Постановление Правительства РФ от 21 августа 1992 г. N 615
"Об утверждении Положения о Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации"
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 1 марта 1993 г. N 167 настоящее постановление признано утратившим силу
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров РСФСР от 20 сентября 1968 г. N 654 "Об утверждении Положения о Министерстве социального обеспечения РСФСР" (СП РСФСР, 1968 г., N 19, ст. 99).
|
Е. Гайдар |
Москва
21 августа 1992 г.
N 615
Положение
о Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 21 августа 1992 г. N 615)
I. Общие положения
1. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации (Минсоцзащиты России) является федеральным органом государственного управления Российской Федерации, осуществляющим государственную политику в области социальной защиты пенсионеров, инвалидов, материнства и младенчества, семей с несовершеннолетними детьми, а также нуждающихся в государственной поддержке других групп населения, определяемых Верховным Советом Российской Федерации, Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации*.
Минсоцзащиты России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации, исполнительными органами государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга и общественными организациями.
Минсоцзащиты России, подведомственные ему организации, учреждения, предприятия и органы социальной защиты республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга образуют единую государственную систему социальной защиты населения.
2. Минсоцзащиты России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и иными решениями Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением и другими нормативными актами.
3. Минсоцзащиты России является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные (в том числе валютные) счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати и штампы. Местонахождение Минсоцзащиты России - город Москва.
II. Основные задачи и функции министерства
4. Основными задачами Минсоцзащиты России являются:
защита конституционных прав пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми и других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке;
разработка научно обоснованных предложений по стратегии государственной политики в области социальной защиты указанных категорий населения, а также формирование федеральных программ в этой области и координационно-методическое обеспечение их выполнения;
подготовка предложений о совершенствовании законодательства по вопросам, относящимся к компетенции Минсоцзащиты России;
организация государственного пенсионного обеспечения и социального обслуживания нетрудоспособных граждан;
содействие созданию и организации деятельности негосударственных организаций, учреждений, предприятий социальной защиты населения;
организация и координация разработки и внедрения в системе социальной защиты населения единых информационных технологий, а также создание автоматизированной системы обработки информации, назначения и выплаты пенсий и пособий по социальному обеспечению;
оказание организационно-методической помощи органам социальной защиты населения по вопросам, связанным с применением действующего законодательства;
разработка мероприятий по материально-бытовому обслуживанию пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми и других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке, создание на государственной и благотворительной основе комплексной сети служб и дифференцированной системы социальной защиты указанных категорий граждан;
организация протезно-ортопедической помощи населению; организация врачебно-трудовой экспертизы и руководство ею, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
привлечение внебюджетных средств для финансирования программ социальной помощи и укрепления материальной базы системы социальной защиты населения;
содействие развитию коммерческих начал в сфере организации социальной защиты населения с целью повышения эффективности реализации социальных программ;
обеспечение взаимодействия с благотворительными и другими общественными объединениями с целью поддержки пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми и других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке;
осуществление координации внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества по вопросам, относящимся к компетенции Минсоцзащиты России.
5. Минсоцзащиты России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет выполнение следующих основных функций:
в области развития системы социальной защиты
разрабатывает предложения по основам федеральной политики в части социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми и других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке;
на основе анализа и прогнозирования уровня жизни разрабатывает проекты концепции и федеральных программ по социальной защите указанных категорий населения, а также подготавливает методические рекомендации для разработки региональных программ;
обеспечивает разработку социальных нормативов, необходимых для осуществления Минсоцзащиты России его функций;
определяет направления и координирует научные исследования по вопросам социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми и других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке;
в области организации пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями
участвует в формировании федеральной политики в области обеспечения пенсиями и пособиями по социальному обеспечению и осуществляет ее реализацию;
осуществляет организацию и методическое обеспечение работы по назначению и выплате пенсий и пособий по социальному обеспечению;
взаимодействует с Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации по вопросам финансирования выплаты пенсий и пособий по социальному обеспечению;
принимает участие в разработке методологии и создании условий для развития негосударственной системы пенсионного обеспечения;
разрабатывает рекомендации по установлению дополнительных льгот и выплат к пенсиям и пособиям по социальному обеспечению на региональном уровне;
взаимодействует с отраслевыми министерствами и ведомствами по вопросам применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, подготавливает согласованные предложения по их совершенствованию;
в области социального обслуживания
