г. Челябинск |
|
17 июня 2019 г. |
Дело N А47-16342/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной отнесенностью "Им. 11 Кавдивизии" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.03.2019 по делу N А47-16342/2018 (судья Сиваракша В.И.).
Общество с ограниченной ответственностью "Им. 11 Кавдивизии" (далее - заявитель, ООО "Им. 11 Кавдивизии", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованиями к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, ОПФ РФ по Оренбургской области, Отделение) об обязании вернуть денежные средства в сумме 418 334 руб. 23 коп. путем принятия решения в пользу заявителя о возврате сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (обязательное медицинское страхование) по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2017, в сумме 418 334 руб. 23 коп. (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной части) и направить указанное решение в Управление для дальнейшего уведомления ответчика и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области; к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге (далее - заинтересованное лицо, ГУ - УПФ РФ в г. Оренбурге), об обязании уведомить заявителя о принятом решении Отделением в пользу заявителя о возврате сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (обязательное медицинское страхование) по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2017, в сумме 418 334 руб. 23 коп (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной части) и направить указанное уведомление в МИФНС N 7 по Оренбургской области для исполнения (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения заявленных требований).
У участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего требования, относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области (далее - третье лицо, МИФНС N 7 по Оренбургской области).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 21.03.2019 (резолютивная часть решения объявлена 18.03.2019) в удовлетворении требований отказано.
ООО "Им. 11 Кавдивизии" (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Им. 11 Кавдивизии" ссылается на постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08, от 13.04.2010 N17372/09, согласно которым, вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога. Момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода), а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога не пропущенным.
Податель жалобы обращает внимание на то, что заявление общества от 10.04.2015 представлено в материалы дела Пенсионным фондом, указанное заявление не подписано уполномоченным представителем общества (отсутствует подпись генерального директора или подпись иного уполномоченного лица). В материалах делах N А47-16342/2018 отсутствуют доказательства направления в Пенсионный фонд заявления общества от 10.04.2015 о составлении акта сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам по состоянию на 01.04.2015, подписанного уполномоченными лицами общества. Однако Арбитражный суд Оренбургской области, посчитал что, заявление о составлении акта сверки было подано обществом и при вынесении решения по делу NА47-16342/2018 руководствовался недоказанными обстоятельствами, имеющими значение для дела.
Акт совместной сверки расчетов форма ф.21-ПФР от 14.04.2015 получен Исенгуловой без доверенности, ее подпись не скреплена печатью общества, соответственно Исенгулова не могла действовать из обстановки и полномочия на получение акта сверки у нее отсутствовали.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции ОПФ РФ по Оренбургской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет, в судебное заседание представители участвующих в деле лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Им. 11 Кавдивизии" является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, имеет регистрационный номер в органе контроля за уплатой страховых взносов 066234061297.
Согласно предоставленному обществом расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР), за полугодие 2013 года, сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии составила 418 334 руб. 23 коп.
В установленный срок обществом не была произведена уплата задекларированной суммы страховых взносов в размере 418 334 руб. 23 коп., что послужило основанием для вынесения Пенсионным фондом требования от 07.04.2014 N 06623440058187 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в срок до 26.04.2014 (т.1 л.д.88).
В указанный в требовании N 06623440058187 срок уплата страховых взносов заявителем не была произведена, что явилось основанием для принятия Пенсионным фондом 14.05.2014 решения N 066 234 14ВД 0011062 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов (т.1 л.д.89).
Пенсионным фондом 14.05.2014 к расчетному счету общества в Оренбургском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк" выставлено инкассовое поручение N 06623470047896 на взыскание страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в размере 418 334 руб. 23 коп. по решению о взыскании от 14.05.2014 N 066 234 14ВД 0011062 и требованию об уплате от 07.04.2014 N 06623440058187 (т.2 л.д.4).
Установив отсутствие погашения обществом задолженности по страховым взносам, Пенсионным фондом 02.10.2014 принято постановление N 06623490018926 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя), в том числе страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в размере 418 334 руб. 23 коп. Указанное постановление направлено для исполнения в Оренбургский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области (далее - ОРО СП УФССП по Оренбургской области).
Судебным приставом-исполнителем ОРО СП УФССП по Оренбургской области Павловской А.А. на основании постановления о взыскании N 06623490018926 21.10.2014 принято постановление о возбуждении исполнительного производства N 42149/14/56026-ИП (т.2 л.д.3).
Оренбургским региональным филиалом ОАО "Россельхозбанк" 10.03.2015 инкассовое поручение N 896 исполнено, сумма страховых взносов в размере 418 334 руб. 23 коп. зачислена в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В ходе исполнительного производства по исполнительному производству N 42149/14/56026-ИП произведено взыскание страховых взносов в размере 418 334 руб. 23 коп., по платежному поручению от 01.04.2015 указанная сумма взносов ОРО СП УФССП по Оренбургской области зачислена в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что общество 10.04.2015 обратилось в Управление в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с заявлением о составлении акта сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам по состоянию на 01.04.2015.
