г. Москва |
|
06 июня 2019 г. |
Дело N А40-238224/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратовой Н.И.,
судей Бондарева А.В., Александровой Г.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Гапоновым М.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
АО "Выставка Достижений Народного Хозяйства", Казенного предприятия города Москвы "Выставка Достижений Народного Хозяйства"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 февраля 2019 года
по делу N А40-238224/18, принятое судьей Орловой Н.Б. (61-1804),
по иску ООО "Соня и компания" (ИНН 7717288995, ОГРН 1157746448485)
к ответчикам: 1) АО "Выставка Достижений Народного Хозяйства" (ИНН 7717037582, ОГРН 1027700008874); 2) Казенному предприятию города Москвы "Выставка Достижений Народного Хозяйства" (ИНН 7704177310, ОГРН 1027700337895)
третьи лица: 1) Департамент городского имущества города Москвы, 2) ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", 3) ООО "Центр геодезических и кадастровых услуг",
4) Кадастровый инженер Кижапкина Дарья Сергеевна
об установлении границ земельного участка под зданием,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Тыняный А.А. по доверенности от 01.06.2018 г.;
от ответчиков: от АО "Выставка Достижений Народного Хозяйства" - Иванова А.В. по доверенности от 29.11.2018 г.; от Казенного предприятия города Москвы "Выставка Достижений Народного Хозяйства" - Халатян Р.Г. по доверенности от 15.02.2019 г.;
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Соня и компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к акционерному обществу "Выставка Достижений Народного Хозяйства" и Казенному предприятию города Москвы "Выставка Достижений Народного Хозяйства" (далее - ответчики, АО "ВДНХ" и Предприятие соответственно) об установлении границ земельного участка под зданием, расположенным по адресу: г.Москва, просп. Мира, д.119, строен.520, кадастровый номер 77:02:0018011:1464.
Определением Арбитражного суда г.Москвы от 06.12.201 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Департамент городского имущества города Москвы, ФГБУ "ФКП Росреестра", ООО "Центр геодезических и Кадастровых услуг", кадастровый инженер Кижапкина Дарья Сергеевна.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.02.2019 по делу N А40-238224/18 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчики обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители ответчиков поддержали доводы, заявленные в апелляционных жалобах, просили решение суда первой инстанции отменить, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, нарушением судом норма процессуального и материального права.
Представитель истца возражал по доводам, изложенным в апелляционных жалобах, просил жалобы оставить без удовлетворения, а обжалуемое решение - без изменения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец владеет на праве собственности объектом недвижимости (нежилым зданием), расположенным по адресу: г.Москва, просп. Мира, д.119, строен.520, кадастровый номер 77:02:0018011:1464, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) содержится запись регистрации N 77-77/002-77/002/026/2015-351/2.
В связи с тем, что заключение договора аренды земельного участка, на котором располагается недвижимое имущество истца, собственника приватизированного здания, с публично-правовым образованием, имеет обязательный характер, истец обратился в Департамент городского имущества г. Москвы в установленном порядке с заявлением о согласовании предоставления земельного участка под зданием.
Собственник просил предоставить в аренду часть земельного участочка, находящегося под зданием по фактическому пользованию, равную площади застройки 531 кв.м. по техническому паспорту, выданному ГБУ г.Москвы "Савеловское территориальное бюро технической инвентаризации".
Согласно вышеуказанной выписке из технического паспорта БТИ (N дела БТИ 3170/47) на здание (строение), площадь здания, состоящая из нежилых помещений внутри здания составляет 273,8 кв.м., площадь застройки зданием составляет 531 кв.м., красные линии отсутствуют, здание 1963 года постройки, материал стен - кирпичные.
Планом земельного участка и справкой от 18.05.2016 N 6493300820, выданными ГБУ "Савеловское территориальное бюро технической инвентаризации" подтверждается, что самовольно возведенные объекты (пристройки, надстройки) на территории земельного участка отсутствуют.
Границы формируемого земельного участка определены в соответствии с расположением фактических границ здания, соответствующих документам ТБТИ, включая имеющиеся элементы здания по технической документации и цоколь здания.
19.07.2016 рассмотрение обращения истца было приостановлено для проведения проверки Госинспекцией по недвижимости Москвы на предмет наличия самовольного строительства.
По результатам проверки Госинспекция по недвижимости установила отсутствие самовольного строительства.
10.10.2016 истцом получен письменный отказ Департамента в "Предварительном согласовании предоставления земельного участка", оформленный письмом от 17.08.2016 исх. N 33-5-97152/16-(0)-1, который был обжалован истцом в судебном порядке.
Вступившим в законную силу постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-8108/2017 решение Департамента от 17.08.2016 N33-5-97152/16-(0)-1 признано незаконным и отменено, на Департамент возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов истца.
16.04.2018 Департаментом городского имущества города Москвы принято распоряжение N 11507 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г.Москва, пр-кт Мира, вл.119, стр.520" и утверждена Схема расположения земельного участка условный N 02/01/04262 площадью 531 кв.м. на кадастровом плане территории с указанием характерных точек границ и геодезических координат.
Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В силу п.п. 1,2 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений.
Пунктом 15 ст. 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ
Во исполнение вышеуказанной правовой нормы истец обратился в ООО "Центр Геодезических и Кадастровых Услуг".
Кадастровым инженером Кижапкиной Дарьей Сергеевной (N 30101 в госреестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность) выполнены кадастровые работы в связи с образованием земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 77:020018011:354, расположенного по адресу: г.Москва, пр-кт Мира, вл.119.
В результате выполнения кадастровых работ подготовлен Межевой план, содержащий Заключение кадастрового инженера, из которого следует, что работы проведены в соответствии с требованиями ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
Границы и площадь формируемого земельного участка полностью соответствуют вышеназванным распорядительным актам уполномоченного органа государственной власти и минимальному фактическому землепользованию равному площади застройки под зданием с его внешними элементами по выписке из Техпаспорта БТИ на здание(строение), выданной ГБУ МосгорБТИ 15.09.2016 (N дела 3170/47), из которой следует, что площадь застройки под зданием составляет 531 кв.м., что необходимо для эксплуатации здания, расположенного по адресу: Москва, проспект Мира, д.119, стр.520.
Собственник земельного участка - Департамент городского имущества города Москвы согласовал границы земельных участков, что отражено в акте согласования местоположения границ, однако ответчики, являющиеся соарендаторами, подлежащего разделу земельного участка с кадастровым N 77:02:0018011:354 по договору от 23.01.1997NМ-02-007966, представили письменные возражения о местоположении границ, не оспаривая при этом того обстоятельства, что указанные в межевом плане границы образуемого земельного участка полностью соответствуют вышеназванным распорядительным документам уполномоченного органа государственной власти, правоустанавливающим документам и документам технической инвентаризации ТБТИ.
Согласно ч. 5 ст. 40 ФЗ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" от 24.07.2007 г., ст.64 Земельного Кодекса РФ, споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в судебном порядке.
В связи с данными обстоятельствами, истец обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим иском.
Суд первой инстанции, приняв во внимание преюдициальное значение судебных актов, вынесенных в рамках дела N А40-8108/2017, установив, что истцом последовательно пройдены все установленные законом процедуры образования земельного участка с учетом действующей нормативной точности определения координат его границ, пришел к выводу, что Распоряжение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации от 16.04.2018 N11507 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г.Москва, пр-кт Мира, вл.119, стр.520" и утвержденная им Схема расположения земельного участка, обязательны к исполнению при формировании земельного участка, в связи с чем удовлетворил заявленные исковые требования в полном объеме.
По мнению судебной коллегии, данные выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и являются правомерными.
Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11), а установленная Законом о введении в действие ЗК РФ норма о приватизации зданий, строений, сооружений одновременно с приватизацией земельного участка (пункт 7 статьи 3) не лишает лицо, ставшее собственником недвижимости вследствие его приватизации до введения в действие ЗК РФ, права приобрести земельный участок в собственность или заключить договор его аренды (пункт 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11)
В силу статьи 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве) межевание границ земельных участков представляет собой работы по установлению на местности границ участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.
Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции верно отразил, что площадь земельного участка, подлежащего передаче в аренду истцу, установлена на основании Распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 16.04.2018 N 11507 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г.Москва, пр-кт Мира, вл.119, стр.520", с учетом вступившего в законную силу постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-8108/2017.
В силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно вышеуказанному судебному акту, истец, обратившись в Департамент городского имущества, просил минимально возможную площадь земельного участка под зданием по фактическому пользованию, не превышающем границы здания и равную площади застройки по паспорту ТБТИ "Савеловское" в объеме 531 кв.м.
Проект схемы образуемого земельного участка площадью 531 кв.м. с координатами характерных точек фактических границ был предоставлен в материалы дела.
Таким образом, арбитражными судами в рамках дела N А40-8108/2017 была установлена минимальная площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации здания, принадлежащего истцу на праве собственности.
В соответствии с п.2 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 (ред. от 16.05.2014) "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются федеральным законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества.
Указом Президента РФ от 25.03.1992 N 301 "О продаже земельных участков при приватизации..", Указом Президента РФ от 14.06.1992 N 631 "Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации" предоставлено право юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий приобретать их в аренду, причем площадь земельного участка должна определяться на основании данных по фактическому использованию земельного участка.
Согласно выписке из ЕГРП о переходе прав на объект недвижимого имущества от 12.12.2016 N 90-30267745 нежилое здание кафе было приватизировано путем заключения Договора купли-продажи имущества ВАМN 2539 от 22.03.1994 между Фондом имущества г.Москвы (продавец) и ТОО "Белый Ландыш" (покупатель), являющемся правопредшественником истца, в порядке приватизации трудовым коллективом кафе "Кондитерская" филиала столовой "Ландыш" Комбината питания ВДНХ на основании Плана приватизации, утвержденного Комиссией по приватизации СВАО г.Москвы (протокол N 9 от 14.05.1992 г и согласованного с Бабушкинским районным Советом, а право пользования необходимым для использования здания земельным участком перешло к истцу на основании указанных в выписке из ЕГРП возмездных сделок согласно ст. 37 Земельного кодекса РСФСР 1991, действовавшего в момент приватизации, и вступившей в силу впоследствии ст. 552 ГК РФ.
