Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 августа 2019 г. N Ф05-13968/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
21 мая 2019 г. |
Дело N А40-285882/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Атекс групп"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.02.2019 по делу N А40-285882/18
принятое судьей Яцевой В.А.
по заявлению ООО "Атекс групп"
к Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения
о признании незаконным бездействия, об обязании,
в присутствии:
от заявителя: |
Терехов М.В. по дов. от 01.08.2017; |
от заинтересованного лица: |
Бакунчева Ю.В. по дов. от 18.03.2019, Уварова Т.В. по дов. от 05.03.2019; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.02.2019 ООО "Атес Групп" (далее - Заявитель) отказано в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Росздравнадзора, выразившееся в неосуществлении действий по выдаче регистрационного удостоверения в отношении медицинского изделия "Трансформирующаяся порошковая повязка Altrazeal", производства ULURU Inc., США., (далее - медицинское изделие) и обязать Росздравнадзор принять решение о государственной регистрации медицинского изделия и выдать регистрационное удостоверение на "Трансформирующаяся порошковая повязка Altrazeal", производства ULURU Inc., США.
Заявитель, не согласившись с решением суда, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы Заявитель указывает, что судом не были рассмотрены и оценены доводы Заявителя о том, что именно в связи с получением скорректированного экспертного заключения от 13.07.2018 ответчик был обязан руководствоваться требованиями п. 34 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила государственной регистрации) и п. 63 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации медицинских изделий, утвержденного приказом Минздрава России от 14.10.2013 N 737н (далее - Административный регламент).
По мнению заявителя, вывод суда первой инстанции о законности допущенного бездействия по причине принятия приказа об отказе в государственной регистрации от 24.04.2018 не соответствует обстоятельствам дела, свидетельствует о неполном выяснении судом обстоятельств, имеющих значение для дела и свидетельствует о неприменении судом закона, подлежащего применению при оценке доводов заявителя.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик поддержал решение суда первой инстанции, возражал против доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "АТЕКС ГРУПП" осуществляет деятельность по поставкам медицинских изделий на территории Российской Федерации и имеет намерение осуществлять ввоз и поставки на территории РФ медицинского изделия Трансформирующейся порошковой повязки Altrazeal производства компании ULURU Inc., США.
В соответствии со ст. 38 Федерального Закона РФ 323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" на территории РФ разрешается обращение только зарегистрированных в установленном порядке медицинских изделий и поэтому, и поэтому 23.09.2015 Заявитель обратился в адрес Ответчика с заявлением о государственной регистрации данного медицинского изделия в порядке, предусмотренном Правилами государственной регистрации медицинских изделий (утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416) и Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации медицинских изделий (утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 14.10.2013 N 737н).
Заявление было принято Ответчиком и зарегистрировано под входящим номером N 46606 от 23.09.2015. В комплекте предоставленных документов Заявителем были представлены все документы, предусмотренные требованиями законодательства.
10.05.2018 Заявителем было получено уведомление N 10-17960/18 от 24.04.2018 "об отказе в регистрации медицинского изделия", согласно которому в соответствии с Приказом Росздравнадзора N 2572 от 24.04.2018 ООО "АТЕКС ГРУПП" отказано в регистрации медицинского изделия по результатам экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинского изделия, проведенной ФГБУ "ЦМИКЭЭ" Росздравнадзора согласно Заключению N 1426-25/2-17 от 06.04.2018.
По мнению Заявителя, при подготовке Заключения были допущены нарушения действующего законодательства, что привело к неверным выводам и последовавшему принятию Ответчиком Приказа об отказе Заявителю в государственной регистрации заявленного медицинского изделия.
Поэтому Заявителем было направлено Письмо N 31-06/2018 от 13.06.2018 в адрес Ответчику с мотивированной жалобой на действия его подведомственной организации ФГБУ "ЦМИКЭЭ" в связи с принятием экспертного Заключения от 06.04.2018.
