Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 сентября 2019 г. N Ф04-3850/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
7 июня 2019 г. |
Дело N А67-5203/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачевой А.М., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ОГБУ здравоохранения "Каргасокская районная больница" (N 07АП-3666/19), на решение от 12.03.2019 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-5203/2018 по заявлению областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Каргасокская районная больница" (ИНН 7006001652, ОГРН 1027000616400; 636700, Томская область, Каргасокский район, с. Каргасок, ул. Красноармейская, 66) к Территориальному фонду обязательному медицинскому страхованию Томской области (ИНН 7017001421, ОГРН 1027000873789; 634034, Томская область, г. Томск, ул. Учебная, 39) о признании недействительными акта проверки и требования, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент здравоохранения Томской области, Департамент финансов Томской области,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Шилов С.В., представитель по доверенности от 21.01.2019, паспорт;
от заинтересованного лица: Ермоленко В.В., представитель по доверенности от 29.12.2019, удостоверение;
от третьих лиц: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Каргасокская районная больница" (далее по тексту - ОГБУЗ "Каргасокская РБ", учреждение, больница, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Территориальному фонду обязательному медицинскому страхованию Томской области (далее по тексту - Фонд, заинтересованное лицо) о признании недействительными: - акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования, полученных ОГБУЗ "Каргасокская РБ" на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, за период с 01.01.2015 по 31.12.2016 в части отдельных вопросов за период с 01.01.2015 по 31.12.2017 от 07.02.2018 N 1-2018 в части требований восстановления 5 790 921,90 руб.; - требования от 27.03.2018 N 793 об устранении нарушений, выявленных в ходе плановой комплексной проверки соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использования средств обязательного медицинского страхования ОГБУЗ "Каргасокская РБ" за период с 01.01.2015 по 31.12.2016 в части отдельных вопросов за период с 01.01.2015 по 31.12.2017.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент здравоохранения Томской области, Департамент финансов Томской области.
Решением суда от 12.03.2019 (резолютивная часть объявлена судом 04.03.2019) заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, учреждение обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, дополнениям к ней, в которых просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована неправильным применением норм материального права. Заявитель указывает, что в структуру тарифов при оплате медицинской помощи в системе ОМС включены расходы по оплате проезда к месту проведения отдыха и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также командировочные расходы как прочие выплаты, считает необоснованными ссылки суда на нормы пунктов 158, 158.1, 158.2, 158.3 Правил ОМС; в части командировочных расходов указывает, что Постановление Администрации Томской области от 10.12.2015 N 449а в первоначальном его виде устанавливало, что командировочные расходы могут быть увеличены с разрешения работодателя.
Фонд в отзыве, дополнениям к отзыву, представленным в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представитель в судебном заседании, доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица в отзывах, представленных в суд в соответствии со статьей 262 АПК РФ, поддержали позицию заявителя, считают апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ рассмотрение дела было отложено с 16.05.2019 на 03.06.2019.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнениях к жалобе, отзывах, дополнениях к отзыву, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области от 27.12.2017 N 508 комиссией контрольно-ревизионного управления проведена плановая комплексная проверка использования средств, полученных ОГБУЗ "Каргасокская РБ" на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию за период с 01.01.2015 по 31.12.2016 в части отдельных вопросов за период с 01.01.2015 по 31.12.2017.
В ходе проверки установлены факты нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования на сумму 9 691 366,66 руб.
По результатам проверки составлен акт от 07.02.2018 N 1-2018, которым ОГБУЗ "Каргасокская РБ" предложено восстановить средства ОМС, использованные не по целевому назначению, в сумме 9 691 366,66 руб., уплатить штраф в размере 969 136,67 руб.
В связи с тем, что требования, изложенные в акте проверки, в полном объеме не исполнены, Фондом выдано требование от 27.03.2018 N 793 о восстановлении средств ОМС, использованных не по целевому назначению, в сумме 5 790 921,90 руб., уплате штрафа в размере 579 092,20 руб.
