г. Владимир |
|
11 июня 2019 г. |
А43-38855/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.06.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.06.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственного бюджетного учреждения "Пансионат ветеранов войны и труда" и Контрольно-счетной палаты Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.01.2019 по делу N А43-38855/2018,
принятое судьей Соколовой Л.В.
по заявлению Государственного бюджетного учреждения "Пансионат ветеранов войны и труда" о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты Нижегородской области от 14.08.2018 N 01-11/841.
В судебном заседании приняли участие представители:
Государственного бюджетного учреждения "Пансионат ветеранов войны и труда" - Огородова Е.Ю. по доверенности от 12.11.2018 сроком действия один год;
Контрольно-счетной палаты Нижегородской области - Окунева Ю.В. по доверенности от 09.01.2019 N 1 сроком действия до 31.12.2019, Суровцева Л.В. по доверенности от 27.5.2019 N 8 сроком действия до 31.12.2019.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Контрольно-счетной палатой Нижегородской области (далее - КСП Нижегородской области) проведено контрольное мероприятие по вопросам соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в Государственном бюджетном учреждении "Пансионат ветеранов войны и труда" (далее - Учреждение) при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности за 2017 год и 5 месяцев 2018 года.
По результатам проведенного контрольного мероприятия КСП Нижегородской области 09.07.2018 составлен акт проверки, в котором зафиксированы выявленные нарушения:
1. Нарушения по оплате труда работников Учреждения на общую сумму 907 884,02 руб. (690 197,25 руб. за 2017 год и 217 686,77 руб. за 5 месяцев 2018 года), а именно:
1.1. В нарушение Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты (утверждено постановлением Госкомстата России N 1) в штатных расписаниях наименование должностей, специальностей, профессий указаны без квалификации.
1.2. В нарушение требований Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих на должность слесаря КИП принят сотрудник, не имеющий среднего профессионального образования. За проверяемый период слесарю КИП начислена заработная плата в общей сумме 65 678,71 руб., из них 87 393,06 руб. за счет субсидии и 18 285,65 руб. за счет внебюджетных средств (в 2017 году 73 588,77 руб., из них 60 273,32 руб. за счет субсидии и 13 315,45 руб. за счет внебюджетных средств, за 5 месяцев 2018 года 32 089,94 руб., из них 27 119,74 руб. за счет субсидии и 4 970,20 руб. за счет внебюджетных средств).
1.3. В нарушение части 2 статьи 57 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в трудовом договоре электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования установлена ставка заработной платы, не соответствующая утвержденной по штатному расписанию.
1.4. Нарушения при установлении должностных окладов (ставок заработной платы): занижен должностной оклад по должности "администратор" и завышены ставки заработной платы по должностям "повар" и "электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования".
Излишне начислена заработная плата в общей сумме 41 630,67 руб., в том числе 39 097,18 руб. поварам в 2017 году (31 302,93 руб. за счет субсидии, 7 794,25 руб. за счет приносящей доход деятельности) и 2 533,49 руб. электромонтеру по ремонту и обслуживанию электрооборудования с февраля по май 2018 года (2 151,99 руб. за счет субсидии и 381,50 руб. за счет приносящей доход деятельности).
1.5. В нарушение статьи 104 ТК РФ поварам, официантам, мойщикам посуды, кухонным рабочим, санитаркам палатным, занятым на работах с вредными (или) опасными условиями труда, установлен учетный период один год при суммированном учете фактически отработанного рабочего времени, то есть установленный учетный период превышает три месяца.
1.6. В нарушение статьи 103 ТК РФ, условий трудовых договоров в проверяемом периоде не утверждены графики работы водителей и работников пищеблока, а операторов газифицированной котельной - на январь, май 2017 года и с января по май 2018 года; в графиках работы других подразделений не указаны время начала и окончания работы, отсутствует дата доведения его до сотрудника.
1.7. В нормативных документах Учреждения не урегулирована оплата труда при суммированном учете рабочего времени (по часовой тарифной ставке или по должностному окладу). Фактически Учреждением начисление заработной платы для работников, занимающих должности с годовым суммированным учетом рабочего времени, производится по должностному окладу (ставке заработной платы), а оплата за ночные часы работы - по средней часовой тарифной ставке.
1.8. В нарушение статьи 22 ТК РФ работодателем не обеспечена работникам равная оплата за труд равной ценности. Например, администраторам в январе 2017 года за отработанное по графику разное количество часов (от 136 часов до 162 часов) каждому начислен должностной оклад.
1.9. Начислена заработная плата за счет субсидии при выполнении работ по приносящей доход деятельности в общей сумме 749 419,59 руб. (567 744,97 руб. за 2017 год и 181 674,62 руб. за 4 месяца 2018 года): медицинским сестрам по массажу и медицинской сестре по физиотерапии в общей сумме 687 771,76 руб. (506 097,14 рублей в 2017 году и 181 674,62 руб. за 4 месяца 2018 года); 27 сотрудникам за работу в период с 03.01.2017 по 08.01.2017 в общей сумме 61 647,83 руб.
1.10. Поварам начислена заработная плата в сумме 152,88 руб. за не предусмотренные графиком 6 часов работы 17.01.2017 и в сумме 284,93 руб. за 12 часов работы при отсутствии объема работы 18.08.2017.
1.11. Недоначислена заработная плата в общей сумме 6 455,47 руб.: не произведена оплата за работу в нерабочие праздничные дни 01.05.2017 и 09.05.2017(560,69 руб.), недоначислены выплаты за стаж непрерывной работы (в общей сумме 5 894,78 руб., в том числе 2 990,35 руб. за счет субсидии, 2 904,43 руб. за счет приносящей доход деятельности).
1.12. Не реализованы рекомендации комиссии по проведению специальной оценки условий труда от 29.09.2016 по модернизации системы искусственного освещения рабочих мест заведующей производством и заведующей складом и установке ламп другой мощности, в связи с чем за проверяемый период за счет субсидии заведующей производством и заведующей складом начислены доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями, в сумме 4 261,77 руб. (3 487,80 руб. за 2017 год и 773,97 руб. за 5 месяцев 2018 года), что является неэффективным расходованием бюджетных средств.
2. Нарушения и недостатки по приходу и расходу продуктов питания в общей сумме 114 255,62 руб., в том числе:
2.1. Не актуализировано Положение об организации питания в Учреждении, согласно которому Учреждение использует формы, предусмотренные Инструкцией по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях, Учетной политике Учреждения, согласно которой первичным документом для списания продуктов питания, выданных в столовую, является меню-требование на выдачу продуктов питания по форме 0504202.
