Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19 сентября 2019 г. N Ф05-15318/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
7 июня 2019 г. |
Дело N А40-222004/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яниной Е.Н.,
судей: Лялиной Т.А., Башлаковой-Николаевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ибрагимовым У.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО Транспортная компания "Семьсот дорог"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.02.2019 года
по делу N А40-222004/18, вынесенное судьей Абрамовой Е.А.,
по иску ООО Транспортная компания "Семьсот дорог"
(ОГРН 1121650019160, ИНН 1650251719, 423800, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, ГОРОД НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ, УЛИЦА ГИДРОСТРОИТЕЛЕЙ, ДОМ 8, КВАРТИРА 415)
к СПАО "ИНГОССТРАХ" (ОГРН 1027739362474, ИНН 7705042179, 117997, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА ПЯТНИЦКАЯ, 12, СТР.2)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явился, извещен;
от ответчика - Добровольская Н.Б. по доверенности от 21.06.2018.
УСТАНОВИЛ:
ООО ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ "СЕМЬСОТ ДОРОГ" обратилось в Арбитражный суд к СПАО "ИНГОССТРАХ" о взыскании страхового возмещения в сумме 1.865.782 руб. 23 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.02.2019 года по делу N А40-222004/18 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО Транспортная компания "Семьсот дорог" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило указанное решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на следующее:
- неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела,
- неправильное применение норм материального права;
- несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела;
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей истца, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции между ООО "Транспортная компания "Альянс" и СПАО "Ингосстрах" заключен договор страхования гражданской ответственности автоперевозчиков и экспедиторов на период с 26.08.2017 по 25.08.2018 -страховой полис N 483-548-053014/17/CMR (далее - Страховой полис, договор страхования).
Застрахованными лицами выступают ИП Семиволков А.С., ООО "Транспортная компания "Альянс" и ООО "Транспортная компания "Семьсот дорог". Страховой полис заключен на основании "Правил страхования гражданской ответственности автоперевозчиков и экспедиторов" от 24.06.2015.
Между ООО "Текса" и СХК НООКЕН был заключен контракт N ХВ 17-10 от 21.08.2017 на поставку хлопкового волокна в кипах, всех сортов и классов 4-5-го типа, урожая 2017 года. СХК ННОКЕН был выписан счет-фактура N 006 от 29.09.2017, в соответствии с которой отгрузке подлежит товар - хлопковое волокно, 1 сорта, марки 007, тип - V 96-кип, брутто - 20.370 на общую сумму 30 424,23 долларов США; автомашина -гос. N С496УЕ116, п/п N АС650016, С MR N 001142.
Для доставки товаров на территорию Российской Федерации автомобильным транспортом между ООО "Текса" (клиент) и ОсОО "Николь Трейд" (экспедитор) заключен договор на транспортно-экспедиторское обслуживание N 5/16-К от 19.09.2016, согласно условиям которого экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение транспортно-экспедиторского обслуживания, связанного с перевозкой грузов клиента различными видами транспорта.
В пункте 1.3. договора стороны предусмотрели, что экспедитор при исполнении обязательств действует по поручению и за счет клиента и имеет право привлекать третьих лиц для исполнения своих обязательств по договору.
В рамках указанного договора между ООО "Текса" и ОсОО "Николь Трейд" 27.09.2017 подписана заявка N 6 на перевозку груза в международном сообщении -хлопковое волокно нетто 22000 кг, по маршруту г. Джалал-Абад (Кыргызстан) - г. Иваново (Россия), адрес места погрузки СХК НООКЕН, дата погрузки - 29.09.2017, на автомобиле Вольво с495уе/116ac6500/16rus.
Во исполнение обязательств по перевозке груза между ОсОО "Николь Трейд" (заказчик) и ОсОО "А один транс" (экспедитор) заключены договор на транспортно-экспедиторское обслуживание N 027 от 22.09.2017. Дополнительными соглашениями NN 1 и 2 к договорам на транспортно-экспедиционное обслуживание NN 027 от 23.09.2017 г., 5/16-К от 19.09.2017 г. стороны дополнили условия договоров о том, что экспедитор несет ответственность за недостачу, утрату, повреждение груза с момента его принятия на транспортировку до сдачи грузополучателю в полном объеме.
Ущерб, причиненный при перевозке груза в случае недостачи, утраты, повреждения возмещается в размере стоимости груза (п.п. 6.7 и 4.2.8).
ООО "А один транс", выступая как экспедитор, в рамках договора на перевозку грузов автомобильным транспортом в прямом международном сообщении заключил договор N 305 от 20.09.2017 с ООО Транспортная компания "Семьсот дорог" (перевозчик) на перевозку грузов автотранспортом в международном сообщении.
В соответствии с п. 1.1. указанного договора предметом его является определение порядка взаимоотношений между Заказчиком и Привозчиком при планировании и осуществлении перевозок грузов в международном сообщении и расчетов между Сторонами.