организует социально-бытовое обслуживание престарелых граждан, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми и других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке, а также предоставление им установленных законодательством льгот, путевок на санаторно-курортное лечение и специальных средств передвижения, внедрение новых форм и видов натуральной помощи; материально-бытовое, медико-социальное и культурное обслуживание престарелых граждан и инвалидов, находящихся в учреждениях социального обеспечения; создание комплексной сети служб социальной защиты лиц, нуждающихся в поддержке, на государственной и благотворительной основе; развитие комплекса специализированных учреждений и служб, оказывающих психологические, медико-социальные, реабилитационные и другие социальные услуги лицам, попавшим в сложные жизненные ситуации; социальную поддержку бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов для детей, не имеющих родителей или оставшихся без их попечения, на начальном этапе самостоятельной жизни;
участвует в организации разнообразных видов социальной помощи семьям с несовершеннолетними детьми;
содействует созданию негосударственных служб и учреждений, оказывающих социальную помощь и услуги пенсионерам, инвалидам, семьям с несовершеннолетними детьми и другим группам населения, нуждающимся в государственной поддержке;
осуществляет координацию работы подведомственных социально-бытовых объектов, а также содействует их переводу на коммерческую основу исходя из нужд финансирования программ социальной помощи населению;
в области медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и оказания протезно-ортопедической помощи
осуществляет руководство врачебно-трудовой экспертизой и службой медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
участвует в формировании государственной политики в области градостроительства, обеспечивающей доступность объектов инфраструктуры для инвалидов и престарелых граждан;
оказывает помощь общественным организациям инвалидов в создании рабочих мест для инвалидов и в их трудоустройстве;
содействует созданию и развитию специализированных предприятий по использованию труда инвалидов и пенсионеров, развитию надомных видов труда и других форм занятости;
способствует развитию физической культуры и спортивного движения инвалидов как этапа их социальной реабилитации;
определяет потребность и осуществляет заказы на производство специальных транспортных средств, приспособлений производственного и бытового характера, других технических средств реабилитации инвалидов и ухода за ними;
обеспечивает организацию протезно-ортопедической помощи населению, проведение совместно с другими министерствами и ведомствами работы по увеличению производства и совершенствованию технологии изготовления протезно-ортопедических изделий, а также по производству новых их видов;
принимает участие в установленном порядке в создании и реорганизации научно-исследовательских, конструкторско-технологических организаций, центров медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов и иных организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих функции социальной защиты населения;
в области законодательства по социальной защите населения
обобщает практику применения законодательства по вопросам, отнесенным к компетенции Минсоцзащиты России, разрабатывает совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации, исполнительными органами государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга и вносит на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложения о совершенствовании законодательства по социальной защите населения;
подготавливает в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации заключения по проектам законодательных актов, а также нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Минсоцзащиты России;
обеспечивает единообразное применение законодательства по социальной защите населения на территории Российской Федерации;
в области внешнеэкономического и международного сотрудничества
участвует в установленном порядке в деятельности международных организаций, занимающихся вопросами социальной политики;
участвует в организации осуществления на территории Российской Федерации и за рубежом программ сотрудничества по вопросам социальной защиты различных категорий граждан;
организует проведение международных конференций, семинаров, симпозиумов, учебных курсов по проблемам социальной защиты населения;
обеспечивает подготовку предложений к проектам соглашений государствами - участниками СНГ по социальной защите пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми и других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке, а также по проектам соглашений с иными зарубежными странами по вопросам социальной политики;
участвует в пределах своей компетенции в подготовке и заключении с иностранными партнерами договоров в сфере социальной защиты населения;
в области финансовой и хозяйственной деятельности
организует планово-финансовую работу в системе Минсоцзащиты России, финансирование мероприятий по социальной защите населения, проводимых подведомственными организациями, учреждениями и предприятиями, а также научных исследований в этой области; подготавливает экономические обоснования по организации различных видов социальной помощи населению;
участвует в подготовке предложений по формированию налоговой политики в отношении пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми и других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке;
осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по совершенствованию организации, нормирования и оплаты труда работников системы Министерства;
рассматривает балансы и отчеты по хозяйственной деятельности организаций, учреждений и предприятий, подведомственных Минсоцзащиты России, а также отчетность территориальных органов социальной защиты;
организует в системе Минсоцзащиты России контрольно-ревизионную работу и осуществляет внутриведомственный финансовый контроль;
проводит инвестиционную политику, обеспечивающую оптимальное использование государственных централизованных капитальных вложений подведомственными организациями, учреждениями и предприятиями; организует разработку перспективных программ по строительству новых, реконструкции и техническому перевооружению действующих организаций, учреждений и предприятий системы Минсоцзащиты России;
обеспечивает взаимодействие государственных, общественных, религиозных и благотворительных организаций, учреждений и предприятий в работе по привлечению средств для финансирования программ социальной помощи населению.
