Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 октября 2019 г. N Ф07-11392/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
05 июня 2019 г. |
Дело N А56-124875/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Медведевой И.Г.
судей Глазкова Е.Г., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шалагиновой Д.С.
при участии:
от истца: Спиридонов К.С. по доверенности от 19.07.2018,
от ответчика: Гуттина Н.Н. по доверенности от 28.12.2018,
от 3-х лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10481/2019) Жилищного комитета Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2019 по делу N А56-124875/2018 (судья Томпакова Г.Н), принятое
по иску Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (адрес: Россия 190000, г. Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, 12, лит.А, ОГРН: 1027810310274)
к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета (адрес: Россия 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского д. 11, ОГРН: 1047839009129)
третьи лица: Товарищество собственников жилья "Средняя 30", Товарищество собственников жилья "Елизаветинское" (адрес: Россия 196601, г. Пушкин, г. Санкт-Петербург, ул. Средняя, 30/3; Россия 196602, г. Пушкин, г. Санкт-Петербург, ул. Малиновская, 7, ОГРН: 1037842004837; 1047855155424)
о взыскании,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (ОГРН: 1027810310274, адрес местонахождения: 190000, г. Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, дом 12, литера А) (далее - истец, ГУП "ТЭК СПб") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Жилищного комитета Санкт-Петербурга (ОГРН: 1047839009129, адрес местонахождения: 191011, г. Санкт-Петербург, площадь Островского, дом 11) (далее - ответчик, Жилищный комитет)215 169,06 руб. разницы между стоимостью тепловой энергии по установленному для истца экономически обоснованному тарифу и стоимостью тепловой энергии по тарифу для населения ("межтарифная разница").
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Товарищество собственников жилья "Средняя 30", Товарищество собственников жилья "Елизаветинское".
Решением от 28.02.2019 иск удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе Жилищный комитет просит указанное решение отменить, принять новый судебный акт, которым отказать истцу в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ее податель сослался на то, что истцом не представлены доказательства направления отчетов о фактических объемах, стоимости тепловой энергии, отпущенной для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов, и актов сверок объемов тепловой энергии за спорный период в ГУП ВЦКП "ЖХ", а равно как и не представлено доказательств об отказе в выплате средств субсидий в заявленном размере. В этой связи, податель жалобы делает вывод, что по вине самого истца (в результате его бездействия) средства субсидий не были получены последним. Согласно доводам жалобы, суд первой инстанции взыскивая убытки с Санкт-Петербурга в лице Жилищного комитета не учел, что в субъекте Российской Федерации Санкт-Петербурге - городе федерального значения меры, направленные на компенсацию РСО потерь, вызванных межтарифной разницей, как указано выше были предусмотрены и установлены. Установление компенсации потерь, вызванных межтарифной разницей, свидетельствует об отсутствии виновности и бездействия со стороны Санкт-Петербурга. В этой связи, податель жалобы считает, что у истца не имелось правовых оснований для взыскания с Санкт-Петербурга, в лице Жилищного комитета задолженности.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Третьи лица, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, апелляционный суд, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционный суд не установил оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между ЗАО "Лентеплоснаб" и ТСЖ"Елизаветинское", ТСЖ"Средняя 30" (далее - Третьи лица) заключены договоры теплоснабжения в горячей воде N 151 от 15.12.2010, 389 от 18.05.2004 (далее - договоры).
Согласно соглашению о перемене лиц в договоре теплоснабжения в горячей воде от 30.04.2011, заключенному между ЗАО "Лентеплоснаб", ГУП"ТЭК СПб" (далее - истец), и третьими лицами, истец принял на себя все права и обязанности ЗАО "Лентеплсонаб" по договорам.
Согласно условиям договоров истец принял на себя обязательство подавать третьему лицу тепловую энергию в горячей воде по адресам, согласованным сторонами в приложениях к договору, а третье лицо приняло на себя обязательства своевременно оплачивать потребленную им тепловую энергию.
По условиям договоров стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Закона N 190-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится реализация предусмотренных частью 3 статьи 7 названного Закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2014 N 596-р истцу установлен тариф в период с 07.2015 по 12.2015 в размере 2 077,92 руб./Гкал (с НДС), при этом для населения в период с 07.2015 по 12.2015 установлен тариф в размере 1 541,78 руб./Гкал (с НДС).