2.2 Нарушения при оприходовании продуктов питания за декабрь 2017 года на общую сумму 2 316,67 руб., в том числе:
2.2.1. Пересортица при оприходовании хлеба: не оприходовано хлеба пшеничного 30,25 кг, на сумму 1 357,74 руб., излишне оприходовано хлеба "Дарницкого" 30,25 кг на сумму 958,93 руб.
2.2.2 Продукты питания приняты к бюджетному учету не по фактической стоимости (нарушение пункта 100 Инструкции N 157н).
2.2.3 В товарно-транспортных накладных получение хлеба подтверждено подписью заведующего складом, которой в Книгах складского учета за декабрь 2017 года (ведется по сменам) приход хлеба не отражался.
2.2.4 В декабре 2017 года в накопительной ведомости по приходу продуктов питания, а также в Книгах складского учета количество оприходованных продуктов не соответствует количеству, указанному в первичных учетных документах.
По счетам-фактурам от 12.12.2017 N N7 908, 7 909 (универсальный передаточный документ поставщика) от ООО "Гарантия вкуса" и товарной накладной от 21.12.2017 N НЖ00234642 от ООО "Нижегородская логистическая компания" излишне оприходованы: маслины 0,040 кг, масло растительное 0,7 кг, огурцы консервированные 17,0 кг, сосиски молочные 0,44 кг и пикша б/г с/м 0,5 кг.
Согласно товарным накладным за декабрь 2017 года получено молоко в количестве 684 литров на общую сумму 29 685,60 руб., которое по накопительной ведомости по приходу оприходовано как 684 килограммов, то есть без применения коэффициента перевода (плотность молока 1,03). Не оприходовано 20,52 кг молока.
2.3. Нарушения и недостатки при списании продуктов питания на общую сумму 100 720,32 руб., в том числе:
2.3.1. В нарушение Методических указаний, приказа N 52н, пункта 2.4. Положения об организации питания меню-требования не заверены подписями лиц, ответственных за получение (использование) продуктов питания, и не утверждены руководителем Учреждения.
2.3.2. В нарушение пункта 2.4 Положения об организации питания в представленных Учреждением меню-требованиях (форма 0504202) указывается только количество продуктов, необходимых для приготовления всех порций данного блюда, тогда как требуется также указать количество продуктов для приготовления одной порции каждого блюда.
2.3.3. В нарушение Методических указаний Приказа N 52н, согласно которым "по окончании месяца в Накопительной ведомости подсчитываются итоги, определяется стоимость израсходованных продуктов, и одновременно сверяется с численностью довольствующихся", Учреждением продукты питания списываются ежедневно.
2.3.4. В нарушение пункта 6 Инструкции N 157н в Учетной политике Учреждения не утверждены сроки предоставления в бухгалтерию меню - требования и технология обработки данной учетной информации.
Заведующей производством меню-требования в бухгалтерию не сдавались, в связи с чем бухгалтером при формировании в программном комплексе фактического меню-требования продукты питания, приобретаемые за счет приносящей доход деятельности, добавлялись в любое блюдо, в котором этот продукт есть.
2.3.5 Списаны в расход излишне оприходованные и недооприходованные продукты на сумму 1 835,01 руб. (маслины, масло растительное, огурцы консервированные, сосиски молочные, пикша б/г с/м, молоко).
2.3.6 Излишне списано продуктов питания за декабрь 2017 года по меню-требованию сверх норм, установленных в карточках-раскладках, на количество питающихся на общую сумму 87 891,81 руб.
2.3.7. Установлены случаи несоответствия выхода порции по меню-раскладке фактическому весу.
2.3.8. Завышение количества довольствующихся, в связи с чем излишне списано продуктов питания на сумму 10 993,50 руб.
2.4. Проведенной инвентаризацией продуктов питания по состоянию на 07.06.2018 установлено:
- у заведующей складом - недостача продуктов питания на общую сумму 1849,82 рублей; излишки продуктов питания на общую сумму 431,18 руб.;
- у заведующей производством - излишки продуктов питания на общую сумму 7 757,63 руб., в том числе скоропортящиеся на сумму 5 704,42 руб.
2.5. Не поступила плата за питание сотрудников в соответствии с табелем питающихся за периоды 25.10.2007-23.11.2017 и 28.11.2017-27.12.2017 в общей сумме 1 120,0 руб. и излишне удержано в сумме 60,0 руб.
3. Нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности
3.1. В нарушение пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 3.3 контракта от 13.09.2017 N 4 ЗК-2017 с ООО "Терминал Процессинг" Учреждением счет к товарной накладной от 30.09.2017 N 90000227 на сумму 32 485,00 руб. оплачен с нарушением установленного в указанном договоре срока;
3.2. В нарушение пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в Учреждении операции по расходованию горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ) отражались в бухгалтерском учете позже на календарный месяц;
3.3. В нарушение пункта 385 Инструкции N 157н выданные в личное пользование сотрудникам Учреждения для служебного пользования три мобильных телефона общей стоимостью 4 004,46 руб. не учитывались на забалансовом счете 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)".
4. Нарушения при исполнении Учреждением государственного задания:
4.1 Установлены случаи нарушения порядка оформления зачисления и отчисления отдыхающих в Учреждение, а именно: пребывание менее указанного в графике заездов срока (14 календарных дней) - 74 человека из 3 360 человек; незаключение договора о предоставлении социальных услуг; несоответствие сроков пребывания срокам, указанным в приказах на зачисление, договорах, актах оказанных услуг, письмах в районные УСЗН о замене отдыхающего; отсутствия путевки у отдыхающих (в случае замены); не заключение дополнительных соглашений о расторжении договора на оказание социальных услуг (в случае досрочного отъезда из Пансионата); отсутствия заявлений отдыхающих о досрочном снятии с обслуживания.
4.2 Нарушения при оплате стоимости льготной путевки:
- документально не подтверждено перечисление на лицевой счет Учреждения оплаты отдыхающими в количестве 49 человек на общую сумму 57 701,71 руб., в том числе: в 2017 году - 46 685,71 руб., в 2018 году - 11016,00 руб.;
- недоплата Учреждению отдыхающими в общей сумме 1 921,15 руб., переплата Учреждению со стороны отдыхающих в общей сумме 2 035,71 руб., Учреждением излишне возвращены отдыхающим средства в сумме 271,00 руб. (в результате несоответствия сроков пребывания отдыхающих фактически оплаченным ими суммами);
5. В нарушение Стандартов социально-медицинских услуг, утвержденных приказом Учреждения от 31.12.2016 N 87, за счет средств на выполнение государственного задания Учреждением в 2017 году списано медикаментов на общую сумму 135 962,85 рублей.
