г. Санкт-Петербург |
|
14 июня 2019 г. |
Дело N А56-22472/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Несмияна С.И., Поповой Н.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: представителей Масловой О.И., доверенность от 15.03.2019 (до перерыва), Ярыгина И.Ю., доверенность от 27.07.2018 (после перерыва)
от ответчика: представителя Гуттиной Н.Н., доверенность от 28.12.2018
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10576/2019) Санкт-Петербурга в лице Жилищного комитета на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2019 по делу N А56-22472/2018 (судья Томпакова Г.Н.), принятое
по иску государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района"
о взыскании
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета с требованием о взыскании 56 336, 86 руб. долга по субсидии на возмещение разницы в тарифах за тепловую энергию за январь - декабрь 2015 г. по договорам теплоснабжения в горячей воде N 10197.038.1 от 01.11.2008 г.,N 7327.038.1 от 01.06.2008 г., N 7604.038.1 от 08.07.2008 г., N 7570.038.1 от 01.07.2008 г., N 7569.038.1 от 01.07.2008 г.
В качестве третьего лица без самостоятельных требований в деле участвует общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2019 исковые требования удовлетворены в заявленной сумме.
В обоснование своей позиции Жилищный комитет в жалобе и дополнительных письменных и устных пояснениях ссылается на то, что в соответствии с Законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год постановлением Правительства Санкт-Петербурга ежегодно утверждается Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских. Перечисление средств субсидий РСО производится Комитетом на основании заключаемых между Комитетом и РСО договоров о предоставлении субсидий, отчетами РСО о фактических объемах, стоимости тепловой энергии, отпущенной для отопления и горячего водоснабжения и сумме выпадающих доходов РСО (далее по тексту - отчеты). Согласно п. п. 2.2.1.1, 2.2.1.2 Порядков перечисления субсидий отчеты должны быть сформированы на основании актов сверок об объемах тепловой энергии. Меры государственной поддержки предоставляются Комитетом, как главным распорядителем средств бюджета, получателю субсидии, которым является в 2015, 2016, 2017 годах РСО, в данном случае ГУП "ТЭК СПб", при соблюдении условий предоставления субсидии и предоставления в Комитет и ГУП ВЦКП "ЖХ" подтверждающих документов (расчетов сумм субсидий на возмещение выпадающих доходов для авансирования субсидий, отчетов о фактических объемах, стоимости тепловой энергии, отпущенной для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов, актов сверок об объемах тепловой энергии, отпущенной для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов. Податель жалобы указывает, что объем тепловой энергии предъявляемый к оплате по разнице в тарифах истец определил по показаниям УУТЭ и в нарушение жилищного законодательства, расчетным методом. При условии определения объема поставленной тепловой энергии по показаниям узла учета, истцу необходимо предоставить в материалы дела показания узла учета. По мнению подателя жалобы, в отсутствие в материалах судебного дела показаний УУТЭ следует, что размер долга образовался в связи с непроизводительными потерями во внешних тепловых сетях. Управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг получает плату за коммунальные услуги и рассчитывается за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с ресурсоснабжающими организациями (пункты 40, 63, 64 Правил N 354, части 6.2, 7.1 статьи 155 ЖК РФ); обязанность по оплате потерь в тепловых сетях определяется принадлежностью этих сетей. Управляющая организация не должна быть ответственной за потери тепла, которые происходят при транспортировке тепловой энергии до иных потребителей по "вторичным сетям". В силу части 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией. По мнению заявителя, задолженность, предъявляемая истцом к Комитету, не является задолженностью по разнице в тарифах. В связи с изложенным, Комитет полагает, что оснований для предъявления требований о взыскании задолженности по разнице в тарифах с Комитета в сумме 10 297 руб. 90 коп. истца не имеется.
ГУП "ТЭК СПб" в отзыве на жалобу, устных и письменных пояснениях против удовлетворения жалобы возражает, считая решение законным и обоснованным.
В судебном заседании 28.05.2019 был объявлен перерыв до 04.06.2019, после перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" и ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района"" заключены договоры теплоснабжения в горячей воде 10197.038.1 от 01.11.2008 г., 7327.038.1 от 01.06.2008 г., 7604.038.1 от 08.07.2008 г., 7570.038.1 от 01.07.2008 г., 7569.038.1 от 01.07.2008 г., согласно условиям которых истец принял на себя обязательство передавать третьему лицу тепловую энергию через присоединенную сеть, а третье лицо приняло на себя обязательно своевременно оплачивать потребленную тепловую энергию ресурсоснабжающей организации.
