Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 октября 2019 г. N Ф08-8669/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
06 июня 2019 г. |
дело N А32-45332/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заявителя Митрофанова Р.В. по доверенности от 01.11.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Колос" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2019 по делу N А32-45332/2016 (Семушин А.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Колос" к заинтересованному лицу Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, третьи лица: ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз", администрация Краснодарского края, ТУ Росимущество в Краснодарском крае, администрация муниципального образования Калининский район, ООО "Джумайловское", Управление Росреестра по Краснодарскому краю, о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Колос" (далее - заявитель, ООО "Колос", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) от 12.10.2016 N 52-28919/16-32-20 "об отказе по предоставлению государственной услуги" в предоставлении ООО "Колос" в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:10:0501000:45, обязании устранить допущенное нарушение права ООО "Колос" путем принятия решения о предоставлении ООО "Колос" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:10:0501000:45, обязании подготовить и направить проект договор купли-продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:10:0501000:45.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГУП "Кубаньмелиодводхоз", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Администрация Краснодарского края, Администрация муниципального образования Калининский район Краснодарского края, общество с ограниченной ответственностью "Джумайловское", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.01.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2018, решение Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 12.10.2016 N 52-28919/16-32-20 о предоставлении ООО "Колос" в собственность за плату земельного участка общей площадью 53 701 кв.м, с кадастровым номером 23:10:0501000:45, расположенного по адресу: Краснодарский край, Калининский район, установлено относительно ориентира в границах плана земель СПК "Красное Знамя" (участок N 142) признано незаконным. Суд обязал Департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение одного месяца с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу принять решение о предоставлении в собственность за плату ООО "Колос" земельного участка общей площадью 53 701 кв.м,, с кадастровым номером 23:10:0501000:45, расположенного по адресу: Краснодарский край, Калининский район, установлено относительно ориентира в границах плана земель СПК "Красное Знамя" (участок N 142), подготовить и направить в адрес ООО "Колос" подписанный департаментом имущественных отношений Краснодарского края проект договора купли-продажи указанного земельного участка. С Департамента имущественных отношений Краснодарского края в пользу ООО "Колос" взыскана государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Постановлением Арбитражного суда Северо - Кавказского округа от 29.08.2018 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.01.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2018 по делу N А32-45332/2016 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Суд кассационной инстанции в своем постановлении от 29.08.2018 указал, что при новом рассмотрении суду необходимо установить следующие обстоятельства: примыкает ли к испрашиваемому земельному участку поверхностный водный объект общего пользования (канал), находится ли земельный участок (его часть) в пределах полосы земли вдоль береговой линии (береговой полосы) такого объекта, установить наличие (отсутствие) нахождения в границах земельного участка с кадастровым номером 23:10:0501000:45 гидротехнических сооружений.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована несогласием с выводом суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером 23:10:0501000:45 относится к орошаемым землям (мелиорированным), расположен в границах рисовой Понуро-Калининской оросительной системы и является составляющей частью внутрихозяйственной мелиоративной сети, из которой нельзя вычленить отдельные элементы.
Заинтересованное лицо и третьи лица администрация Краснодарского края и ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз" с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзывах, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, заинтересованное лицо и третьи лица явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв в течение дня до 10 час. 39 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, земельный участок сельскохозяйственного назначения находится в пользовании у ООО "Колос" на основании Договора N 5 от 29.12.2011 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, заключенным между ООО "Колос" и ООО "Джумайловское" на срок до 13. 11.2018.
В свою очередь ООО "Джумайловское" с Управлением правовых и имущественных отношений администрации муниципального образования Калининский район заключило договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, по результатам торгов N 8810000093 от 19.11.2008 на срок до 13.11.2018 в соответствии с Протоколом N 9-сх от 14.11.2008 "О подведении итогов торгов".
13.11.2018 ООО "Колос" обратилось в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением на предоставление в собственность за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:10:0501000:45 площадью 53701 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Калининский р-он, участок N 142 относительно ориентира в границах плана СПК "Красное знамя".
12.10.2016 департаментом имущественных отношений Краснодарского края в адрес заявителя было направлено письмо N 52-28919/16-32-20 "Об отказе в предоставлении государственной услуги". Отказ мотивирован тем, что по сведениям предоставленным ГКУ КК "Кубаньземконтроль", а именно актом обследования земельного участка от 30.08.2016 N 370, установлено, что испрашиваемый земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:10:0501000:45 с юго-восточной стороны граничит с дорогой, с остальных трех сторон граничит с каналами оросительной системы, что в соответствии с п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ, запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с водным кодексом Российской Федерации.
Департамент указывает на то, что в соответствии с пп. 6 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
На основании вышеизложенного, в соответствии с п.8 ст. 27, пп. 6 ст. 39.16 ЗК РФ, департамент отказал обществу в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:10:0501000:45.
