Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 1 октября 2019 г. N Ф05-15625/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
19 июня 2019 г. |
Дело N А40-297821/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Воронова В. Ф.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.2019 по делу N А40-297821/18, принятое судьей Паршуковой О.Ю.
по заявлению Воронов В. Ф.
к ИФНС России N 21 по г. Москве
об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы и пени
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Судницына О.Ю. по дов. от 11.03.2019, Мишина Е.И. по дов. от 11.03.2019; |
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Воронов Владлен Феликсович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИФНС N 21 по г. Москве (далее - налоговый орган, инспекция) о взыскании излишне взысканных сумм на основании решения N 50225 от 01.08.2018 г. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 20 524 руб. 19 коп., а также пени в размере 9 руб. 92 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.2019 в удовлетворении требований предпринимателю отказано.
Предприниматель, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Инспекция поддерживает решение суда первой инстанции, в удовлетворении апелляционной жалобы предпринимателя просит отказать.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом в материалы дела.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствии заявителя, надлежащим образом извещенном о времени и месте судебного разбирательства, направившего в материалы дела ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствии.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявитель является предпринимателем, перешедшим на упрощенную систему налогообложения. Объектом налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов, что подтверждается уведомлением по форме N 26.2-1 от 16.12.2016. Заявитель не производит выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обратного материалы дела не содержат.
По итогам 2017 года предпринимателем подана декларация и уплачены установленные в фиксированном размере страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 23 400 руб.
13.04.2018 Заявителем представлена декларация по УСН за 2017 год, согласно которой сумма доходов за налоговый период составила 2 352 419 руб., сумма расходов- 3 272 776 руб., показан убыток в размере 920 357 руб., в связи с чем налогоплательщик, с учетом Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, не уплатил страховые взносы за 2017 год в размере, превышающем 23 400 руб.
25.07.2018 предпринимателем получено требование инспекции N 55870 по состоянию на 05.07.2018 о недоимке по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2017 год, со сроком исполнения 25.07.2018.
Не согласившись с указанным требованием налогового органа, предпринимателем направлена жалоба о незаконности начисления налоговым органом дополнительных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год.
Вместе с тем, на основании решения инспекции N 55225 от 01.08.2018 с расчетного счета предпринимателя списаны страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 20 524 руб.19 коп. (инкассовое поручение 64880 от 02.08.2018) и пени в размере 9 руб. 92 коп. (инкассовое поручение 64881 от 02.08.2018).
Полагая, что начисление и дальнейшее принудительное взыскание налоговым органом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является неправомерным, а сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату в соответствии с положениями ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ), предприниматель обратился с заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
Отказывая в удовлетворении требований, суд согласился с позицией налогового органа, исходил из положений ст. ст. 419, 420, 430 НК РФ, согласно которым индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС), обязательное социальное страхование (ОМС), размер которых определяется исходя из дохода. Расходы, произведенные для получения доходов, при этом не учитываются.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В 2017 году страховые взносы на ОПС и ОМС подлежали исчислению и уплате в соответствии с нормами НК РФ. Ранее эти отношения регулировались нормами Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В соответствии с нормами Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" действовавшего до 01.01.2017 (далее - Закон N 212-ФЗ) установлена обязанность плательщиков страховых взносов, в том числе индивидуальных предпринимателей, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с установленным порядком определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, которые не производят выплат и иных вознаграждений физическим лицам, плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 ст. 14.
Частью 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ установлен порядок определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию.
Перечисленные нормы Федерального закона N 212-ФЗ воспроизведены в НК РФ.
Так, согласно ст. ст. 419, 430 НК РФ индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
В соответствии с пп. 3 п. 9 ст. 430 НК РФ в целях применения положений пункта 1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом: для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса, а именно, при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса.
Из совокупности указанных норм, сделал вывод суд, не следует право плательщика при расчете размера страховых взносов учесть понесенные расходы.