Полагая, что акт и предписание не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы, ОГБУЗ "Каргасокская РБ" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
С 01 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В соответствии с пунктом 2 Положения, территориальный фонд проводит проверки медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, имеющих право на осуществление медицинской деятельности и включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
Пунктами 17 и 17.2 Положения предусмотрено, что проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе по структуре тарифа на оплату медицинской помощи, проверку использования средств на указанные цели.
При наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, согласно пункту 23.3 Положения в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ.
Частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Таким образом, фонд медицинского страхования, осуществляя проверку использования бюджетным учреждением средств обязательного медицинского страхования и вынося оспариваемый акт, действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
В силу положений статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), устанавливающей принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, а также части 1 статьи 147 данного Кодекса, расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов должны осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Нецелевым использованием бюджетных средств, согласно части 1 статьи 306.4 БК РФ, признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Обязательное медицинское страхование, как следует из пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 326-ФЗ, это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных названным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 1 части 1 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также - тарифы на оплату медицинской помощи) и в иных случаях, предусмотренных данным Федеральным законом. Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями).
Исходя из норм статей 35, 36 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи определяется как базовой программой обязательного медицинского страхования, так и территориальной программой обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации и, соответственно, расходование средств обязательного медицинского страхования должно осуществляться на условиях данной территориальной программы и быть строго целевым.
Как следует из акта проверки, больница допустила нецелевое использование средств ОМС на сумму 5 790 921,90 руб., из которых 4 211 569,90 руб. - расходы по оплате проезда к месту проведения отдыха и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, 1 579 352 руб. - командировочные расходы.
Вывод Фонда о нецелевом характере расходов по оплате проезда к месту проведения отдыха и обратно исходит из того, что компенсация данных расходов производится за счет и в пределах средств, предусмотренных на содержание государственного учреждения Томской области в областном бюджет, при этом в данном случае средства были использованы сверх установленных норм, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС.
В силу статьи 1 Закона от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-1) гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - законами субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - муниципальными правовыми актами, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Как следует из требований статьи 33 Закона N 4520-1 компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами (часть 8 статьи 325 ТК РФ).
Согласно Уставу "Каргасокская районная больница", утвержденному Департаментом здравоохранения Томской области от 13.12.2013 N 748, медицинская организация является областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения.
Согласно Закона Томской области от 14.05.2005 N 78-03 "О гарантиях и компенсациях за счет средств областного бюджета для лиц, проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (далее - Закон Томской области N 78-03), работникам государственных органов Томской области и государственных учреждений Томской области предоставляется право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя (государственного органа Томской области и государственного учреждения Томской области) проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов (статья 4 Закона Томской области N 78-03), при этом частью 4 указанной статьи установлено, что условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах Томской области и государственных учреждениях Томской области, устанавливаются Администрацией Томской области.
Постановлением Администрации Томской области от 15.07.2005 N 80а утвержден Порядок предоставления компенсационных выплат лицам, проживающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и работающим в государственных органах Томской области и государственных учреждениях Томской области.
Согласно пункту 23 данного Порядка компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, производится за счет и в пределах средств, предусмотренных на содержание государственного учреждения Томской области в областном бюджете.
С учетом изложенного, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что компенсация данных расходов производится за счет и в пределах средств, предусмотренных на содержание государственного учреждения Томской области в областном бюджете, направление средств ОМС на данные расходы ни одним нормативным правовым актом Российской Федерации не предусмотрено.
По убеждению заявителя расходы по оплате проезда к месту проведения отдыха и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (4 211 569,90 руб.) в силу части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", п. 157 Приказа Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования", Постановления Администрации Томской области от 25.12.2014 N 520а "Об утверждении областной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Томской области на 2015 год и на плановый периоды 2016 и 2017 годов" (п. 30), Постановления Администрации Томской области от 25.12.2015 года N 424а "Об утверждении областной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Томской области на 2016 год" (п. 31), Постановления Администрации Томской области от 30.12.2016 N424а "Об утверждении областной Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на территории Томской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (п. 31) входят в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, как прочие выплаты, следовательно, использованы по целевому назначению.
