Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 августа 2019 г. N Ф05-13268/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
18 июня 2019 г. |
Дело N А41-84445/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Немчиновой М.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от ООО "Орион": Аксенова О.А., представитель по доверенности от 03.09.2018;
от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: Тридчикова О.В., представитель по доверенности от 25.12.2018;
от Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Администрации Рузского городского округа Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Федерального агентства лесного хозяйства: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-84445/18 по правилам рассмотрения дел в суде первой инстанции по заявлению ООО "Орион" к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Администрация Рузского городского округа Московской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства о признании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Орион" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительными решений Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 12.11.2018 N МО-18/РКФ-522543, N МО-18/РКФ-522538, N МО18/РКФ-522545 об отказе в учете изменений объекта недвижимости и об обязании Управления Росреестра по МО осуществить кадастровый учет изменений в сведениях о категории земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0000000:23789, 50:19:0000000:23790, 50:19:0000000:23788 с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" (с учетом принятых судом уточнений).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Администрация Рузского городского округа Московской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 февраля 2019 года по делу N А41-84445/18 требования ООО "Орион" удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Федеральное агентство лесного хозяйства, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области обжаловали его в апелляционном порядке.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2019 года суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, ввиду следующего.
Определением Арбитражного суда Московской области от 21.01.2019 Федеральное агентство лесного хозяйства было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмет спора, судебное заседание назначено на 11 февраля 2019 в 12:00 (т.2, л.д.119).
Однако, материалы настоящего дела не содержат сведений о надлежащим извещении Федерального агентства лесного хозяйства о времени и месте судебного разбирательства.
Согласно доводам Рослесхоза в соответствии со штампом входящей корреспонденции N 5082/28, указанное определение суда поступило в Рослесхоз лишь 11.02.2019, то есть непосредственно в день судебного заседания (приложение к апелляционной жалобе), в связи с чем, у Рослесхоза отсутствовала возможность заблаговременно ознакомиться с материалами дела самостоятельно и представить позицию по существу рассматриваемого спора.
Исходя из изложенного, Федеральное агентство лесного хозяйства не может считаться извещенным надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в связи с чем, решение Арбитражного суда Московской области от 15 февраля 2019 года по делу N А41-84445/18 подлежит отмене на основании части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ООО "Орион" в заседании апелляционного суда поддержал исковые требования.
Представитель Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в апелляционном суде возражал против заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, апелляционный суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Орион" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0000000:23789, 50:19:0000000:23790, 50:19:0000000:23788, что подтверждается сведениями выписок из ЕГРН от 03.10.2018 (т.1 л.д. 7-44). В ЕГРН содержатся сведения о категории указанных земельных участков - "земли сельскохозяйственного назначения".
ООО "Орион" 07.08.2018 обратилось в Управление Росреестра по МО с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости - земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0000000:23789, 50:19:0000000:23790, 50:19:0000000:23788 в части изменения сведений о категории земель с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов", приложив к заявлениям копии решения Совета депутатов сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области от 25.01.2013 N 55/290, копии решения Совета депутатов сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области от 15.08.2013 N 66/334, копии газеты Красное Знамя N 39/2 от 05.10.2013, что подтверждается описями документов, принятых для оказания государственных услуг (т.1 л.д.45-47).
Рассмотрев заявления Общества, Управление Росреестра по МО 10.08.2018 приняло решения о приостановлении государственного кадастрового учета N МО-18/РКФ-396681, N МО-18/РКФ-396590, N МО-18/РКФ-396687, указав на отсутствие в нарушение требований части 3 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка и об отнесении земельного участка к определенной категории земель.
Впоследствии 12.11.2018 Управлением Росреестра по МО приняты решения N МО- 18/РКФ-522543, N МО-18/РКФ-522538, N МО-18/РКФ-522545 об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Считая отказы незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя, общество обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно совместному постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктом 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: - акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; - договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; - акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; - межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); - иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте (ч. 2 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством почтового отправления направляются в подразделение органа регистрации прав согласно перечню подразделений органа регистрации прав, который опубликован на официальном сайте (ч. 3 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. п. 5, 7 ст. 26 закона N 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (ст. 27 закона N 218-ФЗ).
