город Омск |
|
13 июня 2019 г. |
Дело N А46-17059/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3554/2019) Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения "Омский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации" на решение Арбитражного суда Омской области от 13.02.2019 по делу N А46-17059/2018 (судья Захарцева С.Г.)
по заявлению Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения "Омский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации" (ИНН 5504054251, ОГРН 1025500993352)
к Управлению федерального казначейства по Омской области (ИНН 5503029414, ОГРН 1025500741530)
об отмене представления от 03.07.2018 N 52-22-11/4056
при участии в судебном заседании представителей:
от Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения "Омский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации"- Лосенков Виктор Николаевич (по паспорту, по доверенности N 1 от 09.01.2019 сроком действия до 31.12.2019); Жаркомбаев Абай Маратович (по паспорту, по доверенности N 3 от 09.01.2019 сроком действия до 31.12.2019);
от Управления федерального казначейства по Омской области - Зима Юлия Романовна (удостоверение, по доверенности N 521610/6752 от 31.08.2017 сроком действия до 31.12.2019).
установил:
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение "Омский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления Управления федерального казначейства по Омской области (далее - заинтересованное лицо, УФК по Омской области, Казначейство) N 52-22-11/4056 от 03.07.2018, незаконным решения и действия (бездействия) УФК по Омской области.
До принятия заявления к производству представитель заявителя уточнил требования путем направления ходатайства (вх. от 22.10.2018 N 118938), пояснив, что требования о признании незаконным решения и действия (бездействия) УФК по Омской области не поддерживает.
В ходе судебного разбирательства заявитель требования поддержал, указав на то, что выявленные нарушения не являются бюджетными нарушениями, а потому представление вынесено заинтересованным лицом с превышением полномочий.
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.02.2019 по делу N А46-17059/2018 в удовлетворении требований Учреждения отказано.
Не соглашаясь с принятым по делу судебным актом, Учреждение в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт о признании представления N 52-22-11/4056 от 03.07.2018 недействительным.
В обоснование жалобы податель указывает на то, что Учреждение не перечисляет денежные средства на счета, так как данные функции осуществляет УФК по Омской области; заявитель ссылается на то, что остаток на счете кадетского корпуса составлял 0,00 руб.; все первичные документы оформлены надлежащим образом в соответствии с требованиями законодательства; выдача представления по устранению иных выявленных нарушений (бухгалтерского учета, гражданского и трудового законодательства) не относится к полномочиям органов финансового контроля.
Учреждение полагает, что представлением N 52-22-11/4056 от 03.07.2018 нецелевого использования бюджетных средств не установлено.
От УФК по Омской области поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами направления указанного отзыва лицам, участвующим в деле.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Учреждения заявил ходатайство о приобщении к материалам дела письменных пояснений, которое было судом удовлетворено; поддержал доводы жалобы.
Представитель УФК по Омской области высказался согласно доводам отзыва.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, специалистами УФК по Омской области на основании приказа УФК по Омской области от 19.04.2018 N 33-кд "О назначении и проведении внеплановой выездной проверки в Федеральном государственном казенном образовательном учреждении "Омский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации" в период с 24.04.2018 по 10.05.2018 проведена выездная проверка использования средств федерального бюджета, предоставленных на оплату тепловой энергии и горячего водоснабжения.
По результатам проверки составлен Акт выездной проверки N б/н от 10.05.2018.
15.05.2018 Учреждением направлены в адрес руководителя УФК по Омской области возражения на акт.
По результатам рассмотрения акта и возражений на акт руководителем УФК по Омской области в адрес начальника кадетского корпуса вынесено представление N 52- 22-11/4056 от 03.07.2018, в котором указано, что в ходе выездной проверки выявлено нарушение статьи 390 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 4 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ), выразившиеся в том, что оплата по контракту от 11.04.2016 N 3-37592 произведена за фактически не поставленную тепловую энергию, ввиду чего в соответствии с со статьями 269.2, 270.2 БК РФ, пунктом 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013N 1092, начальнику учреждения предложено рассмотреть информацию об указанных нарушениях и принять меры по устранению причин и условий их совершения в течение 25 календарных дней с момента получения представления, о результатах исполнения сообщить не позднее 5 календарных дней с даты его исполнения.
