Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 августа 2019 г. N Ф08-6574/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
03 июня 2019 г. |
дело N А53-27947/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заявителя Беляева И.Б. по доверенности от 01.03.2017, заинтересованного лица Ковачевой Е.А. по доверенности от 05.03.2019, третьего лица ООО "УК РЭП "Профессионал" Свергуновой Я.Б. по доверенности от 10.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
общества с ограниченной ответственностью "УК РЭП "Профессионал", Государственной жилищной инспекции Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2019 по делу N А53-27947/2018 (судья Бондарчук Е.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТаганСервис" к Государственной жилищной инспекции Ростовской области, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "УК РЭП "Профессионал", Кадетов В.А., Пауков А.Н., о признании незаконным приказа
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТаганСервис" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция) о признании незаконным приказа от 05.07.2018 N 787-Л.
Суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "УК РЭП "Профессионал", Кадетова В.А. и Паукова А.Н.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, инспекция и ООО "УК РЭП "Профессионал" обжаловали его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просили решение отменить.
Апелляционная жалоба инспекции мотивирована законностью оспариваемого приказа ввиду непредставления документов, подтверждающих направление и получение копий решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в управляющую организацию лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание. Инспекция не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанные недочеты могли быть устранены в ходе запроса инспекцией дополнительных документов в период приостановления рассмотрения заявления, поскольку приказом от 30.05.2018 N 582-Л рассмотрение заявления уже было приостановлено на 25 рабочих дней, тогда как максимальный срок продления спорных мероприятий составляет 30 рабочих дней.
Апелляционная жалоба ООО "УК РЭП "Профессионал" мотивирована тем, что суд первой инстанции не дал надлежащую правовую оценку доводу о том, что управляющая компания продолжает предоставлять жилищные и коммунальные услуги в полном объеме.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу и ООО "УК РЭП "Профессионал", иные третьи лица явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.12.2017 в результате проведения общего собрания собственниками помещений многоквартирного дома N 37 по пер. Итальянский в г. Таганроге Ростовской области в форме очно-заочного голосования принято решение: расторгнуть с 31.12.2017 договор управления с ООО "УК РЭП "Профессионал" ввиду того, что управляющая компания недобросовестно выполняла обязанности по управлению многоквартирным домом, допускало систематическое невыполнение договорных отношений.
Собранием принято решение о выборе в качестве управляющей организации ООО "УО "ТаганСервис" с 01.01.2018.
11.01.2018 ООО "УО "ТаганСервис" обратилось в Госжилинспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в связи с заключением договора управления многоквартирным домом N 37 по пер. Итальянскому в г. Таганроге Ростовской области.
25.01.2018, рассмотрев заявление ООО "УО "ТаганСервис" о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области и приложенные к нему документы, начальник инспекции издал приказ N 88/4-Л об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области и возврате заявления.
Вынесенный приказ был оспорен в судебном порядке. Решением суда от 04.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается факт нарушения обществом норм статьи 198 ЖК РФ, в связи с чем, инспекцией сделан основанный на обстоятельствах дела вывод об отказе внести изменения в Реестр лицензий Ростовской области. Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2018 N 15АП-11826/2018 по делу N А53-7705/2018 решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.06.2018 по делу N А53-7705/2018 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
02.03.2018 ООО "УО "ТаганСервис" повторно подано заявление о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области.
По результатам проведенной проверки представленных ООО "УО "ТаганСервис" заявления и документов, должностным лицом инспекции составлено заключение, на основании которого начальником инспекции вынесен Приказ от 16.04.2018 N 421-Л "Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области и возврате заявления".
Вынесенный приказ был оспорен в судебном порядке. Решением суда от 28.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается факт нарушения обществом норм статьи 198 ЖК РФ, в связи с чем, инспекцией сделан основанный на обстоятельствах дела вывод об отказе внести изменения в Реестр лицензий Ростовской области. Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2019 N 15АП-1921/2019 по делу N А53-27257/2018 решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.12.2018 по делу N А53-27257/2018 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
16.05.2018 (в третий раз) обществом в адрес инспекции подано заявление о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области, однако заявителю было отказано во внесении соответствующих изменений в реестр лицензий Ростовской области, в связи с чем 05.07.2018 был принят приказ N 787-Л.
Полагая, что приказ инспекции не соответствует закону, ООО "УО "ТаганСервис" обжаловало его в суд.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту части 1 статьи Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в том числе, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации и в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 2 статьи 195 ЖК РФ, реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Частью 4 статьи 195 ЖК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, установлено, что сведения, содержащиеся в реестрах, указанных в части 1 названной статьи, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению на официальном сайте соответственно органа государственного жилищного надзора и уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации. Перечень сведений, содержащихся в указанных реестрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В силу части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ, способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Частью 8 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В силу части 8.2 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Согласно части 10 статьи 162 ЖК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Согласно части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 названной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Частью 6 статьи 198 ЖК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, установлено, что исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок) в редакции, действовавшей в спорный период, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего сведения об адресе многоквартирного дома, основаниях заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом, копии договора управления многоквартирным домом, данных о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами).
Пунктом 3 Порядка установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр, а именно:
а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса;
в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
Согласно пункту 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении;
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка (пункт 6 Порядка).
Пунктом 7 Порядка установлено, что по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления. Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 Порядка (пункт 8 Порядка).
Инспекцией установлено, что представленные ООО "ТаганСервис" вместе с заявлением документы не соответствуют требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: не представлены документы, подтверждающие направление и получение копий решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в управляющую организацию лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, и как следствие прекращение договора управления многоквартирным домом. ООО "УК РЭП "Профессионал" представлена информация, подтверждающая отсутствие надлежащего уведомления о расторжении договора управления.
Вместе с тем, согласно описи документов, направленной в адрес ГЖИ по РО 16.05.2018 следует, что одним из наименований документов, является копия уведомления ООО "УК РЭП "Профессионал", от 07.12.2017 собственниками МКД 37 по пер. Итальянский в г. Таганроге, о выборе в качестве управляющей организации ООО УО "ТаганСервис".
Как следует из самого уведомления, подписанного инициатором собрания Пауковым А.Н, и направляемого в адрес ГЖИ РО уведомление было получено ООО "УК РЭП "Профессионал" 07.12.2017 (вх. N 2722).
Кроме того, даже если ГЖИ РО были установлены недостатки приложенных документов, то эти недочеты могли быть устранены в ходе запроса дополнительных документов, в период приостановления рассмотрения заявления.
Согласно п. 3 Порядка внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ, утвержденного Приказом Минстроя России N 938/пр от 25.12.2015, к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы:
а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса;
в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
Из описи, переданной в адрес ГЖИ РО, следует, что ООО УО "ТаганСервис" передало все необходимые документы, предусмотренные законодательством РФ, и поскольку заявление о внесении изменений соответствовало требованиям пункта 2 Порядка, а приложенные к указанному заявлению документы и размещенная информации, указанная в заявлении и на официальном сайте для раскрытия информации, соответствовали требованиям пункта 3, пункта 5 Порядка, основания, предусмотренные пунктом 15 Порядка для отказа во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области у ГЖИ РО отсутствовали.
Доводы апелляционной жалобы инспекции сводятся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Обстоятельства, приведенные в апелляционной жалобе третьего лица, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2019 по делу N А53-27947/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.