Конвенцией установлено, что, любая дорожная перевозка грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груз, указанные в контракте, находится на территории двух разных стран.
Пунктом 1.2. Договора к предмету настоящего договора также относится перевозка грузов, осуществляемая без их промежуточной перевозки, в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах с пересечением одной или нескольких границ от таможни места отправления до таможни места назначения при условиями, что определенная часть операции такой перевозки между ее началом и концом производится автомобильным транспортом.
Перевозки осуществляются в соответствии с условиями Конвенций: "О дорожном движении" (Вена, 1968) "О дороге международной дорожной перевозки грузов" (КДПГ); "Таможенная конвенция" о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок" (СПС, Женева); Европейским соглашением "О международной дорожной перевозке опасных грузов" (ДОПОГ, Женева).
В ходе осуществления перевозки груза на 1227 километре трассы "Самара-Шымкент" произошел пожар. При пожаре полностью сгорел полуприцеп "Krone SD" (г/н АС 6500/16) и груз, перевозимый грузовым автомобилем "Volvo" (г/н с495уе/116), что подтверждается актом о пожаре от 02.10.2017 и справкой от 03.10.2017.
В результате произошедшего пожара огнем был уничтожен вышеуказанный прицеп и перевозимый внутри прицепа груз, принадлежащий ООО "Текса".
03.10.2017 ОсОО "А один транс" направило в ООО ТК "Семьсот дорог" претензию о возмещении стоимости поврежденного груза с приложением счет-фактуры на груз и счета на оплату.
08.11.2017 ООО ТК "Семьсот дорог" было отказано в возмещении ущерба, поскольку причиной пожара явилось возгорание груза.
В дальнейшем между ОсОО "А один транс" (цедент) и ООО "Текса" (цессионарий) был заключен договор уступки права требования N 1 от 27.12.2017, согласно условиям которого цессионарий принимает в полном объеме право требования к ООО Транспортная компания "Семьсот дорог" в сумме 30424,23 долларов США, возникшее на основании договора на перевозку грузов автомобильным транспортом в прямом международном сообщении N 305 от 20.09.2017, договора-заявки N 27/1 (9555) от 27.09.2017 на груз хлопок весом 22 тонны, стоимостью 30424,23 долларов США по маршруту г. Джалал-Абад (Кыргызстан) - г. Иваново (Россия).
ООО "Текса" обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением о взыскании с ООО Транспортная компания "Семьсот дорог" убытков в размере 30 424,23 долларов США.
24.05.2018 было вынесено Решение Арбитражного суда Республики Татарстан (Дело N А65-6836/2018), которым суд взыскал с Общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания "Семьсот дорог" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Текса" 30424 доллара 23 цента США по курсу ЦБ РФ на дату фактического платежа, 30651 руб. расходов по госпошлине.
Гражданская ответственность ООО Транспортная компания "Семьсот дорог" за вред, причиненный имущественным интересам других лиц в результате утраты, гибели или повреждения (порчи) груза, принятого ООО Транспортная компания "Семьсот дорог" для перевозки, застрахована по Страховому полису N 483-548-053014/17/CMR (далее - Страховой полис) в соответствии с Правилами страхования гражданской ответственности автоперевозчиков и экспедиторов СПАО "Ингосстрах" от 24.06.2015..
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Разрешая настоящий спор по существу, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в виду того, что перевозка опасных грузов не входит в объем ответственности страховщика по имеющемуся у истца страховому полису.
Апелляционный суд повторно исследовав и оценив, представленные в дело доказательства, не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции по примененным нормам материального права и переоценке фактических обстоятельств дела в виду следующего.
В соответствии со ст. 942 ГК РФ, при заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая).
Факт заключения договора страхования ответственности истца и факт произошедшего пожара ответчик не отрицает.
Истец не оспаривает тот факт, что при заключении договора страхования указал, что не осуществляет перевозку опасных грузов по классификации ДОПОГ и внутреннему законодательству.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что перевозимый истцом груз по классификации Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), с учетом Типовых правил перевозки опасных грузов и Рекомендаций по перевозке опасных грузов, опубликованных Организацией Объединенных Наций относится к опасным грузам относится к категории опасных грузов, а страховой полис, выданный ответчиком не покрывает ответственность истца за утрату или повреждение перевозимого опасного груза.
Правила перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272
Согласно п. 3 ППГАТ перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями А и В Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами.
Учитывая, что самовозгорание перевозимого груза произошло на территории иного государства и перевозка была международной, оснований для применения внутреннего законодательства по классификации опасных грузов не имеется, и суд обоснованно применил ДОПОГ, в связи с чем, суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку истца на письмо Средне-Волжского межрегионального Управления государственного автодорожного надзора от 12.12.2017 г. N 01-12/1670, при этом в данном письме речь идет о грузах повышенной опасности, а не об опасных грузах.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, они не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой суда доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21 февраля 2019 года по делу N А40-222004/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Н.Янина |
Судьи |
Е.Ю.Башлакова-Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.