За период 10.2015 истцом поставлена тепловая энергия на общую сумму 846 129,56 руб., из которых по тарифу для населения поставлена тепловая энергия на сумму 630 960,50 руб., сумма по разнице в тарифах на сумму 215 169,06 руб.
Порядок предоставления в период с января 2015 года по декабрь 2016 года субсидий, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, регламентирован Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2016 N 1258 "О Порядке предоставления в 2017 году субсидий теплоснабжающим (ресурсоснабжающим) организациям на компенсацию выпадающих доходов (возмещение выпадающих доходов прошлых лет)", с учетом особенностей, установленных Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 24.01.2017 N 47-р"О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2016 N 1258", согласно которым, разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения жилых помещений и творческих мастерских подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий.
Жилищный комитет оплату субсидии на возмещение разницы в тарифах не произвел, согласно расчету, задолженность ответчика составляет 215 169,06 руб., что послужило основанием для обращения ГУП "ТЭК СПб"в арбитражный суд с настоящим иском о возмещении выпадающих доходов предприятия при поставке тепловой энергии в размере 215 169,06 руб.
Суд первой инстанции удовлетворили иск предприятия, признав его обоснованным по праву и по размеру.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Разница между тарифом на тепловую энергию, отпускаемую предприятием, и тарифом для расчета размера платы за предоставляемую гражданам коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Объемы тепловой энергии, применяемые для расчета величины субсидий в соответствии с пунктами 3.4 и 3.5 настоящего Порядка, определяются на основании актов сверок, указанных в абзаце одиннадцатом пункта 2.2 настоящего Порядка (пункт 3.6 Порядка N 1258).
Для расчета величины субсидий учитываются объемы тепловой энергии, включенные в акты сверок, не представленные в период с 01.01.2015 до 01.01.2017 либо возвращенные в указанный период ГУП ВЦКП "ЖК", откорректированные получателями субсидий и ЖК, ЖСК, ТСЖ, СК, УО, собственниками помещений, избравшими непосредственное управление многоквартирным домом, или иным уполномоченным ими лицом, собственниками жилых домов, организациями, представляющими интересы собственников жилых домов, общественными организациями творческих работников (далее - потребители коммунальных услуг) и представленные в ГУП ВЦКП "ЖК" после 01.01.2017 (пункт 3.7 Порядка N 1258).
Согласно пункту 3.8 Порядка N 1258 предоставление субсидий осуществляется на основании ежемесячных отчетов получателей субсидий по форме, утверждаемой Комитетом, и актов сверок.
Формирование отчетов получателями субсидий осуществляется на основании данных, указанных в актах сверок с потребителями. При наличии в актах сверок расхождений в данных об объемах тепловой энергии, указанных получателями субсидий, с данными, указанными потребителями коммунальных услуг, для целей предоставления субсидий в отчеты получателей субсидий включаются объемы тепловой энергии, подтвержденные в актах сверок потребителями коммунальных услуг.
ГУП ВЦКП "ЖХ" осуществляет проверку представленных отчетов и актов сверок и по результатам проверки направляет соответствующие сведения в Комитет.
Порядок предоставления субсидий предусматривает, что величина субсидий определяется как разница между стоимостью фактически приобретенного у ресурсоснабжающих организаций либо абонентов ресурсоснабжающих организаций объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по тарифу, установленному Комитетом по тарифам для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.
Таким образом, межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов на уровне ниже экономически обоснованных.
Поскольку Жилищный комитет не представил доказательств возмещения предприятию межтарифной разницы за спорный период в полном объеме, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленного предприятием требования о взыскании 215 169,06 задолженности по субсидиям.
При этом, материалы дела содержат доказательства направления предприятием Жилищному комитету актов сверки объемов потребленной тепловой энергии (л.д.50,51), которые, в соответствии с положениями пунктов 3.6 - 3.8 Порядка N 1258, являются необходимыми и достаточными для принятия Комитетом решения о предоставлении субсидии.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, обжалуемое решение соответствует обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
Расходы по оплате госпошлины распределены по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2019 по делу N А56-124875/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Жилищного комитета Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Г. Медведева |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.