6. В нарушение пункта 6.1 Положения о Государственном бюджетном учреждении "Пансионат ветеранов войны и труда", утвержденного приказом директора Учреждения от 12.04.2011, в 3 заезд 2017 года зачислены 10 отдыхающих при отсутствии заключения лечебно-профилактического учреждения.
6. Нарушения порядка списания материальных запасов, в том числе ГСМ:
6.1. В нарушение пункта 2.3.1 Соглашений о порядке и условиях предоставления из областного бюджета субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг Учреждением средства субсидии в общей сумме 127 269,75 руб. (в 2017 году - 117 024,87 руб., в 2018 году - 10 244,88 руб.), направлялись на расходы, не связанные с выполнением государственного задания, а именно: списание топлива для транспортировки сотрудников от администрации Приокского района, мкр. "Цветы" до Пансионата и обратно, отдыхающих на платные экскурсии в с. Сартаково и др. Списанное на данные поездки топливо следовало оплатить за счет средств от приносящей доход деятельности.
6.2. В нарушение пункта 5 Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденных распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, при фактическом отсутствии частых технологических остановок в работе автотранспорта Учреждения и при поездках в пределах поселка Зеленый город при списании бензина неправомерно применялись повышающие к базовой норме коэффициенты 10% и 25% соответственно.
6.3. В нарушение пункта 119 Инструкции N 157н и приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н Учреждением списание разбитой посуды производилось без ведения Книги регистрации боя посуды (форма 0504044). Общая стоимость списанной посуды составила: в 2017 году - 23 669,43 руб., в том числе за счет средств субсидии - 13 660,15 руб., в 2018 году - 12 339,66 руб., в том числе за счет средств субсидии - 6 218,01 руб.
6.4. В нарушение пункта 119 Инструкции N 157н в проверяемом периоде сестрой-хозяйкой Уруевой Л.Ю. (склад мягкого инвентаря), заведующей хозяйственным складом Усовой Н.А. (до октября 2017 года) не велись Книги (карточки) учета материальных ценностей.
6.5. В нарушение пункта 118 Инструкции N 157н при выдаче мягкого инвентаря в эксплуатацию не производилась маркировка с указанием года и месяца выдачи их со склада;
6.6. Проведенной выборочной инвентаризацией мягкого инвентаря установлены недостача 2-х наименований на сумму 970,50 руб. и излишки по двум наименованиям на сумму 1 467,53 руб.;
6.7. В нарушение пункта 119 Инструкции N 157н установлены факты несвоевременного внесения сведений по 3 наименованиям материальных запасов в книгу учета материальных ценностей хозяйственного склада на общую сумму 12 130,00 руб.;
7. Нарушения по осуществлению Учреждением приносящей доход деятельности:
7.1. В нарушение пункта 4 части 2 статьи 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пункта 4.2 Устава Учреждение не имело правовых оснований для осуществления предпринимательской деятельности по оказанию услуг предрейсового медицинского осмотра и по предоставлению спального места.
7.2. В нарушение пункта 2 статьи 30 Закона Нижегородской области от 08.05.2003 N 31-3 "Об осуществлении права государственной собственности Нижегородской области" Учреждение предоставляло в пользование недвижимое имущество для временного и постоянного проживания граждан без согласия уполномоченного органа по управлению государственным имуществом области и учредителя.
По факту выявленных нарушений 14.08.2018 Учреждению выдано представление для принятия мер по устранению выявленных нарушений, согласно которому Учреждению предложено:
1. Принять меры к взысканию в соответствии с действующим законодательством:
- неправомерно начисленной заработной платы в общей сумме 791 488,07 руб. (за 2017 год - 607 279,96 руб., за 4 месяца 2018 года -184 208,11 руб.);
- стоимости неправомерно списанных и неоприходованных продуктов питания на общую сумму 108 741,41 руб.;
- недостачи продуктов питания в сумме 1849,82 рублей и мягкого инвентаря в сумме 970,50 руб.;
- неправомерно списанных медикаментов на общую сумму 135 962,85 руб.;
- недополученной платы за питание сотрудников в сумме 1 120,00 руб.
- стоимости бензина, неправомерно списанного за счет субсидии на выполнение государственного задания, в сумме 127 269,75 руб.
2. Перечислить в доход областного бюджета:
- неправомерно начисленную заработную плату за 2017 год в сумме 599 485,71 руб.;
- стоимость неправомерно списанных и неоприходованных продуктов питания на сумму 108 741,41 руб.;
- неправомерно списанный ГСМ в сумме 117 024,87 руб.; недостачу мягкого инвентаря и продуктов питания в общей сумме 2 820,32 руб.
3. Направить на восстановление кассовых расходов 2018 года:
- 183 826,61 руб. - неправомерно выплаченную заработную плату;
- 10 244,88 руб. - за неправомерно списанный ГСМ.
3. Оприходовать по бухгалтерскому учету излишки продуктов питания на сумму 2 484,39 руб. и мягкого инвентаря на сумму 1 467,53 руб.
4. Обеспечить:
- соблюдение утвержденного Положения об оплате труда и других нормативно-правовых актов при установлении должностных окладов (ставок заработной платы);
- соблюдение установленных требований к знаниям и квалификации при принятии сотрудников на соответствующую должность;
- обоснованное списание бензина;
- достоверный учет продуктов питания, мягкого инвентаря и других материальных ценностей, в том числе на забалансовом счете 27;
- эффективное расходование бюджетных средств;
- соблюдение ТК РФ, условий заключенных контрактов.
- своевременную оплату поставщикам за полученные товары, работы, услуги
- своевременную регистрацию данных из первичных учетных документов в регистрах бухгалтерского учета, особенно при списании ГСМ;
- соблюдение норм законодательства о государственном недвижимом имуществе и уставных документов Учреждения при осуществлении приносящей доход деятельности.
5. Осуществлять должный контроль за:
- целевым и эффективным расходованием средств областного бюджета;
- порядком оформления документации при зачислении и отчислении отдыхающих;
- полнотой и своевременностью поступления на лицевой счет Учреждения средств отдыхающих по оплате путевок;
- наличием и движением материальных запасов у материально ответственных лиц и на складах Учреждения.