Из материалов дела следует, что кадастровый учет не осуществлен по причине отсутствия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к определенной категории земель.
Непредставление такого документа в срок приостановления осуществления кадастрового учета послужило основанием для вынесения уведомления об отказе.
Однако материалами регистрационного дела подтверждается, что на государственную регистрацию представлены: копии решения Совета депутатов сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области от 25.01.2013 N 55/290, копии решения Совета депутатов сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области от 15.08.2013 N 66/334, копии газеты Красное Знамя N 39/2 от 05.10.2013, что подтверждается описями документов, принятых для оказания государственных услуг (т.1 л.д.45-47).
Из указанных документов следует, что земельные участки с КН 50:19:0000000:23789, 50:19:0000000:23790, 50:19:0000000:23788 заявителя включены в состав земель д.Вандово, сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области.
Управление Росреестра по Московской области необоснованно не приняло во внимание указанные документы.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план поселения содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.
Как указано выше, генеральный план утвержден и опубликован в установленном порядке.
Спорные земельные участки на основании вышеуказанных нормативных правовых актов были включены в границы населенного пункта - д.Вандово сельского поселения Старрузское Рузского района Московской области.
Таким образом, генеральный план поселения является достаточным основанием для изменения категории земельного участка, если данный земельный участок включен в границы населенного пункта. Генерального плана сельского поселения Старорузское утвержден и опубликован в установленном законом порядке.
Указанное соответствует правовой позиции, изложенной в определении ВС РФ от 06 августа 2015 года N 309-КП 5-8555, постановлении Арбитражного суда Московского округа от 09 сентября 2016 года N Ф05-12757/2016 по делу N А41-374/16.
Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области представлено решение Совета депутатов Рузского г.о. МО от 06.03.2019 N 337/35 "Об утверждении генерального плана Рузского г.о. МО", которым признан утратившим силу Генеральный план сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области от 25.01.2013 N 55/290, согласно которому спорные земельные участки расположены вне границ населенных пунктов, в функциональных зонах: СХ-3 - зона объектов сельскохозяйственного производства и зоны водных объектов, а также территории двойного учета, а также выкопировки из генерального плана Рузского г.о. МО.
Федеральным агентством лесного хозяйства представлены заключения ФГБУ "Рослесинфорг" N 3-5, согласно которым спорные земельные участки имеют наложение на земли лесного фонда, а потому отказ Управления Росреестра по МО в учете изменений объекта недвижимости они считают законным и обоснованным.
Однако, указанные документы не могут являться основанием для отказа в удовлетворении данного заявления, поскольку по правилам главы 24 АПК РФ оспариваемые ненормативные правовые акты, решения проверяются по обстоятельствам, имевшим место на момент вынесения ненормативных правовых актов, решений, и по основаниям, содержащимся в этих актах, решениях.
Между тем, факт наложения спорных земельных участков на земли лесного фонда согласно оспариваемым решениям основанием для отказа не является.
Учитывая изложенное, апелляционный суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу положений пункта 8 части 1 статьи 32 Федерального закона N 218-ФЗ "органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона N 218-ФЗ орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Отсутствие межведомственного информационного взаимодействия между органами государственной власти, в данном случае заинтересованным лицом, и органами местного самоуправления по осуществлению своих полномочий не должно нарушать права и законные интересы физических и юридических лиц.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований, апелляционный суд обязывает управление осуществить кадастровый учет изменении в сведениях о категории земельного участка.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на ответчика.
Руководствуясь частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 15 февраля 2019 года по делу N А41-84445/18 отменить
Признать недействительными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 12.11.2018 N МО-18/РКФ-522543, N МО-18/РКФ-522538, N МО-18/РКФ-522545 об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить кадастровый учет изменений в сведениях о категории земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0000000:23789, 50:19:0000000:23790, 50:19:0000000:23788 с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов".
Взыскать с Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Орион" судебные расходы по иску в размере 9 000 руб. 00 коп.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-84445/2018
Истец: ООО "Орион"
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации кадастра и картографии по МО
Третье лицо: Администрация Рузского городского округа Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Федеральное агенство лесного хозяйства, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации кадастра и картографии по МО
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10277/20
26.08.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13268/19
18.06.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5974/19
15.02.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-84445/18