Однако Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2016 г. N 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Согласно положениям статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Положения статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Приведенные нормы права подлежали применению судами с учетом правовой позиции КС РФ, в связи с чем следует признать, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения по страховым взносам уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, на предусмотренные статьей 346.16 НК РФ расходы.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками налога на доходы физических лиц аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, то изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция применима к спорным правоотношениям.
При таких обстоятельствах суд необоснованно не согласился с позицией предпринимателя, согласно которой для определения налоговым органом размера подлежащих уплате заявителем страховых взносов за 2017 год подлежит учету информация о доходах предпринимателя за этот период, уменьшенных на величину расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода. Расходы следует определить по данным налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2017 год.
Данный правовой подход с учетом позиции КС РФ подлежит применению именно в отношении плательщиков страховых взносов, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
В силу ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании не допускается... применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) не вправе... применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием.
С учетом изложенного, оспариваемый заявителем судебный акт следует признать незаконным и необоснованным, поскольку он принят при неправильном применении норм права.
Апелляционная коллегия также принимает во внимание п. 27 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017), согласно которому при определении размера дохода для расчета размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов, необходимо учитывать величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением дохода.
Верховный суд признал правомерным в аналогичной ситуации для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшение полученных доходов, исчисленных в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ расходы. ВС РФ указал, что поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30 ноября 2016 г. N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
Ссылку в судебном акте, в поддержку доводов налогового органа, на письмо Министерства финансов РФ от 12.02.2018 N 03-15-07/8369, принимая во внимание отказ Верховного суда РФ в признании его недействующим (решение от 08.06.2018 N АКПИ18-273), апелляционная коллегия отклоняет, поскольку данное письмо в силу требований статьи 13 АПК РФ не относится к числу нормативных правовых актов, применяемых арбитражными судами при рассмотрении и разрешении соответствующих дел, следовательно, содержащиеся в нем разъяснения не являются обязательными для судов, на что указано и в решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273
Факт взыскания с предпринимателя страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 20 524 руб. 19 коп., а также пени в размере 9 руб. 92 коп, начисленных за 2017 год, подтверждается представленными в материалы дела инкассовыми поручениями и Инспекцией не оспаривается.
Согласно п.1.1 ст.79 НК РФ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату налогоплательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном ст.79 настоящего Кодекса.
Ответ на жалобу предпринимателя от 25.07.2018, полученный заявителем 05.09.2018 содержит отказ в возврате удержанных страховых взносов. Согласно сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица на 01.10.2018, удержанные инспекцией страховые взносы на обязательное пенсионного страхование в размере 20 524 руб. 19 коп. не учтены на индивидуальном лицевом счете предпринимателя.
Учитывая изложенное, поскольку доначисление предпринимателю страховых взносов за 2017 год является незаконным, излишне взысканные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 20 524 руб. 19 коп., а также пени в размере 9 руб. 92 коп подлежат возврату предпринимателю.
С учетом приведенных обстоятельств на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований предпринимателя в полном объеме.
Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (пункт 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
Поскольку предприниматель при обращении в арбитражный суд с заявлением, апелляционной жалобой уплатил госпошлину в сумме 5 000 руб. (платежные поручения N 53 от 12.11.2018, N 28 от 08.04.2019), апелляционный суд взыскивает данные судебные расходы с инспекции, как проигравшей стороны.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.03.2019 по делу N А40-297821/18 отменить.
Взыскать с ИФНС N 21 по г. Москве в пользу индивидуального предпринимателя Воронова Владлена Феликсовича (ОГРНИП 316774600538165) сумму излишне взысканных на основании решения N 5-225 от 01.08.2018 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 20 524 руб. 19 коп., а также пени в размере 9 руб. 92 коп.
Взыскать с ИФНС N 21 по г. Москве в пользу индивидуального предпринимателя Воронова Владлена Феликсовича (ОГРНИП 316774600538165) судебные расходы в связи с обращением с заявлением, апелляционной жалобой в суд в размере 5 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-297821/2018
Истец: Воронов В Ф
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФНС РФ N21 ПО Г МОСКВЕ