В ответ ООО "АТЕКС ГРУПП" было получено письмо N 04-39803/18 от 03.09.2018, из которого следовало, что Ответчиком выводы в оспариваемом Заключении были признаны обоснованными и в удовлетворении нашей жалобы нам было отказано.
Однако, как указывает ООО "АТЕКС ГРУПП", при рассмотрении другого спора между заявителем и ответчиком в Арбитражном суде г. Москвы по делу N А40-172170/18-154-1950 Общество было ознакомлено с Заключением N 1426/1-25/2-17 от 13.07.2018 и с сопроводительным письмом N 2625/18 от 13.07.2018.
Из данных документов следует, что 13.07.2018 Ответчику от лица его подведомственной уполномоченной экспертной организации (ФГБУ "ЦМИКЭЭ") в ответ на его обращение (в связи с направленной нами жалобой) было направлено заключение, скорректированное в соответствии с доводами нашей жалобы.
Однако действий, являющихся обязательными при получении заключения экспертного учреждения N 1426/1-25/2-17 от 13.07.2018, Ответчиком предпринято не было.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия, поддерживая выводы суда первой инстанции, руководствуется следующим.
Порядок регистрации медицинских изделий регламентирован Правилами государственной регистрации.
Согласно п. 21 Правил государственной регистрации экспертиза качества, эффективности и безопасности медицинского изделия проводится экспертным учреждением поэтапно в соответствии с порядком, утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации:
на I этапе осуществляется экспертиза заявления о регистрации и документов, указанных в пункте 10 настоящих Правил, для определения возможности (невозможности) проведения клинических испытаний медицинского изделия (за исключением медицинских изделий 1 класса потенциального риска применения и медицинских изделий для диагностики in vitro);
на II этапе осуществляется экспертиза полноты и результатов проведенных технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний, а также испытаний в целях утверждения типа средств измерений (в отношении медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации) (далее - экспертиза полноты и результатов испытаний и исследований).
Положениями п.п. 32-34 Правил государственной регистрации предусмотрено, что на II этапе экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинского изделия регистрирующий орган, на основании задания на проведение экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинского изделия, направляет в экспертное учреждение представленные заявителем результаты клинических испытаний медицинского изделия. Экспертное учреждение проводит экспертизу полноты и результатов проведенных испытаний и исследований, а также оформляет и направляет в регистрирующий орган заключение по результатам экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинского изделия.
В срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения заключения, указанного в пункте 33 настоящих Правил, регистрирующий орган осуществляет следующие мероприятия: оценка заключения для определения соответствия заданию на проведение экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинского изделия. В случае установления несоответствия заключения экспертного учреждения указанному заданию такое заключение возвращается в экспертное учреждение на доработку, срок которой составляет не более 2 рабочих дней со дня получения экспертным учреждением возвращенного заключения;
принятие решения о государственной регистрации медицинского изделия или об отказе в государственной регистрации медицинского изделия, которое оформляется приказом регистрирующего органа, и уведомление заявителя о принятом решении;
оформление и выдача заявителю регистрационного удостоверения либо уведомления об отказе в государственной регистрации медицинского изделия с указанием причин отказа.
В соответствии с п. 34 Правил государственной регистрации и п. 63 Административного регламента Росздравнадзором было принято решение об отказе Заявителю в государственной регистрации медицинского изделия, оформленное приказом от 24.04.2018 N 2572 на основании экспертного заключения ФГБУ "ЦМИКЭЭ" Росздравнадзора от 06.04.2018 N 1426-25/2-17.
При этом, задание на проведение экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинского изделия, Росздравнадзором экспертному учреждению не выдавалось, оформление ФГБУ "ЦМИКЭЭ" Росздравнадзора заключения от 13.07.2018 N 1426/1-25/2-17 после отказа в государственной регистрации, не предусмотрено Правилами государственной регистрации.
