г. Москва |
|
10 июня 2019 г. |
Дело N А41-13727/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Алибековой Д.Э.,
при участии в заседании:
от истца по делу - АО "КПЭС" - Булатова Н.В. по доверенности от 29.01.2018,
от ответчика по делу - ООО УК "Жилищный трест и К" - Бернштейн Е.В, по доверенности от 04.10.2018, Агрес Н.П. по доверенности от 16.03.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО УК "Жилищный трест и К" на решение Арбитражного суда Московской области от 19.02.2019 по делу N А41-13727/18, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по исковому заявлению АО "КПЭС" о взыскании с ООО УК "Жилищный трест и К" денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
АО "КПЭС" (истец) обратилось в суд с иском (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к ООО УК "Жилищный трест и К" (ответчик) о взыскании 1531738,21 руб. основного долга и 244616,48 руб. процентов, процентов по день фактической оплаты задолженности.
Исковые требования основаны на том, что истец, как сетевая организация, установил в домах, находящихся в управлении ответчика, приборы учета (вследствие соответствующего бездействия ответчика), а взыскиваемая денежная сумма, согласно доводам и расчетам истца, является его расходами на эту установку, подлежащими взысканию с ответчика в его пользу.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.06.2018 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2018 решение оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26.11.2018 решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
В своем постановлении суд кассационной инстанции указал, что отказ в удовлетворении иска о взыскании денежных средств основан на недоказанности факта установки общедомовых приборов учета электрической энергии, наличия у истца убытков, возникших в результате неправомерных действий (бездействия) ответчика, не представил документы, подтверждающие проведение и приемку работ, и их стоимость (договор подряда, акты, смета). При этом, суд кассационной инстанции отметил, что обязанность по установке приборов учета в МКД возложена на сетевую организацию в случае если установка не осуществлена управляющей компанией, с последующим возмещением затрат на эту установку, предусмотрена действующим законодательством.
В ходе судебного разбирательства истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил заявленные требования и просил суд взыскать с ООО Управляющая компания "Жилищный трест и К":
- расходы по установке приборов учета с учетом предоставленной рассрочки с даты ввода каждого прибора учета в эксплуатацию по 13.02.2019 в сумме 2002358,87 руб.;
- проценты в размере 480394,5 руб. за предоставленную рассрочку с даты ввода каждого прибора учета в эксплуатацию по 13.02.2019;
- проценты на сумму задолженности по день фактической уплаты задолженности по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего искового заявления.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.02.2019 заявленные требования удовлетворены.
ООО УК "Жилищный трест и К" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО УК "Жилищный трест и К" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель АО "КПЭС" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что истец является электросетевой организацией, осуществляет передачу электроэнергии населению города Красногорска Московской области.
Ответчик является управляющей организацией, осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами (МКД) по адресам: г. Красногорск, Волоколамское шоссе дома 1а, 8, 10, 11/1; ул. Ленина дома 5, 5а, 5б, 7, 33, 11а, 13, 15, 15а, 17, 21, 23, 25, 27, 29, 31; ул. Комсомольская дома 3, 5, 7, 9, 13, 15, 17, 19, 23, 27, 31, 35, 39; ул. Циолковского дома 2/35, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20/2; ул. Железнодорожная дома 1, 1а, 1б, 2-8, 9, 23, 24, 25, 25а, 26, 26а, 27, 27а, 28, 28а, 29, 29а, 30, 31, 31а, 32, 32а, 33, 34, 35а, 36а, 38; ул. Вокзальная дома 7-11, 11/1, 12, 13, 13/1, 14, 15, 15/1, 16, 20, 22, 24, 25, 27, 29; Ильинское ш. дома 2-4, 6; ул. 50 лет Октября дома 1, 1а, 2/37, 3, 3а, 4, 5, 7; ул. Димитрова дома 1, 3,5, 7, 11; ул. Жуковскогодома 4, 8, 8а, 10; ул. Чайковскогодома 8, 8а, 10, 12, 14, 16, 18, 19, 21; Железнодорожный пр. дома 1-3, 5, 7, 9, 11, 13; пр. Чехова дома 3, 4; Строительный пр. д. 4; ул. Почтовая д. 39; ул. Дачная д. 11, является исполнителем коммунальных услуг обеспечивающим подачу ресурсов в МКД.
Статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - закон N 261-ФЗ) предусмотрена обязанность сетевой организации осуществить действия по оснащению энергопринимающих устройств приборами учета в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств обязанности по их оснащению приборами в срок до 01.07.2012.
Механизм возмещения затрат сетевой организации на установку приборов учета установлен пунктом 150 Основных положений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном) ограничении режима потребления электрической энергии".
Возмещение затрат на установку приборов учета осуществляется путем самостоятельного предъявления сетевой организацией требования к лицу, не выполнившему в установленный срок обязанности по оснащению энергопринимающих устройств приборами учета, а не за счет увеличения объема услуг по передаче электрической энергии в рамках осуществления регулируемого вида деятельности.
Обязанность по оснащению приборами учета в домах, в которой управляющей организацией является ответчик, ответчиком не была исполнена, в связи с чем как следует из искового заявления истец 19 февраля 2015 года оборудовал МКД приборами учета.
В целях возмещения указанных затрат, истец обратился к ответчику с претензией, а затем в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п. 11 "к" Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - правила N 491) содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Согласно п. 7 правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая в том числе, из коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.
В силу п. 31 "с" Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с настоящими Правилами осуществляется ресурсоснабжающей организацией.
27.11.2009 вступил в силу Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - закон N 261-ФЗ).
В соответствии с ч. 5 ст. 13 закона N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Частью 9 статьи 13 закона N 261-ФЗ предусмотрено, что деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны осуществлять организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 12 статьи 13 закона N 261-ФЗ в отношении объектов, предусмотренных частью 5 этой статьи (в том числе многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу закона), ресурсоснабжающие организации в срок до 1 июля 2013 года обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 этой статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что действующим жилищным законодательством и законом об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Согласно пункту 150 Основных положений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном) ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения), в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Закона N 261-ФЗ, действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).
В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета.
При этом такой собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) обязан компенсировать расходы сетевой организации, связанные с приобретением и установкой прибора учета исходя из средних рыночных цен на работы по установке прибора учета и среднерыночных цен на прибор учета того класса точности и иных характеристик, установка которого является обязательной в соответствии с настоящим документом для потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках и сетевых организаций.
Истец представил в материалы дела доказательства расходов (смету N 069 о стоимости работ по среднерыночным ценам) по оснащению общедомовыми приборами учета электрической энергии многоквартирных жилых домов, управляемых ответчиком.
При этом, как следует из указаний и разъяснений, содержащихся в постановлении Арбитражного суда Московского округа по настоящему делу, отсутствие с ответчиком договора подряда, не имеет правового значения в случае рассмотрения спора о взыскании расходов истца, поскольку законодательно предусмотрен механизм и обязанность полного возмещения ответчиком затрат сетевой организации на установку общедомовых приборов учета.
В отношении установленных общедомовых приборов учета составлены соответствующие акты допуска. Ответчику известно, что приборы установлены, допущены, поскольку ежемесячно составляются акты снятия показаний указанных приборов учета. В ходе судебного заседания представитель ответчика подтвердил наличие приборов учета.
Письмом от 13.02.2015 N КПЭС-178а истец уведомил ответчика об установке истцом приборов учета, письмо получено ответчиком, ответчик обеспечил допуск для установки и опломбирования приборов учета. Истцом в материалы дела представлены Акты ввода приборов учета, установленных им в МКД, в эксплуатацию.
Таким образом, возмещение ответчиком расходов истца на установку приборов учета прямо предусмотрена законами и иными нормативными правовыми актами. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (п. 1 ст. 8 ГК РФ).
Размер возмещения определен истцом в сумме 2002358,87 руб., подтверждается представленной сметой N 069, отражающей стоимость приборов учета и работ внутри организации истца, а также среднерыночными ценами приборов учета и расценками на их установку, опубликованными на интернет-сайте. Такие среднерыночные цены состоят из: цены счетчиков и трансформаторов тока, приобретенных у производителя по цене производителя; среднерыночных цен на расходные материалы и среднерыночную стоимость работ. Согласно представленным истцом среднерыночным ценам, цена КПЭС на счетчики ниже, чем цена иных организаций.
