г. Москва |
|
05 июня 2019 г. |
Дело N А41-74535/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Алибековой Д.Э.,
при участии в заседании:
от ФГБУ "Канал имени Москвы": Зачиняев С.В. по доверенности от 21.12.2018 N 428/18;
от ГКУ Московской области "Мособллес": Васильева Н.Р. по доверенности от 24.04.2019 N 159,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Канал имени Москвы"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 20 декабря 2018 года по делу N А41-74535/18,
принятое судьей Петропавловской Ю.С.,
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Канал имени Москвы"
к государственному казенному учреждению Московской области "Мособллес"
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Канал имени Москвы" (далее - ФГБУ "Канал имени Москвы", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к государственному казенному учреждению Московской области "Мособллес" (далее - ГКУ МО "Мособллес", заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене предписания от 05.07.2018 N 4-205/2018 об устранении нарушений лесного законодательства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 декабря 2018 года по делу N А41-74535/18 в удовлетворении заявления отказано (т. 2 л. д. 51-54).
Не согласившись с данным судебным актом, ФГБУ "Канал имени Москвы" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ФГБУ "Канал имени Москвы" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Представитель ГКУ МО "Мособллес" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФГБУ "Канал имени Москвы" на праве оперативного управления принадлежит объект недвижимости - ЛЭП-110 кВ (воздушная) "Икша 1-Комсомольская", назначение: электроснабжение. Протяженность 12357 м., инв. N 020:009-11418/Л, адрес: объекта: Московской области, Дмитровский район, т/и Икша, от п. Икша до п. Деденево, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 09.07.2015.
03 ноября 2017 года между ФГБУ "Канал имени Москвы" (заказчик) и ООО "Ника" (генподрядчик) заключен контракт N Ф.2017.463353 на выполнение работ по очистке трассы охранных зон ВЛ 6/10 кВ (длина участка 24550 м.) и ВЛ 11О кВ (длина участка 10 519-м.) от древесно-кустарниковой растительности заключенному, по условиям которого ООО "Ника" взяло на себя обязательства по выполнению работ по расчистке трассы охранных зон ВЛ 6/10 кВ (длина участка 24550 м.) и ВЛ 110 кВ (длина участка 10 519-м.) от древесно-кустарниковой растительности (т. 2 л. д. 1-17).
В ходе патрулирования, проведенного государственным лесным инспектором Московской области 06 июня 2018 года, был выявлен факт нарушения лесного законодательства в выделе 36,12,15,8,19,21,25,26,18,38 квартала 16 Деденевского участкового лесничества вблизи д. Шуколово Дмитровского района Московской области. Установлено, что на территории лесного фонда в местах расположения линий электропередач, принадлежащих ФГБУ "Канал имени Москвы" после выполнения работ по расчистке трасс ЛЭП от древесно-кустарниковой растительности допущено засорение лесного участка горючими материалами (порубочные остатки, срубленные и неочищенные от сучьев деревья) заготовленная древесина складирована на лесном участке, не отделенном минерализованной полосой, на расстоянии менее 40 метров от стены леса.
По данному факту ГКУ МО "Мособллес выдало ФГБУ "Канал имени Москвы" предписание от 05.07.2018 N 4-205/2018 об устранении нарушений лесного законодательства (т. 1 л. д. 38-39).
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы ФГБУ "Канал имени Москвы" в сфере предпринимательской деятельности, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
В соответствии со статьей 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса (часть 1 статьи 45 ЛК РФ).
В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков (часть 4 статьи 45 ЛК РФ).
Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 45 ЛК РФ).
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила), устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 19 Правил предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.
Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Пунктом 34 Правил установлено, что просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Согласно пункту 35 Правил при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Из материалов дела следует, что общество не обеспечило уборку по расчистке ЛЭП порубочных остатков, что зафиксировано в акте проверки и на приложенном к нему фотоматериале, допустило то обстоятельство, что неубранная древесина не отделена минерализованной полосой, лежит у стены леса (т. 1 л. д. 74-81, т. 2 л. д. 37-47).
В соответствии с положениями Закона Московской области от 23.04.2003 N 41/2003-03 "О Губернаторе Московской области", постановления Губернатора Московской области от 13.04.2001 N 98-ПГ "Об опубликовании нормативных правовых актов, принятых Губернатором Московской области, Правительством Московской области" постановления Губернатора Московской области, имеющие нормативный характер, вступают в силу после дня их первого официального опубликования или размещения (опубликования) на Интернет-портале Правительства Московской области.
Постановление Губернатора Московской области от 17.04.2018 N 155-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности" опубликовано на официальном интернет-портале Правительства Московской области 08.05.2018 и отменено постановлением Губернатора Московской области от 10.09.2018 N 401-ПГ "Об отмене в Московской области режима повышенной готовности".
Постановление Губернатора Московской области от 17.04.2018 N 155-ПГ, которым в Московской области введен режим повышенной готовности, на момент выявления правонарушения (06.06.2018) было официально опубликовано и действовало.
Таким образом, допущенное обществом административное правонарушение совершено в период действия режима повышенной готовности.
При этом, заключение с ООО "Ника" контракта от 03.11.2017 N Ф.2017.463353 на выполнение работ по очистке трассы охранных зон ВЛ 6/10 кВ (длина участка 24550 м.) и ВЛ 110 кВ (длина участка 10 519-м.) от древесно-кустарниковой растительности не освобождало ФГБУ "Канал имени Москвы" от исполнения требования законодательства по содержанию лесных участков, выделенных для размещения линий электропередачи.
Привлечение к административной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение публично-правовой обязанности, в том числе определение субъекта этой обязанности и административной ответственности за их неисполнение (ненадлежащее исполнение), не может зависеть от содержания договора (при отсутствии указания в законе на такой способ определения обязанного лица - субъекта административной ответственности). В том случае если такая обязанность законом возложена на одно лицо, то оно не может переложить исполнение этой обязанности на другое лицо путем включения в договор соответствующего условия.
Являясь лицом, в оперативном управлении которого находятся упомянутые линии электропередач, расположенные на спорном лесном участке, ФГБУ "Канал имени Москвы" обязано осуществлять контроль за соблюдением требований лесного законодательства при выполнении работ по расширению просеки, и, следовательно, несет ответственность в случае нарушения данных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о нарушении ГКУ МО "Мособллес" порядка проведения проверки, в части отсутствия распоряжения о проведении проверки при патрулировании территории обоснованно отклонены судом первой инстанции. Данным доводам в решении дана надлежащая и правильная оценка. Оснований для иных выводов в указанной части у арбитражного апелляционного суда не имеется.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Изложенная выше правовая позиция согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 27.05.2019 по делу N А41-74861/18.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 декабря 2018 года по делу N А41-74535/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.