Поступление в Росздравнадзор экспертного заключения ФГБУ "ЦМИКЭЭ" Росздравнадзора от 13.07.2018 N 1426/1-25/2-17 в силу приведенных положений Правил государственной регистрации, не являлось II этапом экспертизы качества, эффективности и безопасности и не порождало для Росздравнадзора обязанности по принятию решения о государственной регистрации медицинского изделия.
Кроме того, решением арбитражного суда г. Москвы от 22.11.2018 по делу N А40-172170/18-154-1950 Заявителю было отказано в признании незаконными приказа Росздравнадзора от 24.04.2018 N 2572 и экспертного заключения ФГБУ "ЦМИКЭЭ" Росздравнадзора от 06.04.2018 N 1426-25/2-17, и об обязании Росздравнадзор зарегистрировать медицинское изделие.
С учетом изложенного и приказ Росздравнадзора от 24.04.2018 N 2572, и экспертное заключение ФГБУ "ЦМИКЭЭ" Росздравнадзора от 06.04.2018 N 1426-25/2-17 на момент обращения Заявителя с заявлением об оспаривании бездействия, являются действительными и законными.
Таким образом, вывод суда первой инстанции сделан с учетом предмета и оснований заявленных требований, фактических обстоятельств дела, в соответствии с Правилами государственной регистрации медицинских изделий.
По мнению Заявителя доказательства, представленные ответчиком и положенные судом первой инстанции в основу принятого решения, не являются относимыми и допустимыми.
Вместе с тем, письмо Росздравнадзора от 11.10.2018 N 04-46476/18 о возврате экспертного заключения ФГБУ "ЦМИКЭЭ" Росздравнадзора от 13.07.2018 N 1426/1-25/2-17 как и письмо ФГБУ "ЦМИКЭЭ" Росздравнадзора от 06.11.2018 N 4374 о подтверждении выводов, изложенных в заключении комиссии экспертов от 06.04.2018 N 1426-25/2-17, имеют самое непосредственное отношение к предмету настоящего спора, переписка Росздравнадзора и ФГБУ "ЦМИКЭЭ" Росздравнадзора по вопросу экспертного заключения ФГБУ "ЦМИКЭЭ" Росздравнадзора от 13.07.2018 N 1426/1-25/2-17 осуществлялась до момента обращения заявителя в суд по настоящему делу.
Таким образом, с позиции статей 67 и 68 АПК РФ указанные письма Росздравнадзора и ФГБУ "ЦМИКЭЭ" Росздравнадзора, не могут расцениваться как не относимые и недопустимые доказательства.
По мнению Заявителя, вывод суда о том, что он не обращался к ответчику по вопросу оценки заключения от 13.07.2018 и пересмотре на его основании ранее принятого решения об отказе, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Свою позицию Заявитель обосновывает жалобой в Росздравнадзор от 13.06.2018 и скорректированным заключением от 13.07.2018.
Вместе с тем, суд первой инстанции указал на то обстоятельство, что Заявитель не обращался в Росздравнадзор по вопросу оценки заключения ФГБУ "ЦМИКЭЭ" Росздравнадзора от 13.07.2018 N 1426/1-25/2-17 и пересмотре на его основании ранее принятого решения об отказе.
При этом обращение Заявителя от 13.06.2019 по вопросу несогласия с экспертным заключением ФГБУ "ЦМИКЭЭ" Росздравнадзора от 06.04.2018 N 1426-25/2-17 и его результатами, было рассмотрено и письмом от 03.09.2018 N 04-39803/18 Росздравнадзор информировал Заявителя об обоснованности выводов, содержащихся в данном экспертном заключении.
Удовлетворение требований Заявителя не повлечет для него восстановление прав в силу действия приказа Росздравнадзора от 24.04.2018 N 2572, который являлся предметом оспаривания и признан законным вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-172170/18-154-1950.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.02.2019 по делу N А40-285882/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.