6. Рассмотреть вопрос о целесообразности применения мер дисциплинарного воздействия к должностным лицам, допустившим указанные нарушения и недостатки.
Не согласившись с указанным представлением, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 25.01.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Учреждение обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что в представлении для принятия мер по устранению выявленных нарушений и акте проверки КПС по Нижегородской области рассматривает вопросы, которые не охватываются рамками финансового контроля за использованием бюджетных денежных средств и выходят за пределы её компетенции.
Учреждение считает, что услуги по массажу и физиотерапии оказывались в рамках государственного задания, поэтому у Учреждения были основания для оплаты труда (в части) медсестер по массажу и физиотерапии за счет средств субсидии.
Учреждение поясняет, что при начислении заработной платы месяц невозможно разделить на две части, одна из которых бы оплачивалась за счет собственных средств Учреждения, а вторая - за счет средств субсидии.
Как утверждает заявитель жалобы, согласно расчетам с контрагентами за 2017 год до 13.09.2017 все расходы на бензин покрывались за счет собственных средств Учреждения независимо от того, связаны они с выполнением государственного задания или нет. В оставшийся период года бензин оплачивался за счет средств субсидии. По итогам года большая часть расходов была покрыта за счет внебюджетных вложений.
Учреждение утверждает, что исходя из бухгалтерской отчетности, расходы, связанные с осуществлением Учреждением приносящей доход деятельности, были возмещены в течение финансового года.
КСП по Нижегородской области, не согласившись с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении, также обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции изменить.
Как поясняет КСП по Нижегородской области, город Нижний Новгород и курортный поселок Зеленый город являются разными населенными пунктами, с разной численностью населения, в связи с чем должны применяться разные повышающие коэффициенты к норме расхода топлива.
Представители Учреждения и КСП по Нижегородской области в судебном заседании поддержали доводы своих апелляционных жалоб и отзывов на апелляционные жалобы оппонентов.
Представители КСП по Нижегородской области заявили ходатайство о приобщении к материалам дела копий следующих документов: путевых листов за октябрь-ноябрь 2017 года, расчетов по путевым листам, расчетных листов, расчетов по заработной плате
Суд апелляционной инстанции удовлетворил указанное ходатайство и приобщил копии данных документов к материалам дела.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, отзывах на апелляционные жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля установлены настоящим Кодексом.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).
Объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) являются в том числе государственные (муниципальные) учреждения (пункт 1 статьи 266.1 БК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 266.1 БК РФ органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 267.1 БК РФ одним из методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля является проверка, под которой в целях настоящего Кодекса понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
При осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся в том числе проверки, направляются объектам контроля представления, предписания (пункт 2 статьи 268.1 БК РФ).
В силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Согласно статье 6 БК РФ под получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пунктам 1, 8 статьи 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.
В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
В соответствии с частью 6 статьи 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В статье 161 БК РФ установлены особенности бюджетно-правового статуса бюджетных учреждений. Согласно данной норме бюджетное учреждение осуществляет, в том числе операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, а также обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 статьи 69.2 БК РФ финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Из части 1 статьи 78.1 БК РФ следует, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Субсидия представляет собой пособие, преимущественно в денежной форме, предоставляемое государством за счет средств государственного бюджета местным органам власти, юридическим и физическим лицам.
Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Нижегородской области и финансовом обеспечении выполнения государственного задания утверждено постановлением Правительства Нижегородской области от 01.10.2015 N 623 (далее - Положение N 623).
В соответствии с пунктом 38 Положения N 623 предоставление государственному бюджетному или государственному автономному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемого органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении государственных бюджетных или государственных автономных учреждений, с государственным бюджетным или государственным автономным учреждением (далее - соглашение). Соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года.
Получатель средств субсидии обязан производить расходование средств субсидии с учетом соблюдения условий их предоставления, определенных Соглашением, в соответствии с показателями, отраженными в плане финансово-хозяйственной деятельности, действующим законодательством и нормативными правовыми актами.
Государственным заданием на 2017 год и плановый период на 2018-2019 годы, утвержденным исполняющим обязанности министра Министерства социальной политики Нижегородской области 27.12.2016, Учреждение оказывает следующие виды государственных услуг: предоставление социального обслуживания в стационарной форме, включая социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.
В целях исполнения государственного задания между Министерством социальной политики Нижегородской области и Учреждением заключены соглашения о порядке и условиях предоставления из областного бюджета субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг от 29.12.2016 N 64 и от 29.12.2017 N 61 (далее - Соглашения от 29.12.2016 N 64 и от 29.12.2017 N 61), в соответствии с которыми Учреждению предоставлена субсидия (с учетом дополнительных соглашений) в 2017 году в общей сумме 33 624 973,00 руб., в 2018 году (на момент проверки) - 36 104 100 руб.
В силу пункта 2.3.1 Соглашений от 29.12.2016 N 64 и от 29.12.2017 N 61 Учреждение обязуется использовать субсидию в целях оказания государственных услуг в объемах, определенных государственным заданием, в соответствии с установленными требованиями к качеству, содержанию и порядку оказания государственных услуг.
Учреждение обязано осуществлять расходы за счет средств субсидии с учетом соблюдения условий их предоставления, в соответствии с показателями, отраженными в плане финансово-хозяйственной деятельности, действующим законодательством и нормативными правовыми актами.
Неправомерно использованные средства полученной субсидии, в том числе нецелевые расходы, подлежат возмещению Учреждением в установленном порядке (пункт 2.3.2 Соглашения от 29.12.2017 N 61).
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет полномочия по: контролю за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (пункт 1); организации и осуществлению контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 2 части 3.23 статьи 2 Федерального закона N 174-ФЗ определено, что контроль за деятельностью автономных учреждений осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Нижегородской области от 08.10.2010 N 156-З "О контрольно-счетной палате Нижегородской области" (далее - Закона N 156-З) к полномочиям Контрольно-счетной палаты отнесены организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств областного бюджета, средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Контрольно-счетная палата осуществляет внешний государственный финансовый контроль, в том числе, в отношении государственных учреждений и унитарных предприятий Нижегородской области, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной собственности Нижегородской области; иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств областного бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств областного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств областного бюджета (статья 14 Закона N 156-З).
Статьей 17 Закона N 156-З установлено, что контрольные мероприятия осуществляются посредством проведения комплексных и тематических проверок.