Факт установки приборов учета, их количество, ответчик не оспаривает. Дата составления сметы N 069 (позже, чем дата установки счетчиков) не отменяет самого факта их установки, наличия расходов у истца и обязанности ответчика их возместить.
Ответчик, в свою очередь, контррасчет по задолженности, обоснование среднерыночных цен на счетчики и их установку не представил, каких-либо доказательств, направленных на получение соответствующих доказательств, не заявил.
Приборы учета установлены истцом АО "КПЭС" и подлежат возмещению истцу. Обязанность по установке приборов учета и обязанность управляющей компании по возмещению расходов на эту установку в случае если она осуществлена сетевой организацией прямо предусмотрена нормами права.
Проценты рассчитаны истцом в соответствии со ст. 395 ГК РФ. Период правомерно определен истцом с даты установки прибора учета, а не с даты составления сметы, как указывает ответчик. Судом расчет процентов проведен и признан верным.
В соответствии с п. 3 ст. 395 ГК РФ проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Довод ответчика о том, что он не пользуется общедомовыми приборами учета, а вместо этого снимает показания по приборам учета, установленным на лестничных площадках, не может быть принят во внимание, поскольку противоречит требованию ч. 12 ст.13 Федерального Закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ о том, что с 01.07.2012 учет энергоресурсов в многоквартирных домах необходимо производить с использованием общедомовых приборов учета.
Факт обращения к ответчику со стороны АО "Мособлэнерго" о составлении новых актов в 2018 году вызван тем, что по решению Правительства Московской области сети истца были переданы в аренду АО "Мособлэнерго". Указанный факт обращения не свидетельствует о том, что общедомовые приборы учета были установлены АО "Мособлэнерго" в спорный период, поскольку и сами акты датированы 2018 г.
Согласно действующему законодательству правом установления общедомовых приборов учета обладает та сетевая организация, которая обслуживает сети, питающие население.
В спорный период 2015-2016 года единственной сетевой организацией на территории г. Красногорск являлось АО "КПЭС", то есть истец.
Ответчик в течение всего повторного рассмотрения дела не представил контррасчет, несмотря на предложения суда первой инстанции.
Довод ответчика о смете, как о ненадлежащем доказательстве не соответствует законодательству - п. 150 Правил N 442.
Согласно указанной норме, единственным основанием для признания расходов на установку общедомовых приборов учета является их опубликование на сайте сетевой организации и соответствие среднерыночным ценам на приборы учета и на услуги по их установке.
Истец представил доказательства, что цены на приборы учета и услуги опубликованы на сайте истца, указанные им в смете цены соответствуют среднерыночным, а в ряде случаев даже значительно ниже среднерыночных. Какого-либо опровержения указанным доказательствам ответчик в материалы дела не представил.
Поскольку ответчик в нарушение законодательства не установил приборы учета самостоятельно, в этой связи в соответствии со ст.13 Федерального Закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ в период 2015-2016 гг ответчик давал разрешение на установку приборов учета, и не был лишен возможности своевременно узнать о их ценах на сайте ответчика, как это предусмотрено п. 150 Правил N 442.
Настоящий иск заявлен на основании ст. 8 ГК РФ, ст.13 Федерального Закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - закон N 261-ФЗ), п. 150 Основных положений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения N 442), которым предусмотрен механизм возмещения затрат сетевой организацией на установку приборов учета, исходя из среднерыночных цен, п. 10 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, пп. 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), согласно которым надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета является управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 150 Правил N 442 в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Закона N 261-ФЗ, действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства). В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета. При этом такой собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) обязан компенсировать расходы сетевой организации, связанные с приобретением и установкой прибора учета, исходя из средних рыночных цен на работы по установке прибора учета и среднерыночных цен на прибор учета того класса точности и иных характеристик, установка которого является обязательной в соответствии с настоящим документом для потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках и сетевых организаций.
Отсутствие с ответчиком договора подряда, не имеет правового значения в случае рассмотрения спора о взыскании расходов истца, поскольку законодательно предусмотрен механизм и обязанность полного возмещения ответчиком затрат сетевой организации на установку общедомовых приборов учета (п. 150 Правил N 442).