Наряду с выполнением указанных функций Минсоцзащиты России:
организует контроль за полнотой, своевременностью поступления и целевым использованием средств Республиканского (федерального) и территориальных фондов социальной поддержки населения;
организует и проводит мероприятия по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров подведомственных ему организаций, учреждений, предприятий и органов социальной защиты; осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью подведомственных учебных заведений и курсов повышения квалификации руководящих работников и специалистов системы социальной защиты населения;
рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан в сроки, установленные действующим законодательством, и принимает по ним необходимые меры; осуществляет прием граждан по вопросам социальной защиты.
III. Организация деятельности министерства
6. Минсоцзащиты России в пределах своей компетенции:
осуществляет контроль за правильным применением действующего законодательства в подведомственных организациях, учреждениях, на предприятиях и в органах системы социальной защиты населения;
взаимодействует с министерствами и ведомствами Российской Федерации, исполнительными органами государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга по вопросам, связанным с социальной защитой пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми и других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке;
совместно с исполнительными органами государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга принимает решения по вопросам строительства и развития сети учреждений социальной защиты, а также по другим вопросам, входящим в компетенцию Минсоцзащиты России;
информирует население по вопросам социальной защиты;
привлекает на договорной основе научные учреждения и высококвалифицированных специалистов к разработке программ, проектов законодательных и нормативных актов по вопросам социальной защиты; образует в установленном порядке временные научные коллективы, экспертные группы и советы по этим вопросам;
заключает по поручению Правительства Российской Федерации международные договоры и соглашения с зарубежными странами по вопросам социальной политики и защиты населения.
7. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый в порядке, установленном действующим законодательством.
Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минсоцзащиты России задач и осуществление им своих функций.
Министр имеет заместителей, назначаемых по его представлению Правительством Российской Федерации, и распределяет обязанности между ними.
Министр:
руководит деятельностью Минсоцзащиты России;
вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты нормативных актов по вопросам, отнесенным к компетенции Минсоцзащиты России;
устанавливает степень ответственности заместителей Министра и руководителей структурных подразделений Министерства;
в пределах своей компетенции издает приказы, инструкции и дает указания, обязательные для исполнения всеми подведомственными организациями, учреждениями, предприятиями и органами системы социальной защиты населения;
утверждает структуру центрального аппарата Минсоцзащиты России в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности его работников, штатное расписание центрального аппарата, положения о структурных подразделениях Министерства, а также положения (уставы) о подведомственных Министерству организациях, учреждениях и предприятиях;
назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Минсоцзащиты России и руководителей подведомственных организаций, учреждений и предприятий;
представляет в установленном порядке особо отличившихся работников к присвоению почетных званий и наград;
имеет другие права в соответствии с действующим законодательством.
Министр социальной защиты населения Российской Федерации вправе делегировать отдельные предоставленные ему полномочия подчиненным ему должностным лицам, кроме прав, относящихся к исключительной компетенции Министра.
8. В Минсоцзащиты России образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководящих работников Министерства. В состав коллегии могут входить руководители подведомственных и других организаций, учреждений и предприятий.
Члены коллегии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Коллегия рассматривает важнейшие вопросы социальной защиты населения. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами или указаниями Министра. В случае разногласий между Министром и коллегией Министр проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях Правительству Российской Федерации, а члены коллегии, в свою очередь, могут сообщить свое мнение в Правительство Российской Федерации.
9. В состав Минсоцзащиты России входит Комитет социальной помощи семье и детям, возглавляемый председателем. Положение о Комитете утверждается Министром,
10. В ведении Минсоцзащиты России находится Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения. Его деятельность осуществляется в соответствии с Положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
11. В Минсоцзащиты России создается научно-методический совет для планирования и организации научных исследований по важнейшим научно-практическим проблемам социальной защиты граждан и контроля за результатами этих исследований, разработки рекомендаций по внедрению в практику достижений науки, техники и передового опыта.
Состав научно-методического совета и положение о нем утверждаются Министром.
* Далее именуются - пенсионеры, инвалиды, семьи с несовершеннолетними детьми и другие группы населения, нуждающиеся в государственной поддержке.
Постановление Правительства РФ от 21 августа 1992 г. N 615 "Об утверждении Положения о Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации"
Текст постановления опубликован в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации от 31 августа 1992 г., N 9, ст. 606
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 1 марта 1993 г. N 167 настоящее постановление признано утратившим силу