Управлением 16.04.2015 составлен акт N 13-08/33711 совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам по состоянию на 09.04.2015, который вручен работнику бухгалтерии заявителя Исенгуловой под роспись. Согласно указанному акту, у общества имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в размере 418 334 руб. 23 коп. (т.1 л.д.92-93).
Общество 21.04.2017 обратилось в Управление в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с заявлением о составлении акта сверки расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование (т.1 л.д.94).
Управлением 22.05.2017 составлен акт N 12-08/40350 совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам по состоянию на 31.12.2016, который вручен работнику заявителя, действующему на основании доверенности, под роспись 24.05.2017. Согласно указанному акту, у общества имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в размере 418 334 руб. 23 коп. (т,1 л.д.95-99).
Общество 05.03.2018 обратилось в Управление в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с заявлением о возврате излишне уплаченных денежных средств по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части в сумме 418 334 руб. 23 коп.
Комиссией Отделения принято решение, оформленное протоколом от 22.03.2018 N 72 по рассмотрению вопросов, связанных с принятием решений о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, об отказе в осуществлении возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (т.1 л.д.107).
Решением Отделения от 22.03.2018 N 742 обществу отказано в проведении возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов по заявлению от 06.03.2018 N 03-19/15536 на основании части 3 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2015 N 250-ФЗ (т.1 л.д.108).
В адрес общества Пенсионным фондом направлено уведомление от 28.03.2018 N 742 о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств в связи с наличием задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 по состоянию на 31.12.2016 (т.1 л.д.14).
Общество 19.09.2018 обратилось в Пенсионный фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных денежных средств по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части в сумме 418 334 руб. 23 коп. (т.1 л.д.11-12, 70).
Комиссией Отделения принято решение, оформленное протоколом от 28.09.2018 N 2310 по рассмотрению вопросов, связанных с принятием решений о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, об отказе в осуществлении возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в размере 418 334 руб. 23 коп. в связи с истечением трехлетнего срока со дня уплаты указанной сумы (т.1 л.д.109).
Решением Отделения от 28.09.2018 N 2310 обществу отказано в проведении возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов по заявлению от 19.09.2018 N13-19/73962 на основании части 22 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (т.1 л.д.110).
В адрес общества Пенсионным фондом направлено уведомление от 04.10.2018 N 2310 о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств в связи с истечением трех лет со дня уплаты суммы 418 334 руб. 23 коп. (т.1 л.д.13, 71).
Полагая, что отказ в возврате переплаты по страховых взносов является незаконным, нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения Пенсионного фонда N 2310 от 04.10.2018.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 3 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), действовавшего до 01.01.2017, плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 29 Федерального закона N 212-ФЗ, органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном данным Законом.
Согласно части 3 статьи 27 Федерального закона N 212-ФЗ, решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения письменного заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов. Форма решения о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, а также форма заявления плательщика страховых взносов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение одного месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда (часть 5 статьи 27 Федерального закона N 212-ФЗ).
Порядок возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрен статьей 26 Федерального закона N 212-ФЗ.
Частью 22 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование и, соответственно, полномочия по возврату сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, переданы налоговым органам.
Вместе с тем, согласно статье 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ), контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона N 250-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона N 250-ФЗ, решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Из пункта 3 данной статьи следует, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что решение ОПФ РФ по Оренбургской области от 22.03.2018 N 742, уведомление ГУ-УПФ РФ в г. Оренбурге от 28.03.2018 N742 о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств в связи с наличием задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 по состоянию на 31.12.2016, не оспаривались.
Решение Отделения от 28.09.2018 N 2310, уведомление Управления от 04.10.2018 N 2310 о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств в связи с истечением трех лет со дня уплаты суммы 418 334 руб. 23 коп., также не оспаривались.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске обществом срока на возврат излишне уплаченных страховых взносов.
Пунктом 3 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога.
В пункте 79 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N57) разъяснено, что при проверке соблюдения налогоплательщиком срока на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога, пеней, штрафа судам необходимо учитывать, что пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган. В то же время применительно к пункту 3 статьи 79 Кодекса с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм. С учетом пункта 33 Постановления Пленума N 57, применяя соответствующие положения, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки всех имеющих значение для дела обстоятельств в совокупности, в частности, установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации N 381-О-П от 08.02.2007, налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (часть 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода), а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога непропущенным (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08, от 13.04.2010 N 17372/09).
Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на плательщика страховых взносов.
Как установлено судом первой инстанции, заявитель 10.04.2015 обратился в Управление с заявлением о составлении акта сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам по состоянию на 01.04.2015. Управлением 16.04.2015 составлен акт N 13-08/33711 совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам по состоянию на 09.04.2015, который вручен работнику бухгалтерии заявителя Исенгуловой под роспись. Согласно указанному акту, у общества имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в размере 418 334 руб. 23 коп.
