанции) (далее - Закон N 221-ФЗ).
В соответствии со ст. 7 названного Закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе, сведения о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок, в качестве дополнительных (п. 14 ч. 2).
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закреплен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Разрешенное использование земельного участка определяет особенности правового режима этого участка и устанавливается градостроительным регламентом, входящим в состав правил землепользования и застройки (п. 6-9 ст. 1, ч. 1, 3, 6 ст. 30, ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании ч. 3 ст. 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
Пунктом 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к числу вопросов местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Из п. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что под градостроительной деятельностью, к субъектам которой отнесены органы местного самоуправления городских округов, выступающие от имени муниципальных образований, понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки городских округов (ч. 3 ст. 8 названного Кодекса).
В соответствии с п. 8 ст. 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В силу ч. 3 ст. 37 названного Кодекса изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных п. 5 настоящей части и ст. 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений ч. 3-10 ст. 39 ГрК РФ в части соответствующих требований.
В случае, если до введения в действие ГрК РФ один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.
Проанализировав положения ЗК РФ и ГрК РФ, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что изменение вида разрешённого использования земельного участка представляет собой процедуру, которая реализуется органами местного самоуправления в рамках предоставленных им ГрК РФ полномочий в сфере градостроительной деятельности, и указанными нормами не предусмотрена возможность передачи указанных публично-правовых полномочий органов местного самоуправления правообладателям земельных участков.
Согласно технической документации (техническим паспортам, кадастровым паспортам), а также выпискам из ЕГРН, наименование и целевое назначение нежилых зданий, расположенных на земельном участке, указаны как: "УЗРЗ-лабораторный корпус бокс-3", "склад УСРЗ Бокс-2", "здание УСРЗ", "здание ремонтной мастерской". Данные наименования зданий до настоящего времени не изменились. В своей совокупности перечисленные нежилые здания, как указано выше, составляют производственную базу.
Следовательно, ранее установленный вид разрешенного использования земельного участка "для размещения производственной базы" соответствовал и соответствует в настоящее время тем объектам недвижимого имущества, которые расположены на данном участке.
Кроме того, УЗИО в соответствии с п. 19, 19.1, 19.3 решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03.12.2007 N 30/7 "Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан" было принято решение об увеличении ставки арендной платы в связи с нецелевым использованием земельного участка и 20.03.2018 направлен соответствующий расчет арендной платы арендатору Харисову А.Т.
Арендодателем 17.05.2018 также принято решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В результате односторонних действий органа местного самоуправления - УЗИО с изменением вида разрешенного использования земельного участка выросла кадастровая стоимость арендуемого земельного участка и, как следствие, размер арендной платы, уплачиваемой арендатором.
Арбитражный суд первой инстанции обоснованно указал, что в связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение разрешенного использования земельного участка предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора.
Кроме того, УЗИО, односторонне изменив вид разрешенного использования земельного участка, переданного в аренду, нарушило принципы экономической обоснованности, предсказуемости расчета размера арендной платы и запрета необоснованных предпочтений.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты в качестве обоснованных.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.03.2019 по делу N А07-24772/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.