В ходе проведения проверок на основе документального подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяются своевременность и полнота взаимных расчетов проверяемого объекта и областного бюджета, законность и эффективность расходования средств, полученных из областного бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования, использования государственной собственности Нижегородской области.
По результатам проведенных контрольных мероприятий контрольно-счетная палата в течение пяти дней после рассмотрения отчета Коллегией направляет органам государственной власти Нижегородской области, государственным органам Нижегородской области, органам местного самоуправления, руководителям проверяемых предприятий, учреждений, организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, возмещению причиненного Нижегородской области ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (пункт 1 статьи 22 Закона N 156-З).
С учетом вышеприведенных правовых норм, принимая во внимание, что субсидии выделяются из областного бюджета и по своей природе представляют собой средства, выделяемые из областного бюджета, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что КПС Нижегородской области обладает полномочиями по проверке финансово-хозяйственной деятельности Учреждения, в рамках которой осуществляются операции с бюджетными средствами.
КСП Нижегородской области наделена полномочиями осуществлять контроль и надзор в установленной сфере деятельности в виде проверок (ревизий) соблюдения бюджетным учреждением законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре и направлять в пределах своей компетенции представления и предписания при наличии оснований, установленных законодательством Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, касающихся исполнения, целевого и эффективного использования и сохранности средств областного бюджета.
Следовательно, оспариваемое представление выдано КСП Нижегородской области в пределах предоставленных полномочий.
Доводы Учреждения об обратном судом первой инстанции правомерно отклонены как основанные на ошибочном толковании норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с Положением о государственном учреждении "Пансионат ветеранов войны и труда" (утверждено приказом директора Учреждения от 12.04.2011) (далее - Положение) основной задачей деятельности Учреждения является организация в полустационарных условиях социально-оздоровительных и профилактических мероприятий для продления возможности самореализации гражданами пожилого возраста, сохранившими способность к самообслуживанию и активному передвижению, по удовлетворению жизненно важных потребностей путем укрепления здоровья, повышения физической активности, а также нормализации психологического статуса.
Согласно пункту 3 Положения основной целью деятельности Учреждения является предоставление социально-бытовых и оздоровительных услуг (ходьба, бег, катание на лыжах, оздоровительная гимнастика, занятие на тренажерах и иное), а также организация и проведение культурно-массовых мероприятий.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 07.04.2006 N ПО (редакции от 08.11.2010) "О Перечне гарантированных социальных услуг, предоставляемых населению государственными учреждениями социального обслуживания Нижегородской области" в разделе "Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам" стационарными государственными учреждениями социального обслуживания, включается предоставление социально-медицинских и санитарно-гигиенических услуг.
Согласно утвержденным стандартам социальных услуг (утверждены приказом директора Учреждения от 31.12.2016 N 87) социально-медицинские услуг включают: организацию первичного медицинского осмотра, проведение оздоровительных мероприятий, оказание первой доврачебной помощи, выполнение процедур, связанных с сохранением здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарств и др.), проведение занятий, обучающих здоровому образу жизни, проведение занятий по адаптивной физической культуре, консультирование по социально-медицинским вопросам, содействие в госпитализации, нуждающихся в лечебно-профилактических учреждениях.
Пунктом 6.5. Положения предусмотрено, что оздоровительные мероприятия в Учреждении проводятся с учетом рекомендаций учреждений здравоохранения. Медицинские процедуры гражданам выполняются только по назначению врачей Учреждения или учреждений здравоохранения. Граждане, нуждающиеся в стационарном лечении, переводятся в Учреждение здравоохранения.
Согласно утвержденным стандартам предоставление оздоровительных мероприятий это - проведение индивидуального оздоровительного мероприятия (занятия) либо с группой клиентов от 10 до 25 человек. Выполнение клиентами под руководством обслуживающего персонала физических упражнений (ходьба, бег, катание на лыжах, оздоровительная гимнастика, занятие на тренажерах и иное), адекватных их физическим возможностям, оказывающих реабилитационные возможности.
Таким образом, при направлении гражданина в Учреждение ему представляется спальное место, его обеспечивают питанием и организовывают культурно - массовые мероприятия.
Между тем, проведенной проверкой установлено, что средства субсидии из областного бюджета, предоставленные Учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, направлены Учреждением на цели, не связанные с выполнением государственного задания, и израсходованы с нарушением действующего законодательства.
Так, при выполнении работ по приносящей доход деятельности за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания начислена заработная плата в общей сумме 749 419,59 руб. (567 744,97 руб. за 2017 год и 181 674,62 руб. за 4 месяца 2018 года):
- медицинским сестрам по массажу и медицинской сестре по физиотерапии, которые оказывали услуги по медицинскому массажу и физиопроцедурам для граждан пожилого возраста и инвалидов - получателей государственной услуги исключительно на платной основе.
- 27 сотрудникам Учреждения за работу в период с 03.01.2017 по 08.01.2017 в связи с обслуживанием 50 отдыхающих по платным путевкам. Согласно утвержденному графику заездов на 2017 год в рамках выполнения государственного задания оказание государственной услуги "Предоставление социального обслуживания в стационарной форме" в 2017 году начало осуществляется Учреждением только с 09.01.2017.
Вместе с тем, оказание медицинских услуг, в том числе услуг по массажу и физиотерапии, назначение медикаментозного лечения в период пребывания в пансионате, в рамках выполнения государственного задания, не предусмотрено.
Оказание услуг по массажу и физиотерапии производилось исключительно на платной основе.
Согласно должностной инструкции и трудовому договору медицинской сестры по массажу и медицинской сестры по физиотерапии, выполнение ими работ в рамках выполнения государственного задания, не предусмотрено.
Ссылка Учреждения на осуществление рассматриваемыми медицинскими сестрами просветительской работы с отдыхающими по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует об участии этих сотрудников в выполнении государственного задания.
Судом по материалам дела установлено, что вышеуказанные медицинские сестры участвовали в оказании платных услуг и не принимали участия в выполнении государственного задания Учреждения.
Аргументы Учреждения о том, что должностные обязанности медицинских сестер по массажу и физиотерапии не ограничиваются оказанием платных услуг, не подтверждены документально.
В этой связи правильно отклонены доводы Учреждения о наличии у него права самостоятельно принимать решение о выплате заработной платы сотрудникам, занятым в выполнении государственного задания и в приносящей доход деятельности, из двух источников: средств субсидии и средств от приносящей доход деятельности.