Заявитель полагает, что решение департамента незаконно и не обоснованно, в связи с чем, обратился в суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями ст. 39.3 ЗК РФ, вступившей в силу с 01.03.2015 (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 336-ФЗ), без проведения торгов осуществляется продажа, в частности: земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 03.07.2016 N 336-ФЗ) гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Статьей 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (в редакции, действовавшей на момент отказа) определено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи, за исключением (помимо других случаев) участков, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этих участков.
По смыслу названных норм законов Российской Федерации и Краснодарского края, гражданином или юридическим лицом может быть приобретен в собственность не любой земельный участок, а переданный ему в аренду участок из земель сельскохозяйственного назначения, при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости его правообладателем является субъект Российской Федерации - Краснодарский край, право собственности зарегистрировано 02.11.2004, номер государственной регистрации права: 23-01/00-268/2004-300.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен ст. 39.17 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ в заявлении о предоставлении участка должны быть указаны, в том числе основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, ст. 39.5 ЗК РФ, п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ или п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ оснований, а также цель использования земельного участка (пп. 7 п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ).
В соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в ст. 39.17 ЗК РФ и предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в ст. 39.16 ЗК РФ.
В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, когда указанный в заявлении о его предоставлении земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ).
Отказ в предоставлении обществу государственной услуги уполномоченный орган мотивировал полученной от ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль" информации о том, что испрашиваемый земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:10:0501000:45 граничит с каналами оросительной системы.
Одним из принципов, на которых основывается ЗК РФ, является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами, отраженный в п. 5 ст. 1 ЗК РФ.
Так, в соответствии с под. 10 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участка, расположенные под объектами гидротехнических сооружений.
Государственное управление в области мелиорации земель осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию земель в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (далее - Закон о мелиорации земель).
В соответствии со ст. 2 Закона о мелиорации земель, мелиоративные системы - это комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях. Работа внутрихозяйственной сети каналов и сооружений в комплексе с межхозяйственной сетью обеспечивает защиту земель от размыва, затопления и подтопления расположенных рядом населенных пунктов.
Оросительная система представляет собой земельную территорию с расположенными на ней гидротехническими (водозаборные и водонапорные сооружения, каналы и трубопроводы и др.) и эксплуатационными (дороги, мосты и др.) сооружениями, обеспечивающими ее орошение. Рисовая оросительная система, предназначенная для орошения риса и сопутствующих культур севооборота, состоит из каналов оросительной и водоотводной сети, поливных карт (разделенных на чеки валиками), сооружений (водозаборов, насосных станций, отстойников), сети дорог, лесополос, оборудования и построек для нужд эксплуатации.
В состав оросительной системы входят оросительная, водосборно-сбросная и дренажная сети.
Оросительная система должна включать комплекс взаимосвязанных сооружений, зданий и устройств, обеспечивающий в условиях недостаточного естественного увлажнения поддержание в корнеобитаемом слое почвы орошаемого массива оптимального водно-солевого режима для получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур (п. 1.1 Строительных норм и правил "Мелиоративные системы и сооружения" (СНиП 2.06.03-85); утверждены постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 N 228).
Таким образом, мелиоративные системы (в том числе оросительные системы) отнесены к гидротехническим сооружениям.
В соответствии со ст. 6 Закона о мелиорации земель, гидромелиорация земель направлена на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорируемых землях посредством осуществления мер по подъему, подаче, распределению и отводу вод с помощью мелиоративных систем, а также отдельно расположенных гидротехнических сооружений.
К этому типу мелиорации земель относятся оросительная, осушительная, противопаводковая, противоселевая, противоэрозионная, противооползневая и другие виды гидромелиорации земель.
Мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 10 Закона о мелиорации земель).
В соответствии со ст. 11 Закона о мелиорации государственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации (далее - федеральная собственность) и на праве собственности субъекту Российской Федерации.
К собственности субъектов Российской Федерации относятся государственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, не относящиеся к федеральной собственности, к муниципальной собственности, а также к собственности граждан (физических лиц) и юридических лиц.
Отнесение государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Также в ст. 11 Закона "О мелиорации земель" изложено, что государственные мелиоративные системы и находящиеся в государственной собственности отдельно расположенные гидротехнические сооружения, объекты и другое имущество организаций по эксплуатации мелиоративных систем и проведению мероприятий по контролю за состоянием мелиоративных земель не могут быть переданы в собственность граждан (физических лиц) и юридических лиц, так как имеют статуе ограниченных в обороте.
Исходя из норм, отраженных в п. 2.1.10 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 года N 2284, водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения находятся в федеральной собственности и запрещены к приватизации.