Истец обратился в суд, ссылаясь на то, что ответчик не возместил предприятию разницу в тарифах между экономически обоснованным тарифом (тарифом для ГУП "ТЭК СПб") и тарифом для населения, образующуюся за спорный период, в связи с чем, на стороне ответчика образовалась задолженность в размере 56 336, 86 руб.; претензия истца N 58-12/39696, с просьбой выделить недополученные денежные средства в виде субсидии на возмещение выпадающих за спорный период по спорным договорам, оставлена ответчиком без удовлетворения.
Суд первой инстанции посчитал исковые требования обоснованными по праву и размеру.
Суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение следует изменить, учитывая следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Коммунальными услугами обеспечивалось население жилых домов, поэтому к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Согласно пункту 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Разница между тарифом для Предприятия и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2014 N 569-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2015 год" установлены тарифы в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2015 год, в период с 01.01.2015 по 30.06.2015 - в размере 1 876,50 руб./Гкал (с НДС и 1590,25 без НДС), в период с 01.07.2015 по 31.12.2015 - в размере 2077,92 руб./Гкал (с НДС).
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2014 N 596-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2015 год" установлены тарифы для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2015 год, в период с 01.01.2015 по 30.06.2015 - в размере 1408,01 руб./Гкал (с НДС), в период с 01.07.2015 по 31.12.2015 - в размере 1541,78 руб./Гкал (с НДС).
Между истцом и ответчиком заключен договор N ВВД-01 от 18.04.2014, который регулирует порядок получений субсидий.
В соответствии с пунктом 4.2.2.1 договора истец направляет отчеты о фактических объемах потребленной тепловой энергии в ГУП "ВЦКП ЖХ" до 25 числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно пункту 4.1 договора ответчик производит окончательное перечисление субсидии не позднее 5 рабочих дней с момента получения соответствующих сведений от ГУП ВЦКП ЖХ (в соответствии с пунктом 4.2.2.1).
Из представленных истцом в материалы дела актов сверки объемов тепловой энергии, отпущенной для отопления и горячего водоснабжения между истцом и исполнителями коммунальных услуг, следует, что все акты подписаны с разногласиями. Объем тепловой энергии, отпущенной истцом, оспаривается третьим лицом в каждом из представленных в деле актов.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2016 N 1258 (ред. от 10.08.2017) "О Порядке предоставления в 2017 году субсидий теплоснабжающим (ресурсоснабжающим) организациям на компенсацию выпадающих доходов (возмещение выпадающих доходов прошлых лет)" утвержден Порядок предоставления в 2017 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов, возникших за период с января 2015 года по декабрь 2016 года (п. 1.2), согласно которому, разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) одним из основополагающих принципов государственного регулирования тарифов на тепловую энергию является обеспечение экономической обоснованности расходов и затрат регулируемых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии, а также обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и Потребителей тепловой энергии.
Статья 10 Закона N 190-ФЗ предусматривает возможность установления льготных тарифов для отдельных категорий потребителей.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
Правомерность требований истца, предъявленных к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета, вне зависимости от наличия или отсутствия договорных отношений, подтверждена Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных "межтарифной разницей", а также разъяснениями Конституционного суда Российской Федерации, данными в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П.
Суд апелляционной инстанции, отмечая обоснованность исковых требований по праву, соглашается с доводом ответчика о необоснованности иска по размеру.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Из представленных истцом при проведении сверки расчетов приложений к счетам-фактурам видно, что истец включил в расчеты количества потребленной тепловой энергии непроизводительные потери.
В силу положений Правил N 354, обязанность по оплате потерь в тепловых сетях определяется принадлежностью тепловых сетей.
Точки поставки тепловой энергии в многоквартирные дома, по общему правилу, должны находиться на внешней стене многоквартирного дома в месте соединения внутридомовой системы отопления с внешними тепловыми сетями.
Вынесение точки поставки за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит, а также обязанности оплатить потери в этих сетях.
В силу части 15 статьи 161 ЖК РФ, истец отвечает за поставку тепловой энергии надлежащего качества до границ внешних сетей МКД, если иное не установлено договором с такой организацией.
Таким образом, управляющая компания не должна отвечать за потери тепла, которые происходят при транспортировке тепловой энергии до до границ внешних сетей МКД.
Из дополнительно представленных ответчиком письменных пояснений к жалобе от 03.06.2019 следует, что истец неправомерно включил в расчет суммы межтарифной разницы суммы непроизводительных потерь, общий размер которых за заявленный период составляет 10 297 руб. 90 коп. Истцом данный расчет не оспорен.
С учетом изложенного, обжалуемое решение подлежит изменению, т.к. сумма непроизводительных потерь истца не подлежит возмещению за счет средств субсидий по возмещению межтарифной разницы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2019 по делу N А56-22472/2018 изменить.
Взыскать с Санкт-Петербурга в лице Жилищного комитета в пользу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" задолженность в размере 46 038 руб. 96 коп., а также 1 841 руб. расходов на оплату государственной пошлины по иску.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
С.И. Несмиян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.