Кроме того, в представлении содержится указание на то, что неисполнение в установленный срок настоящего Представления влечет административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
До обращения в суд заявитель обжаловал вышеуказанное представление в Федеральное казначейство и просил его отменить (жалоба от 13.07.2018 исх. N 1456). Приказом Федерального казначейства N 258 от 12.09.2018 в удовлетворении жалобы отказано.
Полагая, что представление не соответствует закону, а также нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в суд.
Требования заявителя оставлены без удовлетворения судом первой инстанции, с чем не согласилось Учреждение, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается лицами, участвующими в деле, ФГКОУ "Омский кадетский военный корпус" является казенным учреждением.
В соответствии со статьей 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение взаимодействует с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, в рамках осуществления им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств.
Согласно статьям 6 и 162 БК РФ казенным учреждением доводятся лимиты бюджетных обязательств на их исполнение в текущем финансовом году.
Лимиты бюджетных обязательств доводятся расходными расписаниями вышестоящим распорядителем бюджетных средств в Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня, утвержденном приказом Минфина России от 30.09.2008 N 104н.
В соответствии со статьей 265 БК РФ государственный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Государственный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений являлся контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как указано в статье 267.1 БК РФ методами осуществления государственного финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.
Федеральное казначейство осуществляет предварительный государственный финансовый контроль при санкционировании операций (статья 269.1 БК РФ).
Санкционирование операций осуществляется в Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденном приказом Минфина России от 17.11.2016 N 213н (далее - Порядок N 213н).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 213н кассовый расход на счетах клиентов осуществляется на основании платежных документов, представленных клиентом (Заявки на кассовый расход, Заявки на получение наличных денег, Заявки на получение денежных средств, перечисляемых на карту).
Территориальным органам Федерального казначейства (далее - ТОФК) в подразделениях Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) открывается балансовый счет N 40105 "Средства федерального бюджета", который является частью единого счета федерального бюджета.
На балансовый счет N 40105 "Средства федерального бюджета" зачисляются доходы федерального бюджета, перечисленные со счетов, открытых ТОФК в банках на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (далее - счет N 40101), неиспользованные остатки средств на счетах ТОФК, открытых на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", возвраты предоставленных Российской Федерацией кредитов и займов, восстановления кассовых расходов, а также другие поступления в федеральный бюджет (пункт 2.1 Порядка управления операциями со средствами на едином счете федерального бюджета, утвержденного приказом Казначейства России от 14.09.2009 N 210 (далее - Порядок N 210)).
Если в течение дня имеются неиспользованные остатки средств федерального бюджета на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", то перевод этих остатков осуществляется ежедневно на балансовый счет N 40105 "Средства федерального бюджета", открытый в Центральном банке Российской Федерации Межрегиональному операционному УФК пункт 2.3 Порядка N 210).
Таким образом, казенному учреждению открывают в ТОФК лицевой счет получателя бюджетных средств, где осуществляется учет лимитов бюджетных обязательств, а операции с денежными средствами осуществляются через балансовый счет N 40105 "Средства федерального бюджета", открытый ТОФК в подразделении ЦБ РФ.
Как указано в части 1 статьи 242 БК РФ, операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном финансовым органом в соответствии с требованиями настоящей статьи.
Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря. До последнего рабочего дня текущего финансового года включительно орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате в установленном порядке бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета (часть 3 статьи 242 БК РФ).
Частью 4 статьи 242 БК РФ предусмотрено, что "не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета".
Из указанного следует, что в случае, если по сведениям лицевого счета у учреждения остались остатки неиспользованных лимитов, они подлежат возврату на единый счет бюджета.
Как следует из материалов дела, в результате проведенной проверки установлено, что Учреждение принимало бюджетные обязательства в 2016 году в соответствии с частью 3 статьи 219 БК РФ, путем заключения государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
11.04.2016 между ФГКОУ "Омский кадетский военный корпус" и АО "Омские распределительные тепловые сети" (далее по тексту - АО "Омск РТС") заключен государственный контракт N 3-37592 (далее - Контракт) на поставку тепловой энергии на объекты Учреждения на общую сумму 14 048 800 руб. Срок действия государственного контракта сторонами установлен до 31.12.2016.