Вместе с тем, принимая во внимание, что расходы на оплату проезда к месту проведения отдыха и обратно непосредственно с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) не связаны, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о невозможности отнесения расходов по оплате проезда к месту проведения отдыха и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к прочим выплатам, как элемента структуры тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
На основании изложенного, доводы заявителя со ссылкой на часть 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ о том, что выплаты, которые отнесены в прочим и необходимы для оказания медицинской помощи по ОМС, входят в структуру тарифа, коллегия признает необоснованными, поскольку как изложено выше данные расходы непосредственно с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) не связаны.
Ссылка заявителя на подстатью 212 Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н, которая данные расходы относит к прочим выплатам, приводилась в суде первой инстанции, была оценена и исследована в совокупности с материалами дела и обоснованно отклонена, так как данный нормативный акт не регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, бюджетная классификация носит общий характер и в данном случае подлежит применению с учетом положений Федерального закона N 326-ФЗ.
Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию установлена Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 8 Правил в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
На основании пункта 158.2 Правил к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
В силу пункта 158.3 Правил ОМС в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат: - затраты на коммунальные услуги; - затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества); - затраты на содержание объектов движимого имущества (далее - затраты на содержание движимого имущества); - затраты на приобретение услуг связи; - затраты на приобретение транспортных услуг; - затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги)); - затраты на амортизацию оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); - прочие затраты на общехозяйственные нужды.
Таким образом, расходы по оплате проезда к месту проведения отдыха и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в целях обеспечения гарантий и компенсаций за счет средств областного бюджета для указанных лиц, за счет средств ОМС не являются затратами, необходимыми для обеспечения деятельности медицинской организации в системе ОМС, не включены в структуру тарифа и использованы по нецелевому назначению.
Довод заявителя о том, что данная выплата необходима для обеспечения кадрового ресурса, является расходами обусловленными условиями трудовых отношений, не могут быть приняты апелляционным судом, поскольку основаны на ошибочном толковании приведенного нормативно правового регулирования и не опровергают изложенные выводы арбитражного суда.
В соответствии с подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в медицинских организациях, являющихся государственными учреждениями субъекта Российской Федерации, относится к расходным обязательствам данного субъекта Российской Федерации. Средства обязательного медицинского страхования не указаны ни в одном нормативном правовом акте, регламентирующем вопросы компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Ссылки больницы в обоснование правомерности включения в структуру тарифа расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно на выводы, изложенные в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 24.10.2013 N 1648-0, несостоятельны, поскольку как следует из выводов указанного определения Конституционным судом Российской Федерации рассматривался вопрос по оспариванию конституционности пункта 5 части 2 статьи 20 и части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, а не части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа и Постановление Арбитражного суда Архангельской области не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет. Кроме того, в данных субъектах в отличии от Томской области нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского округа и Архангельской области, а именно постановлением Думы ХМАО - Югры от 01.03.2010 N 4676 и постановлением Правительства Архангельской области от 10.01.2017 N 2-пп. предусмотрена компенсация вышеуказанных расходов, в том числе, за счет средств ОМС (за счет средств работодателя).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции признает правомерным вывод суда о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования в размере 4 211 569,90 руб., направленных на компенсацию расходов по оплате проезда к месту проведения отдыха и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Как следует из материалов дела, проверкой также установлен факт оплаты за счет средств обязательного медицинского страхования командировочных расходов в размере 1 579 352 руб., направленных на компенсацию командировочных расходов, сверх установленных норм.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, согласно статья 167 Трудового кодекса Российской Федерации является одной из гарантий работникам при направлении их в служебную командировку.