Так, согласно информации, представленной в письме Кубаньмеливодхоз от 16.06.2017 N 819 земельный участок с кадастровым номером 23:10:0501000:45 входит в единую Понурно-Калининскую оросительную систему и является ее неотъемлемой частью.
В соответствии с актом обследования ГКУ "Кубаньземконтроль" от 27.02.2017 N 74, составленным совместно с представителем ООО "Колос", участок с трех сторон граничит с каналами оросительной системы.
28.03.2017 от Кубаньмелиоводхоз поступила информация, согласно которой в радиусе кадастрового квартала находится межхозяйственные распределительные каналы (оросительных систем) пользователем многих является ООО "Колос".
Согласно информации из ФГБУ "Управление Кубаньмелиоводхоз" от 23.05.2017 N 689 земельный участок расположен в рисовом севообороте Понуро-Калининской оросительной системы, к участку прилегают оросительные, сбросные каналы и гидротехнические сооружения. Пользователем сооружения является ООО "Колос".
Таким образом, спорный земельный участок с кадастровым номером 23:10:0501000:45 относится к орошаемым землям (мелиорированным), расположен в границах рисовой Понуро-Калининской оросительной системы и является составляющей частью внутрихозяйственной мелиоративной сети, из которой нельзя вычленить отдельные элементы.
В свою очередь, объекты, входящие в Понуро-Калининскую оросительную систему закреплены на основании Распоряжения комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края N 05/684 от 20.12.1994 за ФГБУ "Управление "Кубаньмеливодхоз".
Спорный земельный участок ограничен межчековыми валиками, на которых расположены два внутрихозяйственных гидросооружения. Автономная эксплуатация земельного участка невозможна в связи е особенностями подачи воды посредством внутрихозяйственного оросительного канала Р-3-10. Точка водовыдела (водоподача) названного канала находится на межхозяйственном распределительном канале Р-3 ПК 110+55, находящемся на балансе у Калининского филиала ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз".
Внутрихозяйственный оросительный канал Р-3-10 является общим водным объектом (гидротехническим сооружением) для орошения как спорного земельного участка, так и смежных с каналом земельных участков (рисовых чеков), и одновременно распределяет воду на 138 га рисовой оросительной системы.
Как было отмечено, согласно абз. 5 ст. 11 Закона "О мелиорации земель" государственные мелиоративные системы и находящиеся в государственной собственности отдельно расположенные гидротехнические сооружения, объекты и другое имущество организаций по эксплуатации мелиоративных систем и надзору за мелиоративным состоянием земель не могут быть переданы в собственность граждан (физических лиц) и юридических лиц.
Наличие в вышеуказанных нормативных актах Российской Федерации норм, запрещающих передачу в частную собственность мелиоративных систем, обусловлено необходимостью соблюдения интересов населения конкретного региона, так как производство риса в Краснодарском крае является одной из главных отраслей сельскохозяйственного производства.
При изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что мелиоративные объекты представляют собой единую систему, ввиду чего заявитель не может реализовать право на предоставление в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:10:0501000:45.
Кроме того суд, проанализировав формирование земельного участка, пришел к выводу о том, что в данных граница земельный участок как самостоятельный объект гражданского оборота не мог быть сформирован, поскольку земельный участок с кадастровым номером 23:10:0501000:45 расположен в кадастровом квартале 23:10:0501001, представляющем собой рисовое поле, которое состоит из рисовых чеков (образованных земельных участков).
Сделав вывод о том, что все рисовые чеки являются сложной вещью, суд посчитал, что в аренду должна быть предоставлена единая рисовая система с учетом требований технологического процесса.
Во исполнение указаний суда кассационной инстанции, суд первой инстанции установил, что спорный земельный участок рисового севооборота, ограничен по периметру младшими каналами оросительной и водоотводной сети.
Заявителем в материалы дела представлен технический отчет, подготовленный ОАО "Проектно-изыскательский институт "Кубаньводпроект". В указанном отчете произведены инженерно-гидрометеорологические изыскания в отношении земельного массива 23:10:0501000, проанализированы каналы оросительной системы и приведены соответствующие измерения.
Однако указанный отчет разработан без учета технической документации на Понуро-Калининскую оросительную систему.
В отчете приводятся общие сведения о каналах. Каким образом производились измерения, устанавливались границы земельных участков не указано.
Следовательно, указанный отчет не может быть принят во внимание.
Стороны ходатайств о проведении экспертизы не заявили.
При этом в указанном отчете указано, что по границе земельного участка проложены придамбовые канавки. Суд посчитал, что придамбовые канавки являются элементами мелиоративной системы, которые непосредственно граничат с рисовым чеком.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 26, 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", суд пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку испрашиваемый земельный участок обременен рисовой системой, предоставление его в собственность приведет к нарушению принципа единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления общества.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2019 по делу N А32-45332/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.