Нарушение подтверждено расчетными листками, расчетом заработной платы за счет субсидии на выполнение государственного задания при выполнении сотрудниками только платных услуг, расчетными ведомостями, представленными в суд апелляционной инстанции.
В отношении нарушения Учреждением порядка списания материальных запасов установлено, что за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждением средства в общей сумме 127 269,75 руб. (в 2017 году - 117 024,87 руб., в 2018 году - 10 244,88 руб.), направлялись на расходы, не связанные с выполнением государственного задания, а именно: списание топлива для транспортировки сотрудников Учреждения от администрации Приокского района, мкр. "Цветы" до Учреждения и обратно, для поездок отдыхающих на платные экскурсии в с. Сартаково и другие. Таким образом, средства субсидии направлялись на расходы, не связанные с выполнением государственного задания.
Поскольку доставка сотрудников до места работы за счет бюджетных средств не предусмотрена ни нормативными актами Правительства Нижегородской области, ни локальными актами Учреждения, ни трудовыми договорами с сотрудниками, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что средства субсидии из областного бюджета, предоставленные Учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания направлены последним на цели, не связанные с выполнением государственного задания, и израсходованы с нарушением действующего законодательства.
Данное нарушение подтверждается представленными в материалы дела путевыми листами, актами о списании материальных запасов.
Временное изъятие бюджетных средств, выделенных на финансовое обеспечение государственного задания, не предусмотрено Положением N 623 и условиями Соглашений от 29.12.2016 N 64 и от 29.12.2017 N 61, в связи с чем ссылка Учреждения на то, что расходы, связанные с осуществлением Учреждением приносящей доход деятельности, были возмещены в течение финансового года, подлежит отклонения как не свидетельствующая об отсутствии нарушений бюджетного законодательства в данной части.
Отвлекая средства субсидии на оплату расходов от приносящей доход деятельности, Учреждение нарушает условия названных Соглашений в виде нецелевого расходования средств субсидии.
В ходе проверки КСП по Нижегородской области выявила, что в нарушение пункта 5 Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденных распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, при фактическом отсутствии частых технологических остановок в работе автотранспорта Учреждением при поездках в пределах поселка Зеленый при списании бензина неправомерно применялись повышающие к базовой норме коэффициенты 10% и 25% соответственно.
Пунктом 5 Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденных распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, установлено, что к норме расхода топлива устанавливаются повышающие коэффициенты в зависимости от численности населения населенного пункта (до 35 % к норме).
Как правильно отметил суд первой инстанции, понятия "муниципальное образование" и "населенный пункт" не являются тождественными.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения; городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
В названной норме дано понятие и городскому округу - это один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В статье 2 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 N 184-3 "Об административно-территориальном устройстве Нижегородской области" дано определение понятию населенному пункту, под которым понимается компактная территория совместного и постоянного проживания населения, официально получившая такой статус.
Действительно, в состав территории муниципального образования городской округ город Нижний Новгород включены территории различных населенных пунктов, включая город Нижний Новгород, курортный поселок Зеленый Город и другие населенные пункты (Устав города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением Городской Думы г. Нижний Новгорода от 23.11.2005 N 91).
Таким образом, город Нижний Новгород и курортный поселок Зеленый город являются разными населенными пунктами, включенными в одно муниципальное образование.
Между тем, в Методических рекомендациях "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденных распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, нормы расхода топлива определены в зависимости от численности населенного пункта, а не муниципального образования, что является экономически обоснованным, поскольку в состав муниципального образования могут входить населенные пункты с различной численностью.
Поэтому при списании норм бензина Учреждение при работе автотранспорта в пределах курортного поселка Зеленый город не вправе использовать повышающий коэффициент, установленный пунктом 5 раздела II Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденных распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, в размере 25 %, который применяется при работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью от 1 млн. до 5 млн. человек.
Ошибочность вывода суда первой инстанции в данной части не привела к принятию неправильного судебного акта, поскольку данное нарушение не включено КСП Нижегородской области в итоговую часть представления, в связи с чем решение суда не подлежит изменению по доводам апелляционной жалобы КСП Нижегородской области.
В отношении ГСМ КСП Нижегородской области обязывает Учреждение перечислить в доход областного бюджета только списанный ГСМ в размере 117 024,87 руб. при оказании услуг, не предусмотренных государственным заданием (списание топлива для транспортировки сотрудников Учреждения от администрации Приокского района, мкр. "Цветы" до Пансионата и обратно, для поездок отдыхающих на платные экскурсии в с. Сартаково). Утверждение Учреждения об обратном арифметически неверно.
Кроме того, в деятельности Учреждения выявлены следующие нарушения:
в нарушение пункта 119 Инструкции, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н) и приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н Учреждением списание разбитой посуды производилось без ведения Книги регистрации боя посуды (форма 0504044). Общая стоимость списанной посуды составила в 2017 году - 23 669,43 руб., в том числе за счет средств субсидии - 13 660,15 руб., в 2018 году - 12 339,66 руб., в том числе за счет средств субсидии - 6 218,01 руб.
в нарушение пункта 119 Инструкции N 157н в проверяемом периоде сестрой-хозяйкой Уруевой Л.Ю. (склад мягкого инвентаря), заведующей хозяйственным складом Усовой Н.А. (до октября 2017 года) не велись Книги (карточки) учета материальных ценностей.
в нарушение пункта 118 Инструкции N 157н при выдаче мягкого инвентаря в эксплуатацию не производилась маркировка с указанием года и месяца выдачи их со склада;
проведенной выборочной инвентаризацией мягкого инвентаря установлены недостача 2-х наименований на сумму 970,50 руб. и излишки по двум наименованиям на сумму 1 467,53 руб.;
в нарушение пункта 119 Инструкции N 157н установлены факты несвоевременного внесения сведений по 3 наименованиям материальных запасов в книгу учета материальных ценностей хозяйственного склада на общую сумму 12 130,00 руб.
Указанные нарушения Учреждением не опровергнуты.
Оплата труда работников Учреждения производилась согласно Положению об оплате труда Учреждения (утвержденного директором Учреждения 07.04.2015), которое разработано на основании Положения об оплате труда работников организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.10.2008 N 467 (далее - Положения об оплате труда N 467).
Согласно пункту 1.2 Положения об оплате труда N 467 система оплаты труда работников организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Нижегородской области, государственных казенных и бюджетных учреждений, находящихся в ведении министерства социальной политики Нижегородской области, устанавливается и изменяется с учетом в том числе единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов.