Согласно приложению N 3 к Контракту для проведения расчетов Заказчик (ФГКОУ "Омский кадетский военный корпус") ежемесячно получает у Исполнителя (АО "Омск РТС") расчетно-платежные документы (счета, счета-фактуры) 9-10 числа каждого месяца и оплачивает стоимость потребленной тепловой энергии и теплоносителя путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя.
В декабре все окончательные расчеты между сторонами должны быть произведены в срок до 31 декабря текущего (отчетного) финансового года. Счета-фактуры на оплату тепловой энергии и теплоносителя выставляются за весь календарный месяц до 25 декабря текущего года.
13.12.2016 Учреждением подготовлено и направлено письмо в адрес руководства АО "Омск РТС" с просьбой в рамках исполнения государственного контракта от 11.04.2016 N 3-37591 в срок до 20.12.2016 выдать платежные документы за декабрь 2016 года (счет-фактуру, акт) на остаток суммы контракта в размере 3 354 203,95 рублей, то есть на полный остаток бюджетных средств, выделенных на теплоснабжение.
При этом фактический объем тепловой энергии и теплоносителя, поставленных на объекты Учреждения в течение декабря 2016 года и, соответственно их стоимость, были значительно меньше суммы, указанной в письме.
Согласно представленным на проверку справкам о потреблении тепловой энергии за отопление и горячее водоснабжение, отчетам о суточных параметрах теплоснабжения за декабрь 2016 года Учреждением потреблено тепловой энергии 517,147 Гкал, а в счет-фактуре от 20.12.2016 N Т2016-22 и акте приема-передачи от 20.12.2016 N 37592 АО Омск РТС указано количество поставленной тепловой энергии в горячей воде в размере 2 357,8046 Гкал, что на 1840,6576 Гкал больше, чем в представленных отчетах.
После получения вышеуказанных документов 22.12.2016 было сформировано платежное поручение N 809461, на основании которого со счета Учреждения на счет АО "Омск РТС" перечислены денежные средства в размере 3 354 203,95 руб. в качестве оплаты поставленной тепловой энергии за декабрь 2016 года.
Таким образом, в 2016 году в адрес АО "Омск РТС" перечислена вся сумма, предусмотренная условиями Контракта, а именно 14 048 800 руб., хотя фактически стоимость оказанных услуг по подаче тепловой энергии для нужд ФГКОУ "Омский кадетский военный корпус" за период с января по декабрь 2016 года составила 11 693 385,10 руб., то есть на 2 355 415,90 руб. меньше, чем перечислено исполнителю Контракта.
При таких обстоятельствах, с учетом изменения порядка обеспечения объектов Учреждения тепловой энергией, в период с 01.01.2017 по 29.03.2018 денежные средства в сумме 2 355 415,90 руб. необоснованно находились в распоряжении АО "Омск РТС" и использовались данной коммерческой организацией в своих интересах.
Таким образом, в бухгалтерском учете проведена фиктивная операция, а именно произведена оплата не поставленной тепловой энергии. По состоянию на 01.01.2017 и 01.01.2018 в Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма - 053130) и в сведениях по дебиторской задолженности (форма - 0503169) задолженность в размере 2 355 415,90 руб. не отражалась.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что указанная сумма денежных средств для одной организации - АО "Омск РТС" является кредиторской задолженностью, а для другой - ФГКОУ "Омский кадетский военный корпус" дебиторской задолженностью, что подтверждается актом сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2017 по 31.12.2017. При этом неотражение должностными лицами ФГКОУ "Омский кадетский военный корпус" при составлении отчетных документов сведений о наличии дебиторской задолженности, является нарушением финансово-бухгалтерской деятельности и отчетности.
Пунктом 4 статьи 242 БК предусмотрено, что не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета.
В 2017 году Учреждению лимиты на оплату коммунальных услуг из федерального бюджета не выделялись.
С 01.01.2017 ФГКОУ "Омский кадетский военный корпус" снабжался тепловой энергией по вновь заключенному государственному контракту, стороной которого ФГКОУ "Омский кадетский военный корпус" не являлся, в связи с чем, перечисленная Учреждением в декабре 2016 года сумма денежных средств при расчетах между заказчиком и исполнителем государственного контракта не учтена.