В силу статьи 168 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику, в том числе дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Частью 3 названной статьи (в редакции Федерального закона от 02.04.2014 N 55-ФЗ) установлено, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, работникам государственных учреждений субъектов Российской Федерации, лицам, работающим в органах местного самоуправления, работникам муниципальных учреждений определяются соответственно нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 3-1 Закона Томской области от 29.12.2005 N 234-03 "Об оплате труда, а также регулировании отдельных правоотношений в сфере труда работников областных государственных учреждений, работников государственных органов Томской области, не являющихся государственными гражданскими служащими Томской области, а также работников Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области" порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками работников областных государственных учреждений, а также работников Администрации Томской области, исполнительных органов государственной власти Томской области, иных государственных органов Томской области, не являющихся государственными гражданскими служащими области, работников Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области устанавливаются постановлением Администрации Томской области. В Томской области вопрос о размере возмещения расходов, связанных со служебными командировками работников областных государственных учреждений, а также работников Администрации Томской области, исполнительных органов государственной власти Томской области, иных государственных органов Томской области, не являющихся государственными гражданскими служащими Томской области, урегулирован постановлением Администрации Томской области от 10.12.2015 N 449а, которым утвержден соответствующий Порядок. Как следует из подпунктов 1, 2 пункта 1 Порядка возмещение расходов, связанных со служебными командировками осуществляется в следующих размерах: расходы по найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку работнику предоставляется бесплатное помещение) - в размере фактических расходов, подтвержденных документами о найме жилого помещения, но не более 550 рублей в сутки. При отсутствии документов, подтверждающих расходы по найму жилого помещения, - в размере 12 рублей в сутки; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), - в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке на территории и за пределами Томской области (за исключением местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, и городов Москва и Санкт-Петербург); в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 200 руб.; в городах Москва и Санкт-Петербург - 300 руб. с учетом дней убытия и прибытия из служебной командировки.
В этой связи выплата медицинским работникам учреждения, направленным в служебную командировку, суточных за счет средств обязательного медицинского страхования должна быть произведена из расчетов, изложенных выше. Между тем, в нарушении указанных положений Порядка ОГБУЗ "Каргасокская РБ" в 2016-2017 годы направило средства ОМС в сумме 1 579 352 руб. на возмещение командировочных расходов сверх установленных норм.
Согласно статье 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования. При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования денежных средств своего бюджета (абзац 5 ст. 31 Кодекса).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, пунктом 6 Порядка (в редакции, действовавшей в спорный период) Томская область как субъект Российской Федерации приняло на себя расходные обязательства по возмещению расходов, размеры которых превышают установленные настоящим Порядком нормы, а также иные расходы, связанные со служебной командировкой, следовательно, как верно указал суд, основания для возмещения данных расходов за счет средств ОМС отсутствовали.
При этом ссылка заявителя на подстатью 212 Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н, из которой следует, что к расходам, связанным со служебными командировками относятся иные расходы, произведенным работником в служебной командировке с разрешения или ведома работодателя в соответствии с коллективным договором или локальным актом работодателя, отклонен, так как данные положения не определяют источник финансирования.
В данном случае нормативном правовым актом Томской области установлены размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками работников областных государственных учреждений, а также источник финансового обеспечения возмещения расходов в размере, превышающем установленный - средства, предусмотренные в областном бюджете на содержание соответствующих областных государственных учреждений.
Редакция пункта 6 Порядка возмещения средств, действовавшая в период с 01.01.2016 по 19.05.2018, не содержит положений о возможности областным государственным учреждениям самостоятельно устанавливать размер возмещения расходов, связанных со служебными командировками работников, путем подписания коллективного договора и увеличивать размер возмещения вышеуказанных расходов за счет средств ОМС.
При изложенных обстоятельствах, выводы Фонда о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования в размере 1 579 352 руб., направленных на компенсацию командировочных расходов сверх установленных норм, также верно признаны обоснованными арбитражным судом первой инстанции.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание позицию, изложенную в абзаце 2 пункта 15 информационного письма Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.03.2019 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-5203/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОГБУ здравоохранения "Каргасокская районная больница" - без удовлетворения.
Возвратить Департаменту финансов Томской области (ОГБУ здравоохранения "Каргасокская районная больница" л/с 104000514) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей излишне уплаченную по апелляционной инстанции по платежному поручению N 154752 от 10.04.2019.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.