Между тем, в ходе проверки выявлены нарушения при установлении должностных окладов (ставок заработной платы).
Так, в нарушение Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты (утверждены постановлением Госкомстата России N 1) в штатных расписаниях наименование должностей, специальностей, профессий указаны без квалификации.
В нарушение требований Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих на должность слесаря КИП принят сотрудник, не имеющий среднего профессионального образования.
За проверяемый период слесарю КИП начислена заработная плата в общей сумме 65 678,71 руб., из них 87 393,06 руб. за счет субсидии и 18 285,65 руб. за счет внебюджетных средств.
В нарушение части 2 статьи 57 ТК РФ в трудовом договоре электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования установлена ставка заработной платы, не соответствующая утвержденной по штатному расписанию.
В ходе проверочного мероприятия выявлены нарушения при установлении должностных окладов (ставок заработной платы): занижен должностной оклад по должности "администратор" и завышены ставки заработной платы по должностям "повар" и "электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования".
Так, в штатном расписании Учреждения утверждена должность "электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования" со ставкой заработной платы 6 739,35 руб. (по ПКГ "Общеотраслевые профессии рабочих второго уровня" 4 квалификационного уровня), тогда как согласно должностной инструкции N 2-09 (утвержденной директором Учреждения 12.02.2018) на электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования Учреждением возложено выполнение функциональных обязанностей соответствующих 2 разряду Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (утвержденного Постановлением Гоструда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31 -3-30).
Согласно должностной инструкции повара (в 2017 году) и трудовых договоров поваров на 2018 год трудовая функция соответствует повару 4 разряда со ставкой заработной платы в размере 3 620,00 руб. (с 01.01.2018 в размере 3 765,00 руб.), в штатном расписании утверждено 4 единицы поваров со ставкой заработной платы в размере 4 018,20 руб. (с 01.01.2018 в размере 4 179,15 руб.), что соответствует ставке заработной платы повара 5 квалификационного разряда по ПКГ "Общеотраслевые профессии рабочих второго уровня".
В результате завышения ставки заработной платы по должностям "повар" и "электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования" излишне выплачена заработная плата в общей сумме 33 836,42 руб.
Проверкой выявлено, что в 2017 году Учреждением произведена оплата за работу, выполнение которой не подтверждено документально, в общей сумме 437,81 руб.
В нарушение статьи 104 ТК РФ поварам, официантам, мойщикам посуды, кухонным рабочим, санитаркам палатным, занятым на работах с вредными (или) опасными условиями труда, установлен учетный период один год при суммированном учете фактически отработанного рабочего времени, то есть установленный учетный период превышает три месяца.
В нарушение статьи 103 ТК РФ, условий трудовых договоров в проверяемом периоде не утверждены графики работы водителей и работников пищеблока, а операторов газифицированной котельной - на январь, май 2017 года и с января по май 2018 года; в графиках работы других подразделений не указаны время начала и окончания работы, отсутствует дата доведения его до сотрудника.
В нормативных документах Учреждения не урегулирована оплата труда при суммированном учете рабочего времени (по часовой тарифной ставке или по должностному окладу). Фактически Учреждением начисление заработной платы для работников, занимающих должности с годовым суммированным учетом рабочего времени, производится по должностному окладу (ставке заработной платы), а оплата за ночные часы работы - по средней часовой тарифной ставке.
В нарушение статьи 22 ТК РФ работодателем не обеспечена работникам равная оплата за труд равной ценности. Например, администраторам в январе 2017 года за отработанное по графику разное количество часов (от 136 часов до 162 часов) каждому начислен должностной оклад.
Начислена заработная плата за счет субсидии при выполнении работ по приносящей доход деятельности в общей сумме 749 419,59 руб. (567 744,97 руб. за 2017 год и 181 674,62 руб. за 4 месяца 2018 года): медицинским сестрам по массажу и медицинской сестре по физиотерапии в общей сумме 687 771,76 руб. (506 097,14 руб. в 2017 году и 181 674,62 руб.. за 4 месяца 2018 года); 27 сотрудникам за работу в период с 03.01.2017 по 08.01.2017 в общей сумме 61 647,83 руб.
Поварам начислена заработная плата в сумме 152,88 руб. за не предусмотренные графиком 6 часов работы 17.01.2017 и в сумме 284,93 руб. за 12 часов работы при отсутствии объема работы 18.08.2017.
Недоначислена заработная плата в общей сумме 6 455,47 руб.: не произведена оплата за работу в нерабочие праздничные дни 01.05.2017 и 09.05.2017(560,69 руб.), недоначислены выплаты за стаж непрерывной работы (в общей сумме 5 894,78 руб., в том числе 2 990,35 руб. за счет субсидии, 2 904,43 руб. за счет приносящей доход деятельности).
Не реализованы рекомендации комиссии по проведению специальной оценки условий труда от 29.09.2016 по модернизации системы искусственного освещения рабочих мест заведующей производством и заведующей складом и установке ламп другой мощности, в связи с чем за проверяемый период за счет субсидии заведующей производством и заведующей складом начислены доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями, в сумме 4 261,77 руб. (3 487,80 руб. за 2017 год и 773,97 руб. за 5 месяцев 2018 года), что является неэффективным расходованием бюджетных средств.
Расчет излишне и неправомерно выплаченной заработной платы производился бухгалтером Учреждения по учету и начислению заработной платы, рассчитанные суммы отражены в акте проверки и в представлении.
Дополнительно в суд апелляционной инстанции представлены расчетные ведомости, расчетные листки.
Кроме того, в ходе контрольных мероприятий КСП Нижегородской области установлено, что за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания неправомерно списаны продукты питания на общую сумму 108 741,41 руб. в результате списания продуктов питания по меню-требованию сверх норм, установленных в карточках-раскладках, завышения количества питающихся, списания в расход излишне оприходованных и недооприходованных продуктов питания, то есть списание фактически отсутствующих продуктов.
При проведении инвентаризации продуктов питания на складе и в столовой установлена недостача продуктов питания на общую сумму 1 849,82 руб.; при выборочной инвентаризации мягкого инвентаря - недостача на сумму 970,50 руб.
Названные нарушения Учреждением по существу документально не опровергнуты.