С АО "Омск РТС" Министерством обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации заключен централизованный контракт на поставку теплоснабжения от 18.07.2017 N 3-38916.
По состоянию на 01.01.2017 в Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма - 053130) и в сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (форма - 0503169) задолженность в размере 2 355 415,90 руб. не отражена.
Таким образом, в нарушение статьи 309 ГК РФ, части 4 статьи 242 БК РФ, пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ, пункта 1 приложения N 3 к Контракту, Учреждением произведена оплата по контракту от 11.04.2016 N 3-37592 за фактически не поставленную тепловую энергию в сумме 2 355 415,90 руб.
Вопреки позиции заявителя, Учреждению вменяется фактически одно нарушение - оплата ресурсоснабжающей организации нереальной финансовой операции.
Более того, из материалов дела следует, что именно Учреждение обратилось к ресурсоснабжающей организации для выставления счета на сумму денежных средств значительно превышающую объем фактически потребленной энергии.
По убеждению суда апелляционной инстанции, недопустимо принятие к бухгалтерскому учету документов, оформляющих не имевшие места факты хозяйственной жизни.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в результате обжалования предписания в вышестоящий орган были отменены два пункта нарушения, признаются ошибочными, поскольку оспоримое предписание содержало и содержит только одно нарушение, приказом Федерального казначейства N 258 от 12.09.2018 в удовлетворении жалобы заявителя было отказано.
Доводы подателя жалобы о превышении полномочий Казначейства подлежат отклонению.
Исходя из содержания статьи 2 БК РФ бюджетное законодательство РФ состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним законов о бюджете разных уровней, иных законов, регулирующих правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; а также отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Таким образом, к бюджетному законодательству относятся любые нормативные акты, регулирующие правоотношения, возникающие при осуществлении расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществлении бюджетного учета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
Процесс осуществления расходов согласно требованиям статьи 219 БК РФ есть
использование бюджетных средств.
Согласно статье 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Следовательно, любое использование казенным учреждением средств соответствующего бюджета, предоставленных на основании бюджетной сметы, является бюджетным правоотношением и нормы права, регулирующие данные отношения относятся к бюджетному законодательству.
В соответствии с пунктом 6 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила N 1092), Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет:
а) полномочия по контролю:
за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
за своевременностью, полнотой и достоверностью отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги.
На основании вышеизложенного следует, что неправомерные действия Учреждения по оплате, произведенной по государственному контракту от 11.04.2006 N 3-37592 за фактически не поставленную тепловую энергию по счету, не соответствующему количеству потребленной энергии, относятся к отношениям по расходованию средств бюджетов бюджетной системы РФ.
В обоснование жалобы податель указывает на то, что Учреждение не перечисляет денежные средства на счета, так как данные функции осуществляет УФК по Омской области.
Между тем, указанный довод признается несостоятельным, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 9.15 Положения об Управлении Федерального казначейства по Омской области утвержденного приказом Казначейства России от 27.12.2013 N 316 УФК по Омской области обеспечивает в пределах остатков средств на счетах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации проведение кассовых выплат из бюджетов от имени и по поручению администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, финансовых органов или получателей средств бюджета, лицевые счета которых открыты в Управлении
Таким образом, УФК по Омской области выступает в данной ситуации только кассиром при осуществлении операций со средствами бюджетов бюджетной системы. Распорядительные действия на осуществление тех или иных кассовых операций со средствами федерального бюджета, в данной ситуации, осуществляет ФГКОУ "Омский кадетский военный корпус".
Суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что вынесенное УФК по Омской области Представление не содержат требований об устранении совершенного правонарушения, а лишь отражает результаты проведенной проверки использования средств предоставленных из федерального бюджета, то есть носит информационный и разъяснительный характер, содержит предложение рассмотреть представление и принять неконкретизированные меры по недопущению правонарушений в будущем, путем устранения причин, способствующих их совершению.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Основания для вывода об обратном апелляционный суд не усматривает.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы по правилам статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на Учреждение.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения "Омский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 13.02.2019 по делу N А46-17059/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.