Определением Верховного Суда РФ от 17.06.2015 N 310-ЭС15-912 по делу А14- 13747/2013, Определением Верховного Суда РФ от 7 декабря 2016 г. N 301-ЭС16-16979 по делу N А29-3792/2016 установлено, что именно управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета.
Механизм возмещения затрат сетевой организации на установку приборов учета установлен п. 150 Основных положений N 442. Согласно этой норме истец не обязан доказывать убытки в связи с установкой общедомовых приборов учета. В силу вышеуказанных норм Истец как сетевая организация выставляет счет на возмещение расходов по установке приборов учета на основании расценок, опубликованных на сайте истца.
Таким образом, право Истца на возмещение расходов является безусловным в силу закона. Процесс установления приборов учета в 163 управляемых ответчиком домах занял значительное время, в связи с чем установку приборов учета истец завершил в конце 2015 г.
В доказательство факта произведенных расходов по оснащению приборами учета электрической энергии МКД, управление которых осуществляет ООО УК "Жилищный трест и К", Истцом на основании публикации на сайте о расценках на оборудование составлена соответствующая смета N 69, в которой отражены в т.ч. адреса установки приборов в МКД. Работы по оснащению приборами учета были выполнены в связи с тем, что инженерно-техническое оборудование данных МКД имеет непосредственное присоединение к электрическим сетям Истца, и так как данные объекты в срок до 01.07.2012 г. не были в добровольном порядке оснащены Ответчиком, как управляющей компанией, ст. 13 Закона N 261-ФЗ предусматривает компенсацию расходов по среднерыночным расценкам. Истцом соблюдено это условие и в смете N69 приведена стоимость работ и приборов по среднерыночным ценам. Цены, указанные Истцом в смете состоят из:
цены счетчиков и трансформаторов тока, приобретенных у производителя по цене производителя,
и среднерыночных цен на расходные материалы и среднерыночную стоимость работ.
Факт установки приборов учета, их количество, адреса установки и номенклатуру Ответчик не оспаривает. Дата составления сметы (позднее факта установки счетчиков) при этом не отменяет самого факта их установки, наличия расходов, понесенных Истцом, и обязанности Ответчика оплатить эти расходы по установке приборов учета.
Передача или не передача общедомовых приборов учета на баланс ответчика также не имеет правового значения для разрешения настоящего дела, поскольку обязанность возмещения затрат сетевой организации на установку приборов учета установлена пунктом 150 Основных положений N 442, вне зависимости от балансовой принадлежности приборов учета.
В отношении установленных Истцом приборов учета по адресам МКД, управление которых осуществляет ООО УК "Жилищный трест и К", составлены соответствующие акты допуска. Ответчику известно, что приборы установлены и допущены в эксплутацию, поскольку ежемесячно составляются акты снятия показаний указанных приборов учета.
Ответчик не приводил мотивированых возражений относительно размера взыскиваемой суммы, не представлял контррасчет.
Определениями Верховного Суда РФ от 17.06.2015 N 310-ЭС15-912 и от 07.12.2016 N 301-ЭС16-16979 установлена обязанность управляющей компании оплатить расходы на установку общедомовых приборов учета. Отдельно указано на обязательность применения положения закона N 261 ФЗ о предоставлении 5-летней рассрочки с даты установки приборов учета.
Как видно из актов допуска приборов учета, приборы введены в эксплуатацию в период с января 2015 по февраль 2016. Основная масса приборов учета введена в эксплуатацию в период январь-март 2015.
Предусмотренное ч. 12 ст. 13 Закона обязательство о 5 летней рассрочке исключает применение срока исковой давности, заявленного ответчиком. Срок давности в отношении требования о возмещении расходов на установку общедомовых приборов учета истекает не ранее января 2020 года.
Согласно ч. 12 ст. 13 N 261 ФЗ, оплата производится равными долями в течение пяти лет с даты установки приборов учета. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.
Учитывая требование закона о пятилетней рассрочке, а также предусмотренное законом право истца на проценты за пользование денежными средствами по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на период начисления.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.02.2019 по делу N А41-13727/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.