Ссылка заявителей жалоб на то обстоятельство, что вступившими в законную силу судебными актами, вынесенными в рамках дел N А40-54710/06 и N А40-59882/05, согласно котором площадь застройки составляет 498 кв.м., не принимается судебной коллегий в силу следующего.
В силу положений ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами и никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Так ранее площадь застройки под зданием могла отличаться как из-за особенностей учета площадей (общеполезная площадь здания, общая площадь здания, площадь застройки зданием), так и внешних элементов здания (цоколь, крыльцо, площадки, навесы, отмостка).
При том, фактическая площадь земельного участка в 2005 году по данным ТБТИ (фактическое землепользование) учитывалась 1120 кв.м.
Кроме того, на момент рассмотрения дел N А40-54710/06 и N А40-59882/05 отсутствовал технический паспорт БТИ (Nдела БТИ 3170/47) на здание (строение), согласно которому площадь здания, состоящая из нежилых помещений внутри здания составляет 273,8 кв.м., площадь застройки зданием составляет 531 кв.м..
При этом, из публичной кадастровой карты, схемы расположения земельного участка следует, что никаких зданий ответчика или иных лиц вблизи от здания истца не имеется, следовательно, и никаких прав ответчиков не может быть нарушено разграничением границ земельного участка.
Ответчики указывают, что при определении границ земельного участка были нарушены нормативы точности в части уточнения координат контура здания истца.
Данные доводы подлежат отклонению в силу следующего.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно выписке из ЕГРН от 14.09.2018 N 99/2018/172127925 в отношении здания истца с кадастровым номером 77:02:0018011:1464, сведения о средней квадратической погрешности определения координат характерных точек контура отсутствуют (т.2, л.д. 123).
Из письма МосгорБТИот 19.09.2018 следует, что координатная привязка контура здания истца была выполнена картографическим способом в целях технического и адресного учета без предъявления требований к точности в результате массового направления сведений о существующих объектах недвижимости на основании Распоряжения префекта Северо-Восточного административного округа Москвы от 02.06.2003 N 1471, в связи с чем, при необходимости рекомендуется выполнить уточнение местоположения контура здания при проведении кадастровых работ.
Однако, отсутствие точности определения координат характерных точек контура здания, согласно Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и Приказу Минэкономразвития от 8 декабря 2015 года N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", не препятствует проведению кадастрового учета в отношении земельного участка, расположенного под зданием.
Следовательно, наличие возможных погрешностей при определении местоположения контура здания не может являться препятствием для удовлетворения исковых требований, с учетом межевого плана, содержащего Заключение кадастрового инженера, подтверждающего, что работы проведены в соответствии с требованиями ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
Кроме того, согласно пп. з п.1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В силу п.п. 1,2 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков. местоположения зданий, сооружений.
Распоряжение от 16.04.2018 N 11507 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г.Москва, пр-кт Мира, вл.119, стр.520" и утверждённая Схема расположения земельного участка, учитывают действующие на момент принятия указанного распоряжения документы территориального планирования, землеустроительную документацию, наличие зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, включая здание истца, и не оспорены в судебном порядке.
В результате выполнения кадастровых работ было подтверждено, что утвержденная Схема расположения земельного участка не требует уточнения границ, и подготовлен Межевой план, содержащий Заключение кадастрового инженера, из которого следует, что работы проведены в соответствии с требованиями ФЗ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" от 24.07.2007 г., ФЗ N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости" и Приказом Минэкономразвития России N 921 от 08.12.2015 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
Границы и площадь формируемого земельного участка полностью соответствуют вышеназванным распорядительным актам уполномоченного органа государственной власти, в том числе утвержденной Схеме, и минимальному фактическому землепользованию равному площади застройки под зданием с его внешними элементами по Техпаспорту БТИ на здание(строение), выданного ГБУ МосгорБТИ 15.09.2016 (N дела 3170/47) из которой следует, что площадь застройки под зданием составляет 531 кв.м., что необходимо для эксплуатации здания, расположенного по адресу: Москва, проспект Мира, д.119, стр.520.
Таким образом ответчики не доказали, что проведенные мероприятия по межеванию границ земельного участка осуществлены с какими-либо нарушениями порядка их проведения, а равно не доказали, что данные действия нарушили или могут нарушить законные права ответчиков, как арендаторов земельного участка с кадастровым номером 77:020018011:354.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционные жалобы АО "Выставка Достижений Народного Хозяйства" и Казенного предприятия города Москвы "Выставка Достижений Народного Хозяйства"являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22 февраля 2019 года по делу N А40-238224/18 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Панкратова Н.И. |
Судьи |
Бондарев А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.