Довод подателя жалобы о том, что заявление общества от 10.04.2015 не подписано уполномоченным представителем общества (отсутствует подпись генерального директора или подпись иного уполномоченного лица), был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонен.
Согласно части 1 статьи 5.1 Федерального закона N 212-ФЗ плательщик страховых взносов может участвовать в отношениях, регулируемых Федеральным законом N 212-ФЗ, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено этим Законом.
В соответствии с частью 3 статьи 5.1 Федерального закона N 212-ФЗ полномочия представителя плательщика страховых взносов должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Законом и иными федеральными законами.
Законными представителями плательщика страховых взносов - организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Уполномоченным представителем плательщика страховых взносов признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное плательщиком страховых взносов представлять его интересы в отношениях с органами контроля за уплатой страховых взносов, иными участниками отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о страховых взносах (части 4 и 7 статьи 5.1 Федерального закона N 212-ФЗ).
В части 8 статьи 5.1 Федерального закона N 212-ФЗ указано, что уполномоченный представитель плательщика страховых взносов - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.
Полномочие может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.) (пункт 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Управление, располагая заявлением общества от 10.04.2015 о составлении акта сверки и достоверно зная о том, что Исенгулова является работником общества, о чем свидетельствуют сведения индивидуального (персонифицированного) учета, правомерно вручило под роспись последней акт совместной сверки N 13-08/33711 по состоянию на 09.04.2015.
Как установлено судом первой инстанции, общество, отрицая получение акта совместной сверки N 13-08/33711 от 16.04.2015, не предоставило доказательств оспаривания бездействия Управления по несоставлению акта сверки по заявлению от 10.04.2015. Также не предоставлены доказательства того, что общество обращалось в Управление с заявлениями о составлении актов совместных сверок после 16.04.2015, такое заявление было подано лишь 21.04.2017.
Учитывая в совокупности изложенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что получение обществом 16.04.2015 акта взаимной сверки расчетов, подтверждающего наличие у него сумм переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в размере 418 334 руб. 23 коп., в этом случае должно рассматриваться в качестве момента, с которого исчисляется трехлетний срок на обращение в суд за защитой своего нарушенного права.
Из материалов дела следует, что в суд общество с рассматриваемыми требованиями обратилось 20.12.2018, то есть за пределами трехлетнего срока.
Также арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что общество было уведомлено Оренбургским региональным филиалом ОАО "Россельхозбанк" о списании с его расчетного счета денежных средств в размере 836 668 руб. 46 коп. (418 334 руб. 23 коп. х 2) на основании инкассовых поручений Управления и ОРО СП УФССП по Оренбургской области.
Заявитель, имея задолженность по страховым взносам и являясь должником по исполнительному производству, не мог не знать о суммах денежных средств, поступивших на его расчетный счет, об остатке денежных средств на счете, поскольку без этих сведений не представляется возможным осуществление планирования финансово-хозяйственной деятельности, осуществление расчетов с поставщиками и продавцами, расчетов по налогам (сборам), страховым взносам и др.
В целях установления значимых для дела обстоятельств, судом первой инстанции самостоятельно из общедоступных источников - автоматизированной информационной системы "Картотека арбитражных дел" получен судебный акт: определение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.08.2015 по делу N А47-9120/2015, которое приобщено к материалам дела (статья 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно указанному судебному акту, арбитражным судом удовлетворено ходатайство заявителя об отсрочке уплаты государственной пошлины в связи с его тяжелым материальным положение, в подтверждение чего были предоставлены сведения о счетах, справки из отделения банков об остатке денежных средств на счетах.
В связи с чем, судом первой инстанции верно не принят довод заявителя о том, что ему не было известно о списании с его расчетного счета недоимки по страховым взносам, поскольку не запрашивались в Оренбургском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк" выписки по счету.
Поскольку судебные акты арбитражного суда публикуются на публичном федеральном ресурсе Картотека арбитражных дел и находятся в свободном доступе, довод подателя жалобы о том, что в нарушение принципа состязательности, судом первой инстанции самостоятельно из общедоступных источников - автоматизированной информационной системы "Картотека арбитражных дел" получен судебный акт - определение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.08.2015 по делу N А47-9120/2015, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Учитывая установленные обстоятельства по делу, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что, обращаясь с заявлением в суд об обязании ОПФ РФ по Оренбургской области возвратить сумму излишне взысканных страховых взносов, заявителем был пропущен срок исковой давности, в связи с чем, обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта. При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, обществом не представлено. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату апеллянту из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.03.2019 по делу N А47-16342/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной отнесенностью "Им. 11 Кавдивизии" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной отнесенностью "Им. 11 Кавдивизии" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 18.04.2019.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-16342/2018
Истец: ООО "ИМ. 11 КАВДИВИЗИИ"
Ответчик: ГУ -Отделение Пенсионного фонда РФ по Оренбургской области, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Оренбурге
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5729/19
15.10.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-16342/18
17.06.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6589/19
21.03.2019 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-16342/18