В Учреждении в нарушение требований бухгалтерского учета меню-требования в разрезе источников финансирования не ведутся. Согласно пояснению бухгалтера Учреждения при формировании в программном комплексе фактического меню-требования продукты питания, приобретаемые за счет приносящей доход деятельности, добавлялись в любое блюдо, в котором этот продукт есть, что отражено на странице 24 акта проверки. Таким образом, по выявленным нарушениям (излишнее списание продуктов, завышение норм закладки, пересортица, завышение контингента питающихся) в связи с отсутствием достоверного бухгалтерского учета, разделить приобретение продуктов питания по источникам финансирования не представляется возможным.
На этом основании подлежит отклонению довод Учреждения о приобретении продуктов питания, в отношении которых выявлено излишнее списание, за счет приносящей доход деятельности, как документально не подтвержденный.
Согласно материалам дела Учреждение имеет лицензию на осуществление доврачебной медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи по терапии в амбулаторных условиях.
Условия обеспечения бесплатными медикаментами определяются Программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи, утверждаемой Правительством Нижегородской области, в которой указан перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой. Министерством здравоохранения Нижегородской области утверждаются списки учреждений здравоохранения, и врачей имеющих право на выписку бесплатных и льготных медикаментов, а также аптек, осуществляющих отпуск бесплатных и льготных медикаментов.
Бесплатное обеспечение медикаментами осуществляется при госпитализации в стационар с круглосуточным пребыванием и при лечении в дневных стационарах всех типов.
Между тем, в ходе проведенной проверки КСП Нижегородской области установлено, что в нарушение Стандартов социально-медицинских услуг, утвержденных приказом Учреждения от 31.12.2016 N 87, за счет средств на выполнение государственного задания Учреждением в 2017 году списано медикаментов на общую сумму 135 962,85 руб.
КСП Нижегородской области установлены случаи нарушения порядка оформления зачисления и отчисления отдыхающих в Учреждение, а именно: пребывание менее указанного в графике заездов срока (14 календарных дней) - 74 человека из 3 360 человек; незаключение договора о предоставлении социальных услуг; несоответствие сроков пребывания срокам, указанным в приказах на зачисление, договорах, актах оказанных услуг, письмах в районные УСЗН о замене отдыхающего; отсутствия путевки у отдыхающих (в случае замены); не заключение дополнительных соглашений о расторжении договора на оказание социальных услуг (в случае досрочного отъезда из Учреждения); отсутствия заявлений отдыхающих о досрочном снятии с обслуживания.
Выявлены также нарушения при оплате стоимости льготной путевки (документально не подтверждено перечисление на лицевой счет Учреждения оплаты отдыхающими в количестве 49 человек на общую сумму 57 701,71 руб.; недоплата Учреждению отдыхающими в общей сумме 1 921,15 руб., переплата Учреждению со стороны отдыхающих в общей сумме 2 035,71 руб., Учреждением излишне возвращены отдыхающим средства в сумме 271,00 руб. (в результате несоответствия сроков пребывания отдыхающих фактически оплаченным ими суммами);
В нарушение пункта 6.1 Положения об Учреждении, утвержденного приказом директора Учреждения от 12.04.2011, в 3 заезд 2017 года зачислены 10 отдыхающих при отсутствии заключения лечебно-профилактического учреждения.
Данные нарушения по существу Учреждением не оспорены.
В ходе проверочного мероприятия выявлены нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности, а именно:
- в нарушение пункта 1 статьи 781 ГК РФ, пункта 3.3 контракта от 13.09.2017 N 4 ЗК-2017 с обществом с ограниченной ответственностью "Терминал Процессинг" Учреждением счет к товарной накладной от 30.09.2017 N 90000227 на сумму 32 485 руб. оплачен с нарушением установленного в указанном договоре срока;
- в нарушение пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в Учреждении операции по расходованию ГСМ отражались в бухгалтерском учете позже на календарный месяц.;
- в нарушение пункта 385 Инструкции N 157н выданные в личное пользование сотрудникам Учреждения для служебного пользования три мобильных телефона общей стоимостью 4 004,46 руб. не учитывались на забалансовом счете 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)".
Наличие названных нарушений Учреждением документально не опровергнуто.
Проверкой установлено, что в нарушение пункта 4 части 2 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пункта 4.2 Устава Учреждение осуществляло предпринимательскую деятельность по оказанию услуг предрейсового медицинского осмотра и по предоставлению спального места, а также в нарушение пункта 2 статьи 30 Закона Нижегородской области от 08.05.2003 N 31-3 "Об осуществлении права государственной собственности Нижегородской области" Учреждение предоставляло в пользование недвижимое имущество для временного и постоянного проживания граждан без согласия уполномоченного органа по управлению государственным имуществом области и учредителя, что заявителем не оспорено.
С учетом выявленных нарушений у КСП Нижегородской области имелись законные основания для принятия соответствующих мер реагирования, а именно для выдачи Учреждению представления по принятию мер по устранению выявленных нарушений.
Ссылка Учреждения на отсутствие в акте проверки и оспариваемом представлении ссылок на нарушение нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, судом первой инстанции обоснованно отклонена.
В тексте акте проверки и в первой части представления КСП Нижегородской области имеются ссылки на нарушения действующих нормативно-правовых актов.
При этом судом первой инстанции учтено, что в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 69.2 БК РФ, подпунктом 2 пункта 7 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" принято постановление Правительства Нижегородской области от 01.10.2015 N 623 "О формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Нижегородской области и финансовом обеспечении выполнения государственного задания", пунктом 38 которого установлена обязанность определения в соглашении порядка осуществления контроля за использованием субсидии и выполнения государственного задания, а также получателя средств субсидии производить расходование средств субсидии с учетом условий их предоставления.
В этой связи КСП Нижегородской области вправе проверять и выдавать представления с целью устранения нарушений иного законодательства, прямо не регулирующего бюджетные правоотношения, но сопряженного с расходованием бюджетных средств.
Расчеты неправомерно начисленной заработной платы, неправомерно списанных и неоприходованных продуктов питания, недостачи продуктов питания, неправомерно списанных медикаментов, недополученной платы за питание сотрудников, стоимости бензина, неправомерно списанного за счет субсидий, неправомерно списанного ГСМ, недостачу мягкого инвентаря и продуктов питания отражены в акте проверки и представлении и Учреждением документально не опровергнуты.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал Учреждению в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Учреждение.
КСП по Нижегородской области от уплаты государственной пошлины освбождена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.01.2019 по делу N А43-38855/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы Государственного бюджетного учреждения "Пансионат ветеранов войны и труда" и Контрольно-счетной палаты Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-38855/2018
Истец: ГБУ "Пансионат ВВ и Т"
Ответчик: Контрольно - счетная палата Нижегородская область